Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Социально-педагогическая реабилитация и/или абилитации
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями сенсорных функций (зрения).
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Педагог-психолог |
Специалист по работе с семьей |
Дефектолог/тифлопедагог |
Социальный педагог |
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социально-педагогическая диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Педагог-психолог; Дефектолог/тифлопедагог |
- |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Педагог-психолог; Дефектолог/тифлопедагог |
Социальный педагог; Специалист по работе с семьей |
3. |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Педагог-психолог; Дефектолог/тифлопедагог |
Социальный педагог; Специалист по работе с семьей |
4. |
Практические коррекционно-развивающие занятия |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Педагог-психолог; Дефектолог/тифлопедагог |
Социальный педагог; Специалист по работе с семьей |
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Социально-педагогическая диагностика |
Первичная социально-педагогическая диагностика |
- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение ПМПК, педагогическая характеристика, заключение тифлопедагога, дефектолога и других специалистов); - сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования, включая адаптированные анкеты (в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля) с использованием оптических средств коррекции слабовидения (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.); при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя; - проведение педагогического (дефектологического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе, при необходимости с использованием оптических средств коррекции слабовидения (очки, электронные лупы, дистанционные лупы и др.), а также с применением вербальных или адаптированных форм диагностического материала (отрицательная контрастность (60 - 100 %), увеличенный размер изображений (с учетом возможностей остаточного зрения и возраста ребенка-инвалида) и др.) с опорой на слухоречевое и тактильное восприятие: - уровня развития у ребенка-инвалида базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, счета, письма и правильного чтения (с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости))) (в соответствии с возрастом); - уровня общей осведомленности и познавательной активности; - уровня обучаемости и усвоения новой информации ребенком-инвалидом; - предпочтений и интересов у ребенка-инвалида; - уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и др., как в устной, так и в письменной форме с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости); - уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме; - уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида; - умения пользоваться компьютерными технологиями для слепых или слабовидящих (при необходимости); - уровня владения ребенком-инвалидом рельефно-точечным шрифтом Брайля (при необходимости); - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида и др.; - формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего, в том числе: - оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку родительской компетенции по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; - разработку индивидуального плана социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в услугах тифлопедагога, а также в использовании TCP и ассистивных технологий и др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика |
- анкетирование и опрос ребенка-инвалида, включая адаптированные анкеты с использованием оптических средств коррекции слабовидения, при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя; - проведение педагогического (дефектологического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"); при необходимости с использованием оптических средств коррекции слабовидения, а также с применением вербальных или адаптированных форм диагностического материала с опорой на слухоречевое и тактильное восприятие: - уровня развития у ребенка-инвалида базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, счета, письма и правильного чтения (с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости)); - уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и др., как в устной, так и в письменной форме с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости); - уровня владения ребенка-инвалида коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме; - уровня общей осведомленности и познавательной активности; - уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида; - умения пользоваться компьютерными технологиями для слепых или слабовидящих (при необходимости); - уровня владения ребенком-инвалидом рельефно-точечным шрифтом Брайля (при необходимости); - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида и др.; - беседа с ребенком-инвалидом и/или родителем/законным представителем/уполномоченным представителем ребенка-инвалида с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-педагогической реабилитации; - формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего: - оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - оценку эффективности проведенного курса социально-педагогической реабилитации и/или абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики); - рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается); - оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации; - о различных вариантах получения общего и профессионального образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида, а также о возможности получения образования по специализированным образовательным программам: адаптированной образовательной программе (АОП), адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специальной индивидуальной программе развития (СИПР) и др.); - об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе обучение рельефно-точечному шрифту Брайля; - об ассистивных технологиях для обучения и TCP, в том числе приобретаемых за счет средств семьи ребенка-инвалида |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Консультирование |
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам: - подбора и использования специальных учебных пособий, TCP и вспомогательных устройств для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации; - разработки образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования; - выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступностью; - профилактики формализма и вербализма знаний; - социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (коррекции чтения, письма и др.), в том числе с целью повышения педагогической компетенции родителей/законных представителей/уполномоченных представителей ребенка-инвалида, а также диапазона и широты их знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведения обучающих занятий; - духовного воспитания и развития ребенка-инвалида; а также по различным вопросам, относящимся к социально-педагогической реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
4 |
|||
Диапазонный показатель |
2 - 6 |
|||
Практические коррекционно-развивающие занятия |
|
- достижение сотрудничества с ребенком-инвалидом и установление руководящего контроля во взаимодействии с ним; - формирование (восстановление) навыка произвольного поведения в процессе учебной деятельности (понимание и выполнение инструкций, выдерживание времени занятий в учебном режиме, длительного удержания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности и др.); - формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, чтение и письмо с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости)); - обучение и отработка навыков использования рельефно-точечного шрифта Брайля, в том числе с использованием компьютерных технологий; - развитие общей и мелкой моторики; - обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях; - формирование (восстановление) коммуникативных навыков, устной и письменной речи с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости); - обучение и отработка навыков использования TCP (устройства вербального дублирования информации, устройства сканирования текста с речевым выводом и др.) и ассистивных технологий для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации; - обучение пользованию современной мобильной техникой без зрительного контроля (невизуальная доступность приложений прослушивания книг в текстовом и аудио формате, социальных сетей, мессенджеров и др.); - обучение пользованию компьютерными технологиями для слепых и слабовидящих, в том числе электронными ресурсами (государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой и др.); - обучение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя методам социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов для самостоятельной организации занятий в домашних условиях |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
14 |
|||
Диапазонный показатель |
9 - 19 |
|||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
22 |
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
14 - 30 |
7. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социально-педагогической реабилитации и абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4 - 7 лет |
8 - 11 лет |
12 - 17 лет |
||
1. |
Социально-педагогическая диагностика |
2 x 60 |
2 x 60 |
2 x 60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Консультирование |
30 |
30 |
30 |
4. |
Практические занятия |
25 |
35 |
45 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам социально-педагогической диагностики, отражающее эффективность проведения реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Средства для тестирования и оценки психических функций организма |
04 25 06 |
Наборы диагностических методик, диагностические пособия |
Для диагностики |
2. |
Вспомогательные средства для тренировки (обучения) способности различать и сравнивать |
04 36 03 |
Лото "Количество", блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера, сортеры, наборы Монтессори, доски Сегена; дидактический модуль "Звуки воды" |
Для практических занятий |
3. |
Вспомогательные средства для тренировки и обучения способности ориентироваться |
04 36 06 |
Календари; звуковые и тактильные таймеры; обучающие часы с речевым выходом (в том числе тактильные); развивающие панели ("Времена года", "Месяцы" и др.); прибор "Ориентир"; конструкторы |
Для практических занятий |
4. |
Учебные средства для развития навыков письменной речи |
05 03 09 |
Тренажеры для письма, деревянные трафареты; тетради в крупную контрастную клетку/линейку для слабовидящих |
Для практических занятий |
5. |
Вспомогательные средства обучения способности читать и писать с помощью осязания пальцев |
05 06 03 |
Учебно-методические пособия, в том числе тактильно-звуковые (например, "Азбука для изучающих Брайль", "Алфавит Брайля", "Альбом рельефных прописных букв, цифр, знаков" и др.), грифели для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля; тетради и блокноты для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля |
Для практических занятий |
6. |
Вспомогательные средства обучения азбуке Брайля |
05 06 15 |
Грифели для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля; тетради и блокноты для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля; электронные Брайлевские самоучители |
Для практических занятий |
7. |
Вспомогательные средства обучения последовательности действий |
05 12 06 |
Развивающие наборы (например, "До и после", "Последовательность действий", "Что было сначала, что стало потом"), наборы сюжетных картинок, дидактические игры "Причина и следствие" |
Для практических занятий |
8. |
Вспомогательные средства обучения навыкам умозрительного восприятия |
05 12 12 |
Развивающие комплекты "Контрасты", "Пространственная ориентация"; прибор "Ориентир" |
Для практических занятий |
9. |
Вспомогательные средства обучения способности классифицировать |
05 12 15 |
Лото "Количество", блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера, различные сортеры, наборы Монтессори, доски Сегена; развивающие комплекты "Профессиональные ассоциации", "Пространственная ориентация" |
Для практических занятий |
10. |
Вспомогательные средства для раннего обучения способности считать |
05 15 03 |
Счетные палочки Кюизенера, счеты, кассы цифр и счетных материалов; тактильные цифры и математические знаки |
Для практических занятий |
11. |
Вспомогательные средства обучения способности понимать время |
05 15 09 |
Обучающие часы с речевым выходом (в том числе тактильные), тактильные и звуковые таймеры |
Для практических занятий |
12. |
Вспомогательные средства обучения способности обращаться с деньгами |
05 15 12 |
Дидактические игры с карточками товаров и муляжами денег (монет и банкнот разного достоинства), игровая касса |
Для практических занятий |
13. |
Вспомогательные средства обучения основам геометрии |
05 15 18 |
Линейки с тактильной разметкой; объемные геометрические фигуры; тифлоприбор "Графика"; геометрические сенсорные мешочки |
Для практических занятий |
14. |
Вспомогательные средства обучения социальному поведению |
05 27 06 |
Демонстрационные плакаты "Правила поведения", альбом "Социальные истории", дидактические карточки "Эмоции" |
Для практических занятий |
15. |
Устройства и программное обеспечение для текстовой и видеосвязи в режиме реального времени |
22 24 09 |
Смартфоны (современная мобильная техника) |
Для практических занятий |
16. |
Материалы для чтения с укрупненным шрифтом (не менее 16 кегля) |
22 30 06 |
Различные произведения литературы (художественной, научной, учебной и др.), напечатанные крупным плоскопечатным шрифтом; электронные книги с функцией увеличения текста; стационарные и портативные видеоувеличители |
Для практических занятий |
17. |
Тактильные материалы для чтения |
22 30 24 |
Различные произведения литературы (художественной, научной, учебной и др.), напечатанные рельефно-точечным шрифтом Брайля |
Для практических занятий |
18. |
Устройство для чтения электронных книг |
22 30 30 |
Стационарные и портативные тифлофлешплееры |
Для практических занятий |
19. |
Игрушки |
30 03 03 |
Игрушки, сделанные из различных материалов (дерево, пластик, ткань и др.), созданные для игр, не предполагающих определенные правила (например, наборы животных/овощей/предметов мебели, куклы, паровозы и т.п.); игровые модули; игровые наборы (например, набор инструментов, игровой набор "Кухня" и т.д.) |
Для практических занятий |
20. |
Игры |
30 03 09 |
Тактильные шашки, шахматы, нарды; различные головоломки и настольные игры (в том числе адаптированные, например, "Квиксо", "Патагон", "ОБО", "Кварто" и др.) |
Для практических занятий |
10. Примерный перечень методов, методик и методических приемов социально-педагогической реабилитации и/или абилитации:
Психолого-педагогическая диагностика:
1. Диагностика познавательного развития. Комплект материалов для обследования детей от 6 мес. до 10 лет (Е.А. Стребелева, С.Б. Лазуренко, А.В. Закрепина).
2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (методическое пособие с приложением альбома "Наглядный материал для обследования детей") (Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.).
3. Методика диагностики интеллектуального развития (Л.А. Венгер).
4. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).
5. Комплект диагностических методик для психодиагностики детей, имеющих особенности развития (Н.А. Разнадежина, Н.Н. Семенова).
6. Психолого-педагогическая диагностика (И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.).
Диагностика психологической готовности к школьному обучению:
7. Тест способности к обучению в школе (Г. Витцлак).
8. Ориентационный тест школьной зрелости (А. Керн, Я. Йирасек).
9. Психолого-педагогическая диагностика. Оценка готовности ребенка к началу школьного обучения (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
10. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 - 7 лет к школьному обучению (Н.И. Гуткина).
Коррекционные методики:
11. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Наглядный материал (Е.А. Стребелева).
12. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект (Е.М. Скотарева).
Книги и методические рекомендации по психолого-педагогической диагностике детей с нарушением функции зрения:
13. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха и зрения при проведении обследования ПМПК: методические рекомендации (И.А. Журавлева, В.С. Городицкая).
14. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения: методическое пособие (Л.Б. Осипова).
15. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения (Е.Н. Подколзина).
11. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-педагогической реабилитации и/или абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме
реабилитационные мероприятия реализованы частично
2) Качественная оценка динамических изменений социально-педагогического статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) способности к обучению, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Базовые компетенции (навыки и умения), необходимые для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, правильного чтения на языке письма и др.) |
|
|
Общая осведомленность и познавательная активность |
|
|
Уровень владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме |
|
|
Уровень развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида |
|
|
Умение пользования компьютерными технологиями для слепых или слабовидящих |
|
|
Педагогическая компетенция родителей по вопросам социально-педагогической реабилитации, получения образования ребенком-инвалидом |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-педагогической реабилитации и/или абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-педагогического статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-педагогический статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА
НЕТ
12. Показатели кратности мероприятий по социально-педагогической реабилитации и/или абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
2 |
1 - 3 |
Консультирование |
4 |
2 - 6 |
Практические занятия |
14 |
9 - 19 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
22 |
14 - 30 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.