Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V. Социокультурная реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды вследствие отдельных социально значимых инфекционных заболеваний, поствакцинальных осложнений, приведших к нарушениям различных функций организма.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Культорганизатор |
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по социокультурной реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социокультурная диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный или уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
3. |
Консультирование |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный или уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
4. |
Практические занятия |
Ребенок-инвалид |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
5. |
Организация посещения социокультурных досуговых мероприятий |
Ребенок-инвалид |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Культорганизатор |
6. |
Социокультурное просвещение |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный или уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социокультурной реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Социокультурная диагностика |
Первичная социокультурная диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социокультурной реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социокультурного анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя); - выявление уровня сформированности навыков эффективной коммуникации, планирования досуга, а также оценки уровня развития духовно-нравственных ценностей ребенка-инвалида в соответствии с возрастом; - определение уровня общей осведомленности ребенка-инвалида в культурно-досуговой сфере и искусстве; - выявление актуального уровня включенности ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду; - выявление существующих возможностей/барьеров для ребенка-инвалида в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и т.д.); - выявление интересов и предпочтений ребенка-инвалида в культурно-досуговой сфере; - определение культурных потребностей ребенка-инвалида; - опрос родителей/законных или уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня включенности ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду, развития его духовно-нравственных ценностей, а также в вопросах планирования досуга семьи в целом; - формирование заключения по результатам первичной социокультурной диагностики, содержащего, в том числе: оценку социокультурного статуса ребенка-инвалида как возможности полноценного взаимодействия в социокультурной среде, рационального проведения досуга (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку родительской компетенции по вопросам социокультурной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; разработку индивидуального плана социокультурной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования TCP и ассистивных технологий и др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социокультурная диагностика |
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя) с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по социокультурной реабилитации и абилитации; - тестовые задания для оценки степени сформированности навыков эффективной коммуникации, планирования досуга, уровня развития духовно-нравственных ценностей и др. (МКФ "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни", "Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь"), в соответствии с возрастом ребенка-инвалида; - опрос родителей/законных или уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня включенности ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду, развития его духовно-нравственных ценностей, а также в вопросах планирования досуга семьи в целом; - выявление неустраненных препятствий и барьеров в социокультурной жизнедеятельности (в культурно-досуговой сфере) у ребенка-инвалида; - формирование заключения по итогам повторной социокультурной диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку социокультурного статуса инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; оценку эффективности проведенного курса социокультурной реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социокультурной диагностики); рекомендации по дальнейшей социокультурной реабилитации и абилитации, информационной поддержке культурно-досуговой деятельности (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного или уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социокультурной реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и/или родителя/законного или уполномоченного представителя: - о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социокультурной реабилитации и абилитации для детей-инвалидов; - о доступных для ребенка-инвалида видах культурно-досуговой деятельности (посещение театров, концертов, зоопарков, экскурсий и т.д.); - о доступных для ребенка-инвалида видах творческой, в том числе публичной, деятельности (участие в театральных постановках, пение, танцы, декламирование стихов и др.); - о различных видах народного и декоративно-прикладного искусства, которыми может заниматься ребенок-инвалид по месту жительства; - об организациях, реализующих мероприятия по социокультурной реабилитации и абилитации для детей-инвалидов, в том числе о работе кружков по интересам, творческих мастерских, театральных студий и т.д.; - о деятельности сети инклюзивных творческих лабораторий; - о возможностях участия ребенка-инвалида в выставках, ярмарках, мероприятиях самодеятельного народного творчества, а также в смотрах, конкурсах, соревнованиях, играх и др.; - об организациях, осуществляющих деятельность в сфере безбарьерного туризма и др.; - о предстоящих культурно-досуговых мероприятиях регионального, Всероссийского, международного уровней и т.д. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
1 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
|||
Консультирование |
|
Проведение консультирования по вопросам: - проведения досуга (содействие в выборе театров, концертов, мероприятий), доступного для ребенка-инвалида; - процедуры реализации мероприятий по проведению досуга (запись в группы по интересам, выбор организации для досуговой деятельности и т.д.); - определения интересов ребенка-инвалида и связанных с ними направлений творческой деятельности; - реализации творческой продукции собственного изготовления (продажа изделий, публикации стихов, рассказов, выступления и т.д.); - самостоятельного планирования путешествий (в том числе рекреационного туризма): покупке путевок, самостоятельному бронированию билетов, отелей, оформлению виз и загранпаспортов; - по вопросам использования TCP и вспомогательных технических устройств для целей социокультурной реабилитации и абилитации (при необходимости); а также по различным вопросам, относящимся к социокультурной реабилитации и абилитации по запросу получателя мероприятия |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
1 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
|||
Практические занятия |
|
Проведение практических занятий, в том числе в формате тематических мастер-классов, в соответствии с возрастом ребенка-инвалида, направленных на: - коррекцию психоэмоциональной и личностной сфер методами социокультурной реабилитации (арт-терапия, библиотерапия, сказкотерапия, игровая терапия и др.); - снижение и профилактику психоэмоционального напряжения ребенка-инвалида посредством самовыражения в творчестве (обучение драматическому искусству, занятия лепкой, песочная терапия, танцевально-двигательная терапия и др.); - расширение опыта активного культурно-досугового поведения (обучение планированию и содержательному наполнению свободного времени ребенка-инвалида и членов его семьи); - развитие интеллектуально-познавательной сферы (расширение общего кругозора) ребенка-инвалида посредством участия в интеллектуально-досуговых мероприятиях (образовательных экскурсиях, литературных вечерах, тематических мероприятиях в планетариях, зоопарках, музеях и т.д.); - развитие и отработку навыков эффективной коммуникации, а также на формирование адаптивного социально-ролевого поведения посредством участия в культурно-досуговых мероприятиях (театральные постановки, социоролевые игры, творческие мастерские и клубы, и др.); - развитие духовно-нравственных ценностей ребенка-инвалида с целью привития социальных и морально-нравственных норм посредством совместного (группового) просмотра фильмов, спектаклей, прочтения художественных литературных произведений с последующим обсуждением в группе; - активизацию и развитие творческих способностей и творческого потенциала ребенка-инвалида средствами социокультурной реабилитации (арт-терапии, народно-прикладного искусства, танцетерапии, музыкотерапии и т.д.); - формирование эстетического отношения к окружающему миру и интереса к искусству и культурной жизни общества (показ художественных произведений разных эпох, знакомство с культурой и традициями разных народов, различными религиями и др.); - развитие творческих и ремесленных навыков у ребенка-инвалида с учетом его интересов и способностей, с целью создания материальных/нематериальных объектов (изделий, продуктов) и их рыночной реализации (как возможности достижения экономической независимости ребенка-инвалида); - занятия по использованию вспомогательных технологий для целей социокультурной реабилитации и абилитации (электронные текстовые гиды, визуальные карты музеев и др.) |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
14 |
|||
Диапазонный показатель |
9 - 19 |
|||
Организация посещения социокультурных досуговых мероприятий |
|
Реализация разнопрофильных досуговых программ в соответствии с возрастом ребенка (информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных и т.п.) в целях: - обеспечения активного досуга ребенка-инвалида посредством его участия в специально организованных мероприятиях, экскурсиях, выставках, а также посещения библиотек, театров, океанариумов, зоопарков (в том числе контактных); - приобщения к культурным, духовно-нравственным ценностям посредством просмотра специализированных театральных представлений, фильмов; - творческой инициативы и самореализации ребенка-инвалида посредством занятий декоративно-прикладным искусством (вязание, резьба по дереву, лепка и т.д.); - создания условий для возможности полноценного участия ребенка-инвалида в культурно-досуговых и массовых мероприятиях (праздниках, фестивалях, конкурсах); - формирования (восстановления) коммуникативных навыков, приобретения/накопления/поддержания опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
1 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
|||
Социокультурное просвещение |
|
Социокультурное просвещение в формате лектория, беседы, литературных вечеров, просмотра кинофильмов по различным тематикам, наглядной информации (стенды, брошюры, проспекты, буклеты и др.), а также посредством обеспечения детей-инвалидов, родителей/законных или уполномоченных представителей учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, кинопродукцией (в соответствии с возрастом ребенка-инвалида), в целях: - саморазвития, формирования реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида, в том числе посредством знакомства с биографией людей с инвалидностью, достигнувших высоких результатов в различных сферах культурной, общественной, спортивной, трудовой жизни и т.д.; - повышения мотивации к активному участию в культурной жизни общества, а также к изучению и освоению культурного наследия; - патриотического воспитания посредством знакомства с биографией выдающихся исторических личностей и их достижениями; - формирования экологической культуры; - профилактики социальной дезадаптации посредством повышения у ребенка-инвалида и его родителя/законного или уполномоченного представителя культурной грамотности и социокультурной компетенции, а также формирования потребности (мотивации) использовать эти знания для личностного роста и коммуникативной направленности и т.д. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
1 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
|||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
20 |
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
15 - 25 |
7. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социокультурной реабилитации и абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4 - 7 лет |
8 - 11 лет |
12 - 17 лет |
||
1. |
Социокультурная диагностика |
2 x 60 |
2 x 60 |
2 x 60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Консультирование |
30 |
30 |
30 |
4. |
Практические занятия |
25 |
35 |
45 |
5. |
Организация посещения социокультурных досуговых мероприятий |
45 |
60 |
60 |
6. |
Социокультурное просвещение |
40 |
50 |
60 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам социокультурной диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Вспомогательные средства обучения музыкальному искусству |
05 24 03 |
Гитара; балалайка; синтезатор; микрофон |
Для практических занятий |
2. |
Вспомогательные средства обучения черчению и рисованию |
05 24 06 |
Фломастеры; кисти; карандаши; линейки; циркуль; фигурные трафареты |
Для п |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.