Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Социально-психологическая реабилитация и/или абилитации
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями психических функций.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Медицинский психолог/психолог/педагог-психолог |
Врач-психотерапевт |
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по социально-психологической реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социально-психологическая диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
- |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
Врач-психотерапевт |
3. |
Психологическое консультирование: - индивидуально-личностное; - семейное |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
Врач-психотерапевт |
4. |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
Ребенок-инвалид |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
- |
5. |
Психологические тренинги |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
- |
6. |
Социально-психологическое просвещение |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
- |
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-психологической реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Социально-психологическая диагностика |
Первичная социально-психологическая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-психологической реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-психологического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя); - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью диагностических психологических методик (в том числе пато- и нейропсихологических 4 методик) и личностных тестов; - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций, интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сфер, а также нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики; - исследование общей и мелкой моторики нейропсихологическими методиками; - исследование общей и мелкой моторики методами аппаратно-программной диагностики; - исследование речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) у ребенка-инвалида при помощи нейропсихологических методик; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части формирования/коррекции когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам первичной социально-психологической диагностики, которое должно содержать, в том числе: - оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку родительской компетенции по вопросам социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; - разработку индивидуального плана социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с указанием объема конкретных мероприятий, их количества и др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социально-психологическая диагностика |
- анкетирование и опрос ребенка-инвалида (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя), в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-психологической реабилитации; - проведение психологического обследования для оценки уровня развития ВПФ, состояния психоэмоциональной сферы, степени сформированности коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и др. ребенка-инвалида (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения"), а именно: - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью пато- и нейропсихологических методик, а также личностных методик (опросники, тесты) с учетом принципа комплексности (всесторонности) обследования; - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций, интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сфер, а также нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики; - исследование общей и мелкой моторики нейропсихологическими методиками; - исследование общей и мелкой моторики методами аппаратно-программной диагностики; - исследование речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) у ребенка-инвалида с помощью нейропсихологических методик; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части формирования/коррекции когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-психологической диагностики ребенка-инвалида, которое должно содержать: - оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - оценку эффективности проведенного курса социально-психологической реабилитации (на основании анализа динамики количественных и качественных психологических показателей); - рекомендации по дальнейшей социально-психологической реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается); - оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-психологической реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-психологической реабилитации и абилитации; - об особенностях психоэмоционального функционирования ребенка-инвалида, обусловленных заболеванием; - об организациях, реализующих мероприятия по социально-психологической реабилитации, а также предоставляющих курсы психообразовательных занятий для родителей/законных представителей/уполномоченных представителей детей-инвалидов с нарушениями психических функций; - о различных аспектах социально-психологической реабилитации и абилитации, в том числе по запросу ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Психологическое консультирование |
Индивидуально-личностное психологическое консультирование |
Консультирование, направленное на проработку и решение обусловленных болезнью и инвалидностью проблем, включая: - формирование и коррекцию самосознания (внутренняя картина болезни и инвалидности); - формирование (восстановление) социальных навыков; - обучение навыкам сотрудничества у ребенка-инвалида и установление руководящего контроля в процессе взаимодействия с ним; - коррекцию пищевого поведения ребенка-инвалида; - коррекцию агрессивного (аутоагрессивного) и деструктивного поведения, включая обучение методам самокоррекции; - коррекцию стереотипий посредством их гашения, замещения и др.; - формирование (восстановление) функциональной и альтернативной коммуникации, в том числе посредством тренинга функциональной коммуникации; - коррекцию эмоциональной, мотивационной, ценностно-смысловой сфер, копинг-компетентности, уровня самооценки, обеспечивающих реабилитационную приверженность личности к активному участию в бытовой, образовательной, производственной, межличностной, культурно-досуговой, а также здоровьесберегающей деятельности и др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Семейное консультирование |
Консультирование, целью которого является решение проблем детско-родительских отношений и др. |
|
||
Итого |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Итого по мероприятию |
4 |
|||
Диапазонный показатель |
2 - 6 |
|||
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
|
- коррекция и развитие когнитивных функций посредством пато- и нейрокоррекционных методик; - коррекция и развитие когнитивных функций с использованием аппаратно-программных методов; - коррекция психоэмоциональной сферы психологическими и психотерапевтическими методами; - коррекция психоэмоциональной сферы аппаратно-программными методами; - формирование (восстановление) социальных навыков; - обучение навыкам сотрудничества и установление руководящего контроля; - коррекция агрессивного (аутоагрессивного) и деструктивного поведения, включая обучение методам самокоррекции; - коррекция пищевого поведения; - обучение ребенка-инвалида осознанию своих телесных границ в целях безопасности при взаимодействии с людьми, а также осознанию телесных границ других людей; - развитие мелкой и общей моторики, в том числе аппаратно-программными методами; - развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) различными психологическими и психотерапевтическими методами и др. |
|
Индивидуальная |
Итого по мероприятию |
7 |
|||
Диапазонный показатель |
4 - 10 |
|||
Психологические тренинги |
|
- формирование навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида с представителями социума; - обучение навыкам безопасного межличностного взаимодействия с учетом соблюдения личных (физических) границ; - развитие и личностный рост ребенка-инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и др.); - гармонизация детско-родительских отношений; - обучение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя методам и приемам формирования (восстановления) когнитивных и эмоционально-волевых функций у ребенка-инвалида в домашних условиях; - обучение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя психологическим приемам формирования у ребенка-инвалида реабилитационной приверженности, адекватной внутренней картины болезни и инвалидности; - формирование (восстановление) функциональной коммуникации посредством тренинга функциональной коммуникации; - проведение родительского тренинга по введению в АВА-терапию и др. |
|
Групповая |
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Социально-психологическое просвещение |
|
Социально-психологическое просвещение ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя посредством повышения психологической грамотности и социально-психологической компетенции, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера и др., в том числе с использованием раздаточного материала, вебинаров, лекций и др., в соответствии с возрастом ребенка: - саморазвитие, формирование реабилитационной приверженности, повышение мотивации к ведению здорового образа жизни; - информирование о возможностях и обучение навыкам активного участия в различных сферах социальных взаимодействий (быт, общение, учеба, трудоустройство, спортивная, культурно-досуговая самореализация и др.); - просвещение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя о важности поддержания собственного психологического благополучия и качества жизни (чувство ценности собственной жизни, важность удовлетворения собственных потребностей, решение собственных психоэмоциональных проблем в противовес фокусировки активности только на заботе о ребенке с инвалидностью и др.); - об особенностях детского возраста и методах гармонизации детско-родительских отношений для самостоятельного использования в домашних условиях, в том числе с рекомендацией списка соответствующей литературы и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
1 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
|||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
18 |
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
10 - 26 |
------------------------------
4Нейропсихологические методики могут использоваться в работе только медицинскими психологами.
------------------------------
7. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социально-бытовой реабилитации и абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4 - 7 лет |
8 - 11 лет |
12 - 17 лет |
||
1. |
Социально-психологическая диагностика |
2 x 60 |
2 x 60 |
2 x 60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Психологическое консультирование |
60 |
60 |
60 |
4. |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
25 |
35 |
45 |
5. |
Психологические тренинги |
40 |
50 |
60 |
6. |
Социально-психологическое просвещение |
60 |
60 |
60 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам социально-психологической диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Средства для тестирования и оценки психических функций организма, в том числе аппаратно-программными методами |
04 25 06 |
Наборы диагностических методик, диагностические пособия, аппаратно-программные комплексы ("Шуфрид", "БОСЛАБ") |
Для диагностики |
2. |
Вспомогательные средства для когнитивной (познавательной) терапии |
04 26 |
Развивающие наборы "Мемори", "Тренируй память", "Концентрация и внимание", "Пространственная ориентация" |
Для практических занятий |
3. |
Вспомогательные средства для тренировки (обучения) способности различать и сравнивать |
04 36 03 |
Дидактические модули "Сравнение цветов", "Звуки воды", аппаратно-программный-комплекс "Нирвана" |
Для практических занятий |
4. |
Вспомогательные средства для обучения (тренировки) сенсорной интеграции, включая сенсорную комнату и песочную терапию |
04 36 09 |
Сенсорная комната, световой стол для рисования песком, сенсорные мешочки, музыкальные инструменты, природные материалы для тренировки сенсорной дифференциации |
Для практических занятий |
5. |
Вспомогательные средства для тренировки памяти |
05 12 03 |
Развивающие комплекты "Парные картинки", "Тактильная память", "Распознавание по звуку", "Тренируй память"; настольная игра "Гобблет" |
Для практических занятий |
6. |
Вспомогательные средства обучения последовательности действий |
05 12 06 |
Развивающие комплекты "До и после", "Последовательности", "Раньше и сейчас"; Комплект "Что за чем и почему?" (методическое пособие) |
Для практических занятий |
7. |
Вспомогательные средства для тренировки внимания |
05 12 09 |
Развивающие комплекты "Найди ошибку", "Найди отличия", "Концентрация и внимание"; тренажеры для развития внимания ("Колибри"); головоломки, настольные игры |
Для практических занятий |
8. |
Вспомогательные средства обучения навыкам умозрительного восприятия |
05 12 12 |
Развивающие комплекты "Контрасты", "Пространственная ориентация" |
Для практических занятий |
9. |
Вспомогательные средства обучения способности классифицировать |
05 12 15 |
Развивающие комплекты "Пространственная ориентация", сортер "Геометрические фигуры" |
Для практических занятий |
10. |
Вспомогательные средства для развития способности понимать причину и следствие |
05 12 24 |
Развивающие наборы "Ассоциации", "До и после" |
Для практических занятий |
11. |
Средства для поддержания памяти |
22 27 16 |
Фитнесс-браслет, умная колонка с голосовым помощником, умный многоразовый планер |
Для практических занятий |
10. Примерный перечень методов, методик и методических приемов социально-психологической реабилитации и/или абилитации:
Диагностические методики:
Исследование когнитивных функций и интеллектуальной сферы:
1. Диагностическая батарея нейропсихологических тестов (А.Р. Лурия).
2. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте (Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева).
3. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста (Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева).
4. Методика диагностики интеллекта по тесту Векслера (WISC) (детский вариант).
5. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
6. Диагностический комплект Семаго для работы в сенсорной комнате (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
7. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
8. Теория и практика углубленной психологической диагностики. От раннего до подросткового возраста (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
9. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников (Т.В. Ахутина).
10. Диагностика развития зрительно-вербальных функций (Т.В. Ахутина).
11. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. Альбом (Т.В. Ахутина).
12. Методы нейропсихологического обследования детей 6 - 9 лет (Комплект: Монография + Приложение: протоколы обследования). Под общей редакцией Т.В. Ахутиной.
13. Методики исследования познавательных процессов у детей 4 - 6 лет (Н.Л. Белопольская).
14. Методики исследования познавательных процессов у детей 6 - 11 лет (Н.Л. Белопольская).
15. Исключение предметов (Четвертый лишний). Руководство по использованию + Стимульный материал (Н.Л. Белопольская).
16. Недостающие предметы: Психодиагностическая методика (Модификация методики Т.Н. Россолимо) (комплект) (Н.Л. Белопольская).
17. Экспериментальные методики патопсихологии (Комплект: Практическое руководство + Стимульный материал) (С.Я. Рубинштейн).
18. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Под редакцией Л.М. Шипицыной.
19. Методика классификации предметов. Практикум по психодиагностике (Л.Н. Собчик).
20. Диагностика умственных способностей детей. Психодиагностика (Т.А. Ратанова).
21. Тест для оценки мыслительных способностей "Прогрессивные матрицы Равена" (модификация Т.В. Розановой).
22. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников (ПД-Триада) (Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров, М.С. Певзнер).
23. Экспресс-диагностика в детском саду (Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко).
Исследование эмоциональной и личностной сферы:
24. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания (Н.Л. Белопольская).
25. Проективные методики ("Рисунок семьи", "Несуществующее животное", "Нарисуй человека", "Дом-Дерево-Человек" др.).
26. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).
27. Методика "Кактус" (М.А. Панфилова).
28. Детский апперцептивный тест (CAT) (Л. Беллак).
29. Тест фрустрационных реакций (С. Розенцвейг).
30. Методика "Особенности проявления воли дошкольников" (Р.М. Геворкян).
31. Шкала явной тревожности для детей (CMAS) (адаптация А.М. Прихожан).
32. Тест тревожности (В.М. Астапов).
33. Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки (детский вариант).
34. Опросник САН (методика и диагностика самочувствия, активности и настроения).
35. Методика диагностики самооценки (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).
36. Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан).
37. Методика измерения уровня тревожности (Дж. Тейлор, адаптация В.Г. Норакидзе).
38. Методика диагностики школьной тревожности (Б. Филипс).
39. Личностный опросник EPI (Г. Айзенк).
40. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла.
41. Патохарактерологический диагностический опросник (А.Е. Личко).
42. Опросник акцентуации личности (К. Леонгард).
43. Шкала депрессии (Т.Н. Балашова, О.П. Елисеев).
44. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях).
45. Цветовой тест отношений (А.М. Эткинд).
46. Цветовой тест М. Люшера.
47. Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPI).
48. Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер.
Исследование сферы межличностных взаимоотношений:
49. Метод социометри
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.