Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Социально-бытовая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды вследствие новообразований.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог 1 |
Юрист-консультант |
Архитектор (инженер) | |
Врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-детский онколог, врач-детский онколог-гематолог |
------------------------------
1При перечислении должностей специалистов через слеш (/) допустимо наличие в организации минимум одной из перечисленных должностей.
------------------------------
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социально-бытовая диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Архитектор (инженер), врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-детский онколог, врач-детский онколог-гематолог |
3. |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Архитектор (инженер), врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-детский онколог, врач-детский онколог-гематолог; Юрист-консультант |
4. |
Практические занятия |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-бытовой реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Социально-бытовая диагностика |
Первичная социально-бытовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и передвижение в жилом помещении (при необходимости) (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями и в приспособленных под нужды ребенка-инвалида помещениях (кухня, туалет, ванная комната и др.), устройствами и приспособлениями для одевания, обувания, устройствами для захватывания и зажимания (держателем для открытия и закрытия дверей, рукояткой для пользования шторами, жалюзи и др.)), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.); в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида; - опрос об умении пользоваться техническими средствами реабилитации (TCP) и ухаживать за ними (при необходимости); - определение уровня осведомленности о соблюдении санитарно-гигиенического режима (уход за кожей, своевременный прием гигиенических ванн, смена нательного белья и т.д.); режима питания, сна, отдыха; - выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом и в зависимости от имеющихся функциональных нарушений); - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и т.д.), целей и правил пользования TCP; - формирование заключения по результатам первичной социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе: - оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; разработку индивидуального плана социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества необходимости использования TCP и вспомогательных средств и др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социально-бытовая диагностика |
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, ориентации (МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность"), персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида; - опрос об умении пользоваться TCP и ухаживать за ними (при необходимости); - определение уровня осведомленности о соблюдении санитарно-гигиенического режима (уход за кожей, своевременный прием гигиенических ванн, смена нательного белья и т.д.); режима питания, сна, отдыха; - выявление неустраненных барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и т.д.), целей использования и правил эксплуатации TCP, а также в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида; - беседа с ребенком-инвалидом и/или родителем/законным представителем/ уполномоченным представителем с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации; - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-бытовой диагностики, которое должно содержать: - оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики); рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается); - оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов; - о специфике доброкачественных и/или злокачественных новообразований, в том числе онкогематологических, осложнениях и методах лечения (химиотерапия, лучевая терапия, хирургическое вмешательство, алопеция, побочные эффекты химиотерапии, малигнизация, криодеструкция и др.); - о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания с акцентом на необходимую общую дезинфекцию помещений и предметов обихода, препятствующую распространению и рецидиву инфекций, а также проведение ежедневной влажной уборки и проветривание помещений; - о принципах сбалансированного рациона питания, соблюдения санитарно-гигиенического режима, ведения дневника наблюдений (масса и температура тела; самочувствие, настроение), соблюдения режима приема назначенных медикаментов и т.д.; - о правилах безопасной жизнедеятельности ребенка-инвалида (аккуратное использование острых предметов, в том числе столовых приборов, с целью исключения потенциального риска травматизма); - о службе паллиативной помощи (об оказываемых услугах и др.) (при необходимости); - об имеющихся современных средствах реабилитации, TCP для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности); - о правилах ухода за TCP; - об адресах сервисных организаций; - об организациях, на базе которых организованы школы для детей-инвалидов вследствие новообразований и их родителей/законных представителей/уполномоченных представителей ("Школа для родителей детей-инвалидов", "Городская школа для родителей детей, страдающих онкологическими и гематологическими заболеваниями", "Школа пациентов" при НМИЦ онкологии Н.Н. Петрова и др.) и о возможности обучения в них указанной категории и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Консультирование |
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам: - получения и использования TCP и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе держатель для открытия и закрытия дверей, рукоятка для пользования шторами, жалюзи и др.); - приспособления к новым сторонам измененного функционирования ребенка-инвалида (соблюдение сбалансированного рациона питания, режима приема назначенных медикаментов, гигиенического режима, ведение дневника наблюдений (масса и температура тела; самочувствие, настроение); тщательное наблюдение за физиологическими отправлениями и т.д.); - обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту (с акцентом на необходимую общую дезинфекцию помещений и предметов обихода; аккуратное использование острых предметов, профилактику травм, падений и т.д.); - возникновения неотложных состояний (кровотечения, рвота и др.), осложнений (например, после химиотерапии) (при необходимости); - оказания паллиативной помощи ребенку-инвалиду (при необходимости); - адаптации жилого помещения ребенка-инвалида к его нуждам (оборудование жилого помещения поручнями и др.), а также составления модели квартиры по принципу универсального дизайна (с учетом размера кресла-коляски); - содействия в получении юридической помощи родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, услуги паллиативной помощи (при необходимости), реализация ИПРА, обеспечение TCP (оформление и получение, а также обслуживание и замена), льготы для детей-инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и т.д.) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста; а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации по запросу родителя/законного представителя/уполномоченного представителя |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
4 |
|||
Диапазонный показатель |
2 - 6 |
|||
Практические занятия |
|
- формирование (восстановление) навыков самостоятельного обслуживания в быту (приготовление и прием пищи, навыки личной гигиены и опрятности в быту, уборка кровати, помещения и т.д.), в том числе пользования и обслуживания TCP и ассистивных технологий с учетом специфики заболевания; - обучение санитарно-гигиеническим навыкам, а также формирование навыков сбалансированного рациона питания (приемы пищи 4 - 5 раз в день, включая витаминно-минеральные комплексы и т.д.); - обучение навыкам ведения дневника наблюдений (масса и температура тела; самочувствие, настроение); - обучение навыкам персональной сохранности в быту (аккуратное использование острых предметов и др.); - обучение ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя правилам общей дезинфекции помещений и предметов обихода в месте проживания и поддержания необходимого уровня чистоты и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
10 |
|||
Диапазонный показатель |
5 - 15 |
|||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
18 |
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
10 - 26 |
7. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социально-бытовой реабилитации и абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4 - 7 лет |
8 - 11 лет |
12 - 17 лет |
||
1. |
Социально-бытовая диагностика |
2 x 60 |
2 x 60 |
2 x 60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Консультирование |
30 |
30 |
30 |
4. |
Практические занятия |
25 |
35 |
45 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам социально-бытовой диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств 2 |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Приборы для предварительной обработки вдыхаемого воздуха |
04 03 03 |
УФ-обеззараживатели воздуха (кварцевые лампы, бактерицидные лампы, рециркуляторы); аэрофильтры; плазменные и электростатические очистители-ионизаторы |
Для демонстрационных целей |
2. |
Вспомогательные средства для принятия назначенных (предписанных) лекарств |
04 19 |
Инъекционные шприцы/иглы одноразового/многоразового использования; инфузионные насосы; аксессуары для парентерального (внутривенного) питания; приспособления для правильной установки и фиксации игл |
При необходимости |
3. |
Вспомогательные средства для измерения, дозирования или замены лекарства, помогающие установить правильную точную дозу используемых лекарств |
04 19 04 |
Таблетницы с секционным делителем; органайзер для лекарств |
Для демонстрационных целей |
4. |
Средства для обеспечения стерильности |
04 22 |
Стерилизаторы; контейнеры для дезинфекции; коробки стерилизационные |
Для демонстрационных целей |
5. |
Вспомогательные средства для измерения физических и физиологических характеристик человека |
04 24 21 |
Стетоскопы; фонендоскопы; градусники; тонометры |
Для демонстрационных целей |
6. |
Вспомогательные средства для поддержания и сохранения целостности тканей (биол.) |
04 33 |
Подушки и подстилки для сидений; матрацы и наматрацники; сигнальные устройства для предотвращения пролежней |
Для демонстрационных целей |
7. |
Вспомогательные средства обучения повседневной персональной деятельности |
05 33 06 |
Щеточки, ножницы, пилочки, наждачные бруски для ногтей; расчески и щетки для волос; сушилки для волос (фены); зубные щетки; зеркала для ухода за лицом |
Для практических занятий |
8. |
Вспомогательные средства обучения (тренировки) персональной мобильности |
05 33 09 |
Трости и палки для ходьбы; кресла-коляски с ручным приводом или с электроприводом |
Для демонстрационных целей |
9. |
Вспомогательные средства обучения домоводству |
05 33 12 |
Для приготовления пищи и напитков: кухонная посуда для варки продуктов; сковороды для жарки; чайники; духовые шкафы; микроволновые печи; электрические кухонные плиты; холодильники; морозилки. Для мытья посуды: кухонные раковины; губки для мытья посуды; сушилки для посуды. Для приема пищи и питья: тарелки; миски; кружки; стаканы; чашки; блюдца; столовые приборы; пробки; воронки. Для домашней уборки: совки; щетки; веники; губки; салфетки для удаления пыли; тряпки для протирки полов; пылесосы. Для изготовления и сохранения бытовых текстильных изделий: иголки; игольницы; нитки; стиральные машинки; утюги; гладильные доски; сушилки для белья |
Для практических занятий |
10. |
Вспомогательные средства для защиты (предохранения) дыхательных путей |
09 06 27 |
Респираторы; ватно-марлевые повязки; маски; полумаски |
Для демонстрационных целей |
11. |
Дезинфицирующие средства |
09 21 09 |
Антисептики для рук; антибактериальные салфетки; перекись водорода; средства для дезинфекции поверхностей |
Для демонстрационных целей |
12. |
Впитывающие средства при недержании одноразового использования для детей |
09 30 12 |
Пеленки; одноразовые подгузники |
Для демонстрационных целей |
13. |
Столы |
18 03 |
Обеденные столы; прикроватные столы; столы для рисования |
Для практических занятий |
14. |
Кресла |
18 09 03 |
Кресла с или без специального механизма, помогающего человеку вставать или садиться |
Для демонстрационных целей |
15. |
Постельные принадлежности |
18 12 15 |
Одеяла; подушки; предметы постельного белья (наволочки, простыни и т.д.); пледы |
Для практических занятий |
16. |
Мебель для хранения |
18 36 |
Полки; шкафы; аптечки |
Для практических занятий |
17. |
Системы мониторинга и позиционирования |
22 27 24 |
Радиосистема для удаленного прослушивания звуков (дыхание, голос) |
Для демонстрационных целей |
18. |
Вспомогательные средства, которые помогают планировать распорядок дня или деятельность |
22 27 33 |
Настенные календари; отрывные календари; дневники приема таблеток |
Для практических занятий |
------------------------------
2Наименование групп вспомогательных средств приведено в соответствии "ГОСТ Р ИСО 9999-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология".
------------------------------
10. Примерный перечень методов, методик и методических приемов социально-бытовой реабилитации и/или абилитации:
1. Механотерапия (метод реабилитации, основанный на выполнении пациентом комплексов лечебных, профилактических и восстановительных упражнений с помощью специальных средств - аппаратов и тренажеров):
- активная - выполнение реабилитантом всех упражнений на аппаратах и тренажерах самостоятельно;
- пассивная (роботизированная) - оборудование выполняет упражнения без участия пациента, разработка мышц происходит за счет движения элементов тренажера;
- активно-пассивная - тренажер выполняет движения, при этом реабилитант не пассивен, а вовлечен в процесс.
2. Эргокинезотерапия (объединяет в себе два метода (эрготерапию и кинезотерапию) и направлена на восстановление моторных и когнитивных функций посредством пассивных и активных движений).
3. Оккупационная (повседневная) терапия (лечение трудом) - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, выполнению трудовых операций (например, приготовление пищи); основной целью является социальная адаптация инвалида и ребенка-инвалида. В том числе сюда входят занятия по формированию навыков домоводства в условиях жилых модулей: "Санитарная комната", "Кухня", "Спальня":
- уход за одеждой, обувью, жильем (мытье и подметание полов, чистка ковра, мытье окон и др.);
- ручная и машинная стирка;
- глажка разных предметов одежды (брюки, пиджаки, футболка и др.);
- выполнение мелкого ремонта одежды (пришивание пуговиц), разных видов швов, накладывание заплаты, штопка;
- приготовление пищи (разные салаты, каши, супы, борщ, макароны, картофель, рыбу и др.);
- выполнение повседневной и праздничной сервировки стола;
- безопасное пользование электроплитами и другими бытовыми приборам и др.
4. Программа "Школа родителей" (информирование родителя/законного представителя/уполномоченного представителя о специфике доброкачественных и/или злокачественных новообразований, в том числе онкогематологических; оказываемой медицинской, юридической помощи (например, регламент лечения по ОМС) и др.).
11. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-бытовой реабилитации и/или абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
_ реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме
_ реабилитационные мероприятия реализованы частично
2) Качественная оценка динамических изменений социально-бытового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) способности к самообслуживанию в быту, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Навыки самостоятельного обслуживания в быту |
|
|
Навыки персональной сохранности в быту |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-бытовой реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-бытовой реабилитации и/или абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-бытового статуса:
_ |
положительный реабилитационный результат |
_ |
социально-бытовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
|
|
_ |
социально-бытовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
_ |
отрицательный реабилитационный результат |
_ |
социально-бытовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА
НЕТ
12. Показатели кратности мероприятий по социально-бытовой реабилитации и/или абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный 3 |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
2 |
1 - 3 |
Консультирование |
4 |
2 - 6 |
Практические занятия |
10 |
5 - 15 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
18 |
10 - 26 |
------------------------------
3Диапазонный показатель - это интервал реабилитационных мероприятий, минимальное и максимальное значения, внутри которого не могут изменяться. Количество мероприятий для ребенка-инвалида выбирается в рамках установленных пороговых значений и зависит от индивидуальных потребностей конкретного ребенка-инвалида, его психофизиологических возможностей, сохранности/утраты необходимых умений и навыков, определяемых специалистом на первичной диагностике.
Следует учитывать, что суммарное количество мероприятий по всем направлениям реабилитации и абилитации (социально-бытовой, социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социокультурной, профессиональной ориентации, АФК) должно составлять 120 мероприятий .
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.