Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Социально-бытовая реабилитация и/или абилитации
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с аномальными отверстиями (стомами) пищеварительного тракта, дыхательной, мочевыделительной системы.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог 1 |
Юрист-консультант |
Врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-невролог, врач - детский уролог-андролог, врач-гастроэнтеролог, врач-пульмонолог |
------------------------------
1При перечислении должностей специалистов через слеш (/) допустимо наличие в организации минимум одной из перечисленных должностей.
------------------------------
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социально-бытовая диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-невролог, врач - детский уролог-андролог, врач-гастроэнтеролог, врач-пульмонолог |
3. |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-невролог, врач - детский уролог-андролог, врач-гастроэнтеролог, врач-пульмонолог; Юрист-консультант |
4. |
Практические занятия |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-бытовой реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Социально-бытовая диагностика |
Первичная социально-бытовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий (навыки личной гигиены, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, умение пользоваться бытовыми приборами др.), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.) в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида; - опрос об умении пользоваться TCP и ухаживать за ними (калоприемники и уроприемники, средства для защиты и очищения кожи при стоме); - определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты, лекарственной терапии (дробное питание небольшими порциями; тщательное пережевывание; ограничение употребления соли; продуктов, послабляющих/закрепляющих стул, вызывающих газообразование; исключение острой пищи; соблюдение правильного питьевого режима; своевременный прием ферментов); - определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, адекватных физических нагрузок; - определение уровня осведомленности о возможностях адаптации жилого помещения к нуждам ребенка-инвалида (профилактика травматизма); - выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом); - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и т.д.), целей и правил пользования TCP и др.; - формирование заключения по результатам первичной социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе: - оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; - разработку индивидуального плана социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования TCP и ассистивных технологий др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социально-бытовая диагностика |
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, ориентации (МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида; - опрос об умении пользоваться TCP и ухаживать за ними (калоприемники и уроприемники, средства для защиты и очищения кожи при стоме и др.); - определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты, лекарственной терапии (дробное питание небольшими порциями; тщательное пережевывание; ограничение употребления соли; продуктов, послабляющих/закрепляющих стул, вызывающих газообразование; исключение острой пищи; соблюдение правильного питьевого режима; своевременный прием ферментов); - определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, соблюдения адекватных физических нагрузок; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и т.д.), использования и правил эксплуатации TCP, а также в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида; - беседа с ребенком-инвалидом и/или родителем/законным представителем/уполномоченным представителем с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации; - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-бытовой диагностики, которое должно содержать: оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики); рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается); - оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов; - о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания, соблюдении санитарно-гигиенического режима (прием душа со стомой, дезинфекция кожи, утилизация отходов); - о необходимости соблюдения режима питания, рекомендуемой диеты, правильного питьевого режима, режима сна и отдыха, щадящих физических нагрузок; - о необходимости самоконтроля за стомой (регулярный осмотр кожных покровов, швов, размеров и положения стомы, отделяемого по стоме); - об опасностях возникновения осложнений при стоме (кровотечение, некроз, пролапс, стеноз, грыжа, дерматит, инфекционные осложнения и др.); - об обучении в рамках "Школы стомированных пациентов"; - об имеющихся современных средствах реабилитации, TCP под нужды ребенка-инвалида (стомные мешки, аксессуары по уходу за стомой и др.); - о правилах ухода за TCP и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
4 |
|||
Диапазонный показатель |
3 - 5 |
|||
Консультирование |
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам: - обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту (профилактика ударов, падений со стомой и т.д.); - использования TCP (калоприемники и уроприемники, средства для защиты и очищения кожи при стоме) для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации; - содействия в получении юридической помощи родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение TCP (оформление и получение, а также обслуживание и замена), льготы для детей-инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и т.д.) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста; а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации по запросу получателя мероприятия |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
6 |
|||
Диапазонный показатель |
4 - 8 |
|||
Практические занятия |
|
Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида направлены на: - формирование (восстановление) навыков самостоятельного обслуживания в быту, в том числе соблюдения личной гигиены, пользования и обслуживания TCP (смена калоприемника/уроприемника, ирригация кишечника, правильная утилизация отходов, регулярная уборка помещения и др.); - обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и т.д.); - обучение навыкам ведения "Дневника самоконтроля" при стоме (например, "Дневник питания"); - обучение самостоятельному изготовлению, фиксации и смене прокладок при стоме; - обучение навыкам правильного ухода за кожей вокруг стомы; - обучение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя правилам ухода за TCP в процессе их использования ребенком-инвалидом (замена калоприемника, уроприемника, трахеостомической трубки и др.); - обучение навыкам персональной сохранности в быту в рамках "Школы для родителей детей-инвалидов" и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
15 |
|||
Диапазонный показатель |
10 - 20 |
|||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИТИЙ |
27 |
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
19 - 35 |
7. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социально-бытовой реабилитации и абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4 - 7 лет |
8 - 11 лет |
12 - 17 лет |
||
1. |
Социально-бытовая диагностика |
2 x 60 |
2 x 60 |
2 x 60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Консультирование |
30 |
30 |
30 |
4. |
Практические занятия |
25 |
35 |
45 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам социально-бытовой диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств 2 |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Приспособления для ухода после трахеостомии |
09 15 12 |
Щетки и тампоны для очистки трахеостомической трубки; салфетки для ухода и защиты трахеостомы; соединительные насадки; фильтры; бандажи |
Для демонстрационных целей |
2. |
Вспомогательные средства ухода за кишечными и мочевыми стомами |
09 18 |
Однокомпонентные калоприемники и уроприемники; пояса для фиксации калоприемников и мочеприемников; зажимы для калоприемников; стомные мешки; чехлы для стомных мешков; дренажные системы; трубки; ирригационные системы; защитные экраны для стомы; тампоны; пластыри для стомы; специальные средства для герметизации, выравнивания и защиты кожи вокруг стомы; средства для нейтрализации запаха |
Для демонстрационных целей |
3. |
Средства для защиты кожи и очищения кожи |
09 21 |
Очистители для удаления адгезивов; очистители для кожи; дезинфицирующие средства; изолирующие материалы; защитные вещества для кожи |
Для демонстрационных целей |
------------------------------
2Наименование групп вспомогательных средств приведено в соответствии "ГОСТ Р ИСО 9999-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология".
------------------------------
10. Примерный перечень методов, методик и методических приемов социально-бытовой реабилитации и/или абилитации:
1. Оккупационная (повседневная) терапия (лечение трудом) - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, выполнения трудовых операций (например, приготовление пищи); основной целью является социальная адаптация инвалида и ребенка-инвалида. В том числе сюда входят занятия по формированию навыков домоводства в условиях жилых модулей: "Санитарная комната", "Спальня":
- уход за одеждой, постельными принадлежностями, жильем (мытье и подметание полов, смена постельного белья, утилизация отходов и др.);
- уход за телом (гигиенический туалет стомы, дезинфекция кожи вокруг стомы).
2. Пособия для рекомендации детям-инвалидам и родителям/законным представителям/уполномоченным представителям детей-инвалидов со стомами:
- Как дальше быть, или краткое пособие по уходу за стомами в помощь родителям особенных малышей и младшему и среднему медицинскому персоналу (Ю. Логунова);
- Уход за стомой: Актуальные вопросы и практические советы для детей и родителей (А.Г. Маннанов, Е.Ю. Ермоленко);
- Уход за стомами (О.Н. Выговская, Т.В. Ган);
- Руководство для стомированных больных (В.И. Помазкин);
- Пособие для стомированных пациентов (Ю.В. Мансуров).
11. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-бытовой реабилитации и/или абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
_ реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме
_ реабилитационные мероприятия реализованы частично
2) Качественная оценка динамических изменений социально-бытового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) способности к самообслуживанию в быту, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Навыки самостоятельного обслуживания в быту |
|
|
Навыки персональной сохранности в быту |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-бытовой реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-бытовой реабилитации и/или абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-бытового статуса:
_ |
положительный реабилитационный результат |
_ |
социально-бытовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
|
|
_ |
социально-бытовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
_ |
отрицательный реабилитационный результат |
_ |
социально-бытовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА
НЕТ
12. Показатели кратности мероприятий по социально-бытовой реабилитации и/или абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный 3 |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
4 |
3 - 5 |
Консультирование |
6 |
4 - 8 |
Практические занятия |
15 |
10 - 20 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
27 |
19 - 35 |
------------------------------
3Диапазонный показатель - это интервал реабилитационных мероприятий, минимальное и максимальное значения, внутри которого не могут изменяться. Количество мероприятий для ребенка-инвалида выбирается в рамках установленных пороговых значений и зависит от индивидуальных потребностей конкретного ребенка-инвалида, его психофизиологических возможностей, сохранности/утраты необходимых умений и навыков, определяемых специалистом на первичной диагностике.
Следует учитывать, что суммарное количество мероприятий по всем направлениям реабилитации и абилитации (социально-бытовой, социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социокультурной, профессиональной ориентации, АФК) должно составлять 120 мероприятий .
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.