Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V. Социокультурная реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями языковых и речевых функций различного генеза, не включенные в другие целевые реабилитационные группы.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Культорганизатор |
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по социокультурной реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социокультурная диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
3. |
Консультирование |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
4. |
Практические занятия |
Ребенок-инвалид |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
5. |
Организация посещения социокультурных досуговых мероприятий |
Ребенок-инвалид |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Культорганизатор |
6. |
Социокультурное просвещение |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
5. Условия реализации мероприятий: полустационарная форма.
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социокультурной реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Социокультурная диагностика |
Первичная социокультурная диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социокультурной реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социокультурного анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя), анкетирования (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью); - выявление уровня сформированности навыков эффективной коммуникации, планирования досуга, а также оценки уровня развития духовно-нравственных ценностей ребенка-инвалида в соответствии с возрастом; - определение уровня общей осведомленности ребенка-инвалида в культурно-досуговой сфере и искусстве; - выявление актуального уровня включенности ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду; - выявление существующих возможностей/барьеров для ребенка-инвалида в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и т.д.); - выявление интересов и предпочтений ребенка-инвалида в культурно-досуговой сфере; - определение культурных потребностей ребенка-инвалида; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня включенности ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду, развития его духовно-нравственных ценностей, а также в вопросах планирования досуга семьи в целом; - формирование заключения по результатам первичной социокультурной диагностики, содержащего, в том числе: - оценку социокультурного статуса ребенка-инвалида как возможности полноценного взаимодействия в социокультурной среде, рационального проведения досуга (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку родительской компетенции по вопросам социокультурной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; - разработку индивидуального плана социокультурной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в полустационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования TCP и ассистивных технологий и др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социокультурная диагностика |
- беседа с ребенком-инвалидом и/или родителем/законным представителем/уполномоченным представителем и анкетирование (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью) с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социокультурной реабилитации и абилитации; - тестовые задания для оценки степени сформированности навыков эффективной коммуникации, планирования досуга, уровня развития духовно-нравственных ценностей и др. (МКФ "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни", "Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь"), в соответствии с возрастом ребенка-инвалида; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня включенности ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду, развития его духовно-нравственных ценностей, а также в вопросах планирования досуга семьи в целом; - выявление неустраненных препятствий и барьеров в социокультурной жизнедеятельности (в культурно-досуговой сфере) у ребенка-инвалида; - формирование заключения по итогам повторной социокультурной диагностики ребенка-инвалида, содержащего: - оценку социокультурного статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - оценку эффективности проведенного курса социокультурной реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социокультурной диагностики); - рекомендации по дальнейшей социокультурной реабилитации и абилитации, информационной поддержке культурно-досуговой деятельности (нуждается/не нуждается); - оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социокультурной реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/ законного представителя/ уполномоченного представителя: - изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социокультурной реабилитации и абилитации для детей-инвалидов; - о доступных для ребенка-инвалида видах культурно-досуговой деятельности; - о доступных для ребенка-инвалида видах творческой, в том числе публичной, деятельности (участие в театральных постановках, пение, танцы, декламирование стихов и др.); - о различных видах народного и декоративно-прикладного искусства, которыми может заниматься ребенок-инвалид по месту жительства; - об организациях, в которых ребенок-инвалид может получить услуги по социокультурной реабилитации и абилитации, в том числе о работе кружков по интересам, творческих мастерских, театральных студий и т.д.; - о возможностях участия ребенка-инвалида в выставках, ярмарках, мероприятиях самодеятельного народного творчества, а также в смотрах, конкурсах, соревнованиях, играх и др.; - об организациях, осуществляющих деятельность в сфере безбарьерного туризма и др.; - о предстоящих культурно-досуговых мероприятиях регионального, Всероссийского, международного уровней и т.д. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Консультирование |
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам: - проведения досуга (содействие в выборе театров, концертов, мероприятий), доступного для ребенка-инвалида; - процедуры получения услуг по проведению досуга (запись в группы по интересам, выбор организации для досуговой деятельности и т.д.); - определения интересов ребенка-инвалида и связанных с ними направлений творческой деятельности и др.; - реализации творческой продукции собственного изготовления (продажа изделий, публикации стихов, рассказов, выступления и т.д.); - самостоятельного планирования путешествий (в том числе рекреационного туризма): покупке путевок, самостоятельному бронированию билетов, отелей, оформлению виз и загранпаспортов; а также по различным вопросам, относящимся к социокультурной реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
4 |
|||
Диапазонный показатель |
3 - 5 |
|||
Практические занятия |
|
Проведение практических занятий, в том числе в формате тематических мастер-классов, в соответствии с возрастом ребенка-инвалида направленных на: - коррекцию психоэмоциональной и личностной сфер методами социокультурной реабилитации (арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, игровая терапия и др.); - снижение и профилактику психоэмоционального напряжения ребенка-инвалида посредством самовыражения в творчестве (обучение драматическое искусству, занятия лепкой, песочная терапия, танцевально-двигательная терапия и др.); - расширение опыта активного культурно-досугового поведения (обучение планированию и содержательному наполнению свободного времени ребенка-инвалида и членов его семьи); - развитие интеллектуально-познавательной сферы (расширение общего кругозора) ребенка-инвалида посредством участия в интеллектуально-досуговых мероприятиях (образовательных экскурсиях, литературных вечерах, тематических мероприятиях в планетариях, зоопарках, музеях и т.д.); - развитие и отработку навыков эффективной коммуникации, а также на формирование адаптивного социально-ролевого поведения посредством участия в культурно-досуговых мероприятиях (театральные постановки, социо-ролевые игры, творческие мастерские и клубы, и др.); - развитие духовно-нравственных ценностей ребенка-инвалида с целью привития социальных и морально-нравственных норм посредством совместного (группового) просмотра и осуществления параллельного смыслового анализа фильмов, спектаклей, прочтения художественных литературных произведений с последующим обсуждением в группе; - активизацию и развитие творческих способностей и творческого потенциала ребенка-инвалида средствами социокультурной реабилитации (арт-терапии, народно-прикладного искусства, танцетерапии, музыкотерапии и т.д.); - формирование эстетического отношения к окружающему миру и интереса к искусству и культурной жизни общества (показ художественных произведений разных эпох, знакомство с культурой и традициями разных народов, различными религиями и др.); - развитие творческих и ремесленных навыков у ребенка-инвалида с учетом его интересов и способностей, с целью создания материальных/нематериальных объектов (изделий, продуктов) и их рыночной реализации (как возможности достижения экономической независимости ребенка-инвалида); - занятия по использованию вспомогательных технологий для целей социокультурной реабилитации и абилитации (электронные текстовые гиды, визуальные карты музеев и др.) |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
14 |
|||
Диапазонный показатель |
9 - 19 |
|||
Организация посещения социокультурных досуговых мероприятий |
|
Реализация разнопрофильных досуговых программ в соответствии с возрастом ребенка (информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных и т.п.) в целях: - обеспечения активного досуга ребенка-инвалида посредством его участия в специально организованных мероприятиях, экскурсиях, выставках, а также посещения библиотек, театров, океанариумов, зоопарков (в том числе контактных); - приобщения к культурным, духовно-нравственным ценностям посредством просмотра специализированных театральных представлений, фильмов; - творческой инициативы и самореализации ребенка-инвалида посредством занятий декоративно-прикладным искусством (вязание, резьба по дереву, лепка и т.д.); - создания условий для возможности полноценного участия ребенка-инвалида в культурно-досуговых и массовых мероприятиях (праздниках, фестивалях, конкурсах); - формирования (восстановления) коммуникативных навыков, приобретения/накопления/поддержания опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
1 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
|||
Социокультурное просвещение |
|
Социокультурное просвещение в формате лектория, беседы, литературных вечеров, просмотра кинофильмов по различным тематикам, наглядной информации (стенды, брошюры, проспекты, буклеты и др.), а также посредством обеспечения детей-инвалидов, родителей/законных представителей/уполномоченных представителей учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, кинопродукцией (в соответствии с возрастом ребенка-инвалида), в целях: - саморазвития, формирования реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида, в том числе посредством знакомства с биографией людей с инвалидностью, достигнувших высоких результатов в различных сферах культурной, общественной, спортивной, трудовой жизни и т.д.; - повышения мотивации к активному участию в культурной жизни общества, а также к изучению и освоению культурного наследия; - патриотического воспитания посредством знакомства с биографией выдающихся исторических личностей и их достижениями; - формирования экологической культуры; - профилактики социальной дезадаптации посредством повышения у ребенка-инвалида и его родителей/законных представителей/уполномоченных представителей культурной грамотности и социокультурной компетенции, а также формирования потребности (мотивации) использовать эти знания для личностного роста и коммуникативной направленности и т.д. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
1 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
|||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
24 |
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
17 - 31 |
7. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социокультурной реабилитации и абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4 - 7 лет |
8 - 11 лет |
12 - 17 лет |
||
1. |
Социокультурная диагностика |
2 x 60 |
2 x 60 |
2 х 60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Консультирование |
30 |
30 |
30 |
4. |
Практические занятия |
25 |
35 |
45 |
5. |
Организация посещения социокультурных досуговых мероприятий |
45 |
60 |
60 |
6. |
Социокультурное просвещение |
40 |
50 |
60 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам социокультурной диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Вспомогательные средства обучения музыкальному искусству |
05 24 03 |
Барабан, музыкальные колокольчики, тамбурин, гитара, флейта, балалайка, синтезатор |
Для практических занятий |
2. |
Вспомогательные средства обучения черчению и рисованию |
05 24 06 |
Мольберты, холсты, кисти, наборы фломастеров и цветных карандашей, гуашь, акварель, пастель, линейки, транспортиры, альбомы для рисования и черчения |
Для практических занятий |
3. |
Вспомогательные средства обучения драматическому искусству и танцам |
05 24 09 |
Костюмы, декорации, хореографический станок |
Для практических занятий |
4. |
Вспомогательные средства обучения навыкам активного отдыха |
05 27 03 |
Дартс, городки, футбольные/волейбольные мячи, ракетки и сетка для настольного тенниса |
Для практических занятий |
5. |
Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура |
22 18 03 |
Музыкальные пластинки, радио, магнитофон, музыкальные центры, CD-плееры |
Для практических занятий, социокультурного просвещения |
6. |
Видеозаписывающая и видеовоспроизводящая аппаратура |
22 18 06 |
Телевизоры, видеокамеры, CD-диски, проекторы, внешние накопители информации |
Для практических занятий, социокультурного просвещения |
7. |
Телевизоры |
22 18 15 |
Телевизор |
Для практических занятий, социокультурного просвещения |
8. |
Игрушки |
30 03 03 |
Игрушки, сделанные из различных материалов (дерево, пластик, ткань и др.), созданные для игр, не предполагающих определенные правила (например, наборы животных/овощей/предметов мебели, куклы, паровозы и т.п.); игровые модули; игровые наборы (например, набор инструментов, игровой набор "Кухня" и т.д.) |
Для практических занятий |
9. |
Вспомогательные средства для исполнения музыкальных произведений и сочинения музыки |
30 12 |
Метроном, нотные тетради |
Для практических занятий |
10. |
Инструменты, материалы и оборудование для ручных работ с другими материалами |
30 18 18 |
Наборы для шитья, росписи по дереву, плетения корзин, глина и паста для лепки, наборы для плетения бусинами (бисером) |
Для практических занятий |
10. Примерный перечень методов, методик и методических приемов социокультурной реабилитации и/или абилитации:
Диагностические методики:
- "Сфера интересов" (О.И. Мотков);
- "Карта одаренности" (А.И. Савенков).
Методы и направления, используемые при реализации мероприятий по социокультурной реабилитации и абилитации:
Арт-терапия - направление, в котором решение различных социокультурных задач происходит через процесс творчества как в активной форме (творчество своими руками), так и в пассивной (посещение культурно-досуговых мероприятий, просмотр фильмов и т.д.). Здесь можно отметить основные направления:
- Изотерапия - метод, основанный на использовании изобразительного искусства в решении коррекционных задач посредством проведения творческих занятий изобразительным искусством и эстетического восприятия, а также непосредственного участия ребенка в изобразительном творчестве;
- Музыкотерапия - метод оздоровительного воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека с целью нормализации эмоционального фона, раскрытия творческих возможностей, преодоления сложных жизненных ситуаций;
- Танцевально-двигательная терапия - направление, в котором используется танцевальное движение для развития физической, социальной и эмоциональной жизни ребенка-индивида;
- Сказкотерапия - метод арт-терапии, направленный не только на коррекцию поведения, избавление от нежелательных привычек, страхов и комплексов, но и на развитие многогранной, разносторонней личности ребенка посредством коллективного сочинения сказочных историй (с родителями, с другими детьми), рисования или лепки из пластилина волшебных героев, придумывания завершений предложенных сказочных сюжетов и др.;
- Библиотерапия - метод использования творческих искусств, который включает в себя рассказывание историй или чтение художественных материалов - произведений различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки и т.д.), поэзия (стихи, поэмы), в том числе с целью развития творческих способностей;
- Игротерапия - метод коррекции эмоциональной сферы и поведения детей посредством "проживания" волнующих их ситуаций и проигрывания различных социальных ролей в процессе игрового взаимодействия;
- Песочная терапия - метод работы с песком с целью самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, обучения его способам выражения чувств, эмоций, переживаний.
11. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социокультурной реабилитации и/или абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социокультурной диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме
реабилитационные мероприятия реализованы частично по запросу
2) Качественная оценка динамических изменений социокультурного статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) социокультурных компетенций ребенка-инвалида, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Общая осведомленность ребенка-инвалида в культурно-досуговой сфере и искусстве |
|
|
Включенность ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду |
|
|
Рационализация проведения досуга |
|
|
Навык взаимодействия и эффективной коммуникации в социокультурной среде |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социокультурной реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социокультурной реабилитации и/или абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социокультурного статуса:
положительный реабилитационный результат |
социокультурный статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социокультурный статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социокультурный статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА
НЕТ
12. Показатели кратности мероприятий по социокультурной реабилитации и/или абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
2 |
1 - 3 |
Консультирование |
4 |
3 - 5 |
Практические занятия |
14 |
9 - 19 |
Досуговые мероприятия |
1 |
1 - 2 |
Просвещение |
1 |
1 - 2 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
24 |
17 - 31 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.