Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VII. Адаптивная физическая культура (АФК)
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными комбинированными нарушениями сенсорных функций (слуха и зрения).
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту/ инструктор-методист по адаптивной физической культуре и по адаптивному спорту 8 |
Врач по лечебной физкультуре |
Тифлосурдопереводчик |
------------------------------
8Приказ Минтруда России N 197н от 2 апреля 2019 г. Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту".
------------------------------
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по АФК |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту/ инструктор-методист по адаптивной физической культуре и по адаптивному спорту |
Врач по лечебной физкультуре; Тифлосурдопереводчик (при необходимости) |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту/ инструктор-методист по адаптивной физической культуре и по адаптивному спорту |
Врач по лечебной физкультуре; Тифлосурдопереводчик (при необходимости) |
3. |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту/ инструктор-методист по адаптивной физической культуре и по адаптивному спорту |
Врач по лечебной физкультуре; Тифлосурдопереводчик (при необходимости) |
4. |
Практические занятия |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту/ инструктор-методист по адаптивной физической культуре и по адаптивному спорту |
Тифлосурдопереводчик (при необходимости) |
5. Условия реализации мероприятий: полустационарная форма.
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по реабилитации и/или абилитации детей-инвалидов методами адаптивной физической культуры:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Диагностика |
Первичная диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в информировании и консультировании ребенка-инвалида и его родителей/законных представителей/уполномоченных представителей по вопросам АФК и адаптивного спорта в ИПРА ребенка-инвалида, а также по отсутствию у него медицинских противопоказаний для занятий по программе АФК; - сбор анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) с целью определения индивидуальных потребностей в области развития физических и жизненно важных навыков; - проведение исследования: - мобильности (изменение позы тела при положениях лежа, на корточках или на коленях, сидя или стоя, наклон и перемещение центра тяжести; нахождение в положении лежа, на корточках, на коленях, стоя и сидя; ходьба по различным поверхностям, вокруг препятствий; бег; прыжки; ползание; преодоление препятствий, в том числе в пределах своего жилища; ходьба и передвижение в пределах своего жилища и вне его (на короткие или длинные расстояния) и другие сочетания двигательной активности), в том числе с использованием высокотехнологического оборудования; - способности к манипулированию предметами и объектами (поднятие, перенос с использованием рук, плеч, бедер и спины, головы, размещение объектов; перемещение объектов стопами); - уровня физической готовности ребенка-инвалида к спортивным нагрузкам; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития физических и жизненно важных навыков у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам первичной диагностики, содержащего: - оценку физического состояния ребенка-инвалида; - оценку родительской компетенции по вопросам реабилитации и абилитации ребенка-инвалида методами АФК; - разработку индивидуального плана физической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования TCP и вспомогательных технических устройств и др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) диагностика |
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по АФК; - тестовые задания и функциональные пробы для оценки физических показателей и уровня физической готовности к спортивным нагрузкам ребенка-инвалида (МКФ "Мобильность"), а именно исследование: - мобильности (изменение позы тела при положениях лежа, на корточках или на коленях, сидя или стоя, наклон и перемещение центра тяжести; нахождение в положении лежа, на корточках, на коленях, стоя и сидя; ходьба по различным поверхностям, вокруг препятствий; бег; прыжки; ползание; преодоление препятствий, в том числе в пределах своего жилища; ходьба и передвижение в пределах своего жилища и вне его (на короткие или длинные расстояния) и другие сочетания двигательной активности), в том числе с использованием высокотехнологического оборудования; - способности к манипулированию предметами и объектами (поднятие, перенос с использованием рук, плеч, бедер и спины, головы, размещение объектов; перемещение объектов стопами); - уровня физической готовности ребенка-инвалида к спортивным нагрузкам; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития физических и жизненно важных навыков у ребенка-инвалида; - формирование заключения по итогам повторной диагностики ребенка-инвалида, содержащего: - оценку физических показателей ребенка-инвалида; - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - оценку эффективности проведенного курса АФК (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной диагностики); - рекомендации по дальнейшим мероприятия АФК, информационной поддержке физической и спортивной деятельности (нуждается/не нуждается); - оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по АФК |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - о порядке реализации мероприятий по АФК; - о значимости АФК в комплексной реабилитации и/или абилитации; - об организациях-поставщиках и перечню мероприятий по АФК, которые они реализуют; - об имеющейся спортивной инфраструктуре в субъекте, приближенной к месту проживания ребенка-инвалида; - о возможностях сочетания методов АФК с иными методами и средствами физической реабилитации и/или абилитации ребенка-инвалида и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Консультирование |
|
Консультирование по вопросам: - реабилитации ребенка-инвалида методами АФК; - значимости АФК в комплексной реабилитации и абилитации; - возможностей использования комплекса средств физической реабилитации и абилитации детей-инвалидов методами АФК; - инструктажа по безопасности во время занятий АФК; - особенностей проведения домашних занятий для детей-инвалидов с преимущественными комбинированными нарушениями сенсорных функций (слуха и зрения); а также по различным вопросам, касающихся реабилитации ребенка-инвалида методами АФК и адаптивного спорта по запросу получателя мероприятия |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Практические занятия |
|
Проведение практических занятий, в том числе с использованием высокотехнологичного оборудования, направленных на: - формирование и (или) восстановление мобильности ребенка-инвалида в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств, а именно: - принятие, изменение положения тела и перемещение с одного места в другое (изменение позы тела при положениях лежа, на корточках или на коленях, сидя или стоя, наклон и перемещение центра тяжести); - пребывание в необходимом положении сколько требуется (нахождение в положении лежа, на корточках, на коленях, стоя и сидя); - перемещение с одной поверхности на другую (перемещение тела сидя или лежа); - формирование и (или) восстановление способности к манипулированию предметами и объектами ребенка-инвалида в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств, а именно: - подъем объекта и перекладывание чего-либо с одного места на другое (поднятие, перенос с использованием рук, плеч, бедер и спины, головы, размещение объектов); - выполнение координированных действий с целью перемещения объектов ногами и стопами (толкание ногами; удар ногой); - формирование и (или) восстановление способности к передвижению: - передвижение по поверхности пешком, шаг за шагом, так, что одна нога всегда касается поверхности (ходьба на короткие или длинные расстояния; ходьба по различным поверхностям; ходьба вокруг препятствий); - передвижение из одного места в другое способами, отличающимися от ходьбы (ползанье, преодоление препятствий, бег, бег трусцой, прыжки); - передвижение из одного места в другое, по любой поверхности или в любом месте, используя специальные средства, предназначенные для облегчения передвижения или передвижения особым образом (передвижение с тростью белой тактильной); - повышение физической готовности к спортивным нагрузкам, восстановление двигательных функций посредством: - физических упражнений, - мышечной гимнастики, - дыхательных упражнений, - занятий на тренажерах и с помощью тренажерных устройств, - естественно-средовых факторов |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
8 |
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
6 - 10 |
7. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия по АФК |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4 - 7 лет |
8 - 11 лет |
12 - 17 лет |
||
1. |
Диагностика |
2 x 60 |
2 x 60 |
2 x 60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Консультирование |
30 |
30 |
30 |
4. |
Практические занятия |
25 |
35 |
45 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий методами адаптивной физической культуры; реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Вспомогательные средства для обучения (тренировки) ходьбе |
04 48 07 |
Брусья реабилитационные, лестница для упражнений в ходьбе, шаг-барьер разборный, бордюр-балансир, индивидуально регулируемое препятствие, дорожка для езды на кресле-коляске с гравием; дорожка для ходьбы с газоном; дорожка для ходьбы с гравием; дорожка для ходьбы с имитацией неровной поверхности; дорожка для ходьбы с песком |
Для практических занятий |
2. |
Устройства для тренировки пальцев и кистей рук |
04 48 12 |
Эспандеры; шнуровки; комплект тактильных дисков для развития тактильной чувствительности рук и ног; настенные панели для эрготерапии |
Для практических занятий |
3. |
Устройства для тренировки рук, тренировки туловища и тренировки ног |
04 48 15 |
Шаг-барьер разборный, дуга для подлезания, комплект тактильных дисков для развития тактильной чувствительности рук и ног, напольные маты, брусья, беговые дорожки, степ-платформы, бодибары различной весовой категории |
Для практических занятий |
10. Примерный перечень методов, методик и методических приемов АФК:
Общие методики:
- Разнообразные комплексы общеукрепляющих упражнений;
- Двигательная рекреация;
- Утренняя гимнастика;
- Дыхательные упражнения.
Специальные методики:
- Обучение ходьбе с применением различных систем;
- Механотерапия;
- Программы виртуальной реабилитации типа "Орторент виртуал";
- Комплексы занятий на тренировочных платформах типа "balance system sd", "biodex medical balance system sd";
- Комплексы занятий, проводимые посредством подвесных систем типа "Экзарта".
Занятия на высокотехнологичном оборудовании:
- Методика "The MOVE Programme" (Основана на активности по принципу "Сверху вниз" с целью обучения ребенка-инвалида основным функциональным моторным навыкам, необходимым в жизни. Формирует навыки и увеличивает степень независимости в процессе сидения, стояния и ходьбе).
11. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий комплексной реабилитации и абилитации методами адаптивной физической культуры производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка объема реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме
реабилитационные мероприятия реализованы частично
2) Качественная оценка динамических изменений физического состояния и мобильности реализованных реабилитационных мероприятий методами АФК:
Результаты восстановления (формирования) мобильности, достигнутые в ходе предоставления реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Изменение и поддержание положения тела, координация движений, общей мобильности |
|
|
Объем движений (в категории ходьба и передвижение), в том числе передвижение способом отличным от ходьбы |
|
|
Повышение способности к манипулированию предметами и объектами |
|
|
Повышение уровня физической готовности к спортивным нагрузкам |
|
|
Родительская компетенция по вопросам АФК в домашних условиях |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий АФК (реабилитационного результата) на основании оценки динамики физического состояния и мобильности ребенка-инвалида:
положительный реабилитационный результат |
координаторно-двигательные навыки полностью восстановлены/полностью сформированы |
||
|
|
координаторно-двигательные навыки частично восстановлены/частично сформированы |
|
отрицательный реабилитационный результат |
координаторно-двигательные навыки не восстановлены/не сформированы |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА
НЕТ
12. Показатели кратности мероприятий по реабилитации и/или абилитации методами АФК:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
2 |
1 - 3 |
Консультирование |
2 |
1 - 3 |
Практические занятия |
2 |
1 - 3 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
8 |
6 - 10 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.