Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Социально-психологическая реабилитация и/или абилитации
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными комбинированными нарушениями сенсорных функций (слуха и зрения).
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Психолог/медицинский психолог/педагог-психолог |
Тифлосурдопереводчик |
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по социально-психологической реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социально-психологическая диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
Тифлосурдопереводчик (при необходимости) |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
Тифлосурдопереводчик (при необходимости) |
3. |
Психологическое консультирование: - индивидуально-личностное; - семейное |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
Тифлосурдопереводчик (при необходимости) |
4. |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
Ребенок-инвалид |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
Тифлосурдопереводчик (при необходимости) |
5. |
Психологические тренинги |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
Тифлосурдопереводчик (при необходимости) |
6. |
Социально-психологическое просвещение |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
Тифлосурдопереводчик (при необходимости) |
5. Условия реализации мероприятий: полустационарная форма.
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-психологической реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Социально-психологическая диагностика |
Первичная социально-психологическая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-психологической реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-психологического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) (адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровой форме при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.)); - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью диагностических психологических методик (в том числе пато- и нейропсихологических 4 методик) и личностных тестов; в случае отсутствия устной речи и в зависимости от возможностей остаточного зрения у ребенка-инвалида используются невербальные формы диагностического материала с опорой на бисенсорное восприятие, а также с привлечением тифлотехнических (прибор "Ориентир" и др.), оптических средств (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.), а также с использованием адаптированных (отрицательная контрастность (60 - 100 %), увеличенных размеров изображений (с учетом возможностей остаточного зрения и возраста ребенка-инвалида) или использование вербальных форм диагностического материала с учетом возможностей остаточного слуха; - исследование общей и мелкой моторики нейропсихологическими методиками; - исследование речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) у ребенка-инвалида при помощи пато- и нейропсихологических методик; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части формирования/коррекции когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам первичной социально-психологической диагностики, которое должно содержать, в том числе: - оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку родительской компетенции по вопросам социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; - разработку индивидуального плана социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в полустационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в услугах тифлосурдоперевода, необходимости использования вспомогательных оптических и акустических устройств и др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социально-психологическая диагностика |
- анкетирование и опрос ребенка-инвалида (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя), в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социально-психологической реабилитации; - проведение психологического обследования для оценки уровня развития ВПФ, состояния психоэмоциональной сферы, степени сформированности коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и др. ребенка-инвалида (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни", "Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь"), включая: - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью пато- и нейропсихологических методик, а также личностных методик (опросники, тесты) с учетом принципа комплексности (всесторонности) обследования; в случае отсутствия у ребенка-инвалида устной речи и в зависимости от возможностей остаточного зрения используются невербальные формы диагностического материала с опорой на бисенсорное восприятие, а также с привлечением тифлотехнических (прибор "Ориентир" и др.) и оптических средств (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.), а также с использованием адаптированных (отрицательная контрастность (60 - 100 %), увеличенных размеров изображений (с учетом возможностей остаточного зрения и возраста ребенка-инвалида) или использование вербальных форм диагностического материала с учетом возможностей остаточного слуха; - исследование общей и мелкой моторики нейропсихологическими методиками; - исследование речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) у ребенка-инвалида с помощью пато- и нейропсихологических методик; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части формирования/коррекции когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-психологической диагностики ребенка-инвалида, которое должно содержать: - оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - оценку эффективности проведенного курса социально-психологической реабилитации (на основании анализа динамики количественных и качественных психологических показателей); - рекомендации по дальнейшей социально-психологической реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается); - оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-психологической реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-психологической реабилитации и абилитации; - об организациях, реализующих мероприятия и по социально-психологической реабилитации и др. - о различных аспектах социально-психологической реабилитации и абилитации, в том числе по запросу родителя/законного представителя/уполномоченного представителя и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
1 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
|||
Психологическое консультирование |
Индивидуально-личностное психологическое консультирование |
Консультирование, направленное на проработку и решение обусловленных болезнью и инвалидностью проблем, включая: - формирование и коррекцию самосознания (внутренняя картина болезни и инвалидности); - коррекцию нарушений личностной сферы, обусловленных сенсорной депривацией (зрительной и/или слуховой); - коррекцию эмоциональной, мотивационной, ценностно-смысловой сфер, копинг-компетентности, уровня самооценки, обеспечивающих реабилитационную приверженность личности к активному участию в бытовой, образовательной, производственной, межличностной, культурно-досуговой, а также здоровьесберегающей деятельности и др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
3 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 5 |
|||
Семейное консультирование |
Консультирование, целью которого является решение проблем детско-родительских отношений и др. |
|
||
Итого |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Итого по мероприятию |
5 |
|||
Диапазонный показатель |
3 - 7 |
|||
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
|
- коррекция и развитие когнитивных функций, в том числе восприятия собственного тела в пространстве, пространственных представлений, зрительно-вербальных функций, образного мышления посредством пато- и нейрокоррекционных методов с опорой на сохранные анализаторы и возможности остаточного слуха/зрения; - коррекция психоэмоциональной сферы психологическими и психотерапевтическими методами; - развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) различными психологическими и психотерапевтическими методами и др. |
|
Индивидуальная |
Итого по мероприятию |
9 |
|||
Диапазонный показатель |
6 - 12 |
|||
Психологические тренинги |
|
- формирование навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида с представителями социума; - обучение навыкам безопасного межличностного взаимодействия с учетом соблюдения личных (физических) границ; - развитие и личностный рост ребенка-инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и др.); - гармонизация детско-родительских отношений; - обучение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя методам и приемам восстановления (формирования) когнитивных функций у ребенка-инвалида в домашних условиях; - обучение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя психологическим приемам формирования у ребенка-инвалида реабилитационной приверженности, адекватной внутренней картины болезни и инвалидности и др. |
|
Групповая |
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Социально-психологическое просвещение |
|
Социально-психологическое просвещение ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя посредством повышения психологической грамотности и социально-психологической компетенции, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера и др., в том числе с использованием раздаточного материала, вебинаров, лекций и др., включает, в соответствии с возрастом ребенка: - саморазвитие, формирование реабилитационной приверженности, повышение мотивации к ведению здорового образа жизни; - информирование о возможностях и обучение навыкам активного участия в различных сферах социальных взаимодействий (быт, общение, учеба, трудоустройство, спортивная, культурно-досуговая самореализация и др.); - просвещение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя о важности поддержания собственного психологического благополучия и качества жизни (чувство ценности собственной жизни, важность удовлетворения собственных потребностей, решение собственных психоэмоциональных проблем в противовес фокусировки активности только на заботе о ребенке с инвалидностью и др.); - об особенностях детского возраста и методах гармонизации детско-родительских отношений для самостоятельного использования в домашних условиях, в том числе с рекомендацией списка соответствующей литературы и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
1 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
|||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
20 |
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
14 - 29 |
------------------------------
4Нейропсихологические методики могут использоваться в работе только медицинскими психологами.
------------------------------
7. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социально-психологической и абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4 - 7 лет |
8 - 11 лет |
12 - 17 лет |
||
1. |
Социально-психологическая диагностика |
2 х 60 |
2 х 60 |
2 х 60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Психологическое консультирование |
60 |
60 |
60 |
4. |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
25 |
35 |
45 |
5. |
Психологические тренинги |
40 |
50 |
60 |
6. |
Социально-психологическое просвещение |
60 |
60 |
60 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам социально-психологической диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Вспомогательные средства для когнитивной (познавательной) терапии |
04 26 |
Развивающий набор "Пространственная ориентация" |
Для практических занятий |
2. |
Вспомогательные средства для тренировки (обучения) способности различать и сравнивать |
04 36 03 |
Лото "Количество", блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера, сортеры, наборы Монтессори, доски Сегена; дидактические модули "Сравнение цветов" |
Для практических занятий |
3. |
Вспомогательные средства для тренировки и обучения способности ориентироваться |
04 36 06 |
Календари; звуковые и тактильные таймеры; обучающие часы с речевым выходом (в том числе тактильные); развивающие панели ("Времена года", "Месяцы" и др.); прибор "Ориентир"; конструкторы |
Для практических занятий |
4. |
Вспомогательные средства для обучения (тренировки) сенсорной интеграции, включая оборудование для песочной терапии и сенсорной комнаты |
04 36 09 |
Сенсорная комната, световой стол для рисования песком, сенсорные мешочки, музыкальные инструменты, природные материалы для тренировки сенсорной дифференциации |
Для практических занятий |
5. |
Устройства для тренировки пальцев и кистей рук |
04 48 12 |
Силиконовые мячи для тренировки кистей рук различных текстур; различной плотности и ширины резинки и резиновые/силиконовые эспандеры; шнуровки; комплект тактильных дисков для развития тактильной чувствительности рук и ног; настенные панели для эрготерапии |
Для практических занятий |
6. |
Вспомогательные средства для тренировки памяти |
05 12 03 |
Развивающие комплекты "Тактильная память", "Распознавание по прикосновению", "Тактильно-зрительные ассоциации" |
Для практических занятий |
7. |
Вспомогательные средства для тренировки внимания |
05 12 09 |
Развивающие комплекты "Найди ошибку", "Найди отличия", "Концентрация и внимание"; тренажеры для развития внимания ("Колибри"); головоломки, настольные игры |
Для практических занятий |
8. |
Вспомогательные средства обучения способности классифицировать |
05 12 15 |
Развивающие комплекты "Пространственная ориентация", сортер "Геометрические фигуры" |
Для практических занятий |
9. |
Вспомогательные средства обучения способности решать различные проблемы |
05 12 18 |
Настольные игры (в том числе адаптированные, например, "Квиксо", "Патагон", "ОВО", "Кварто" и др.) |
Для практических занятий |
10. |
Вспомогательные средства обучения навыкам индуктивного/дедуктивного мышления |
05 12 21 |
Развивающие комплекты "Лишний предмет", "Определение пяти чувств" |
Для практических занятий |
11. |
Вспомогательные средства для развития способности понимать причину и следствие |
05 12 24 |
Развивающие наборы "Ассоциации", "До и после" |
Для практических занятий |
12. |
Вспомогательные средства обучения социальному поведению |
05 27 06 |
Демонстрационные плакаты "Правила поведения", альбом "Социальные истории", видео-презентации по соответствующей тематике |
Для практических занятий |
10. Примерный перечень методов, методик и методических приемов социально-психологической реабилитации и/или абилитации:
Диагностические методики:
Исследование когнитивных функций и интеллектуальной сферы:
1. Диагностическая батарея нейропсихологических тестов (А.Р. Лурия).
2. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте (Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева).
3. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста (Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева).
4. Методика диагностики интеллекта по тесту Векслера (WISC) (детский вариант).
5. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
6. Диагностический комплект Семаго для работы в сенсорной комнате (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
7. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
8. Теория и практика углубленной психологической диагностики. От раннего до подросткового возраста (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
9. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников (Т.В. Ахутина).
10. Диагностика развития зрительно-вербальных функций (Т.В. Ахутина).
11. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. Альбом (Т.В. Ахутина).
12. Методы нейропсихологического обследования детей 6 - 9 лет (Комплект: Монография + Приложение: протоколы обследования). Под общей редакцией Т.В. Ахутиной.
13. Методики исследования познавательных процессов у детей 4 - 6 лет (Н.Л. Белопольская).
14. Методики исследования познавательных процессов у детей 6 - 11 лет (Н.Л. Белопольская).
15. Исключение предметов (Четвертый лишний). Руководство по использованию + Стимульный материал (Н.Л. Белопольская).
16. Недостающие предметы: Психодиагностическая методика (Модификация методики Г.И. Россолимо) (комплект) (Н.Л. Белопольская).
17. Экспериментальные методики патопсихологии (Комплект: Практическое руководство + Стимульный материал) (С.Я. Рубинштейн).
18. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Под редакцией Л.М. Шипицыной.
19. Методика классификации предметов. Практикум по психодиагностике (Л.Н. Собчик).
20. Диагностика умственных способностей детей. Психодиагностика (Т.А. Ратанова).
21. Тест для оценки мыслительных способностей "Прогрессивные матрицы Равена" (модификация Т.В. Розановой).
22. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников (ПД-Триада) (Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров, М.С. Певзнер).
23. Экспресс-диагностика в детском саду (Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко).
Исследование эмоциональной и личностной сферы:
24. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания (Н.Л. Белопольская).
25. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).
26. Детский апперцептивный тест (CAT) (Л. Беллак).
27. Тест фрустрационных реакций (С. Розенцвейг).
28. Методика "Особенности проявления воли дошкольников" (Р.М. Геворкян).
29. Шкала явной тревожности для детей (CMAS) (адаптация А.М. Прихожан).
30. Тест тревожности (В.М. Астапов).
31. Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки (детский вариант).
32. Опросник САН (методика и диагностика самочувствия, активности и настроения).
33. Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан).
34. Методика измерения уровня тревожности (Дж. Тейлор, адаптация В.Г. Норакидзе).
35. Методика диагностики школьной тревожности (Б. Филипс).
36. Личностный опросник EPI (Г. Айзенк).
37. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла.
38. Патохарактерологический диагностический опросник (А.Е. Личко).
39. Опросник акцентуации личности (К. Леонгард).
40. Шкала депрессии (Т.П. Балашова, О.П. Елисеев).
41. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях).
42. Цветовой тест отношений (А.М. Эткинд).
43. Цветовой тест М. Люшера.
44. Экспресс-цветодиагностика эмоциональных состояний (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд).
45. Метод цветовых выборов (модифицированный восьмицветовой тест М. Люшера) (Л.Н. Собчик).
46. Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPI).
47. Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер.
Исследование сферы межличностных взаимоотношений:
48. Метод социометрических измерений (Я.Л. Морено).
49. Методика "Незаконченные предложения" (модифицированный вариант) (Д. Сакс, С. Леви).
50. Методика "Межличностные отношения ребенка" (Р. Жиль).
51. Методика "Закончи историю" (И.Б. Дерманова).
52. Методика "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?" (Р.С. Немов).
53. Диагностическая беседа "Мой круг общения" (Т.Ю. Андрущенко).
Коррекционные методики:
54. Пакет программ "Коррекция эмоционально-волевого и когнитивного развития детей с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения" (1998 г.).
55. Программа психолого-педагогического сопровождения глухих учащихся, выпускного класса (2000 г.).
56. Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы неслышащих учащихся" (2001 г.).
57. Тренинги "Риски принятия решений" по адаптированной для глухих детей программе канадской общественной организации "Street Kids International".
58. Тренинги по адаптированной для глухих детей программе "Способы разрешения конфликта".
59. Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику (Т.В. Ахутина).
60. Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7 - 9 лет (Т.В. Ахутина).
61. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход (Т.В. Ахутина).
62. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева).
63. Учимся видеть и называть. Методика развития зрительно-вербальных функций дошкольников. Комплект: Рабочая тетрадь + Методическое руководство (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева).
64. Альбом для тренировки мозга от нейропсихолога (Н.К. Талызина).
65. Развиваем внимание с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста (А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова).
66. Развиваем память с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста (А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова).
67. Развиваем речь с нейропсихологом. Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста (А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова).
68. Учимся мыслить с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста (А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова).
69. Изучаем пространство с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста (А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова).
70. Что за чем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет (Г.С. Кагарлицкая).
71. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза (А.В. Семенович).
72. Нейропсихологические занятия с детьми (Часть 1, 2) (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова).
73. Нейропсихология. Игры и упражнения. Практическое пособие (И.И. Праведникова).
74. Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков. Нейропрописи (И.И. Праведникова).
75. Графические диктанты (Т.Ю. Хотылева, Н.М. Пылаева).
76. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Готовимся к школе. Рабочая тетрадь (Т.П. Трясорукова).
77. Раз, два, три! Сравни и забери. Нейропсихологическая игра (М. Рахмани, А. Ульянова).
78. Прятки-заплатки. Нейропсихологическое лото (И.С. Куликова, А.В. Сунцова).
79. Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра (Е. Мухаматулина, Н. Михеева).
80. Два притопа, три прихлопа. Ритмичная нейропсихологическая игра (В. Жукова).
81. Четыре ключа. Нейропсихологическая игра для развития пространственных представлений (О. Новикова).
82. Развитие речи и общей моторики у дошкольников (Т.А. Ткаченко).
83. Сенсорная интеграция. Теория и практика (А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей).
84. Моторные сказки для самых маленьких. Работа с детьми 3 - 6 лет (В.А. Гончарова, Т.А. Колосова).
85. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика (Т.С. Овчинникова, О.В. Черная, Л.Б. Баряева).
86. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии (И.И. Мамайчук).
87. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии (И.И. Мамайчук).
Пособия для работы с родителями:
88. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений (В.В. Ткачева).
89. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья (В.В. Ткачева).
90. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья (В.В. Ткачева, Е.В. Устинова, Н.П. Болотова).
91. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии (И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева).
92. Как помочь семье, в которой серьезно болен ребенок. Взгляд психолога (Хилтон Дэвис).
93. Если ребенок болеет. Психологическая помощь тяжелобольным детям и их семьям (М.Г. Киселева).
94. Как найти время на общение с детьми. Книга для родителей и психологов (И. Павлов).
Основные методы, методики и методические приемы психологического консультирования и психотерапии 5:
------------------------------
5Психотерапевтические методики используются в работе с детьми-инвалидами с учетом психофизиологической доступности для них (возраста и степени нарушения когнитивных функций).
------------------------------
- Когнитивно-поведенческая терапия - направление психотерапии, которое базируется на принципе проработки "ошибок" мышления и деструктивных поведенческих стереотипов для адаптации эмоциональных и поведенческих реакций личности при реализации различных социальных, профессиональных и других функций;
- Семейная психотерапия - направление психотерапии, направленное на коррекцию нарушений межличностных внутрисемейных отношений и устранение связанных с ними эмоциональных и поведенческих расстройств (в формате работы психотерапевта с одним или несколькими членами семьи);
- Кататимно-имагинативная психотерапия (символдрама) - одно из направлений аналитически ориентированной психотерапии, основной техникой которого является опосредование переживания образным символом для последующего разрешения внутреннего конфликта;
- Экзистенциальная психотерапия (в том числе логотерапия) - психотерапевтическое направление, основанное на поиске и анализе человеком различных смыслов существования;
- Арт-терапия - направление психотерапии, которое базируется на принципе использования творческой активности человека в качестве терапевтического и профилактического воздействия в целях снятия стресса, повышенной тревожности, эмоционального напряжения и другой симптоматики, посредством творческого самовыражения в рамках различных техник (изобразительное искусство, музыка, экспрессивно окрашенные движения/танец или театральное/сценическое искусство);
- Психодрама - направление психотерапии, базирующееся на проработке проблемных переживаний посредством разыгрывания (импровизация) разнообразных жизненных сценариев с целью снятия эмоционального напряжения и освоения новых, более адаптивных способов поведения (в групповой и индивидуальной форме);
- Методы психологической саморегуляции - система обучающих методик, направленных на формирование алгоритмов внутреннего управления собственным психоэмоциональным состоянием посредством самовоздействия человека с помощью различных техник (аффирмаций, мысленных образов (визуализация), регуляции мышечного тонуса и дыхания (нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, сенсорная репродукция образов и др.);
- Метод сенсорной интеграции по Д. Айрес - метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
11. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-психологической реабилитации и/или абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-психологической диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) проведенных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме
реабилитационные мероприятия реализованы частично
2) Качественная оценка динамических изменений социально-психологического статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) компонентов психической деятельности, включая личностные характеристики, способствующие повышению активности и участию в жизни общества |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Состояние когнитивных функций |
|
|
Состояние эмоционально-волевой сферы |
|
|
Состояние личностно-мотивационной сферы |
|
|
Уровень развития моторики (общей и мелкой) |
|
|
Коммуникативные навыки (вербальные, невербальные) |
|
|
Реабилитационная приверженность |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-психологической реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий курса социально-психологической реабилитации и/или абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-психологического статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-психологический статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-психологический статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-психологический статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА
НЕТ
12. Показатели кратности мероприятий по социально-психологической реабилитации и/или абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
1 |
1 - 2 |
Консультирование |
5 |
3 - 7 |
Практические занятия |
9 |
6 - 12 |
Тренинги |
2 |
1 - 3 |
Просвещение |
1 |
1 - 2 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
20 |
14 - 29 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.