Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Социально-педагогическая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями языковых и речевых функций различного генеза, не включенные в другие целевые реабилитационные группы.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Педагог-психолог |
Социальный педагог |
Логопед/дефектолог |
Специалист по работе с семьей |
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социально-педагогическая диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Педагог-психолог; Логопед/дефектолог |
- |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Педагог-психолог; Логопед/дефектолог |
Социальный педагог; Специалист по работе с семьей |
3. |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Педагог-психолог; Логопед/дефектолог |
Социальный педагог; Специалист по работе с семьей |
4. |
Практические коррекционно-развивающие занятия |
Ребенок-инвалид |
Педагог-психолог; Логопед/дефектолог |
Социальный педагог; Специалист по работе с семьей |
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Социально-педагогическая диагностика |
Первичная социально-педагогическая диагностика |
- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение ПМПК, педагогическая характеристика, заключение логопеда и др.); - сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя), анкетирования (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью); - проведение педагогического (логопедического/дефектологического) обследования, направленного на определение: - уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) (в соответствии с возрастом); - уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом; - уровня обучаемости и освоения новой информации ребенком-инвалидом; - предпочтений и интересов у ребенка-инвалида; - уровня сформированности навыков артикуляции (образования звуков речи); - уровня сформированности функций плавности и непрерывности речи; - уровня владения языком, в том числе уровня сформированности импрессивной и экспрессивной речи; - уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и др., как в устной, так и в письменной форме; - уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме; - уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида; - технологиями (интернет-мессенджеры, обеспечивающие текстовую, голосовую уровня владения ребенком-инвалидом альтернативной и дополнительной коммуникацией (при необходимости); - уровня владения ассистивно-коммуникативными и видеосвязь); - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида, использования альтернативной аугментативной коммуникацией и/или русским жестовым языком (при необходимости), и др.; - формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего, в том числе: - оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку родительской компетенции по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; - оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования; - разработку индивидуального плана социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в использовании TCP и ассистивно-коммуникативных технологий в рамках социально-педагогической реабилитации и абилитации и др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика |
- анкетирование ребенка-инвалида (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью); - проведение педагогического (логопедического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"): - уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) (в соответствии с возрастом); - уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом; - уровня сформированности навыков артикуляции (образования звуков речи); - уровня сформированности функций плавности и непрерывности речи; - уровня владения языком, в том числе уровня сформированности импрессивной и экспрессивной речи; - уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и др., как в устной, так и в письменной форме; - уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме; - уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида; - уровня владения ребенком-инвалидом альтернативной и дополнительной коммуникацией (при необходимости); - уровня владения ассистивно-коммуникативными технологиями (интернет-мессенджеры, обеспечивающие текстовую, голосовую и видеосвязь); - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида, использования альтернативной аугментативной коммуникацией и/или русским жестовым языком (при необходимости), и др.; - беседа с ребенком-инвалидом и/или с родителем/законным представителем/уполномоченным представителем ребенка-инвалида с целью определения уровня самооценки удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социально-педагогической реабилитации; - формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего: - оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - оценку эффективности проведенного курса социально-педагогической реабилитации и/или абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики); - рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается); - оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - о цели, задачах, мероприятиях, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации; - о различных вариантах получения общего образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида); - об организациях, осуществляющих обучение альтернативной аугментированной коммуникации; - об организациях, осуществляющих обучение русскому жестовому языку; - об организациях, оказывающих логопедическую помощь; - о существующих способах альтернативной и дополнительной коммуникации, а также о современных TCP и ассистивно-коммуникативных технологиях для обучения, в том числе приобретаемых за счет средств ребенка-инвалида (при необходимости) и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
1 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
|||
Консультирование |
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам: - использования специальных учебных пособий, в том числе для речевого развития ребенка, для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации; - разработки образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования; - выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступностью; - использования TCP, ассистивно-коммуникативных и специальных учебных пособий для целей получения образования (при необходимости); - социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития речи), в том числе с целью повышения педагогической компетенции родителей/законных представителей/уполномоченных представителей ребенка-инвалида, а также диапазона и широты их знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведения обучающих занятий; а также по различным вопросам, относящимся к социально-педагогической реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) |
|
Индивидуальная |
Итого по мероприятию |
1 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
|||
Практические коррекционно-развивающие занятия |
|
- формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др.); - формирование (восстановление) навыков длительного удерживания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности; - обучение и отработку навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях; - формирование (восстановление) коммуникативных навыков, устной и письменной речи, в том числе обучение альтернативной аугментированной коммуникации и русскому жестовому языку; - проведение с ребенком-инвалидом логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма, в том числе с использованием компьютерных технологий: - развитие лексического строя речи; - развитие связного высказывания; - развитие умения составлять рассказ и пересказывать текст; - развитие грамматического строя речи и коррекция его нарушений; - развитие способности грамотно формулировать и задавать вопросы, отвечать на них; - улучшение общей разборчивости речевого высказывания; - развитие артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи; - коррекция речедвигательных расстройств; - развитие артикуляционной моторики; - развитие речевого дыхания и голоса (силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в потоке речи); - развитие просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической характеристик речи); - развитие слухового контроля за звукопроизношением; - развитие фонематического восприятия и звукового анализа; - развитие умения дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне; - отработку навыков использования альтернативной аугментированной коммуникации; - занятия по использованию TCP и ассистивно-коммуникативными технологиями (коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты) для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации; - обучение пользованию компьютером, в том числе электронными ресурсами (государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой и др.) |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
18 |
|||
Диапазонный показатель |
10 - 26 |
|||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
22 |
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
14 - 30 |
7. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социально-педагогической реабилитации и абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
|
|
4 - 7 лет |
8 - 11 лет |
12 - 17 лет |
1. |
Социально-педагогическая диагностика |
2 x 60 |
2 x 60 |
2 x 60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Консультирование |
30 |
30 |
30 |
4. |
Практические занятия |
25 |
35 |
45 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам социально-педагогической диагностики, отражающее эффективность проведения реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Средства для проверки (испытания) и оценки устной речи |
04 25 03 |
Программное обеспечение (например, методика "Логопедическое обследование детей" В.М. Акименко), логопедическое зеркало, логопедические зонды |
Для диагностики |
2. |
Вспомогательные средства для стимуляции ощущений и чувствительности |
04 27 18 |
Наборы кубиков из различных материалов (дерева, пластмассы, ткани, резины и др.), дидактические наборы дощечек-пазлов с рельефом и углублениями в виде фигур, наборы объемных элементов разной формы, тактильное домино, тактильно-развивающие панели с различными текстурами, наборы резиновых мячей с шипами, массажные шарики "Су-джок", тактильное лото (по варианту "Волшебный мешочек") |
Для практических занятий |
3. |
Вспомогательные средства для обучения (тренировки) сенсорной интеграции |
04 36 09 |
Тактильные игрушки; природные материалы для тренировки сенсорной дифференциации |
Для практических занятий |
4. |
Устройства для тренировки пальцев и кистей рук |
04 48 12 |
Силиконовые мячи для тренировки кистей рук различных текстур; различной плотности и ширины резинки и резиновые/силиконовые эспандеры |
Для практических занятий |
5. |
Вспомогательные средства для тренировки голоса и тренировки речи |
05 03 03 |
АПК, позволяющие оценить и провести коррекционно-развивающую работу над интенсивностью выдоха/голоса, высотой основного тона, над диафрагмальным дыханием и др. (например, АПК "Видимая речь", логопедический тренажер "Дэльфа", интерактивный комплекс "D-strana", логопедический комплекс "Домик Антошки" и др.) |
Для практических занятий |
6. |
Учебные средства для развития навыков устной речи |
05 03 06 |
Альбомы для развития связной речи (например, "Мир животных"), дидактические наборы для работы логопеда (например, "Чемодан логопеда", комплект реабилитационных материалов "Тоша & Со"), интерактивные логопедические комплексы |
Для практических занятий |
7. |
Учебные средства для развития навыков письменной речи |
05 03 09 |
Прописи, тренажеры для письма, деревянные трафареты |
Для практических занятий |
8. |
Вспомогательные средства обучения языку пиктограмм и символов |
05 06 21 |
Альбомы и наборы пиктограмм и карточек с изображениями различных символов; электронные устройства для альтернативной коммуникации (например, коммуникаторы) |
Для практических занятий |
9. |
Вспомогательные средства обучения общению с помощью изображений и рисунков |
05 06 27 |
Картотека жестовых символов, карточки системы альтернативной коммуникации |
Для практических занятий |
10. |
Вспомогательные средства обучения способности классифицировать |
05 12 15 |
Лото "Количество", блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, различные сортеры, наборы Монтессори, доски Сегена |
Для практических занятий |
11. |
Вспомогательные средства для раннего обучения способности считать |
05 15 03 |
Палочки Кюизенера, счеты, кассы цифр и счетных материалов, калькуляторы |
Для практических занятий |
12. |
Вспомогательные средства обучения способности понимать время |
05 15 09 |
Обучающие часы (электронные, со стрелками), визуальные таймеры |
Для практических занятий |
13. |
Вспомогательные средства обучения пониманию измерения размеров и емкости |
05 15 15 |
Сантиметр, электронные весы, емкости различного объема, весы и т.д. |
Для практических занятий |
14. |
Вспомогательные средства обучения основам геометрии |
05 15 18 |
Линейки, геометрические фигуры (плоскостные, объемные и т.д.) |
Для практических занятий |
15. |
Вспомогательные средства обучения социальному поведению |
05 27 06 |
Демонстрационные плакаты "Правила поведения", альбом "Социальные истории", дидактические карточки "Эмоции" |
Для практических занятий |
10. Примерный перечень методов, методик и методических приемов социально-педагогической реабилитации и/или абилитации:
Психолого-педагогическая диагностика:
1. Диагностика познавательного развития. Комплект материалов для обследования детей от 6 мес. до 10 лет (Е.А. Стребелева, С.Б. Лазуренко, А.В. Закрепина).
2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (методическое пособие с приложением альбома "Наглядный материал для обследования детей") (Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.).
3. Методика диагностики интеллектуального развития (Л.А. Венгер).
4. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями (Л.Ф. Фатихова);
5. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).
6. Комплект диагностических методик для психодиагностики детей, имеющих особенности развития (Н.А. Разнадежина, Н.Н. Семенова);
7. Психолого-педагогическая диагностика (И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.).
Диагностика психологической готовности к школьному обучению
8. Тест способности к обучению в школе (Г. Витцлак).
9. Ориентационный тест школьной зрелости (А. Керн, Я. Иирасек).
10. Психолого-педагогическая диагностика. Оценка готовности ребенка к началу школьного обучения (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
11. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 - 7 лет к школьному обучению (Н.П. Гуткина).
12. Методика "Графический диктант" (варианты Д.Б. Эльконина; Л.А. Венгера).
Коррекционные методики
13. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Наглядный материал (Е.А. Стребелева).
14. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект (Е.М. Скотарева).
Логопедические методики
15. Технологии коррекционно-логопедической работы (Е.Ф. Архипова).
16. Дидактический материал по обследованию речи детей (Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова).
17. Логопедическая ритмика (Г.А. Волкова).
18. Методика обследования самостоятельной речи (О.Б. Иншакова).
19. Методика обследования слоговой структуры слова (А.К. Макарова).
20. Методика обследования звукопроизношения (Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичева).
21. Коррекция нарушений речи. Программа для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (Г.В. Чиркина).
22. Оценка уровня сформированности навыка письма (Г.В. Чиркина).
23. Оценка состояния звукопроизношения (Г.В. Чиркина, О.Е. Грибова).
24. Объем пассивного и активного словарного запаса (Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Г.А. Каше, О.Е. Грибова); Методика "Глобальное чтение" (Г. Доман).
25. Методика формирования языковой системы Т.Н. Новиковой-Иванцовой (МФЯС).
Методики альтернативной, поддерживающей и дополнительной (невербальной) коммуникации
26. Облегченная коммуникация (Facilitated communication) (Р. Кроссли).
27. Альтернативная коммуникация посредством системы жестов (жестовый язык, жестовая система русского языка).
28. Альтернативная коммуникация посредством символов.
29. Графические символы (система символов Блисс, пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) и картиночные символы коммуникации (PCS), система символов Виджит, сигсимволы, картинки, коммуникативные таблицы и книги, альтернативная система обучения коммуникации "PECS").
30. Альтернативная коммуникация посредством орфографического письма.
31. Предметные символы (словесные кубики Примака, тактильные символы).
32. Альтернативная коммуникация (методический сборник) (Е.А. Штягинова).
33. Языковая программа "Макатон" (М. Уокер).
Методы альтернативной коммуникации посредством электронных устройств для альтернативной коммуникации
34. Электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, "Big Мас", "Step by step", "GoTalk", "MinTalker" и др.).
35. Компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.).
36. Информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, "Boardmaker", "Alladin" и др.), системы символов (например, "Bliss"); компьютерные программы для общения (например, "Общение" и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи.
11. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-педагогической реабилитации и/или абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме
реабилитационные мероприятия реализованы частично
2) Качественная оценка динамических изменений социально-педагогического статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) способности к обучению, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Базовые компетенции (навыки и умения), необходимые для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) |
|
|
Общая осведомленность и познавательная активность |
|
|
Уровень владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью |
|
|
Уровень развития мелкой моторики у ребенка-инвалида |
|
|
Уровень сформированности речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) |
|
|
Педагогическая компетенция родителей по вопросам социально-педагогической реабилитации, получения образования ребенком-инвалидом |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-педагогической реабилитации и/или абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-педагогического статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-педагогический статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА
НЕТ
12. Показатели кратности мероприятий по социально-педагогической реабилитации и/или абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
1 |
1 - 2 |
Консультирование |
1 |
1 - 2 |
Практические занятия |
18 |
10 - 26 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
22 |
14 - 30 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.