Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Социально-средовая реабилитация и/или абилитации
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды вследствие отдельных социально значимых инфекционных заболеваний, поствакцинальных осложнений, приведших к нарушениям различных функций организма.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по социально-средовой реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социально-средовая диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
3. |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
4. |
Практические занятия |
Ребенок-инвалид |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-средовой реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Социально-средовая диагностика |
Первичная социально-средовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-средовой реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-средового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы в соответствии с возрастом ребенка-инвалида для исследования навыков: - ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием TCP и ассистивных технологий (вход в метро, посадка в машину и др.); - персональной безопасности в общественных местах и местах скопления людей (ношение маски и перчаток, дезинфекция предметов; избегание коммуникативного взаимодействия с лицами, имеющими признаки ОРВИ и др. инфекционных заболеваний); - пользование общественным автотранспортом, в том числе с учетом оборудования транспортных средств специальными приспособлениями (поручни, откидной низкий пол и др.) (при необходимости); - персональной безопасности при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и т.д.; - обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной); - определение уровня осведомленности о приспособлении инфраструктурной среды к нуждам ребенка-инвалида; - выявление существующих барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыков ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам социально-средовой диагностики, содержащего, в том числе: - оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида как возможности ориентации, передвижения и взаимодействия в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной) (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку родительской компетенции по вопросам социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; - разработку индивидуального плана социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования TCP и вспомогательных средств и др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социально-средовая диагностика |
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы для оценки степени сформированности навыков ориентировки и коммуникативного взаимодействия, в том числе обращения за помощью, в условиях социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (МКФ "Общение", "Мобильность", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни") в соответствии с возрастом ребенка-инвалида, а именно: - ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе с использованием TCP и вспомогательных технических средств; - персональной безопасности в общественных местах и местах скопления людей (ношение маски и перчаток, дезинфекция предметов; избегание коммуникативного взаимодействия с лицами, имеющими признаки ОРВИ и др. инфекционных заболеваний); - пользования общественным автотранспортом, в том числе с учетом оборудования транспортных средств специальными приспособлениями (поручни, откидной низкий пол и др.) (при необходимости); - персональной безопасности при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и т.д.; - обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной); - выявление неустранимых барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыков ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур у ребенка-инвалида; - беседа с ребенком-инвалидом и/или родителем/законным представителем/уполномоченным представителем с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации; - разработка заключения по итогам повторной социально-средовой диагностики ребенка-инвалида, содержащего: - оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - оценку эффективности проведенного курса социально-средовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики); - рекомендации по дальнейшей социально-средовой реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается); - оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-средовой реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-средовой реабилитации и абилитации; - о правилах здоровьесберегающего поведения и соблюдения личной гигиены в общественных местах и местах скопления людей (ношение маски и перчаток, дезинфекция предметов; избегание коммуникативного взаимодействия с лицами, имеющими признаки ОРВИ и др. инфекционных заболеваний); - о доступной и безбарьерной городской, транспортной и информационной инфраструктуре (в том числе об обеспечении автотранспортных средств специальными приспособлениями для обеспечения комфортного передвижения ребенка-инвалида (откидной низкий пол, поручни и т.д.); - о мерах соблюдения безопасности жизнедеятельности ребенка-инвалида в социальной среде (городской, транспортной, информационной); - о деятельности общественных организаций, направленных на работу с детьми-инвалидами, и о способах взаимодействия с ними (анонимные группы поддержки ВИЧ-инфицированных, МГЦ "СПИД", фонд "Спид.Центр", региональный общественный фонд "Новое время" и др.) и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
1 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
|||
Консультирование |
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам: - персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в окружающей среде (градостроительной, образовательной, производственной); - подбора и использования TCP и вспомогательных технических устройств для целей социально-средовой реабилитации и абилитации (при необходимости); - специфики использования TCP в зависимости от среды пребывания и поставленной задачи (при необходимости); - доступности градостроительных и транспортных социально значимых объектов, в том числе с использованием "Карты доступности объектов по субъектам РФ", портала "Доступная среда", "Zhit-vmeste"; а также по различным вопросам, относящимся к социально-средовой реабилитации и абилитации по запросу получателя мероприятия |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
1 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
|||
Практические занятия |
|
- формирование навыков персональной безопасности в условиях городской среды (ношение маски и перчаток, дезинфекция предметов; избегание коммуникативного взаимодействия с лицами, имеющими признаки ОРВИ и др. инфекционных заболеваний); - обучение ребенка-инвалида самостоятельному передвижению на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и др. инфраструктур, в том числе с использованием TCP и вспомогательных технических устройств (трости и палки для ходьбы, кресла-коляски, ремни и пояса безопасности и др.) (при необходимости); - обучение ребенка-инвалида эффективному и безопасному социальному и средовому взаимодействию на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной, культурной и др. инфраструктур, в том числе умению обращаться за помощью в рамках средового взаимодействия с социумом, включая использование TCP и вспомогательные технические устройства; - обучение пользованию общественным транспортом (включая составление маршрутов передвижения), в том числе с учетом оборудования транспортных средств специальными приспособлениями (откидной низкий пол, поручни и т.д.); - обучение умению пользоваться государственными услугами, включая услуги медицинских учреждений; - обучение пользованию картой доступности и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
11 |
|||
Диапазонный показатель |
6 - 16 |
|||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
15 |
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
10 - 20 |
7. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социально-средовой реабилитации и/или абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4 - 7 лет |
8 - 11 лет |
12 - 17 лет |
||
1. |
Социально-средовая диагностика |
2 х 60 |
2 x 60 |
2 x 60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Консультирование |
30 |
30 |
30 |
4. |
Практические занятия |
25 |
35 |
45 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам социально-средовой диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий, реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Вспомогательные средства обучения социальному поведению |
05 27 06 |
Демонстрационные плакаты и альбомы; дидактические карточки "Эмоции"; видео-презентации по соответствующей тематике |
Для практических занятий |
2. |
Вспомогательные средства обучения правилам передвижения вне дома |
05 27 12 |
Картинки, схемы, презентации о необходимости обеспечения и соблюдения индивидуального санитарно-гигиенического режима в общественных местах (магазинах, аптеках, общественном транспорте и т.д.) |
Для демонстрационных целей |
3. |
Вспомогательные средства для защиты (предохранения) дыхательных путей |
09 06 27 |
Респираторы; ватно-марлевые повязки; маски; полумаски |
Для демонстрационных целей |
4. |
Вспомогательные средства для обеспечения стабилизации (устойчивости) тела |
09 07 |
Ремни безопасности; пояса; привязные ремни; мягкие подушки; упругие прокладки |
Для демонстрационных целей |
5. |
Дезинфицирующие средства |
09 21 09 |
Антисептики для рук; антибактериальные салфетки; средства для дезинфекции поверхностей |
Для демонстрационных целей |
6. |
Трости и палки для ходьбы |
12 03 03 |
Трости и палки для ходьбы |
Для демонстрационных целей |
7. |
Кресла-коляски с ручным приводом |
12 22 |
Кресла-коляски с ручным приводом типа "stand-up" (кресла-коляски, способные поднять и удерживать пользователя в положении стоя); кресла-коляски, приводимые в движение пользователем вручную из полулежачего положения; кресла-коляски для передвижения по снегу; кресла-коляски для пляжа и кресла-коляски для бассейна; несущие рамы для кресел-колясок |
Для демонстрационных целей |
8. |
Кресла-коляски с электроприводом |
12 23 |
Кресла-коляски с силовым (электрическим) приводом типа "stand-up" (кресла-коляски, способные поднять и удерживать человека в положении стоя); кресла-коляски, приводимые в движение пользователем из полулежачего положения; кресла-коляски с поднимающимися или наклоняющимися сиденьями; кресла-коляски для передвижения по снегу; кресла-коляски для пляжа; кресла-коляски рамной конструкции |
Для демонстрационных целей |
10. Примерный перечень методов, методик и методических приемов социально-средовой реабилитации и/или абилитации:
1. Моделирование средовых ситуаций в условиях кабинета специалистов с целью отработки социально-средовых навыков (использование маски и перчаток, дезинфекция предметов; выбор продуктов питания в соответствии со списком покупок и проверкой сроков годности; обращение к окружающим за помощью, в том числе специалистам учреждений и др.).
2. Наблюдение за культурой поведения детей в группе по программе А.М. Щетининой (определение наличия знаний о различных видах социальной культуры в общении с людьми (взрослыми и сверстниками), реализации их на практике).
11. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-средовой реабилитации и/или абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме
реабилитационные мероприятия реализованы частично
2) Качественная оценка динамических изменений социально-средового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) способности ориентироваться, передвигаться и взаимодействовать в условиях окружающей среды, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Навыки ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием TCP и ассистивно-коммуникативных технологий |
|
|
Навыки обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной) |
|
|
Навыки пользования общественным автотранспортом с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами |
|
|
Навыки персональной безопасности при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и т.д. |
|
|
Навыки персональной безопасности в общественных местах и местах скопления людей |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-средовой реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-средовой реабилитации и/или абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-средового статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-средовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-средовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-средовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА
НЕТ
12. Показатели кратности мероприятий по социально-средовой реабилитации и/или абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
1 |
1 - 2 |
Консультирование |
1 |
1 - 2 |
Практические занятия |
11 |
6 - 16 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
15 |
10 - 20 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.