Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Социально-средовая реабилитация и/или абилитации
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями языковых и речевых функций различного генеза, не включенные в другие целевые реабилитационные группы.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по социально-средовой реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социально-средовая диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
3. |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
4. |
Практические занятия |
Ребенок-инвалид |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (без проживания и питания сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-средовой реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Социально-средовая диагностика |
Первичная социально-средовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-средовой реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-средового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса (при необходимости, с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя), анкетирования (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью); - тестовые задания и функциональные пробы в соответствии с возрастом ребенка-инвалида для исследования навыков: - взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием TCP и ассистивно-коммуникативных технологий (при необходимости); - ориентировки в сооружениях городской инфраструктуры, на улице; - обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной); - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыков взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам социально-средовой диагностики, содержащего, в том числе: - оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида как возможности взаимодействия в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной) (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку родительской компетенции по вопросам социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; - разработку индивидуального плана социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования TCP ассистивно-коммуникативных технологий (при необходимости) |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социально-средовая диагностика |
- анкетирование ребенка-инвалида (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью); - тестовые задания и функциональные пробы для оценки степени сформированности навыков взаимодействия, ориентировки, обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия в условиях социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (МКФ "Общение", "Мобильность", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"), а именно: - взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием TCP и ассистивно-коммуникативных технологий (при необходимости); - ориентировки в сооружениях городской инфраструктуры, на улице; - обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной); - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыков взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур у ребенка-инвалида; - беседа с ребенком-инвалидом и/или родителем/законным представителем/уполномоченным представителем с целью определения уровня самооценки удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации; - разработка заключения по итогам повторной социально-средовой диагностики ребенка-инвалида, содержащего: - оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - оценку эффективности проведенного курса социально-средовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики); - рекомендации по дальнейшей социально-средовой реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается); - оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя предоставленными мероприятиями по социально-средовой реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/ законного представителя/ уполномоченного представителя: - о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-средовой реабилитации и абилитации; - о мерах соблюдения безопасности жизнедеятельности ребенка-инвалида в социальной среде (городской, транспортной, информационной); - о способах социального взаимодействия и коммуницирования на улице и в помещениях; - о деятельности общественных организаций, направленных на работу с детьми-инвалидами, и о способах взаимодействия с ними и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
1 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
|||
Консультирование |
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам: - использования TCP и ассистивно-коммуникативных технологий (коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты, GPS-навигаторы с текстовым вводом информации и т.д.) для целей социально-средовой реабилитации и абилитации (при необходимости); - специфики использования TCP ассистивно-коммуникативных технологий в зависимости от среды пребывания (при необходимости); - обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в окружающей среде (невербальное общение, обращение за помощью); - обеспечения доступности для ребенка-инвалида услуг и объектов социальной среды; а также по различным вопросам, относящимся к социально-средовой реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
1 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
|||
Практические занятия |
|
- обучение ребенка-инвалида социальному и средовому взаимодействию и коммуницированию в различных ситуациях нахождения ребенка-инвалида на объектах городской среды (транспортной, культурной и т.д.), в том числе умению обращаться за помощью в рамках средового взаимодействия с социумом, включая использованием TCP и ассистивно-коммуникативных технологий; - обучение технологиям использования TCP и ассистивно-коммуникационных средств на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и др. инфраструктур; (GPS-навигаторы с текстовым выводом информации коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты); - обучение пользованию общественным транспортом с пониманием невербальной среды общения и использования TCP и ассистивно-коммуникативных технологий; - обучение ребенка-инвалида самостоятельной ориентировке на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и др. инфраструктур и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
12 |
|||
Диапазонный показатель |
10 - 14 |
|||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
16 |
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
14 - 18 |
7. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социально-средовой реабилитации и абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4 - 7 лет |
8 - 11 лет |
12 - 17 лет |
||
1. |
Социально-средовая диагностика |
2 x 60 |
2 x 60 |
2 x 60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Консультирование |
30 |
30 |
30 |
4. |
Практические занятия |
25 |
35 |
45 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам социально-средовой диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий, реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Вспомогательные средства для тренировки и обучения способности ориентироваться |
04 36 06 |
Портативные навигаторы с текстовым выводом информации; смартфоны с мобильными навигационными приложениями картографического сервиса (2ГИС, Яндекс.Карты, Google Maps) |
Для практических занятий |
2. |
Материалы для визуальной ориентации |
12 39 21 |
Карты района, города; информационные таблички, стрелки, указатели; навигационные вывески; визуально-информационные табло; карты метро, района, города в электронном и печатном формате |
Для практических занятий |
3. |
Диалоговая аппаратура |
22 21 09 |
Текстофоны (коммуникативные системы, например, "Текстофон", "Диалог") |
Для практических занятий |
4. |
Устройства и программное обеспечение для текстовой и видеосвязи в режиме реального времени |
22 24 09 |
Смартфоны, преобразовывающие письменный текст в речь |
Для практических занятий |
5. |
Системы мониторинга и позиционирования |
22 27 24 |
Системы определения местоположения (GPS) (брелоки, часы с функцией отслеживания местоположения, приложения для мобильного телефона) |
Для демонстрационных целей |
10. Примерный перечень методов, методик и методических приемов социально-средовой реабилитации и/или абилитации:
1. Методы альтернативной коммуникации посредством электронных устройств для альтернативной коммуникации:
- Электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, "Big Мас" "Step by step", "GoTalk", "MinTalker" и др.);
- Компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);
- Информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, "Boardmaker", "Alladin" и др.), системы символов (например, "Bliss"); компьютерные программы для общения (например, "Общение" и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи.
2. Диагностические методики:
- Наблюдение за культурой поведения детей в группе по программе А.М. Щетининой.
3. Коррекционные методы:
- Моделирование средовых ситуаций в условиях кабинета специалистов, с целью отработки социально-средовых навыков (товарно-денежные расчеты, выбор продуктов питания в соответствии со списком покупок и проверкой сроков годности, обращение к окружающим за помощью, в том числе специалистам учреждений и др.).
11. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-средовой реабилитации и/или абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы полном объеме
реабилитационные мероприятия реализованы частично
2) Качественная оценка динамических изменений социально-средового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) способности ориентироваться и передвигаться в условиях окружающей среды, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Навыки взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием TCP и ассистивно-коммуникационных технологий |
|
|
Навыки ориентировки в сооружениях городской инфраструктуры, на улице |
|
|
Навыки обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной) |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-средовой реабилитации |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-средовой реабилитации и/или абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социального-средового статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-средовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-средовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-средовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА
НЕТ
12. Показатели кратности мероприятий по социально-средовой реабилитации и/или абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
1 |
1 - 2 |
Консультирование |
1 |
1 - 2 |
Практические занятия |
12 |
10 - 14 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
16 |
14 - 18 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.