Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом министерства
образования Саратовской области
от 19.07.2023 N 1240
Положение
о создании и развитии региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Саратовской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о создании и развитии региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Саратовской области (далее соответственно - Положение, PC НМС) определяет цель, целевые ориентиры и задачи, принципы создания и развития, структуру и субъекты PC НМС, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Саратовской области.
1.2. Нормативная правовая основа создания и развития региональной системы научно-методического сопровождения:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
федеральный проект "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года N 16);
государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N°1642;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N° 3273-р (Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста);
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2021 года N 37 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование";
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022 года N Р-303 "О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года N Р-174";
распоряжение Правительства Саратовской области от 16 октября 2020 года N 299-Пр "О создании Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников".
1.3. Термины и понятия, используемые в Положении, приведены в Глоссарии терминов и понятий (приложение к настоящему Положению).
2. Цель, целевые ориентиры, задачи принципы создания и развития PC НМС
2.1. Целью PC НМС является создание единого научно-методического пространства, являющегося компонентом единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - ЕФС), обеспечивающего сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества.
2.2. Целевые ориентиры PC НМС:
2.2.1. для педагогических работников и управленческих кадров:
снижение уровня профессиональных (педагогических и управленческих) дефицитов;
повышение мотивации педагогических работников и управленческих кадров к обновлению методов обучения и воспитания;
снижение уровня "профессионального выгорания" педагогических работников и управленческих кадров;
2.2.2. для системы дополнительного профессионального образования Саратовской области:
повышение информационной открытости и "прозрачности" процессов в системе дополнительного профессионального образования;
повышение качества результатов в системе дополнительного профессионального образования;
сокращение "разрыва" в показателях эффективности системы дополнительного профессионального образования;
2.2.3. для региональной системы образования в целом:
системный подход к управлению качеством образования;
повышение качества образования на различных уровнях.
2.3. Задачи PC НМС:
2.3.1. в области управления PC НМС:
интеграция процессов и результатов деятельности различных субъектов в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
синхронизация критериев и показателей эффективности деятельности различных субъектов PC НМС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
внедрение процедур и инструментов оценки эффективности PC НМС;
развитие системы "горизонтальных" связей сегментов PC НМС, в том числе в части обмена эффективными педагогическими и управленческими практиками;
2.3.2. в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках PC НМС:
актуализация содержания и экспертиза качества дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (профессиональной переподготовки) (далее - ДПП), цифровизация образовательных технологий и персонификация образовательных треков непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
2.3.3. в области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках PC НМС:
развитие системы адресного научно-методического сопровождения субъектов PC НМС и субъектов научно-методической деятельности в рамках ключевых процессов непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе способствующего устранению профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, выявленных на основе диагностики их профессиональных компетенций;
технологизация методической деятельности, формирование единых подходов к работе региональных методистов, оценке их эффективности.
2.4. Принципами формирования и развития PC НМС являются:
соответствие деятельности PC НМС приоритетным задачам в сфере образования;
активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партнеров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
совместное планирование и принятие решений на региональном и муниципальном уровнях, т.е. постановка задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов;
ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования;
взаимная ответственность и доверие, т.е. принятие решений между методическими службами на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;
координация и интеграция деятельности методических служб различных уровней.
3. Структура и субъекты PC НМС
3.1. PC НМС включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
3.2. Структурными компонентами PC НМС регионального уровня являются:
министерство образования Саратовской области (далее Министерство);
государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Саратовский областной институт развития образования", включая Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее соответственно - Институт, ЦНППМ);
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского" (по согласованию, далее - Университет);
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области "Вольский педагогический колледж имени Ф.И. Панферова", государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Саратовский областной педагогический колледж" (далее - Колледжи);
государственное автономное учреждение Саратовской области "Региональный центр оценки качества образования" (далее - РЦОКО);
Координационный совет при министерстве образования Саратовской области по вопросам качества общего образования (далее Координационный совет);
региональное учебно-методическое объединение в системе общего образования (далее - РУ МО);
профессиональные педагогические сообщества (далее - Ассоциации);
региональный методический актив (далее - Региональные методисты).
3.2.1. Министерство:
утверждает комплекс мер ("дорожную карту") по созданию PC НМС;
обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей развития PC НМС;
осуществляет мониторинг эффективности развития PC НМС.
3.2.2. Институт:
обеспечивает разработку и реализацию ДПП в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, в том числе с последующим включением в Федеральный реестр;
организуют и проводят образовательные мероприятия для педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.3. ЦНППМ:
выступает координатором PC НМС;
обеспечивает взаимодействие с координатором ЕФС, в том числе работу на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования;
обеспечивает координацию деятельности PC НМС;
обеспечивает организацию процесса выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает организацию разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает организацию разработки и внедрения различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
обеспечивает организацию внедрения целевой модели наставничества педагогических работников;
обеспечивает организацию внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
обеспечивает координацию методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;
обеспечивает организацию проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает организацию обучения педагогических работников и управленческих кадров Саратовской области, в том числе по новейшим ДПП;
обеспечивает организацию вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность;
обеспечивает адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами.
3.2.4. Университет, Колледжи участвуют в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.5. РЦОКО обеспечивает оценку качества образования на различных уровнях, а также проведение мониторинговых исследований состояния региональной системы образования.
3.2.6. Координационный совет:
обеспечивает концептуально-методологическое единство оценки и управления качеством общего образования;
обеспечивает реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - образовательные стандарты), дополнительных образовательных программ;
обеспечивает межведомственное взаимодействие в области оценки качества образования на региональном, муниципальном, институциональном уровнях с целью повышения качества образования;
разрабатывает предложения о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство Саратовской области и нормативные акты Правительства Саратовской области, министерства образования Саратовской области, касающихся оценки и управления качеством образования в соответствии с действующими требованиями образовательных стандартов к условиям реализации, структуре, результатам освоения основных образовательных программ и проведению независимой оценки качества образования;
реализует меры, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях Саратовской области;
реализует меры, направленные на решение вопросов по развитию педагогических кадров Саратовской области.
3.2.7. РУМО участвует в разработке ДПП для педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.8. Ассоциации:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
реализуют программы наставничества педагогических работников.
3.2.9. Региональные методисты:
осуществляют деятельность по методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров по следующим направлениям:
а) сопровождение слушателей ДПП после окончания обучения;
б) реализация ДПП на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
в) тьюторское сопровождение ДПП, включенных в Федеральный реестр;
г) выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
д) построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
е) организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения;
ж) методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;
з) оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.
3.3. Структурными компонентами PC НМС муниципального уровня являются:
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - Муниципальные органы управления образованием);
муниципальные методические службы (далее - Методические службы);
муниципальные методические объединения.
3.3.1. Муниципальные органы управления образованием участвуют в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
3.3.2. Методические службы обеспечивают сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников на уровне муниципального района (городского округа).
3.3.3. Муниципальные методические объединения:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.
3.4. Механизмом взаимодействия и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, является трехстороннее соглашение между Муниципальными органами управления образованием, Министерством и Институтом.
3.5. Структурными компонентами PC НМС институционального уровня являются:
методические (научно-методические) советы образовательных организаций;
методические объединения, общественно-профессиональные объединения (далее - методические объединения).
3.5.1. Методические (научно-методические) советы образовательных организаций:
обеспечивают взаимодействие с Методическими службами и ЦНППМ в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
организуют и сопровождают деятельность методических объединений, в том числе создают их в образовательных организациях на основе
индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
обеспечивают условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества;
проводят семинары, мастер-классы, стажировки для освоения педагогическими работниками образовательных организаций компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства.
3.5.2. Методические объединения:
создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
организуют взаимодействие и "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.
4. Основные механизмы создания и развития PC НМС
4.1. Нормативные правовые документы, обеспечивающие создание и развитие PC НМС:
распорядительный акт Министерства, утверждающий положение о создании и развитии PC НМС, включая проведение мониторинга показателей эффективности развития PC НМС;
комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и развитию PC НМС;
регламент сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования и управленческих кадров;
распорядительный акт Министерства, утверждающий ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических работников и управленческих кадров, в том числе научно-практических конференций, педагогических чтений и других образовательных событий.
4.2. Оптимизация расходования финансовых средств бюджета Саратовской области на разработку и реализацию ДПП с учетом ДПП, размещенных в Федеральном реестре, а также сетевой формы реализации ДПП.
4.3. Формирование кадрового состава PC НМС, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций.
4.4. Обеспечение Федерального реестра ДПП для педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования.
4.5. Наделение ЦНППМ полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в Саратовской области ресурсах для профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
4.6. Применение современных диагностических процедур на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации ДПП.
4.7. Использование Цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования Саратовской области.
5. Основные направления и системообразующие мероприятия в рамках развития PC НМС
5.1. Взаимодействие субъектов PC НМС, нацеленное на повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, осуществляется в рамках следующих основных направлений:
управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования.
5.2. Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров включает:
стратегическое планирование и организацию ключевых процессов в рамках PC НМС;
координацию взаимодействия субъектов PC НМС регионального и муниципального уровней;
координацию взаимодействия субъектов PC НМС, деятельности региональных методистов;
оценку эффективности PC НМС.
5.2.1. Механизмами взаимодействия субъектов PC НМС в рамках управления системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров являются:
концепции, стратегии, комплексные планы ("дорожные карты") совместных мероприятий;
соглашения (договоры) о совместной деятельности (партнерстве);
семинары-совещания, вебинары;
мониторинговые исследования и др.
5.2.2. Системообразующими мероприятиями в рамках управления системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров являются:
разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей развитие PC НМС (комплексы мер, "дорожные карты", соглашения (договоры) о сотрудничестве и др.);
разработка критериев и индикаторов эффективности развития PC НМС, отдельных субъектов PC НМС;
организация и проведение мониторингов эффективности развития PC НМС, отдельных субъектов PC НМС;
формирование и организация деятельности регионального методического актива.
5.3. Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров включает:
диагностику профессиональных компетенций;
проектирование и сопровождение прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства;
совершенствование качества образовательного контента ДГТГТ, в том числе представляемых к включению в Федеральный реестр;
реализацию ДПП, в том числе в форме стажировок;
внедрение системы наставничества педагогических работников, включая педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
5.3.1. Механизмами взаимодействия субъектов PC НМС в рамках непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров являются:
ДПП из Федерального реестра;
ДПП, реализуемые в сетевой форме;
ДПП, реализуемые по каскадной модели повышения квалификации;
иные мероприятия (в том числе в формате "горизонтального обучения") в рамках индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров;
процедуры диагностики предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и IT-компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
единый федеральный портал дополнительного профессионального образования.
5.3.2. Системообразующими мероприятиями в рамках непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров являются:
повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
организация стажировок (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование");
построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций;
организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников;
осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников.
5.4. Механизмом взаимодействия субъектов PC НМС в рамках содержательно-методического обеспечения непрерывного профессионального (педагогического) образования являются:
комплекс типовой организационно-методической документации;
методические рекомендации, указания и т.д. по ключевым процессам непрерывного профессионального (педагогического) образования, деятельности отдельных субъектов PC НМС;
аннотированный каталог научно-методических разработок;
инновационные проекты (площадки);
научно-практические конференции, форумы и т.д.
5.4.1. Системообразующими мероприятиями в рамках содержательно-методического обеспечения непрерывного профессионального (педагогического) образования являются:
обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);
ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных ДПП, реализуемых в Саратовской области, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок и т.д.);
информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;
руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов.
6. Показатели эффективности создания и развития PC НМС
6.1. При разработке показателей эффективности создания и развития РСНМС учитываются показатели мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также показатели оценки механизмов управления качеством образования Саратовской области в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности развития PC НМС учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального педагогического образования и научно-методическому сопровождению
педагогических работников и управленческих кадров Саратовской области.
6.2. Показатели эффективности создания и развития PC НМС в области управления системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
разработан и реализуется комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и развитию PC НМС на период до 2024 года (ежегодно, начиная с 2021 года);
разработана с учетом социально-экономических условий Саратовской области и реализуется вариативная система мониторинга эффективности PC НМС (ежегодно, начиная с 2023 года).
6.3. Показатели эффективности создания и развития PC НМС в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров:
доля педагогических работников, освоивших ДПП, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций (к 2024 году - не менее 30%);
количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации (к 2024 году - не менее 40% от общего количества управленческих команд Саратовской области).
6.4. Показатели эффективности создания и развития ЕФС в области содержательно-методического обеспечения непрерывного профессионального (педагогического) образования:
количество педагогических работников, закрепленных за одним региональным методистом для осуществления методического сопровождения (к 2024 году - не более 250 человек);
доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы (к 2024 году - не менее 70%).
6.5. Методы сбора информации и инструменты оценки:
данные мониторингового исследования;
данные открытых статистических материалов;
данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе Цифровой экосистемы ДПО);
данные официального сайта Министерства, Института, методических служб (по согласованию), образовательных организаций (по согласованию), иные информационные ресурсы Саратовской области;
изучение нормативных правовых актов Министерства, Института, методических служб, образовательных организаций.
6.6. Мониторинг проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторингов проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.
Приложение
к Положению о создании и
развитии региональной системы
научно-методического сопровождения
педагогических работников
и управленческих кадров
Саратовской области
Глоссарий терминов и понятий, используемых в Положении
Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС) - это совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
Субъект научно-методической деятельности - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров;
Единый федеральный портал дополнительного профессионального образования - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, который консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к непрерывному развитию профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров - в том числе повышению квалификации и профессиональной переподготовке;
Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ (далее - Федеральный реестр) - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального образования, созданный для обеспечения доступа к качественным дополнительным профессиональным программам (далее - ДПП), отвечающим современным задачам системы образования;
Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - PC НМС) - региональный сегмент ЕФС;
совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ) - структурное подразделение организации дополнительного профессионального образования, образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации или юридическое лицо, осуществляющее координацию деятельности субъектов PC НМС в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
Региональный методист - педагогический работник - штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования;
Региональный методический актив - объединение региональных методистов, сформированный из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников;
Тьютор - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания ДПП, в том числе из Федерального реестра;
Методическая служба - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников;
Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К педагогическим работникам в Концепции не относятся педагогические работники образовательных организаций высшего образования;
Управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. К управленческим кадрам в Концепции относятся:
руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность;
Профессиональное педагогическое сообщество - объединение педагогических работников с общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне образовательной организации, органа местного самоуправления, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации;
Профессиональные компетенции - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач;
Индивидуальный образовательный маршрут - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования;
Стажировочная площадка - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в процессе реализации дополнительных профессиональных программ;
Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров.
<< Назад |
||
Содержание Приказ министерства образования Саратовской области от 19 июля 2023 г. N 1240 "О внесении изменений в приказ министерства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.