Определение Алтайского краевого суда от 6 июля 2023 г. N 3а-540/2022
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. Н.П., С. И.П., Ч. Е.В., Ш. Н.В., Г. В.А., М. И.В., М. С.Ю., Н. К.В., Б. В.Н., К. С.Н., Л. Н.А., М. Е.Л., М. С.В., Е. А.И., Г. Е.Р., Ж. И.В., Ф. И.Я., В. И.В., Б. Л.С., КЛ. Л.В, Г. А.Д., В. Н.В., М. Г.П. к Славгородскому городскому собранию депутатов Алтайского края о признании недействующими нормативных правовых актов, установил:
административные истцы С. Н.П., С. И.П., Ч. Е.В., Ш. Н.В., Г. В.А., М. И.В., М. С.Ю., Н. К.В., Б. В.Н., К. С.Н., Л. Н.А., М. Е.Л., М. С.В., Е. А.И., Г. Е.Р., Ж. И.В., Ф. И.Я., В. И.В., Б. Л.С., КЛ. Л.В., Г. А.Д., В. Н.В., М. Г.П. обратились в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Славгородскому городскому собранию депутатов Алтайского края, в котором (с учетом уточнения) просят признать недействующим решение Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края 7 июля 2022 года N 28 "О принятии Устава муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края", Устава муниципального образования муниципального округа город Славгород Алтайского края, утвержденного решением Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края 7 июля 2022 года N 28.
В обоснование исковых требований административные истцы указали, что указанный нормативный правовой акт принят депутатами в нарушение процедуры, установленной требованиями статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Нарушение выразилось в том, что муниципальное образование муниципальный округ город Славгород не является вновь образованным муниципальным образованием, следовательно необходимости в принятии нового Устава не имелось. Глава города может вносить проект Устава только в случае если изменения касаются непосредственно его полномочий. Проект Устава не был согласован с органами местного самоуправления муниципального образования и с заинтересованными структурными подразделениями. Проект Устава не был доведен до сведения всех жителей. В протоколе по итогам проведения публичных случаев не нашло отражение мнение граждан, присутствующих на них. Нарушена процедура внесения Устава в городское собрание депутатов. Спорный Устав подписан главой муниципального округа город Славгород, а должен ещё содержать подпись председателя городского собрания депутатов.
Судом на обсуждение поставлен вопрос по прекращении производства по делу по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку решением Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края от 24 мая 2023 года N 12 принят новый Устав муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края.
В судебном заседании административные истцы С. Н.П., С. И.П., Ч. Е.В., Ш. Н.В., М. С.Ю., Б. В.Н., Б. Л.С., М. Г.П. возражали против прекращения производства по делу. Считали, что нормативный правовой акт до настоящего времени нарушает их права несмотря на то, что утратил силу. В период действия оспариваемого Устава административные истцы лишены были права на участие в управлении делами города, что привело к ухудшению благополучия города и его жителей, граждан не допускали на сессии депутатов, они не могли влиять на действия органов местного самоуправления.
Представитель административного истца С. Н.П. - Ш. А.В. в судебном заседании возражал против прекращения производства по делу, поскольку права истцов в настоящее время будут восстановлены самим фактом удовлетворения их требований, так как судом будет установлен факт незаконности нормативного правового акта.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представитель административного ответчика Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края на рассмотрение дела не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела без своего участия. Согласно письменному отзыву, представленному в материалы дела, административный ответчик просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку 24 мая 2023 года решением Славгородского городского собрания депутатов Алтайского N 12 принят Устав муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края, в связи с чем Устав муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края, утвержденный решением Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края 7 июля 2022 года N 28, является недействующим.
При таких обстоятельствах, руководствуясь требованиями статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Выслушав пояснения административных истцов, представителя С. Н.П., заключение прокурора, считавшей необходимым производство по настоящему административному делу прекратить, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частью 6 статьи 39, частью 7 статьи 40, пунктами 1-3, 5 и 6 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.
Суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 часть 2 статья 214 указанного кодекса).
При рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
При рассмотрении дела судом установлено, что законом Алтайского края от 03 декабря 2008 года N 124-ЗС (ред. от 02 марта 2018 года) "О статусе и границах муниципального и административно-территориального образования город Славгород Алтайского края" статусом городского округа наделялось муниципальное образование город Славгород Алтайского края.
В дальнейшем законом Алтайского края от 11 мая 2022 года N 36-ЗС "О наделении муниципального образования город Славгород Алтайского края статусом муниципального округа", принятым Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 05 мая 2022 года N 108, муниципальное образование город Славгород Алтайского края наделен статусом муниципального округа с административным центром в городе Славгороде.
Одновременно Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 05 мая 2022 года N 108 внесены изменения в закон Алтайского края "О статусе и границах муниципального и административно-территориального образования город Славгород Алтайского края", в том числе исключено указание о статусе городского округа муниципального образования город Славгород Алтайского края.
Решением Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края от 7 июля 2022 года N 28 принят Устав вновь образованного муниципального образования - муниципальный округ город Славгород Алтайского края. Данный Устав опубликован в газете "Славгородские вести" 21 июля 2022 года, включен в государственный реестр уставов муниципальных образований с присвоением ему государственного регистрационного номера RU227020002022001.
Решением Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края от 24 мая 2023 года N 12 принят Устав муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края. Данный Устав опубликован в газете "Славгородские вести" 8 июня 2023 года N 23 (15113), включен в государственный реестр уставов муниципальных образований с присвоением ему государственного регистрационного номера RU227020002023001.
Как следует из материалов дела, административные истцы, обращаясь в суд с административным требованием о признании недействующим Устава муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края, утвержденного решением Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края года N 28, ссылались на нарушение своих прав на осуществление местного самоуправления, на невозможность участия в управлении делами города, а также на нарушение процедуры принятия оспариваемого Устава.
В данном случае суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административных истцов, поскольку в настоящее время вопросы принятия муниципальных правовых актов, участия населения в осуществлении местного самоуправления, регламентации деятельности органов местного самоуправления изложены в Уставе муниципального образования муниципальный округ город Славгород Алтайского края, принятом решением Славгородского городского собрания депутатов Алтайского края 24 мая 2023 года N 12.
При таких обстоятельствах производство по настоящему административному делу подлежит прекращению.
При предъявлении административного искового заявления административным истцом С. Н.П. оплачена государственная пошлина в размере 300 руб.
В соответствии со статьей 105 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу статьи 333.40 Налогового кодекса российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае: прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.
Таким образом, поскольку производство по настоящему административному делу прекращено, сумма государственной пошлины в размере 300 руб., уплаченная по кассовому чеку от 29 июня 2022 года подлежит возврату плательщику.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 199, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил:
прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению С. Н.П., С. И.П., Ч. Е.В., Ш. Н.В., Г. В.А., М. И.В., М. С.Ю., Н. К.В., Б. В.Н., К. С.Н., Л. Н.А., М. Е.Л., М. С.В., Е. А.И., Г. Е.Р., Ж. И.В., Ф. И.Я., В. И.В., Б. Л.С., КЛ. Л.В, Г. А.Д., В. Н.В., М. Г.П. к Славгородскому городскому собранию депутатов Алтайского края о признании недействующими нормативных правовых актов.
Возвратить С. Н.П. государственную пошлину в сумме 300 рублей, уплаченную согласно чеку от 2 мая 2023 года.
На определение может быть подана частная жалоба в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное определение принято 6 июля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Алтайского краевого суда от 6 июля 2023 г. N 3а-540/2022
Текст определения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании