Решение Алтайского краевого суда от 23 июня 2023 г. N 3а-159/2023
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края", установил:
решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344 утвержден Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее также - Генеральный план города Барнаула).
Решение представительного органа местного самоуправления опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" 07 сентября 2019 года N 134 (5026), включено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов 11 декабря 2019 года с присвоением номера государственной регистрации RU22085218201900579.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее по тексту также - Агентство, Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом заявления от 19 июня 2023 года) о признании не действующим указанного нормативного правового акта в части включения в границы городского округа - города Барнаула в квартале 60 выдела 26 (часть) площадью 1363 кв. м. Барнаульского участкового лесничества Барнаульского лесничества Алтайского края (л.д.4-6, т.1).
В обоснование требований Агентство указывает на несоблюдение порядка согласования проекта генерального плана, предусматривающего перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов (с включением в границы городского округа), установленного статьями 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований", приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 июля 2016 года N 460 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований", с уполномоченным органом, которым является Федеральное агентство лесного хозяйства в силу пунктов 1, 5.4.2, 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 283.
В судебном заседании представитель Барнаульской городской Думы О. Е.А. возражала против предъявленных требований.
В письменных возражениях Барнаульская городская Дума полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, указывая на то, что Генеральный план был утвержден в 2019 году, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2022 году, в связи с чем у административного ответчика отсутствовала обязанность согласования проекта Генерального плана в отношении указанного участка.
Представитель главы города Барнаула - З. А.А. так же считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края - П. Л.С. полагала административный иск обоснованным.
Федеральное агентство лесного хозяйства, ФГБУ "Р." своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежаще.
Руководствуясь требованиями статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из указанного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план города Барнаула утвержден Барнаульской городской Думой в соответствии с предусмотренными пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 1 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 части 2 статьи 40 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого Решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года N 71, полномочиями представительного органа местного самоуправления.
Решение об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула принято на заседании представительного органа местного самоуправления большинством депутатов (31 депутат) от установленной статьей 35 Устава муниципального образования численности депутатов (40 депутатов), опубликовано в установленном порядке и включено в регистр нормативных правовых актов.
Ранее в части соблюдения процедуры принятия нормативного правового акта, не касающейся порядка согласования проекта с Федеральным агентством лесного хозяйства, Генеральный план города Барнаула проверялся судом, вступившим в законную силу решением Алтайского краевого суда от 24 декабря 2019 года по административному делу *** (***) по административному исковому заявлению К. Н.А. к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края" нарушений не установлено.
Содержание генерального плана, порядок его подготовки и утверждения, особенности согласования проекта генерального плана предусмотрены статьями 23-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Генеральный план в обязательном порядке содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа (пункт 3 части 3, пункт 2 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, которые в силу прямого указания закона, в частности в статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации, находятся исключительно в федеральной собственности, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В период подготовки Генерального плана город Барнаула и на дату рассмотрения административного дела действует Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N 460, который в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в случае включения в соответствии с проектом в границы населенных пунктов земель лесного фонда) предусматривает обязанность по направлению уведомления органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе Министерство экономического развития России, которое, в свою очередь, обладает полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений соответствующих уполномоченных федеральных органов (пункты 1.4, 2.1, 2.9 Порядка N 460).
Федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов, в соответствии с пунктом 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", является Рослесхоз.
Следовательно, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что границы города Барнаула включают частично земли лесного фонда (общая площадь 1363 кв. м.), что установлено в ходе мероприятий, поведенных Западно-Сибирским филиалом ФГБУ "Р." по поручению Федерального агентства лесного хозяйства (л.д.57-58,т.2).
Представленные административным истцом доказательства наложения границ не опровергнуты стороной административного ответчика (л.д.198, т.3).
Таким образом, в нарушение правил статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект нормативного правового акта в части включения в границы города Барнаула Алтайского края земель лесного фонда не согласовывался с Рослесхозом. Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Алтайского краевого суда от 31 августа 2020 года по административному делу *** по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Барнаульской городской Думе, главе города Барнаула о признании не действующим в части решения Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края".
На основании изложенного, установив отсутствие согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом до принятия нормативного правового акта, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований и признании Генерального плана города Барнаула не действующим в части включения в границы города Барнаула земель лесного фонда в указанных ФГБУ "Р." координатах и размере.
Довод возражений административного ответчика о том, что спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в 2022 году значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
Учитывая, что нормативный правовой акт применялся в течение длительного времени, суд исходя из разъяснений пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признает его недействующим в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении суда о признании нормативного правового акта недействующим подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул".
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденный решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344, в части включения в границы города Барнаула в квартале 60 выдела 26 (часть) площадью 1363 кв. м. Барнаульского участкового лесничества Барнаульского лесничества Алтайского края имеющего координаты поворотных точек пересечений:
N точки |
X |
Y |
1 |
589758,29 |
2378938,15 |
2 |
589789,56 |
2378989,36 |
3 |
589770,49 |
2379001,00 |
4 |
589738,57 |
2378950,20 |
1 |
589758,29 |
2378938,15 |
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 23 июня 2023 г. N 3а-159/2023
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании