Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждена
постановлением
Администрации Тазовского района
от 30 июня 2023 г. N 605-п
Концепция
старшей школы в системе образования муниципального округа Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа
Общие положения
Старшая школа занимает особое место в системе образования человека, поскольку, с одной стороны, является итогом школьного образования, а с другой стороны, подготавливает человека к самостоятельному продуктивному решению задач на следующих ступенях образования и в социальной деятельности. Опыт работы Многопрофильного лицея города Муравленко показывает, что одним из способов эффективного решения обустройства перехода "старшая школа - колледж/вуз" является выделение старшей школы в отдельную ступень и моделирование образовательного процесса с учетом специфики юношеского возраста.
Возрастные особенности юношеского возраста связаны с поиском собственной идентичности. Ведущей деятельностью этого периода является самоопределение, собственная активность подростка, осознание стремления занять определенную позицию, выбор своего будущего пути. У старшеклассника появляется своя ответственность - ответственность за будущее (и не только своё).
Разработка концепции старшей школы в Тазовском районе обусловлена необходимостью развития образовательных возможностей и поддержки учащихся с разными образовательными потребностями, созданию модели современной образовательной среды, позволяющей формировать у старшеклассников готовность к самостоятельному ответственному выбору, как результату самоопределения.
Анализ текущей ситуации, проблемы и их причины
В системе образования Тазовского района все школы реализуют программы профильного обучения. Основными профильными направлениями подготовки (социально-экономический, гуманитарный, технологический, естественнонаучный) охвачены 65% старшеклассников, 35% обучающихся занимаются в универсальных классах.
Однако практика показывает недостаточную результативность профильного обучения. В ходе проблемно - аналитической сессии, состоявшейся в декабре 2022 года, участниками из числа специалистов департамента образования, школьных административных команд, педагогов выявлен ряд проблем.
Распределение обучающихся по профильным направлениям не в полной мере основано на образовательных запросах самих старшеклассников и их родителей. Основными причинами являются ограничение ресурсов отдельных школ для формирования всех возможных профильных направлений, неготовность выпускников 9 классов к выбору дальнейшей образовательной траектории.
Несмотря на имеющееся у старшеклассника право обучения по индивидуальному учебному плану, учитывающему персональный образовательный запрос (статья 2 п. 23 ФЗ-273), всего 2,5% обучающихся 10 - 11 классов школ района реализуют это право.
Школы объясняют это ограниченностью материальных, кадровых, финансовых ресурсов. По мнению представителей школ, полноценная реализация индивидуальных учебных планов и осуществление самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях дефицита современных учебно-развивающих площадей (исследовательские лаборатории, творческие мастерские, лидерские площадки, спортивные и тренажёрные залы и др.) невозможна. При этом большинство участников проблемно - аналитической сессии осознают важность формирования у старшеклассников готовности к самостоятельному ответственному выбору, считают возможным организовать обучение на старшей ступени по индивидуальному учебному плану при условии трансформации сложившейся системы образования на основе укрупнения старшей школьной ступени.
Таким образом, существующая школьная система Тазовского района не дает возможности в полной мере раскрыть потенциал обучающихся, создать условия для формирования осознанного выбора школьниками образовательного маршрута в школе и в последующем во взрослой жизни.
Как следствие, большая часть выпускников недостаточно подготовлена к обучению в системе профессионального образования, о чем свидетельствуют результаты ГИА, мониторинговых процедур, статистика по поступлению и не продолжившим обучение после 9 и 11 класса.
Лишь 35% выпускников 2022 года успешно поступили в вузы по профилю обучения, из них только 15% обучаются на бюджетных местах. Это связано с тем, что в образовательных программах школ района не представлены все возможные для выбора учениками профилей.
Увеличилась до 34,4% доля поступивших в организации СПО выпускников 9-х классов, не обладающих достаточным собственным ресурсом для организации обучения и социализации в условиях города в отрыве от семьи.
По итогам всероссийских проверочных работ выявлен низкий уровень (15% из 100%) умений обучающихся 10 - 11 классов в использовании полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки различных событий (явлений, процессов) с точки зрения взаимосвязи различных дисциплин.
Результаты сдачи ЕГЭ 50% потенциальных медалистов не подтверждаются высокими баллами ЕГЭ, текущих внешних мониторингов, что говорит о несовершенстве существующей системы обучения и оценивания.
Меньше половины выпускников профильных классов выбирают предметы для сдачи ЕГЭ, соответствующие профилю обучения в старшей школе, поэтому доля выпускников - высокобалльников по итогам ЕГЭ составляет лишь 10,7%.
В большей степени трудностям адаптации подвержены воспитанники интернатов. Существующая система организации их обучения и проживания снижает возможности коммуникации, усложняет культурную интеграцию в среду своих сверстников, увеличивает риски деструктивных начал и негативных социальных проявлений.
Слабый уровень профессионального самоопределения выпускников средней школы обуславливает неготовность к новым требованиям социально-экономической и кадровой ситуации и ставит перед школой и семьей задачу создания в рамках старшей школы условий для планирования обучающимися собственной профессиональной и жизненной траектории в число наиболее актуальных.
Школе как социокультурному институту необходимо содействовать развитию у учащихся способности к творчеству, саморазвитию, умению свободно ориентироваться и самоопределяться в динамичном мире, принимать обоснованные решения относительно своего будущего.
В сложившейся ситуации педагоги школ Тазовского района понимают важность организации обучения старшеклассников в соответствии с их индивидуальными запросами.
Идея создания старшей школы в Тазовском районе
Основой идеи трансформации системы образования Тазовского района в логике "школы ступеней" стали три проекта, разработанные под руководством Сидоровой И. К., советника губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, к. п. н., межшкольными творческими командами для решения наиболее острых проблем школьного образования: "Создание персонифицированной модели обучения школьников Тазовского района" (объединение имеющихся ресурсов школ для реализации персональных запросов обучающихся в рамках построения индивидуальных учебных планов и использования сетевой формы обучения"; "Профессиональное обучение старшеклассников профессиям, включая ознакомление с трудовыми процессами, содержанием труда рабочих на предприятиях и получение профессионального образования с выдачей свидетельств"; "Обновление содержания и методов обучения с учетом этнокультурных и этнопсихологических особенностей детей из числа коренных малочисленных народов Севера".
Предпосылками создания старшей школы можно также считать инновационные образовательные площадки и формы обучения: корпоративный медицинский класс, класс психолого-педагогической направленности, Мобильный технопарк, Точки роста, Центр естественных и технических наук.
В основе предлагаемой концепции находятся следующие принципы.
1. Учет государственной образовательной политики в области обучения на старшей школьной ступени.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ-273) в статье 3 определяет в качестве одного из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования "создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания" (ст. 15, ст. 2 п. 23).
Федеральный проект "Успех каждого ребенка" Национального Проекта "Образование", пункт 1.56 указывает на то, что к 2024 году обучающимся 5 - 11 классов должны быть предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному плану, в том числе в сетевой форме.
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года N 413 (с изменениями и поправками) содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при получении среднего общего образования.
2. Доступность обучения на старшей ступени независимо от места проживания обучающихся, национальной принадлежности, социально-экономического положения семьи.
В целях расширения возможностей старшеклассников, проживающих в удаленных поселениях, для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей в получении качественного образования, организуется обучение в старшей школе, расположенной в п. Тазовский, с правом освоения программам, в сетевой форме с применением дистанционных технологий в сочетании с очными предметными погружениями либо в очной форме с правом проживания в пришкольном интернате. Формула работы педагогического коллектива старшей школы: "Не возраст для школы, а школа для возраста. Не ученик для школы, а школа для ученика".
3. Принцип возрастосообразного обучения.
Рабочие программы по предметам и другие элементы образовательной деятельности предусматривают условия для наиболее полного решения возрастных задач, задач становления зрелости и самостоятельности. Работа педагогов старшей школы организуется с учетом возрастных особенностей обучающихся старшей школьной ступени, которые выражаются в избирательности интересов в отношении будущего, способности принимать решение, стремлении к коммуникации со сверстниками и социальной активности, субъектности как выражения собственной позиции по вопросам образовательной траектории.
Образовательный процесс должен стать источником самочувствия для ученика, т. е. приложенные усилия и достигнутые учебные результаты должны оборачиваться новыми правами, статусами и возможностями.
Перестройка в логике возрастособразности необходима ради успешности школьника и позволит выйти на новый качественный уровень образования.
4. Принцип персонализации обучения.
Обучение организуется на основе индивидуального запроса и потребностей выпускника основной школы. Старшекласснику предоставляется возможность выбора своего направления профильного обучения, реализации индивидуального учебного плана как в условиях Центра образования, так и за его пределами.
Расширение образовательной среды для реализации индивидуальных учебных планов обеспечивается за счет социального партнерства с предприятиями, вузами и организациями среднего профессионального образования. Это взаимодействие позволит вовлечь старшеклассников в реализацию различных социальных проектов, пройти профессиональные пробы и определиться с выбором профессии.
Старшеклассник является субъектом образовательной деятельности. Субъектность старшеклассника - это состояние личностного развития, выражающееся в его готовности сделать выбор, его потребности в проявлении активности, самостоятельности в организации взаимодействия с преподавателем, в осознании им ответственности за создание условий своего развития.
5. Принцип поликультурности среды обучения и воспитания.
В старшей школе создается поликультурная среда, в которой обучаются дети разных национальностей, что создает условия для более успешной социализации старшеклассников, формирования их мировоззрения на основе языковой и культурной интеграции посредством общения, учета этнокультурных особенностей детей из числа народов Севера при организации обучения и воспитания.
Основная идея концепции старшей школы состоит в создании единой в Тазовском районе возрастосообразной среды, обеспечивающей формирование у выпускников осознанного профессионального самоопределения на основе образовательных и личностных результатов.
Старшая школа формирует профильные направления под запрос учеников, организует обучение, приближенное к системе профессионального образования, готовит школьников к жизни в насыщенной социокультурной среде большого города.
Цель преобразований в системе образования района - разработка и реализация модели старшей школы с охватом 100% обучающихся 10 - 11 классов общеобразовательных школ Тазовского района к 2025 году.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. создать современную образовательную среду для обучения старшеклассников;
2. организовать обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам на основе предметов базового и профильного уровня и курсов по выбору, в том числе с использованием сетевой формы;
3. обеспечить возможность получения старшеклассниками профессионального обучения и подготовки к обучению для получения среднего и высшего профессионального образования;
4. обеспечить повышение уровня владения педагогическими работниками методами обучения, соответствующими ФГОС среднего общего образования.
Для решения каждой задачи выработаны возможные решения, которые отражены в "дорожной карте" реализации модели обучения старшеклассников района на базе Центра образования.
Организационно-управленческая модель старшей школы в Тазовском районе
Суть преобразований заключается в поэтапном размещении всех обучающихся 10 - 11 классов п. Тазовский и Газ - Сале на базе одной образовательной организации, предположительно, Тазовской средней общеобразовательной школы, которая будет реорганизована в Центр образования, реализующий образовательные программы 2 и 3 ступени школьного обучения, профессионального обучения старшеклассников и взрослого населения района в сотрудничестве с Новоуренгойским профессиональным колледжем.
Впоследствии будет рассмотрена возможность реализации в Центре образования образовательных программ в сетевой форме для старшеклассников п. п. Антипаюта и Гыда (при условии решения вопроса об их проживании в п. Тазовский или обеспечении необходимой скорости Интернета для организации дистанционного участия старшеклассников удаленных поселений в освоении образовательной программы с учетом их образовательных запросов).
Создание условий в рамках модели школы для старшеклассников повлечет за собой изменения в образовательном процессе, при котором учащиеся могут расширять или менять профиль обучения, корректируя свой учебный план совместно с педагогами школы. Такой подход позволит старшекласснику стать автором своей образовательной программы и нести ответственность за сделанный выбор.
Комплектование контингента старшей школы проводится из числа всех желающих обучающихся, завершивших освоение основной общеобразовательной программы основного общего образования.
Образовательная среда старшей школы
В здании Центра образования будет создана образовательная среда, соответствующая возрасту обучающихся и обеспечивающая условия их взросления. Такая среда характеризуется пространственным и содержательным оформлением профилей обучения, оборудованием, предназначенным для форм работы, приближенных к обучению в колледжах и вузах: лекций, семинаров, лабораторно - исследовательских работ, самостоятельной работы с использованием цифровых ресурсов и др.; выделением молодежных пространств для инициативной деятельности и личных пространств старшеклассников. В Центре образования будет сосредоточено современное оборудование для профессионального обучения детей и взрослых по специальностям, востребованным на местном рынке труда.
Образовательная программа старшей школы.
Образовательная программа обеспечивает реализацию профилей обучения: естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального, - организованных на базе отделений.
Каждое отделение содержит в себе несколько направленностей профильного обучения, перечень которых и численность обучающихся в них будет ежегодно варьироваться с учетом индивидуальных образовательных запросов старшеклассников и их родителей (законных представителей).
В технологическом отделении - это инженерное, информационно-технологическое, художественно-эстетическое, оборонно-спортивное направления (группы "Информационно-технологическая", "Инженерная").
Естественно-научное отделение состоит из двух профильных направлений обучения: химико-биологического и биолого-географического направления (медицинский корпоративный класс).
Социально-экономическое отделение включает в себя социально-экономическое профильное направление обучения (группы "Математика и общество", "История социум", "География и обществознание").
Гуманитарное отделение состоит из филологического, историко-правового и социально-педагогического профильного направления обучения (группы "История и английский язык", "История и литература", "Социум и литература", "Социум и английский язык", "Литература и английский язык").
Универсальное отделение представлено двумя профильными направлениями: узкий профиль обучения и расширенный, где обучаются старшеклассники, выбравшие для изучения в рамках индивидуального учебного плана (программы) специфические наборы предметов, курсов, не относящихся ни к одной из общепринятых классификаций профилей (группы "Информатика и география", "Информатика и биология", "Информатика и английский язык", "Математика и общество", "Социум и литература", "Информатика и литература", "Математика и литература", "Биология и социум", "Информатика и социум").
В старшей школе обучение может быть организовано в корпоративном классе, создаваемом школой и предприятиями, заинтересованными в подготовке обучающихся к выбору профессий, востребованных на этих предприятиях (медицинский класс, лингвистический класс, класс психолого-педагогической направленности, бизнес-класс, экологический класс и др.).
Учебный план профильного и корпоративного классов строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности старшеклассника, с учетом предполагаемого продолжения образования, для чего предварительно обеспечивается изучение намерений и предпочтений обучающихся и их родителей (законных представителей).
Модель общеобразовательной организации с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения.
Учебный план является открытым и предполагает, что старшеклассник самостоятельно определяет свою образовательную траекторию (с помощью программы-конструктора выбирает предметы для изучения, курсы по выбору, уровень изучения предметов, модулей).
Каждый обучающийся, имея перечень обязательных учебных предметов, включая профильные предметы, самостоятельно формирует образовательный запрос для учета при формировании индивидуального учебного плана, дополняя его предметами из избыточного реестра курсов по выбору. Таким образом, если на обязательные предметы учебного плана на занятия может приходить целый класс, то профильные предметы учащиеся могут осваивать в межклассных группах. Классические уроки будут чередоваться с проектной/исследовательской деятельностью в лабораториях или в "Точке роста".
Обучающиеся, выбравшие близкие предметы, курсы, модули, одинаковый уровень их изучения, объединяются в профильные классы, при малой численности-группы, количество которых может меняться с учетом дальнейших профессиональных образовательных запросов детей и их родителей.
Ориентация на создание условий обучения на основе выбора будет способствовать тому, что учебный план будет реализован через нелинейное расписание. Нелинейное расписание позволит реализовать в одно и то же время разные виды и формы деятельности как в одном классе, так и в межклассных группах.
В условиях нелинейного расписания изучение основных предметов учебного плана может осуществляться как в урочной форме, так и в других видах занятий: лекция, лабораторная работа, погружение и т.п. Появятся новые формы: творческие мастерские, образовательные путешествия, исследования. Виды деятельности и формы проведения занятий в расписании могут меняться в зависимости от изучения материала.
Результатом работы по самоопределению старшеклассников является составленный с помощью сотрудников школы индивидуальный учебный план.
Важным условием составления индивидуальных учебных планов учащихся является открытость и вариативность предметов и курсов по выбору как части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, так и программ внеурочной деятельности.
Учащиеся имеют возможность освоения предметов на базовом и углубленном уровнях. Индивидуальный учебный план осваивается различными способами: предметными погружениями, модульным обучением, лекциями, лабораторными и исследовательскими работами, практикумами, профессиональными и социальными пробами. У всех обучающихся имеется возможность осваивать курсы не только одного профиля, но и курсы других профилей, межпрофильные курсы. Это позволит сформировать гибкую систему профилизации.
Учитывая, что школа будет преобразована в Центр образования, разрабатывается программа дополнительного профессионального обучения, которая будет ориентирована на потребности в кадрах поселка и региона, доступна для изучения как старшеклассникам, так и взрослому населению.
Система оценивания в старшей школе
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы среднего общего образования основана на методических рекомендациях Министерства Просвещения, утвержденных в январе 2023 года.
В системе персонализированного обучения старшеклассников важно организовать оценку индивидуального прогресса. Это возможно в условиях введения накопительной оценки, позволит старшеклассникам не только отслеживать полученные баллы, но и самостоятельно выбирать оптимальную стратегию их накопления. Этот опыт позволит успешно адаптироваться к системе оценивания при обучении в вузе.
Педагогическая команда старшей школы
Образовательная программа старшей школы будет реализована педагогами, обученными использованию компетентностного подхода в обучении, качественной профориентационной работе, реализации проектного подхода в обучении, учету персонального запроса старшеклассников на выбор предметов и курсов учебного плана. Основным принципом педагогической деятельности в школе для старшеклассников станет уважение личности подростка, поощрение самостоятельного ответственного выбора.
Педагогический коллектив старшей школы формируется из действующих педагогов школ района, мотивированных на работу со старшеклассниками; грантовиков - участников федеральных и региональных проектов по привлечению в школы высококвалифицированных кадров ("Учитель для России", "Новый учитель Ямала"); молодых учителей, пришедших в школы района недавно, но имеющих значимые результаты, обладающих предметными и профессиональными компетенциями; педагогов образовательных организаций района, изъявивших желание работать в старшей школе.
Перестройка деятельности на уроке, отход от стандартной работы, - требуют от учителя новых подходов, а это значит, - сопровождения преподавания. Сопровождение педагогов обеспечивается учителями, имеющими педагогические статусы "учитель - наставник", "учитель-методист", которые помогут педагогам по-новому организовывать процесс обучения на уроке.
Для организации процесса сопровождения выбора учащихся, реализации и корректировки индивидуальных учебных планов вводятся штатные единицы тьюторов. Предметом тьюторских консультаций является обсуждение с учащимися его образовательных целей и перспектив, анализ образовательной деятельности, формирование осознанного образовательного запроса старшеклассника.
Система воспитания и профориентации
Обучение с старшей школе неразрывно связано с воспитанием. Вектор воспитания в старшей школе направлен на формирование самостоятельности и ответственности. Старшеклассники создают свою республику, участвуют в управлении, являются инициаторами ключевых событий.
Традиционными становятся мероприятия: посвящение в старшеклассники, выездная сессия для старшеклассников (большой коммуникативный игровой тренинг), проектная работа в малых группах по самоопределению, "Олимп успеха", Школа лидера, "Экватор", суббота тазовского старшеклассника (встречи с интересными людьми, онлайн лекции в вузах-партнерах), "Научный КЭМП" (2 раза в год), театральные постановки, проектно-исследовательские каникулы.
В старшей школе профориентация как мероприятие по самоопределению учащихся включать в себя ряд методов: профпросвещение, профконсультация, профпробы.
Работа по профориентации старшеклассников предусматривает такие формы как: деловые встречи с представителями разных профессий - примеры самореализации, социальные практики и профессиональные пробы, месячник профориентации "Мир профессий", профориентационные игры, диагностику.
Профориентационная работа также обеспечивается через курсы по выбору ("Основы медицинских знаний", "Основы журналистики", "Введение в педагогическую профессию", "Основы компьютерной анимации" и др.).
В Центре образования старшеклассникам предоставляется возможность получения профессии, для этого предусмотрена реализация программ профессионального обучения.
Сочетание общеобразовательных программ и программ профессионального обучения расширяет возможности выпускников старшей школы в самоопределении, повышает конкурентоспособность на рынке образования и труда.
Этапы реализации создания старшей школы
Реализация идеи преобразования системы образования района в логике "школы ступеней" с выделением "старшей школы" предполагает несколько этапов:
- краткосрочный, связанный с организационно - управленческими решениями, в том числе с запуском старшей школы на основе единого набора выпускников 9 классов школ района, изъявивших желание продолжить обучение в 10 классе, в Тазовскую общеобразовательную школу с 1 сентября 2023 года по 31 декабря 2023 года;
- среднесрочный - с 01 января 2024 по 2025 годы, период становления Центра образования как единой ресурсной базы обучения старшеклассников и профессионального образования любых категорий населения района;
- долгосрочный - с 2025 по 2030 годы, период закрепления успешных практик обучения и воспитания старшеклассников, развитие основных школ ("подростковых") в качестве потенциала успешного перехода подростков к взрослению в старшей школе.
Ожидаемые результаты реализации создания старшей школы
К 2025 году будет функционировать в штатном режиме Центр образования с образовательным пространством для старшеклассников, обеспечивающим вариативность и качество образования с учетом индивидуальных образовательных запросов старшеклассников, способных к осознанному профессиональному самоопределению.
К 2030 году выпускники Центра образования будут демонстрировать более высокий уровень:
- образовательных результатов: увеличится количество обучающихся, выбравших ЕГЭ по профильному предмету, набравших от 80 до 100 баллов по профильным предметам, подтвердивших результатами ЕГЭ получение медали "За особые успехи в учении";
- успешности в профессиональном обучении и самоопределении: рост количества обучающихся, успешно прошедших адаптацию в учебном заведении профобразования и завершивших курс обучения.
Выполнение определенных концепцией задач может быть установлено по следующим основным показателям:
- функционирует ресурсная база, позволяющая удовлетворять персональные образовательные запросы старшеклассников Тазовского района;
- 100% обучающихся 10 классов и 11 классов получают образование на основе индивидуального учебного плана;
- реализуется не менее 3 соглашений о сотрудничестве с региональными базовыми школами, учреждениями профессионального образования (колледжами и вузами);
- доля педагогов, использующих методы обучения, соответствующие ФГОС 3 ступени школьного обучения, - 100% при базовом значении 20%;
- проведены ежегодно не менее 3 муниципальных образовательных событий для обучающихся 10 - 11 классов в сотрудничестве с местным сообществом.
Заключение
Объединение всех обучающихся 10 - 11 классов района позволит создать сообщество молодых людей, объединенных общими целями успешного завершения школьного обучения и последующего или одновременного со школьной программой освоения профессии. Единая образовательно-воспитательная среда с тьюторским и психолого-педагогическим сопровождением в сотрудничестве с учреждениями молодежной политики, культуры, физической культуры и спорта создадут условия развития творческих способностей подростков, формирования лидерских качеств, позитивных установок жизни в противовес деструктивным началам.
Концентрация кадровых и материально-технических ресурсов в одном учреждении позволит создать возрастосообразную инфраструктуру и повысить управляемость и эффективность профильного обучения.
Заинтересованными сторонами реализации концепции старшей школы в Тазовском районе выступают прежде всего родители и их дети, рассчитывающие на хорошие результаты обучения в школе как шанс успешного поступления на программы профессионального обучения. Администрация района и предприятия и организации заинтересованы в выпускниках, сделавших осознанный выбор в пользу реализации своего потенциала на территории района. Педагогические коллективы под руководством департамента образования в случае успешной реализации концепции старшей школы укрепляют свой имидж в местном сообществе, подтверждают профессиональное мастерство, получают новый импульс к развитию.
Реализация концепции старшей школы станет ключевым событием преобразования системы образования Тазовского района в логике "школ ступеней".
Нормативные основания для разработки концепции
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 года N 16), Федеральный проект "Успех каждого ребенка";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2002 года N 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования";
Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 года N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
Приказ Минпросвещения РФ от 12 августа 2022 года N 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года N 413";
Региональные законы и нормативные акты региональных, муниципальных органов образования, регулирующие реализацию модели "Школа ступеней" в Ямало-Ненецком автономном округа.
Основные понятия, используемые в настоящей концепции
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильная школа - это школа, в которой реализуются программы углубленного изучения одного или нескольких предметов в старших классах. Это не профессиональное образование, а углубление знаний предметов одной области, необходимых для дальнейшего профессионального образования по специальностям.
Индивидуализация обучения - это процесс создания условий для каждого ученика, чтобы он мог получать знания и навыки в соответствии с индивидуальными потребностями, способностями и предпочтениями. Целью индивидуализации обучения является увеличение мотивации учащихся, улучшение учебных результатов и сокращение отставания, возможность более глубокого и качественного освоения учебного материала, а также развитие индивидуальных интересов и талантов учеников. Индивидуализация обучения может осуществляться через использование различных методов, таких как дифференциация заданий, индивидуальные проекты, работа в малых группах, использование компьютерных программ и технологий, а также через учет конкретных потребностей каждого ученика при подборе учебного материала и программной модели.
Персонализация обучения - это индивидуализация обучения на более глубоком уровне, когда процесс обучения строится вокруг уникальных потребностей, навыков и интересов каждого ученика. При персонализации обучения учителя и преподаватели стремятся наилучшим образом подстроить учебный процесс под каждого конкретного учащегося, учитывая его индивидуальные способности, склонности, темп усвоения информации, методы обучения и т.д. Для персонализации обучения могут использоваться различные методы, такие как индивидуальные уроки, наставничество, создание индивидуальных учебных планов, системы самооценки и обратной связи, а также различные специальные программы, использующие технологии искусственного интеллекта, адаптивного обучения и т.д.
Самоопределение - процесс формирования сознательного выбора учеником своего будущего профессионального пути и жизненного плана.
Возрастосообразность - свойство педагогического процесса, заключающееся в наиболее эффективном воспитании и обучении при его осуществлении согласно особенностям возрастного развития ребенка (методы обучения и требования должны изменяться в зависимости от возрастных особенностей старшеклассников). Возрастосообразность также может применяться для выделения пространств и использования технологий, соответствующих возрастным потребностям старшеклассников.
Предпрофессиональная подготовка - ориентация на формирование у учеников навыков и знаний, необходимых для выбранной ими профессиональной деятельности.
Субъектность - определённый набор качеств человека, которые характеризуют сферу его деятельностных способностей, его способность к самодетерминации, творческой активности и др.
Тьютор - неформальная педагогическая должность, обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования школе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.