Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета местного самоуправления
г.п. Залукокоаже от 29.06.2023 года N 19/6-7
Положение
об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории городского поселения Залукокоаже Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории городского поселения Залукокоаже Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - Положение, городское поселение Залукокоаже) регулирует следующие вопросы организации похоронного дела на территории городского поселения Залукокоаже Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики:
- обеспечение погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;
- обеспечение социальной поддержки населения городского поселения Залукокоаже Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики при реализации установленных законом государственных гарантий погребения умершего в пределах полномочий органов местного самоуправления.
1.2. Руководство и координация вопросов похоронного обслуживания населения осуществляется местной администрацией городского поселения Залукокоаже Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация).
1.3. Оказание услуг по погребению оказывает специализированная служба по вопросам похоронного дела. Кроме специализированных служб оказание услуг по погребению могут оказывать хозяйствующие субъекты - юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), зарегистрированные в установленном порядке.
Указанным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям рекомендуется пройти обучение и иметь квалифицированный сертификат.
1.4. Порядок захоронения и установки (монтажа, демонтажа, ремонта, замены) надгробных сооружений устанавливается Советом местного самоуправления городского поселения Залукокоаже Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - Совет местного самоуправления городского поселения Залукокоаже).
2. Погребение.
2.1. Исполнение волеизъявления умершего о погребении.
2.1.1. Каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха на муниципальных кладбищах городского поселения Залукокоаже Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.
2.1.2. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется местной администрацией городского поселения Залукокоаже с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
2.1.3. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в случае его смерти в ином населенном пункте или на территории иностранного государства гарантируется в части содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы, в получении в установленные законодательством Российской Федерации сроки справки о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ. Указанное содействие обязаны оказывать федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности необходимые для таких случаев услуги.
2.2. Гарантии при осуществлении погребения умершего.
Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:
1) выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;
2) предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;
3) оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 2.1.3. настоящего Положения;
4) исполнение волеизъявления умершего в соответствии с пунктом 2.1.3. настоящего Положения;
2.3. На муниципальном кладбище городского поселения Залукокоаже гарантировано погребение безродных, невостребованных и неопознанных умерших:
- к безродным умершим относятся умершие (на дому, на улице или в ином месте), не имеющие супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя, личность которых установлена органами внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- к невостребованным умершим относятся умершие (на дому, на улице или в ином месте), личность которых установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, погребение которых по каким-либо причинам не могут взять на себя супруг, близкие родственники, иные родственники либо законный представитель умершего;
- к неопознанным умершим относятся умершие (на дому, на улице или в ином месте), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.
Погребение безродных, невостребованных и неопознанных умерших осуществляется местной администрацией городского поселения Залукокоаже за счет средств местного бюджета, за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
2.4. На муниципальном кладбище городского поселения Залукокоаже гарантировано погребение иных категорий умерших (погибших):
- военнослужащих;
- граждан, призванных на военные сборы;
- сотрудников органов внутренних дел;
- сотрудников Государственной противопожарной службы;
- сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
- участников войны, погребение которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Гарантированный перечень услуг по погребению
3.1. Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым администрацией городского поселения Залукокоаже.
Услуги по погребению, указанные в пункте 3.1. Положения, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
3.2. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с уполномоченным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств:
- Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
- федерального бюджета - на погребение умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;
- Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;
- бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
3.3. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Гражданам, получившим предусмотренные пунктом 3.1. настоящего Положения услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 4 настоящего Положения, не выплачивается.
3.4. К гарантированному перечню услуг по погребению умерших (погибших), личность которых не установлена и в случае отсутствия лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение относятся:
- оформление документов, необходимых для погребения умершего;
- предоставление гроба;
- облачение тела;
- перевозка умершего на кладбище;
- погребение.
3.5. Для погребения умерших пенсионеров, не работающих на день смерти, предоставляются следующие документы:
- заявление в произвольной форме об оказании гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе;
- копия свидетельства о смерти с приложением подлинника для сверки;
- справка о смерти для выплаты социального пособия на погребение;
- копия пенсионного удостоверения умершего с приложением подлинника для сверки;
- копия трудовой книжки умершего, с приложением подлинника для сверки.
3.6. Для погребения умерших, которые не работали и не являлись пенсионерами:
- копия трудовой книжки умершего (документ, подтверждающий, что на день смерти гражданин не работал и не являлся пенсионером), с приложением подлинника для сверки.
3.7. Для погребения умерших работающих граждан, в том числе пенсионеров, и умерших несовершеннолетних членов семьи, работающих граждан, находящихся на их иждивении предоставляются:
- сведения об организации, где работал на день смерти умерший, либо об организации, где работал один из родителей умершего несовершеннолетнего или другие члены семьи, в которой проживал умерший.
3.8. При непредставлении документов, указанных в пункте 3.5.-3.7. настоящего Положения, оказание гарантированного перечня услуг по погребению осуществляется на платной основе, за счет средств лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, с последующей выплатой им социального пособия на погребение.
Оплата услуг по погребению осуществляется только на приемных пунктах специализированной службы, где осуществляется оформление заказа на услуги по погребению, или на дому при вызове агента специализированной службы на дом.
4. Социальное пособие на погребение
4.1. В случае если погребение осуществлялось за счет средств лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, то указанным лицам выплачивается социальное пособие на погребение.
4.2. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения (не позднее шести месяцев со дня смерти гражданина) на основании справки о смерти, выдаваемой органами ЗАГС:
- органом, в котором умерший получал пенсию;
- организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти, либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего;
- органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности;
- территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.
5. Основные вопросы, связанные с погребением
5.1. Оформление заказа на услуги по погребению осуществляются лицами, взявшими на себя обязанность осуществлять погребение умершего, при предъявлении паспорта (документа, удостоверяющего личность).
5.2. Транспортировка умерших подразделяется на транспортировку умерших в морг для сохранения (проведения патологоанатомического вскрытия или судебно-медицинской экспертизы) и катафальные перевозки.
Транспортировка умерших в морг осуществляется специально оборудованным транспортом при наличии врачебного свидетельства о смерти или направления, выданного органами внутренних дел. Транспортировка в морг безродных, невостребованных и неопознанных умерших, по заявлениям граждан, милиции, врачей скорой медицинской помощи, правоохранительных органов осуществляется специализированной службой.
Транспортировка умерших для сохранения в морг, а также к месту захоронения осуществляется специализированным транспортом. Допускается использование другого вида транспорта для перевозки умерших, за исключением автотранспорта используемого для перевозки пищевого сырья и продуктов питания. После перевозки для захоронения умерших транспорт должен в обязательном порядке подвергаться обработке и дезинфекции дезсредствами, разрешенными к применению в установленном порядке.
5.3. В морге заполняется журнал регистрации приема и выдачи трупов, утвержденный в установленном порядке.
5.4. При подозрении на насильственную смерть, а также от невыясненных обстоятельств умерший (погибший) направляется в судебно-медицинский морг. Транспортировку умерших в судебно-медицинский морг обеспечивает специализированная служба по направлению правоохранительных органов.
5.5. Мероприятия по подготовке тела умершего к погребению могут производиться как в жилом помещении, где находится умерший, так и в моргах и в патолого-анатомических отделениях городских больниц.
5.6. Бальзамирование тела умершего может производиться только после получения врачебного свидетельства о смерти.
5.7. Перезахоронение останков умерших (погибших) осуществляется в связи с обращением близких родственников - супруг, дети, родители, усыновленные, усыновители, родные, не полнородные братья и сестры, внуки, дедушки, бабушки, иные родственники либо законный представитель умершего, при этом учитывая очередность (степень родства), за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрен иной порядок.
5.8. Перезахоронение производится в соответствии с требованиями действующего законодательства при наличии заключения органов Госсанэпиднадзора об отсутствии особо опасных инфекционных заболеваний.
5.9. Перезахоронение производится преимущественно в зимнее (холодное) время года, в светлое время суток, в присутствии представителя специализированной службы по вопросам похоронного дела.
5.10. Выдача разрешения на произведение перезахоронения осуществляется в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления, и оформляется правовым актом исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, на территории муниципального образования которого находится место погребения останков умершего (погибшего), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
5.11. Выдача разрешения на произведение перезахоронения осуществляется в случаях:
- наличия волеизъявления умершего;
- смены постоянного места жительства лицами, указанными в пункте 5 настоящего Положения;
- перезахоронения рядом с умершим и погребенным в ином месте близким родственником, либо супругом;
- национальных, вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций.
Не рекомендуется проводить перезахоронение ранее истечения одного года с момента погребения умершего.
6. Специализированная служба по вопросам похоронного дела
6.1. Специализированная служба создается в соответствии с действующим законодательством.
6.2. Специализированная служба осуществляет:
- погребение умершего;
- услуги по погребению;
- услуги, предусмотренные гарантированным перечнем услуг по погребению;
- услуги по перезахоронению;
- услуги по эксгумации;
- транспортировку, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, и лиц, не имеющих родственников либо законного представителя;
- транспортировку умерших (погибших) в судебно-медицинский морг.
6.3. Специализированная служба оказывает следующие услуги:
- изготовление гробов (опайка цинковых гробов);
- прокат зала, оформленного для проведения гражданской панихиды;
- ритуальные услуги;
- реализация предметов ритуала.
6.4. Специализированная служба, оказывающая услуги по приему заказов и заключению договоров на организацию похорон, обязана обеспечить круглосуточный режим работы для транспортировки тел умерших из дома, с мест происшествий и их обнаружения. Режим работы службы с 08.00 до 17.00 часов, диспетчерской - круглосуточно.
6.5. Специализированная служба обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации формирование и сохранность архивного фонда по приему и исполнению заказов на услуги по погребению.
7. Организация работы специализированной службы по вопросам похоронного дела
7.1. Специализированная служба оказывает лицам, взявшим на себя ответственность по погребению умерших граждан, комплекс услуг по погребению в соответствии с перечнем, установленным Федеральным законом Российской Федерации от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
7.2. В специализированной службе на доступном для граждан месте размещается следующая информация:
- гарантированный перечень услуг по погребению для всех категорий умерших, также перечень дополнительных услуг;
- о режиме работы службы;
- фамилии и служебные телефоны должностных лиц, отвечающих за качество и сроки предоставляемых услуг;
- о государственной регистрации юридического лица;
- прейскурант на услуги, полный список ритуальных организаций, осуществляющих деятельность на территории городского поселения Залукокоаже, с указанием адресов и телефонов;
- извлечение (выписку) из Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- правила работы муниципального кладбища;
- книгу отзывов и предложений.
7.3. Специализированная служба имеет право заключать договоры с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на проведение отдельных видов ритуальных услуг.
7.4. Специализированная служба, осуществляющая работы по копке могил и захоронению не территории муниципальных кладбищ, выполняет работы в строгом соответствии с санитарными нормами и правилами СанПиН 2.1.2882-11 от 28.06.2011 и "Рекомендациями о порядке похорон и содержания кладбищ в Российской Федерации" "МДК11-01.2002", разработанными Госстроем России.
8. Ответственность и гарантии специализированной службы по вопросам похоронного дела
8.1. Специализированная служба должна соблюдать нормативные и правовые акты Российской Федерации, Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления городского поселения Залукокоаже, соблюдать установленные сроки исполнения заказов на похоронные услуги, обеспечивать соответствующее качество выполняемых работ, высокую культуру обслуживания.
8.2. Специализированная служба обеспечивает гарантии исполнения волеизъявления умерших граждан о погребении с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций.
8.3. В случае некачественного выполнения услуг специализированная служба обязана за свой счет устранить недостатки.
8.4. Деятельность специализированной службы должна обеспечивать рациональный режим природоиспользования, правил безопасности производства, соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований.
9. Требования, предъявляемые к ритуальным организациям
9.1. Все решения по вопросам похоронного дела, принятые Советом местного самоуправления городского поселения Залукокоаже и местной администрацией городского поселения Залукокоаже в пределах своей компетенции, являются обязательными к исполнению всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими ритуальные услуги на территории городского поселения Залукокоаже.
9.2. Для оказания ритуальных услуг организации и индивидуальные предприниматели могут создавать в установленном порядке магазины и участки по обслуживанию населения.
9.3. Каждый объект юридического лица или индивидуального предпринимателя, оказывающего ритуальные услуги, должен иметь:
- специально выделенное для этих целей помещение с вывеской, указывающей наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя с информацией о режиме работы;
- на доступном для заказчика месте разместить:
а) свидетельство (копию свидетельства) о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
б) перечень оказываемых видов ритуальных услуг;
в) прейскурант на услуги;
г) полный список ритуальных организаций, в том числе специализированной службы по вопросам похоронного дела, осуществляющих свою деятельность на территории городского поселения Залукокоаже, с указанием адресов и телефонов;
д) извлечение (выписку) из Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
е) правила работы муниципального кладбища;
ж) книгу отзывов и предложений.
9.4. Лица, виновные в ненадлежащем оказании ритуальных услуг, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики.
10. Порядок эксгумации останков
10.1. Эксгумация (перезахоронение) останков умерших производится в соответствии с требованиями пунктов 3.14 - 3.16 санитарных норм "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (СанПиН 2.1.2882-11 от 28.06.2011).
11. Санитарно-эпидемиологические требования к земельным участкам
11.1. Участок, отводимый под кладбище, должен соответствовать следующим требованиям:
- иметь уклон в сторону, противоположную от населенных пунктов, открытых водоемов, потоков грунтовых вод, используемых населением для питьевых и хозяйственно-бытовых целей;
- не затопляться при паводках;
- иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в двух метрах от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод. При уровне выше двух метров от поверхности земли участок может быть использован только для размещения кладбища для погребения после кремации;
- иметь сухую, пористую почву на глубине 1,5 метров и ниже с влажностью почвы в пределах 6 - 18%.
11.2. Кладбище с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии:
- от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
- от водозаборных сооружений на водных объектах, используемых в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения населения, в соответствии с требованиями к зонам санитарной охраны водных объектов;
от многоквартирных жилых домов; индивидуальных жилых домов; детских игровых и спортивных площадок; зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; медицинских, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных организаций; учреждений по предоставлению социальных услуг гражданам; территорий ведения гражданами садоводства и огородничества до колумбариев и стен скорби для захоронения урн с прахом умерших должны составлять не менее 50 метров;
- до зданий и сооружений, имеющих в своем составе помещения для хранения тел умерших, подготовки их к похоронам, проведения церемонии прощания - не менее 50 метров.
11.3. При устройстве кладбища должны предусматриваться:
водоупорный слой; система дренажа; обваловка территории кладбища; разделение территории кладбища на зоны: ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений; водоснабжение, водоотведение, тепло-электроснабжение, благоустройство территории; подъездные пути и автостоянки.
Площадь участков для размещения мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища.
Повторное захоронение в одну и ту же могилу тел родственников допускается по истечении времени разложения и минерализации тела умершего.
11.4. Перевозка умершего к месту захоронения должна осуществляться с использованием автокатафалка, который после перевозки умершего должен подвергаться хозяйствующим субъектом, владеющим автокатафалком, уборке и дезинфекции после каждой перевозки.
Погребение трупов, а также патолого-анатомических, анатомических отходов, инфицированных возбудителями инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и инфекций неясной этиологии, допускается в оцинкованных герметически гробах, запаянных непосредственно в патолого-анатомическом отделении медицинской организации.
При перевозке и (или) погребении тела человека, умершего от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, или от инфекции неясной этиологии, лицом, осуществляющим его транспортирование, должны проводиться мероприятия по санитарной охране территории.
Патолого-анатомические и анатомические отходы подлежат кремации или захоронению на кладбищах в деревянных ящиках.
Лицо, осуществляющее извлечение останков умершего, обязано продезинфицировать дезинфекционными средствами могилу и засыпать ее землей. Останки умершего из могилы должны переноситься в герметичной таре. Лицо, осуществляющее извлечение останков и их перевозку, должно очистить и продезинфицировать герметичную тару и транспортное средство, используемые для перевозки останков умершего, после завершения соответствующих работ. Работники кладбища, осуществляющие эксгумацию и перезахоронение останков умершего, должны быть привиты против столбняка. Работодатель обеспечивает проведение дезинфекции специальной одежды, обуви и средств индивидуальной защиты, а также очистку и дезинфекцию рабочего инструмента.
Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента последнего захоронения. Территория места погребения по истечении двадцати лет с момента последнего захоронения может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на территории места погребения не допускается.
На кладбище и других объектах похоронного назначения их владельцем должна быть оборудована система водоснабжения и водоотведения для нужд данных объектов.
12. Охрана окружающей среды
12.1. Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
12.2. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;
- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
13. Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения
13.1. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
13.2. Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.
Не разрешается устройство кладбищ на территориях:
1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;
2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;
3) на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;
4) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.
13.3. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
13.4. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
13.5. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
13.6. Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.
14. Санитарные и экологические требования к содержанию мест погребения
14.1. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Используемые при погребении предметы и вещества (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области охраны окружающей среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.