Решение Алтайского краевого суда от 22 июня 2023 г. N 3а-426/2023
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Т. Б." к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о признании недействующим в части решения от 25 ноября 2022 года N 350 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерного общества "Т. Б." потребителям муниципального образования город Белокуриха Алтайского края, на 2023 год", установил:
акционерное общество "Т. Б." является единой теплоснабжающей организацией для объектов, подключенных к системам централизованного отопления на территории муниципального образования город Белокуриха Алтайского края в соответствии с постановлением администрации г. Белокуриха Алтайского края от 30 декабря 2021 года N 1650.
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 25 ноября 2022 года N 350 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерного общества "Т. Б." потребителям муниципального образования город Белокуриха Алтайского края, на 2023 год" утверждены одноставочные тарифы на тепловую энергию для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения на период с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года в размере 2949,39 руб./Гкал (без НДС); для населения на период с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года в размере 3539,27 руб./Гкал (с НДС) (л.д. 203-205, том 1).
Решение от 25 ноября 2022 года N 350 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 22 ноября 2022 года, внесено в регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 09 февраля 2023 года с присвоением регистрационного номера *** (л.д. 206-207, том 1).
Акционерное общество "Т. Б." обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, в котором, с учетом уточнения, просило признать недействующим решение от 25 ноября 2022 года N 350 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерного общества "Т. Б." потребителям муниципального образования город Белокуриха Алтайского края, на 2023 год" (далее - Решение N 350).
В обоснование административных исковых требований указано, что оспариваемым нормативным правовым актом произведена корректировка необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию потребителям муниципального образования город Белокуриха Алтайского края на 2023 год, при этом в размер НВВ не включены фактически понесенные расходы за 2021 год на выплаты процентов по договору займа и кредитному договору в сумме 3870,72 тыс. руб. и планируемые расходы на 2023 год - 15648,48 тыс. руб.
Административный истец полагает, что оспариваемое решение принято управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов без учета положений п. 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075.
В судебном заседании представители административного истца П.Ю.П., Л.Н.В. поддержали административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, уточненных административных исковых заявлениях (л.д. 88-91, том 1, л.д. 24-27, том 2), письменных пояснениях (л.д.2-3, том 2, л.д. 63-64 том 2).
Представитель административного ответчика А.Е.С. в судебном заседании возражала против заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на административные исковые заявления и дополнительных письменных возражениях (л.д. 107-112, том 1, л.д. 136-143 том 2).
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
В судебном заседании установлено, что органом исполнительной власти Алтайского края - управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов 25 ноября 2022 года принято решение N 350 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом "Т. Б.", которым в пункте 1 произведена корректировка необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом "Т. Б." потребителям муниципального образования город Белокуриха Алтайского края, на 2023 год, установленных решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 ноября 2018 года N 331 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом "Т. Б." потребителям муниципального образования город Белокуриха Алтайского края, на 2019-2023 годы".
Анализ данного правового акта позволяет суду сделать вывод о том, что он является нормативными, поскольку отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в сфере предоставления заинтересованными лицами тепловой энергии потребителям муниципального образования город Белокуриха Алтайского края в 2023 году.
При таких обстоятельствах административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым решением. Полагая, что этим актом нарушаются его права и законные интересы АО "Т. Б." вправе обращаться в суд с требованиями о признании недействующим Решения N 350 в части, затрагивающей его права и законные интересы.
Следовательно, Решение N 350 может быть оспорено административным истцом в Алтайском краевом суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 7 и части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.
Пунктами 4.8 и 4.10 Положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 года N 695, определено, что органом, уполномоченным на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, является управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
С учетом изложенного суд соглашается с позицией представителя административного ответчика о том, что оспариваемое решение принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации - Алтайского края и уполномоченным на то органом исполнительной власти Алтайского края - управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов. Требования законодательства о порядке принятия, регистрации и опубликовании нормативного правового акта применительно к оспариваемому Решению N 350 соблюдены, что не оспаривалось административным истцом.
Проверяя соответствие указанного решения положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым, в том числе, утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания).
В соответствии со статьями 3 и 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 9 названного Закона одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.
АО "Т. Б." является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей услуги по теплоснабжению.
Для Общества на период 2019-2023 года сформированы тарифы с использованием метода индексации установленных тарифов.
Общество 25 апреля 2022 года обратилось в орган регулирования с заявлением о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2023 год.
Управлением по тарифам составлено экспертное заключение и дополнение к нему, согласно которым при установлении тарифов на 2023 год в состав необходимой валовой выручки (далее НВВ) в неподконтрольные расходы не включены заявленные Обществом "Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним" в размере фактически понесенных расходов на выплаты процентов по договору займа и кредитному договору за 2021 год в сумме 3870,72 тыс. руб. и планируемые расходы на 2023 год - 15648,48 тыс. руб., как экономически не обоснованные, поскольку покупка оборудования с привлечением заемных средств осуществлялась без утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы.
Экспертное заключение и дополнение к нему соответствуют требованиям пункта 29 Правил регулирования цен.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71-75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.
При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57-66 Основ с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Согласно пункту 57 Основ ценообразования текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.
Подпунктом "и" пункта 58 Основ ценообразования операционные расходы включают в себя, в том числе определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств.
Величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта 74 настоящего документа. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов в соответствии с настоящим абзацем, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта (абзац 4 пункта 73 Основ ценообразования).
Подпунктом "б" пункта 74 Основ ценообразования предусмотрено, величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 настоящего документа.
Указывая, что административный ответчик необоснованно не учел при расчете тарифа на 2023 год положения пункта 73 Основ ценообразования, АО "Теплоцентраль Белокурихи" полагают, что в тариф должны быть включены расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, поскольку заемные средства направлены на приобретение имущества, используемого в процессе основной деятельности.
Вместе с тем, в пункте 2 Основ ценообразования приведено понятие "заемный капитал", которое означает - денежные средства, сформированные за счет получения кредитов, займов, выпуска и продажи облигаций и израсходованные на создание (реконструкцию, модернизацию) производственных объектов.
Административный ответчик обоснованно указывал, что Основами ценообразования предусмотрены следующие основания для включения в НВВ расходов, связанных с обслуживанием заемных средств:
- в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме (пункт 13 Основ ценообразования);
- расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей (подпункт б пункта 47 Основ ценообразования);
- расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 настоящего документа (подпункт б пункта 74 Основ ценообразования).
Из анализа приведенных норм следует, что расходы на обслуживание заемных средств, связанные с приобретением регулируемой организацией имущества не могут быть включены в НВВ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что имуществом, приобретенным АО "Т. Б." с помощью заемным средств, общество ранее владело по договору аренды. Представители административного истца пояснили, что АО "Т. Б." поставляло и продолжает поставлять тепловую энергию потребителям не зависимо от основания владения имуществом. При этом, как установлено в ходе рассмотрения дела, при включении в тариф, заявленных административным истцом расходов, последний увеличится на 7,4%.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что отказ управления по тарифам по включению с состав неподконтрольных расходов фактически понесенных расходов на выплаты процентов по договору займа и кредитному договору за 2021 год в сумме 3870,72 тыс. руб. и планируемые расходы на 2023 год - 15648,48 тыс. руб. является обоснованным и соответствует требованиям пункта 33 Правил регулирования цен.
Утверждение административного истца о том, что для сохранения статуса Единой теплоснабжающей организации общество вынуждено было приобрести котельную с оборудованием в собственность значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
Пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд, признав оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку в ходе судебного разбирательства противоречий между оспариваемым решением и нормативно-правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не установлено, то административные исковые требования АО "Т. Б." к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о признании недействующим в части решения от 25 ноября 2022 года N 350 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерного общества "Т. Б." потребителям муниципального образования город Белокуриха Алтайского края, на 2023 год" не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административных исковых требований акционерного общества "Т. Б." к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о признании недействующим в части решения от 25 ноября 2022 года N 350 "О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерного общества "Т. Б." потребителям муниципального образования город Белокуриха Алтайского края, на 2023 год" отказать.
Апелляционные жалобы, представление могут быть поданы через Алтайский краевой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 22 июня 2023 г. N 3а-426/2023
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании