г. Краснодар |
|
12 сентября 2018 г. |
Дело N А53-19128/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Ташу А.Х. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (ИНН 6167049710, ОГРН 1026103159840) - Закурка А.В. (доверенность от 18.04.2016), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "СУ-100" (ИНН 6154082090, ОГРН 1026102571274), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СУ-100" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.11.2017 (судья Казаченко Г.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 (судьи Смотрова Н.Н., Ильина М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-19128/2017, установил следующее.
ООО "СУ-100" (далее - истец, покупатель, потребитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (далее - ответчик, поставщик) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, обязав ответчика производить начисление истцу платы за потребленный газ с 01.04.2017 на основании показаний прибора учета APATOR METRIX AMG 16Т (заводской N 00195859) до 22.06.2017, а именно: до момента 100% ограничения поставки газа согласно заявлению потребителя (уточненные требования).
Решением от 21.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2018, в иске отказано, поскольку у ответчика имелись предусмотренные пунктами 3.4, 4.11, 4.14 договора поставки газа основания для перехода с 01.04.2017 на расчетный метод определения объема потребленного истцом газа, так как при проверке узла учета газа (УУГ) ответчиком установлена его неисправность и необходимость его реконструкции. Также у ответчика отсутствует возможность произвести начисления по показаниям прибора учета (ПУ), поскольку в нарушение условий пункта 4.11 договора истец в спорный период не передавал поставщику газа сведения о показаниях УУГ, что не отрицалось представителем истца в судебном заседании.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме. Заявитель считает ошибочным вывод судов о том, что у поставщика имелись основания для перехода с 01.04.2017 на расчетный метод определения объема потребленного истцом газа, поскольку УУГ AMG 16Т потребителя исправен, полностью соответствует проекту: "Замена узла учета газа в нежилом помещении по адресу: ул. Менделеева, 127 в г. Таганроге", заказ 2010-574 ГСВ, требования ГОСТа Р 8.741-2011 к УУГ AMG 16Т истца не применимы, так как договор поставки газа заключен до его введения в действие. УУГ истца - диафрагменный счетчик газа AMG16T, исходя из его технических характеристик он обеспечивает исполнение требования ГОСТа Р 8.741-2011, а именно: обеспечивает измерение параметров потока газа: объем газа в рабочих и стандартных условиях; среднечасовую и среднесуточную температуру газа; среднечасовое и среднесуточное давление газа. Этот счетчик может быть по заказу дооборудован низкочастотным датчиком импульсов (геркон), который обеспечивает в соответствии с положениями пункта 7.6.2 ГОСТа Р 8.741-2011 документирование измерений, измерение потока газа, распечатку и архивирование параметров потока газа. Требований истцу по вопросу оборудования счетчика газа устройством для дистанционной передачи информации ответчик не предъявлял, поэтому у потребителя отсутствовала такая обязанность. При проверке 27.05.2016 УУГ AMG 16Т сотрудники ответчика указали на его несоответствие пункту 7.6.2 ГОСТа Р 8.741-2011 и пункту 1.2 Правил учета газа, утвержденных постановлением Минэнерго от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа), но при этом он был допущен к применению как коммерческий до окончания межповерочного интервала. По состоянию на 11.04.2017 межповерочный интервал не истек. В соответствии с положениями абзаца 2 пункта 4.11 договора поставки газа N 43-3-09650/10 (с учетом внесенных изменений и дополнений) претензии ответчика к истцу по вопросу несоответствия УУГ требованиям пункта 7.6.2 ГОСТа Р 8.741-2011 неправомерны. Непредставление паспорта на счетчик газа не указано в договоре поставки газа как основание для перевода потребителя на расчет по максимальной потребленной мощности. Паспорт на AMG 16Т (заводской N 00195859) впоследствии предоставлен истцом ответчику. Истец предоставил ответчику согласованный с ООО "Газпром межрегионгаз" проект, в котором счетчик газа AMG 16Т указан как выбранное и согласованное для использования средство измерения. Согласования сроков реконструкции УУГ истцом с ответчиком не проводилось, поскольку в акте от 27.05.2016 представителем ответчика указано, что УУГ AMG 16Т допускается к применению как коммерческий до окончания срока межповерочного интервала (т. е. до 2020 года) и впоследствии от ответчика не поступало уведомлений о необходимости проведения реконструкции. В акте от 11.04.2017 отсутствует заключение о допуске или недопуске УУГ к применению с замечаниями или без таковых, что позволяет истцу считать его исправным и использовать в качестве коммерческого УУГ. Истец не получал от ответчика уведомлений о переводе на расчет объема газа по проектной мощности, кроме претензий от 15.06.2017 N 09-01-14-3995-222 и от 12.07.2017 N 09-01-12-4754-52 об оплате задолженности. Расчет задолженности произведен ответчиком некорректно, поскольку в акте от 11.04.2017 ответчик неверно указал проектную мощность газопотребляющего оборудования, подключенного к узлу учета, - 14,15 куб. м/ч, тогда как согласно дополнительному соглашению к договору поставки газа проектная мощность определена в объеме - 16,02 куб. м/ч. Диапазон измерений УУГ AMG 16Т составляет от 0,16 куб. м в час до 25 куб. м в час, т.е., он обеспечивает измерение объема потребленного газа в соответствии с подключенной мощностью потребителей. Суды необоснованно согласились с доводом поставщика о том, что типоразмер установленного у истца УУГ рассчитан на мощность газоиспользующего оборудования, указанного в договоре, а именно: на 4 газовых котла, поскольку согласно предоставленному ответчиком дополнительному соглашению у истца (по проекту) подключено 5 газовых котлов. Установка дополнительного газоиспользующего оборудования не влечет несоответствие типоразмера УУГ фактически установленному газоиспользующему оборудованию, поскольку газовая горелка подключена взамен одного из котлов. Неправомерен довод ответчика о невозможности произвести начисления с апреля 2017 года по показаниям УУГ ввиду непередачи ответчику сведения о его показаниях. Истцом на 24.04.2017 ответчику направлено "срочное донесение о потреблении газа за апрель 2017 года". Далее 22.06.2017 ответчик по заявлению истца составил акты об ограничении поставки газа покупателю и 19.10.2017 N 25085658 демонтировал пломбы со средств измерений УУГ потребителя. В этих актах указаны конечные показания УУГ на момент демонтажа пломб. С учетом полного прекращения подачи газа расход газа за период с 24.04.2017 по 22.06.2017 следует определять как разницу между объемом потребления на 22.06.2017 и на 01.04.2017.
Возражая относительно доводов жалобы, поставщик в отзыве считает судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
08 июля 2009 года стороны заключили договор (в редакции дополнительного договора поставки газа от 22.12.2009 N 43-3-09650/10-ДП) поставки газа N 43-3-09650/05 (договор поставки газа), согласно пункту 2.1 которого поставщик (ответчик) обязался с 01.01.2010 по 31.12.2010 поставлять газ до границы газотранспортной системы Трансгаза, включая газораспределительную станцию, с газопроводами газораспределительной организации или покупателя, а покупатель - получать его и оплачивать стоимость газа и снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ) (т. 1, л. д. 16 - 21).
Дополнительным соглашением к договору поставки газа от 01.11.2010 N 43-3-09650/10 в связи с переименованием ООО "Ростовская региональная компания по реализации газа" в ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" внесены изменения в части изменения наименования поставщика (т. 1, л. д. 22).
Дополнительными соглашениями к договору поставки газа N 43-3-09650/10 от 29.09.2010 N 1/11, от 19.10.2011 N 1/12, от 19.10.2011 N 1/13, от 29.11.2013 N 1/14, от 27.08.2014 N 1/15, от 29.07.2015 N 1/16 и от 10.08.2016 N 1/17 стороны продлили срок действия данного договора до 31.12.2017 (т. 1, л. д. 23 - 30).
Согласно пункту 4.1 договора поставки газа учет газа производится поставщиком. Количество газа, поставленного покупателю, определяется по узлам учета газа (УУГ) поставщика, установленным на распределительных газопроводах. При неисправности или отсутствии УУГ поставщика, а также несоответствии их требованиям действующих стандартов, количество поставляемого газа определяется по УУГ ГРО. При отсутствии или неисправности УУГ ГРО количество поставляемого газа определяется по УУГ покупателя.
Неисправностью УУГ является несоответствие его, либо любой из его составляющих частей, метрологическим или техническим требованиям к средствам измерений, несоблюдение требований к условиям эксплуатации средств измерений, отсутствие действующих поверительных клейм.
В соответствии с приложением N 2 к договорам, у истца установлено газоиспользующее оборудование - котлы газовые КС-ГВ-2 шт., котел Fondital-1 шт., УУГ - AMG 16Т заводской номер 00195859 (т. 1, л. д. 33 - 36).
В соответствии с пунктом 4.2 договора поставки газа определение количества газа (объема) производится по УУГ в соответствии с требованиями ГОСТа 8.586.1-5-2005, ПР50.2.019-2006 во взаимосвязи с ГОСТот 30319.0-3-96.
За единицу объема принимается 1 куб. м газа, приведенный к стандартным условиям: температуры 20 °С, давление 760 мм ртутного столба, что соответствует 101,325 кПа (пункт 4.3 договора поставки газа).
Из пункта 4.14 договора поставки газа следует, что количество газа поставляемого поставщиком покупателю определяется по проектной мощности газоиспользующего оборудования исходя из 24 часов его работы в сутки при следующих условиях: с момента предыдущей поверки приборов учета работниками поставщика или ГРО в случаях:
- отсутствия или неисправности УУГ у покупателя;
- отсутствия или нарушения пломб, установленных поставщиком и/или ГРО на УУГ, байпасной линии УУГ;
- недопуска представителей поставщика или ГРО для проверки приборов учета газа с момента истечения срока поверки;
- при наличии неповеренных средств измерений в составе УУГ, в том числе сужающего устройства (СУ) и вычислителя (корректора).
11 апреля 2017 года поставщиком составлен акт проверки средств измерений УУГ AMG 16Т покупателя, в котором отражены следующие недостатки: УУГ не соответствует требованиям пункта 7.6.2 ГОСТа Р 8.741-2011- не обеспечивает измерение, распечатку и архивирование параметров потока газа; место установки счетчика не соответствует требованиям завода-изготовителя; отсутствует проект газификации, согласованный в части выбора СИ с поставщиком - пункт 6.1.4 ГОСТа Р 54961-2012; типоразмер счетчика выбран неверно, пункт 9.3.4 МИ3088-2008 - отсутствует паспорт на счетчик; установленное газоиспользующее оборудование не соответствует договору поставки газа (т. 1, л. д. 31).
В связи с этим ответчик начиная с 01.04.2017 производит расчет объема поданного истцу газа исходя из проектной мощности газопотребляющих установок и 24-х часового режима их использования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Отказывая в удовлетворении иска, судебные инстанции исходили из следующего.
Согласно пункту 1.6 Правил учета газа средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В силу пункта 21 Правил учета газа, поставка и отбор газа без учета его объема не допускается.
В сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", далее - Закон N 102-ФЗ).
В соответствии с пунктом 26 Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем.
Как следует из материалов дела, 11.04.2017 ответчик проверил УУГ истца и установил, что УУГ AMG 16T истца не соответствует актуальным требованиям действующей нормативно-технической документации для УУГ, а именно: УУГ не соответствует требованиям пункта 7.6.2 ГОСТа Р 8.741-2011 - не соответствует договору поставки газа - не обеспечивает регистрацию количественных показателей газа, не осуществляет измерение, хранение и отображение информации о температуре, давлении, объеме газа, необходимой для приведения объема газа к стандартным условиям, согласно требованиям ГОСТа 2939-63; место установки УУГ не соответствует требованиям завода-изготовителя; отсутствует проект газификации, согласованный в части выбора СИ с ответчиком - пункт 6.1.4 ГОСТа Р 54961-2012; типоразмер счетчика выбран неверно, МИ3088-2008 - пункт 9.3.4; отсутствует паспорт на счетчик.
Акт вручен истцу, о чем свидетельствует отметка последнего с входящим номером и датой, однако от подписания акта покупатель отказался.
В соответствии с пунктами 1.2, 3.7 Правил учета газа при проведении учета газа осуществляется упорядоченный сбор, регистрация и обобщение информации о количественных и (или) о количественных и качественных их показателях в натуральном выражении, наличии и движении путем документального оформления всех операций, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением и потреблением. Количественные и качественные показатели природного газа при приеме-передаче для транспортировки, а также в процессе распределения измеряются на линии раздела объектов газоснабжения и (или) распределения между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Из пункта 7.6.1 ГОСТа Р 8.741-2011 следует, что архивирование, форму представления результатов измерений, сроки хранения отчетных документов определяют заинтересованные стороны.
В соответствии с пунктом 2.5 Правил учета газа, измерение и учет количества газа производятся по методикам измерений, аттестованным в установленном порядке.
Согласно пункту 7.6 ГОСТа Р 8.741-2011, на УУГ должна быть предусмотрена регистрация на бумажных носителях всех измеряемых параметров газа. Объем газа при рабочих условиях, измеренный с помощью преобразователей объемного расхода, приводят к стандартным условиям, используя измерения плотности газа, либо температуры и давления газа. Отчетные документы, полученные с УУГ, должны содержать следующие параметры потока и состояния газа за отчетный период: время измерения, объем газа в рабочих и стандартных условиях, среднесуточную и среднечасовую температуру газа, среднесуточное и среднечасовое давление газа.
Исходя из данных положений судебные инстанции пришли к выводу о неисправности УУГ, поскольку в соответствии с пунктом 4.1 Правил поставки газа он несоответствует техническим требованиям и не позволяет осуществлять надлежащий учет потребляемого газа, поэтому не может использоваться в качестве коммерческого УУГ.
Согласно пункту 23 Правил поставки газа при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
Невозможность осуществления УУГ регистрации количественных показателей газа влечет невозможность исполнения покупателем договорных обязательств, предусмотренных пунктом 4.11 договора, в соответствии с которым не позднее первого рабочего дня месяца, следующего за отчетным, покупатель обязан предоставить территориальному представителю поставщика газа на бумажных носителях параметры расхода газа (распечатка с УУГ), полученного за отчетный период. Покупатель несет ответственность за своевременность и достоверность передачи информации.
Суды установили, что при проверке 11.04.2017 установлено, что покупатель использует газопотребляющее оборудование (инфракрасная горелка), сведения о которм не внесены в договор и о наличии и использовании которого поставщик газа не был поставлен в известность, что не отрицал представитель истца в судебном заседании.
В соответствии с пунктом 3.4 договора поставки газа покупателю разрешается использовать только те газоиспользующие установки, которые указаны в договоре поставки газа.
Покупатель обязан в течение трех рабочих дней после окончания работ по установке (демонтажу) газоиспользующего оборудования, довести до сведения поставщика газа данные о наименовании, количестве, мощности по газу и другие сведения об установленных (демонтируемых) установках, в том числе в случае отсутствия на объектах газопотребления покупателя такого оборудования при заключении договора.
Все изменения в составе измерительного и газопотребляющего оборудования УУГ должны быть отражены в проектно-технической документации и внесены в договор.
Суды согласились с доводом ответчика о том, что типоразмер установленного у истца УУГ рассчитан на мощность газоиспользующего оборудования, указанного в договоре (4 газовых котла). Установка дополнительного газоиспользующего оборудования влечет несоответствие типоразмера узла учета газа и мощности фактически установленному газоиспользующему оборудованию, что отражается на достоверности показаний УУГ.
На этом основании судебные инстанции пришли к верному выводу о том, что несоответствие типоразмера УУГ является нарушением метрологических требований, изложенных в пункте 9.3.4 МИ 3082-2007, и также свидетельствует о неисправности УУГ.
В соответствии с пунктом 3.9 Правил учета газа, пунктом 23 Правил поставки газа и пунктом 4.14 договора при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
При таких установленных по делу обстоятельствах вывод судов о правомерности применения ответчиком расчетного способа определения объема потребленного газа, является правильным.
Суды также указали на отсутствие у ответчика возможности произвести начисления по показаниям ПУ, поскольку в нарушение условий пункта 4.11 договора истец в спорный период не передавал поставщику газа сведения о показаниях УУГ, что не отрицалось представителем истца в судебном заседании.
Апелляционный суд отклонил как неосновательный довод истца о незаконности действий ответчика по выводу спорного УУГ из расчетов, а также довод об отсутствии документа, в котором поставщик изложил бы свое заключение о недопуске УУГ к применению и неизвещении истца о переводе на расчетный способ определения объема потребленного газа.
В соответствии с пунктом 28 Правил поставки газа объемы приема-передачи газа отражаются в соответствующих актах. При несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение. При наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд. До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями средств измерений стороны, передающей газ.
Количество газа, определенное по проектной мощности после признания УУГ неисправным, отражено в сводных актах о количестве поданного-принятого газа за апрель, май 2017 года, особое мнение к ним не выражено.
Апелляционный суд также обоснованно отклонил доводы истца о некорректности расчета задолженности и необходимости определять объем газа расчетным путем как разницу между объемом потребления на 22.06.2017 и на 01.04.2017.
Суд апелляционной инстанции указал, что вопрос о корректности расчета задолженности истца за период потребления газа после перехода на расчетный способ определения объема его потребления предметом данного спора не является.
Согласно уточненным требованиям, истец просил суд о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, обязав ответчика производить начисление потребителю платы за потребленный газ с 01.04.2017 до 22.06.2017 на основании показаний прибора спорного УУГ AMG.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.11 договора не позднее первого рабочего дня месяца, следующего за отчетным, покупатель обязан предоставить территориальному представителю поставщика на бумажных носителях отчет о параметрах расхода газа и нештатных ситуациях за отчетный период. В противном случае на основании пункта 4.4 договора поставщик газа вправе применить расчетный метод определения объема потребленного газа.
В спорный период (апрель - июнь 2017 года) истец передал ответчику сведения о показаниях УУГ только по состоянию на 22.04.2017. Впоследствии УУГ покупателя был демонтирован, поэтому суд указал на отсутствие возможности произвести начисления по показаниям УУГ.
Апелляционный суд отклонил как неосновательные доводы истца о незаконном предъявлении требования о необходимости соответствия спорного УУГ AMG 16Т требованиям ГОСТа Р 8.741-2011 (поскольку данный ГОСТ введен в действие после заключения договора поставки газа (с 01.07.2013), и о добровольности его применения.
Согласно разделу 1, ГОСТ Р 8.741-2011 устанавливает основные положения по организации и проведению в Российской Федерации работ в области стандартизации, цели и принципы стандартизации, требования к документам в области стандартизации, правила их опубликования, распространения и применения, а также задачи международного сотрудничества в области стандартизации.
Приказом Росстандарта от 13.12.2011 N 1061-ст национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 8.741-2011 "Государственная система обеспечения единства измерений. Объем природного газа. Общие требования к методикам измерений" с датой введения в действие 01.07.2013 утвержден для добровольного применения.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) предусмотрено, что федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 данной статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов (пункт 4 статьи 16.1 Закона N 184-ФЗ).
Из системного толкования приведенных положений пунктов 1 и 4 статьи 16.1 Закона N 184-ФЗ следует, что включение сводов правил в тот или иной перечень обусловлен порядком их применения. Наличие отдельных положений сводов правил в перечне добровольного применения допускает альтернативу применения вместо них предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов.
То есть, положения пункта 4 статьи 16.1 Закона N 184-ФЗ допускают несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом.
Отказ от применения соответствующих стандартов и (или) сводов правил влечет необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов, нежели эти стандарты и (или) своды правил. Соответственно, произвольное нежелание исполнять такой стандарт без ссылки на иной технический документ, содержащий альтернативные либо отличающиеся от него технические нормы и правила, не допускается.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в случае отсутствия предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов, ГОСТ Р 8.741-2011 применяется на обязательной основе, как того требует последнее предложение пункта 4 статьи 16.1 Закона N 184-ФЗ.
Апелляционный суд указал на отсутствие ссылок истца на наличие иных национальных стандартов Российской Федерации, которыми после введение в действие ГОСТа Р 8.741-2011 регламентируются требования к средствам измерения объемов потребления природного газа и метлик измерений.
Довод истца о том, что технические характеристики его УУГ обеспечивают надлежащий учет газа, а требований к его дооборудованию ответчик не предъявлял, отклонен судом апелляционной инстанции как неосновательные ввиду следующего.
Согласно пункту 7.6.1 ГОСТа Р 8.741-2011 архивирование, форму представления результатов измерений, сроки хранения отчетных документов определяют заинтересованные стороны, то есть поставщик и покупатель газа, что и было осуществлено сторонами при внесении изменений и дополнений в договор поставки газа N 43-3-09650/10.
В соответствие с требованиями пункта 7.6.21 ГОСТа Р 8.741-2011, отчетные документы должны содержать следующие параметры потока и состояния газа за отчетный период времени: время измерений; объем газа в рабочих и стандартных условиях; среднечасовую и среднесуточную температуру газа; среднечасовое и среднесуточное давления газа.
При этом, изучив паспорт спорного УУГ AMG 16Т заводской номер 00195859 (т. 1, л. д. 33 - 36) апелляционный суд установил, что он оснащен электронным вычислительным устройством ведущим три журнала событий:
1) месячный журнал, содержащий значения индекса объема газа, приведенного к стандартным условиям, по состоянию на конец месяца за последние 20 месяцев;
2) журнал максимального объемного расхода газа, содержащий 5 максимальных значений объемного расхода газа с сохранением даты и времени фиксирования параметра;
3) журнал событий, содержащий 5 последних сигналов с сохранением даты и времени фиксирования события, характера сигнала, текущего статуса, значения индекса объема газа, приведенного к стандартным условиям, на момент появления аварийного сигнала тревоги.
При этом данное устройство не обеспечивает получение данных о среднечасовых значениях параметров потока и состояния газа, а также не имеет прямого интерфейса для распечатывания (скачивания) архивных данных.
Поэтому апелляционный суд признал доказанным несоответствие УУГ истца требованиям пункта 7.6.2 ГОСТа Р 8.741-2011, неспособность его удовлетворить потребность поставщика газа в получении данных за отчетный период времени, в том числе сведений о параметрах потока и состояния газа (время измерений, объем газа в рабочих и стандартных условиях, среднечасовую и среднесуточную температуру газа, среднечасовое и среднесуточное давления газа).
Дооборудование УУГ низкочастотным датчиком импульсов (геркон), который обеспечивает в соответствии с положениями пункта 7.6.2 ГОСТа Р 8.741-2011 документирование измерений, измерение потока газа, обеспечивает распечатку и архивирование параметров потока газа, о возможности которой указывает истец, представляет собой изменение спорного УУГ, которое без согласования с ответчиком не предусмотрено.
Апелляционный суд не нашел оснований для вывода о незаконности действий ответчика по переводу истца после составления акта от 11.04.2017 на расчетный способ определения объема потребленного газа при том, что УУГ не выведен из расчетов, поскольку других нарушений у истца на 27.05.2016 выявлено не было, представитель ответчика, проводивший проверку, признал возможным допустить УУГ к применению в качестве коммерческого.
При проведении проверки 11.04.2017 поставщиком помимо ранее выявленных 27.05.2016 нарушений обнаружена самовольная замены истцом газового котла на инфракрасную горелку.
Довод истца о том, что замена газового котла на инфракрасную горелку не влечет несоответствия типоразмера УУГ и мощности фактически установленному газоиспользующему оборудованию, поскольку газовая горелка подключена взамен одного из котлов, отклонен апелляционным судом как неосновательный.
Данная замена являлась самовольной, не согласовывалась с ответчиком, в связи с чем поставщик правомерно реализовал предоставленное ему договором (пункт 3.4) право на переход к расчетному способу определения объема газопотребления истца.
В связи с указанным нарушением 11.04.2017 ответчик сделал заключение о непригодности спорного УУГ к применению в качестве коммерческого.
Апелляционный суд, оценив приведенные ответчиком основания вывода спорного УУГ из расчетов 11.04.2017 и допуска его к учету 27.05.2016, признал их обоснованными. В ходе проверки 11.04.2017 дополнительно к выявленному 27.05.2016 нарушению (УУГ не соответствует требованиям пункта 7.6.2 ГОСТа Р 8.741-2011) поставщиком были выявлены дополнительные нарушения со стороны потребителя.
Так, место установки счетчика газа (на улице) не соответствует требованиям завода изготовителя, нарушены разрешенные температурные диапазоны использования данного счетчика газа (пункт 7.2.3 ГОСТа Р 8.741-2011).
На момент проверки 11.04.2017 отсутствовал проект газификации, согласованный в части выбора средств измерений с истцом (пункт 6.1.4 ГОСТа Р 54961-2012).
Типоразмер счетчика выбран неверно (пункт 9.3.4 МИ 3082-2007). Согласно пункту 9.2.2.6 МИ 3082-2007 диафрагментарные счетчики рекомендуются для учета газа низкого давления с расходом газа не более 65 куб. м/ч. При выборе типоразмера счетчика, если максимальное значение расхода газа на узле учета превышает 16 куб. м/ч (типоразмер G16 и более), то счетчик должен быть снабжен электронным корректором, который должен обеспечивать регистрацию импульсов, поступающих от счетчика, измерять температуру газа и вычислять объем газа, приведенный к стандартным условиям. При этом применяют условно-постоянные значения давления и коэффициента сжимаемости газа.
Ответчик указал на отсутствие у истца оригинального паспорта счетчика газа.
В силу части статьи 13 Закона N 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) СИ, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки, а в случае утраты свидетельства о поверке и (или) паспорта (формуляра) на СИ выдается дубликат свидетельства о поверке с отметкой "Дубликат" в одном экземпляре (пункт 4 приказа Минпромторга России от 02.07.2015 N 1315 "Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке").
В случае отсутствия оригиналов документов подтверждающих поверку счетчика газа AMG 16T, данный счетчик газа не допускается к применению в качестве коммерческого УУГ, расчет потребленного газа производится по мощности неопломбированного газопотребляющего оборудования в соответствии с пунктом 3.9 Правил учета газа.
Последующее устранение части нарушений, на которые ссылается истец - представление паспорта на счетчик газа и согласованного с ООО "Газпроммежрегионгаз" проекта), равно как отсутствие дополнительных указаний ответчика о реконструкции, и указание в акте от 11.04.2017 неверной проектной мощности газопотребляющего оборудования, подключенного к УУГ (согласно доводам истца), совокупности прочих оснований для вывода спорного УУГ из расчетов не отменяет.
Поскольку суды полно и всесторонне исследовали значимые для дела обстоятельства, оценили все представленные в дело доказательства, основания для изменения или отмены судебных актов отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм права, предусмотренные в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 по делу N А53-19128/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
А.Х.Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.