г. Краснодар |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А32-9242/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В. при участии представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Прометей" (ИНН 2309131122, ОГРН 1122309001572) - Михайловой А.В. (доверенность от 10.09.2018), в отсутствие в судебном заседании представителей органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), департамента муниципальной собственности и городских земель муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310041258, ОГРН 1022301172475), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар и департамента муниципальной собственности и городских земель муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2018 (судья Боровик А.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Ильина М.В.) по делу N А32-9242/2016, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Прометей" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар и департаменту муниципальной собственности и городских земель муниципального образования город Краснодар (далее - администрация, департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от направления обществу проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 1120 кв. м с кадастровым номером 23:43:0412001:1781, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Новороссийская, 17, с разрешенным использованием под производственной базой (далее - земельный участок), по цене 132 184 рубля 19 копеек, о понуждении совершению соответствующих действий (с учетом изменения предмета заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2017 признано незаконным оспариваемое бездействие администрации, на которую возложена обязанность по направлению обществу проекта договора купли-продажи с ценой земельного участка, определенной на дату подачи в уполномоченный орган заявления.
В удовлетворении остальной части требований отказано. Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017 решение от 06.02.2017 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.08.2015 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2017 по настоящему делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края со следующей мотивировкой. Цена выкупа земельного участка должна определяться по состоянию на момент подач обществом соответствующего заявления. Администрацией своевременно не рассмотрено заявление общества, не подготовлен проект договора купли-продажи, последний не подписан и не направлен заявителю. Условие о цене земельного участка, находящегося в публичной собственности, не может определяться по усмотрению сторон. Выкупная стоимость земельного участка должна определяться в утвержденном главой администрации (губернатором) Краснодарского края порядке. Суду первой инстанции при разрешении спора следовало руководствоваться положениями действующего Земельного кодекса. Общество не доказало наличие у него исключительного права на приобретение земельного участка в собственность. Доказательства, подтверждающие, что общество является собственником легально возведенного (законно приобретенного) объекта недвижимости, право на который зарегистрировано за ним в установленном законом порядке, в деле отсутствуют.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018, признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в уклонении от направления обществу проекта договора купли-продажи земельного участка. На администрацию возложена обязанность по направлению проекта такого договора с ценой 132 184 рубля 19 копеек. В удовлетворении остальной части требований отказано. Судебные акты мотивированы следующим. Цена находящегося в публичной собственности земельного участка должна определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка, действовавшей на момент обращения общества в администрацию с соответствующим заявлением. Администрацией допущено незаконное бездействие в вопросах подготовки проекта договора купли-продажи, его подписания и направления заявителю. На земельном участке расположены принадлежащие обществу на праве собственности и законно возведенные в качестве объектов недвижимости асфальто-бетонное мощение с кадастровым номером 23:43:0412001:1706 и нежилое здание с кадастровым номером 23:43:0306002:2060.
Администрация и департамент обжаловали решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса, приведя следующие основания проверки законности и обоснованности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Департамент не уклонялся от заключения договора аренды. Между сторонами существует спор относительно цены сделки. Общество отказалось от предложенного департаментом проекта договора купли-продажи земельного участка. Обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. На момент поступления в администрацию от общества проекта договора купли-продажи земельного участка действовал нормативный акт, по которому выкупная стоимость земельного участка должна составлять 7 549 068 рублей 80 копеек. Администрацией принято решение по заявлению общества в предусмотренный законом срок.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество через многофункциональный центр обратилось в департамент с заявлением от 27.05.2015 о принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Обществом обеспечены образование земельного участка, его кадастровый учет под кадастровым номером 23:43:0412001:1781, получен кадастровый паспорт от 29.10.2015, в котором кадастровая стоимость участка установлена в размере 7 549 068 рублей 80 копеек. Общество является собственником расположенных на земельном участке асфальто-бетонного мощения с кадастровым номером 23:43:0412001:1706 и нежилого здания с кадастровым номером 23:43:0306002:2060. Асфальто-бетонное мощение является сооружением, на котором размещено металлообрабатывающее производство в составе двух кранов-балок грузоподъемностью 5 тонн каждая, лентопил, сортовых ножниц, радикально-сверлильного станка, вертикально-сверлильного станка, фасонных ножниц, монтажно-сварочных стендов, листогиба, 63-тонного штампа для обработки металла, 6-ти тонных гильотинных ножниц для рубки металла, навеса из металлокаркаса. Постановлением администрации от 14.08.2015 N 5770 обществу предварительно согласовано предоставление земельного участка на основании поданного через многофункциональный центр 12.11.2015 пакета документов для заключения договора купли-продажи земельного участка. В течение тридцати дней со дня поступления от общества заявления о предоставлении земельного участка администрация не подготовила, не подписала и не направила заявителю проект договора купли-продажи. Общество было приглашено в администрацию 15.12.2015 для подписания договора купли-продажи земельного участка и подписало его с ценой 132 184 рубля 19 копеек. Выкупная стоимость земельного участка оплачена обществом по платежному поручению от 15.12.2016 N 14.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) определено, что граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (пункт 2 статьи 1, статьи 421, 422). Отклонение протокола разногласий стороной, обязанной заключить договор, либо своевременное неизвещение о результатах рассмотрения протокола разногласий направившую его сторону влечет возникновение у последней права на передачу разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда (пункту 2 статьи 445). В этом случае условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446).
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) к исключениям из общего правила о продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах, проводимых в форме аукционов, отнесены случаи продажи земельного участка, на котором расположено здание, его собственнику (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3). Право лица, являющегося собственником расположенного на земельном участке здания, на приобретение этого участка в собственность или в аренду является исключительным и может быть ограничено только федеральным законом (пункт 1 статьи 39.20). В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных статьей 39.16 указанного Кодекса, и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю (пункт 5 статьи 39.17). При заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами. Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (подпункт 3 пункта 2 и пункт 3 статьи 39.4).
По общему правилу, согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. Указанная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2017 N 14-КГ17-12; от 14.03.2016 N 305- ЭС15-16104, от 28.04.2017 N 305-ЭС16-19865, от 30.05.2017 N 14- КГ17-12, от 22.06.2017 N 305-ЭС17-1863.
На дату обращения общества в администрацию действовало постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края", в соответствии с которым выкупная цена земельного участка составляет 132 184 рубля 19 копеек. Внесенные в названный региональный нормативный правовой акт постановлением главы администрации муниципального образования город Краснодар от 10.12.2015 N 1192 изменения, согласно которым выкупная стоимость земельного участка должна составлять 7 549 068 рублей 80 копеек, вступили в силу 12.12.2015, то есть после подачи обществом 12.11.2015 через многофункциональный центр в администрацию пакета документов для заключения договора купли-продажи земельного участка.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости. При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Общество как собственник законно возведенных на земельном участке зданий, сооружений обладает исключительным правом на приватизацию этого участка. Возникший между сторонами спор мог быть разрешен как в порядке, определенном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса, так и в порядке, определенном главой 28 Гражданского кодекса. Выкупная стоимость земельного участка подлежала установлению на основании действовавшего в момент подачи обществом необходимого пакета документов регионального нормативного правового акта. В установленный земельным законодательством срок (не более тридцати дней с даты подачи обществом заявления), администрация не рассмотрела поступившие заявление и приложенные к нему документы, не подготовила, не подписала и не направила заявителю проект договора купли-продажи, в результате чего допустила незаконное бездействие, повлекшее нарушение прав и законных интересов общества. Доводы кассационной жалобы основаны на добросовестном заблуждении ее заявителей относительно содержания и смысла вышеназванных правовых норм и разъяснений высшей судебной инстанции.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2018 по делу N А32-9242/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили о следующем. Общество как собственник законно возведенных на земельном участке зданий, сооружений обладает исключительным правом на приватизацию этого участка. Возникший между сторонами спор мог быть разрешен как в порядке, определенном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса, так и в порядке, определенном главой 28 Гражданского кодекса. Выкупная стоимость земельного участка подлежала установлению на основании действовавшего в момент подачи обществом необходимого пакета документов регионального нормативного правового акта. В установленный земельным законодательством срок (не более тридцати дней с даты подачи обществом заявления), администрация не рассмотрела поступившие заявление и приложенные к нему документы, не подготовила, не подписала и не направила заявителю проект договора купли-продажи, в результате чего допустила незаконное бездействие, повлекшее нарушение прав и законных интересов общества. Доводы кассационной жалобы основаны на добросовестном заблуждении ее заявителей относительно содержания и смысла вышеназванных правовых норм и разъяснений высшей судебной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2018 г. N Ф08-5550/18 по делу N А32-9242/2016
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5550/18
11.05.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4910/18
08.02.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-9242/16
09.08.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4732/17
24.04.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4678/17
06.02.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-9242/16