Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 марта 2003 г. N КА-А40/1553-03
Московское региональное отделение Фонда социального страхования (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Компания "Аларти" (далее - ООО "Компания "Аларти") 10000 руб. штрафа за нарушение срока регистрации в качестве страхователя.
Решением от 25.12.02 (с учетом определения от 18.02.03 об исправлении опечатки) в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МРО ФСС России подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконный.
В судебном заседании представитель органа социального страхования поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Общество извещено о месте и времени судебного разбирательства по жалобе по известному суду адресу.
Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела и правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Решением от 11.06.02 N 36РК/2п МРО ФСС России привлекло ООО "Компания "Аларти" к ответственности по ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" в виде штрафа в размере 10000 руб. за нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя.
Отказывая органу социального страхования в удовлетворении заявления о взыскании указанного штрафа, Арбитражный суд г. Москвы исходил из того, что до вступления в действие КоАП РФ решение о привлечении к ответственности не было приведено в исполнение, не пересмотрено в порядке ч. 2 ст. 1.7 названного Кодекса. За непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, ст. 15.6 этого Кодекса установлена административная ответственность только граждан и должностных лиц.
Данный вывод суда является ошибочным.
Ст. 15.6 КоАП РФ определяет порядок привлечения к административной ответственности должностного лица юридического лица.
В данном случае субъектом ответственности является само юридическое лицо.
Поэтому названная норма к спорным правоотношениям неприменима.
Ответственность юридического лица - страхователя за нарушение сроков регистрации (постановки на учет) в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации в 2002 году регулировалась ст. 8 вышеупомянутого Закона N 17-ФЗ, которой установлено, что за указанное правонарушение применяются штрафные санкции в размере, установленном ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за аналогичное налоговое правонарушение.
Применительно к НК РФ ответственность за нарушение срока постановки на учет определена ст. 116 этого Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.01.03 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил (п. 2), что при решении вопроса о соотношении положений КоАП РФ и ч. 1 НК РФ судам следует иметь в виду следующее. Статья Закона "О введении в действие КоАП РФ" признала утратившими силу лишь п. 4 ст. 91, ст. 124 и п. 3 ст. 126 НК РФ. Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена статьями 15.3-15.9 и 15.11 КоАП РФ. Субъектами этой ответственности являются должностные лица организаций. Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ.
При изложенных обстоятельствах принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, поскольку обстоятельства правонарушения и правомерность привлечения к ответственности по ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" не были предметом исследования и оценки суда.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.02 (с учетом определения от 18.02.03 об исправлении опечатки) по делу N А40-47590/02-121-322 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 марта 2003 г. N КА-А40/1553-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании