Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2011, N 1, ст. 54; 2016, N 1, ст. 75; N 26, ст. 3887; 2018, N 1, ст. 55; N 24, ст. 3415; N 30, ст. 4547; N 32, ст. 5134; N 52, ст. 8100; N 53, ст. 8464; 2020, N 17, ст. 2725; N 52, ст. 8600; 2021, N 6, ст. 958; N 18, ст. 3056; N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5129, 5131, 5132; 2023, N 1, ст. 47; N 18, ст. 3227) следующие изменения:
1) в статье 51:
б) часть 4 изложить в следующей редакции:
"4. Охрана лесов от пожаров включает в себя лесопожарное зонирование, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, а также выполнение мер экстренного реагирования.";
2) дополнить статьей 51.1 следующего содержания:
"Статья 51.1. Лесопожарное зонирование
1. В зависимости от природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование).
2. При лесопожарном зонировании выделяются территории, на которых тушение лесных пожаров осуществляется с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор) (зоны контроля лесных пожаров).
3. Лесопожарное зонирование, включая нормативы и критерии выделения зон контроля лесных пожаров, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор).";
3) статью 53.1 изложить в следующей редакции:
"Статья 53.1. Предупреждение лесных пожаров
1. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов, приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах.
2. Противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение распространения лесных пожаров.
3. Противопожарное обустройство лесов осуществляется на основании плана противопожарного обустройства лесов на территории лесничества и плана противопожарного обустройства лесов на территории субъекта Российской Федерации.
4. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:
1) создание, содержание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) создание, содержание и эксплуатацию посадочных площадок, используемых в целях проведения авиационных работ по охране лесов от пожаров;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) создание, содержание и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов);
5) создание в целях тушения лесных пожаров условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения;
6) проведение гидромелиорации земель;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
5. Ширина просек, указанных в пункте 3 части 4 настоящей статьи, устанавливается в пределах от 10 до 100 метров в соответствии с лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
6. Указанные в части 4 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду либо используемых на основании сервитута, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка, землепользователями, обладателями сервитута, публичного сервитута.
7. Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются рубка лесных насаждений, санитарно-оздоровительные мероприятия, уборка лесных горючих материалов, устанавливаются в соответствии с лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
8. Приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров включают в себя:
1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;
2) приобретение и содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения;
3) создание резерва пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов;
4) создание пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
9. Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах включают в себя:
1) издание и распространение специальной литературы и изготовление предметов наглядной агитации;
2) проведение тематических выставок, смотров, конференций и использование других форм информирования населения;
3) иные мероприятия, предусмотренные лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
10. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
11. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
12. План противопожарного обустройства лесов на территории лесничества разрабатывается и утверждается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, на пять лет с указанием ежегодных плановых показателей по годам.
13. План противопожарного обустройства лесов на территории субъекта Российской Федерации разрабатывается уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные ему полномочия в области лесных отношений, на пять лет с указанием ежегодных плановых показателей по годам и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор).
14. В случае, если на территории субъекта Российской Федерации расположены военные лесничества, план противопожарного обустройства лесов на территории такого субъекта Российской Федерации также подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности Российской Федерации.
15. Порядок разработки и утверждения плана противопожарного обустройства лесов на территории лесничества и его форма, порядок разработки плана противопожарного обустройства лесов на территории субъекта Российской Федерации и его форма устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
4) часть 3 статьи 53.4 изложить в следующей редакции:
"3. Правила тушения лесных пожаров, в том числе особенности, предусмотренные частью 2 статьи 51.1 настоящего Кодекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";
5) дополнить статьей 53.9 следующего содержания:
"Статья 53.9. Меры экстренного реагирования
1. Меры экстренного реагирования - комплекс мероприятий, направленных на оперативное привлечение сил и средств федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему федеральный государственный лесной контроль (надзор), в целях оказания содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные им в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса полномочия, в тушении лесных пожаров на землях лесного фонда.
2. Меры экстренного реагирования осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему федеральный государственный лесной контроль (надзор).
3. Меры экстренного реагирования включают в себя:
1) обеспечение готовности сил и средств федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему федеральный государственный лесной контроль (надзор), необходимых для выполнения работ по охране лесов от пожаров в целях осуществления мер экстренного реагирования на лесные пожары (далее - федеральный резерв экстренного реагирования);
2) оперативную доставку федерального резерва экстренного реагирования к местам тушения лесных пожаров, в отношении которых принято решение о применении мер экстренного реагирования, и обратно к местам постоянной дислокации, в том числе авиационными средствами;
3) тушение лесных пожаров, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор), по согласованию с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принято решение о применении мер экстренного реагирования.
4. Решение о применении федерального резерва экстренного реагирования принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор), в соответствии с критериями, установленными указанным федеральным органом исполнительной власти.
5. Порядок осуществления мер экстренного реагирования, выполняемого федеральным государственным бюджетным учреждением, указанным в части 1 настоящей статьи, в том числе виды работ по тушению лесных пожаров, в отношении которых принято решение о применении мер экстренного реагирования, а также виды пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств тушения лесных пожаров в целях осуществления мер экстренного реагирования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор).";
6) часть 18 статьи 78 дополнить пунктом 9 следующего содержания:
"9) представление заявки на участие в аукционе лицом, не соответствующим требованиям, предъявляемым в соответствии с частью 4.1 настоящей статьи к лицам, которые вправе направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, заявление о проведении аукциона.";
7) статью 81:
а) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:
"4.1) установление нормативов и критериев выделения зон контроля лесных пожаров;";
б) дополнить пунктами 15.1 - 15.4 следующего содержания:
"15.1) создание и применение федерального резерва экстренного реагирования;
15.2) установление порядка осуществления мер экстренного реагирования;
15.3) установление видов пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств тушения лесных пожаров в целях осуществления мер экстренного реагирования;
15.4) установление критериев применения мер экстренного реагирования федеральным резервом экстренного реагирования;";
8) в статье 83:
а) в пункте 6 части 1 слова "осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров" заменить словами "установления зон контроля лесных пожаров, выполнения мер пожарной безопасности в лесах, тушения лесных пожаров", после слов "в целях тушения лесных пожаров" дополнить словами ", а также осуществления мер экстренного реагирования";
б) в части 7 слова "функции по контролю и надзору в области лесных отношений" заменить словами "федеральный государственный лесной контроль (надзор)";
9) в части 5 статьи 89 слово "тридцать" заменить словами "пятнадцать рабочих";
10) в части 3 статьи 89.1 слова "пятнадцати дней" заменить словами "не более чем пять рабочих дней";
11) в части 3 статьи 89.2 слова "пятнадцати дней" заменить словами "не более чем пять рабочих дней";
12) часть 3 статьи 111 признать утратившей силу;
13) дополнить статьей 111.1 следующего содержания:
"Статья 111.1. Особенности осуществления рубок лесных насаждений и заготовки древесины в защитных лесах
1. Осуществление рубок лесных насаждений допускается в защитных лесах, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
2. Сплошные рубки лесных насаждений в защитных лесах запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом.
3. Заготовка древесины допускается в защитных лесах, если проведение сплошных и выборочных рубок не запрещено или не ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. При заготовке древесины в защитных лесах допускается создание объектов лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 13 настоящего Кодекса.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.