Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Ишимского муниципального района
от 17.07.2023 N 101
Порядок
составления, утверждения, установления показателей планов (программы) финансово - хозяйственной деятельности и отчетности муниципальных унитарных предприятий
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок составления, утверждения, установления показателей планов (программы) финансово - хозяйственной деятельности и отчетности муниципальных унитарных предприятий, (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 N 161 - ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
1.2. Настоящий Порядок применяется в отношении муниципальных унитарных предприятий, учредителем которых является администрация Ишимского муниципального района Тюменской области (далее - МУП).
1.3. Целями настоящего Порядка являются:
1) обеспечение единого подхода к составлению, утверждению, установлению показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности и отчетности МУП;
2) выявление и использование внутренних резервов МУП для повышения эффективности их работы;
3) усиление контроля за финансово - хозяйственной деятельностью МУП;
4) внедрение комплексного метода планирования финансово - хозяйственной деятельности МУП на очередной финансовый год;
5) организация системы регулярного мониторинга выполнения показателей утвержденного плана (программы) финансово - хозяйственной деятельности МУП, в том числе производственной программы;
6) организация системы сбора и обобщения информации для:
- выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов в деятельности МУП;
- принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение эффективности работы МУП.
1.4. Настоящий Порядок определяет:
- основные принципы составления планов (программы) финансово - хозяйственной деятельности МУП (далее - план деятельности МУП);
- последовательность составления, утверждения и установления показателей планов деятельности МУП;
- состав показателей, величина которых подлежит обязательному отражению в плане деятельности МУП, в том числе состав утверждаемых показателей экономической эффективности деятельности МУП;
- порядок осуществления контроля за достижением утвержденных показателей и выполнением плана деятельности МУП, в том числе периодичность и состав представляемой отчетности.
1.5. Ответственность за качественную и своевременную разработку показателей плана (программы) финансово - хозяйственной деятельности и их выполнение, а также за формирование полной и достоверной отчетности несет руководитель МУП в соответствии с действующим законодательством.
2. Основные принципы составления планов (программы) финансово - хозяйственной деятельности МУП
2.1. Документом, определяющим финансовое состояние и эффективность деятельности предприятия на очередной финансовый год, является план деятельности МУП, который представляет собой совокупность показателей и комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования. Мероприятия плана должны отражать основные направления деятельности МУП в планируемом периоде по достижению целей, определенных Уставом МУП. В составе плана деятельности МУП утверждаются значения плановых показателей, в том числе показателей экономической эффективности деятельности предприятия.
2.2. Руководители МУП ежегодно обеспечивают разработку планов на очередной финансовый год с разбивкой по кварталам и руководствуются ими в своей деятельности.
2.3. Планы деятельности МУП разрабатывается на один год и являются документом, определяющим цели и задачи МУП на очередной финансовый год, а также способы их достижения.
2.4. Для вновь созданных или реорганизованных МУП первым плановым периодом считается период со дня государственной регистрации предприятия и по 31 декабря года, в котором предприятие прошло регистрацию, включительно.
2.5. Планы деятельности МУП должны ориентировать предприятия на увеличение объемов производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, рост товарооборота, оптимизацию расходов, сокращение издержек и снижение материалоемкости, энергоемкости и фондоёмкости производства, изыскание внутренних резервов и дополнительных источников доходов (оказание платных услуг населению и организациям), повышение производительности труда, безубыточность деятельности.
2.6. Составление планов деятельности МУП на предстоящий год заключается в планировании производственной программы (разработка показателей объемов производства продукции, работ, услуг в натуральном выражении), финансовых показателей (определение потребностей в денежных ресурсах, оптимизации финансовых потоков, устранении необоснованных денежных затрат) и показателей экономической эффективности.
2.7. Исходными данными для составления планов деятельности МУП являются данные бухгалтерской отчетности и фактически достигнутые показатели финансово - хозяйственной деятельности в текущем году, потребность в материальных и трудовых ресурсах, необходимых для осуществления основной деятельности, в соответствии с утвержденными тарифами на выполняемые работы, оказываемые услуги, а также с учетом средств, получаемых от выполнения дополнительных работ и оказания платных услуг.
2.8. Показатель выручки от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг планируется с учетом роста объемов таких товаров, работ и услуг в натуральном выражении и в соответствии с прогнозируемыми на них ценами (тарифами), а также с учетом средств, получаемых от выполнения (оказания) дополнительных платных работ (услуг).
2.9. Затраты, связанные с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг планируются исходя из прогнозируемого объема основных видов товаров (работ, услуг), потребности в материальных и трудовых ресурсах, необходимых для осуществления уставной деятельности, и прогнозируемого размера индекса потребительских цен, установленного Прогнозом социально-экономического развития Ишимского муниципального района (далее - муниципального образования) на соответствующий финансовый год, ежегодно одобряемого главой Ишимского муниципального района.
2.10. Проект плана деятельности МУП оформляется муниципальным унитарным предприятием в соответствии с формой, согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и содержит ряд показателей:
- сведения о муниципальном унитарном предприятии, его руководителе и главном бухгалтере;
- основные показатели плана деятельности МУП;
- информация о тарифных (ценовых) условиях деятельности МУП;
- численность работников и фонд оплаты труда;
- платежи в бюджеты и внебюджетные фонды;
- целевые поступления из бюджетов различных уровней;
- участие в муниципальных, областных, федеральных целевых (программах)
планах;
- мероприятия по развитию МУП;
- прогноз показателей экономической эффективности деятельности МУП.
2.11. МУП не позднее 20 августа года, предшествующего планируемому периоду, представляют в отдел жилищно-коммунального хозяйства Администрации Ишимского муниципального района, к ведению которого относятся МУП (далее - курирующий орган Администрации) на рассмотрение проекты плана деятельности МУП. Для этого руководителем предприятия ежегодно издается приказ о разработке плана деятельности МУП на очередной финансовый год с указанием должностных лиц, ответственных за его разработку. Проект плана деятельности МУП должен представляться в 2-х (двух) экземплярах на бумажном носителе (с подписью руководителя, главного бухгалтера и главного экономиста (при наличии) МУП) и в электронном варианте и сопровождаться пояснительной запиской, в которой приводятся:
- обоснование приведенных показателей;
- исходные данные для планирования;
- анализ факторов, повлиявших на показатели;
- обоснование причин и факторов, препятствующих развитию предприятия, приводящих к ухудшению показателей;
- технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения. Пояснительная записка может содержать информацию, представленную в виде аналитических таблиц, схем, графиков, диаграмм, фотоматериалов и т.д.
2.12. Курирующий орган Администрации:
- в течение 7 рабочих дней проверяет поступивший от МУП проект плана деятельности МУП, рассматривает обоснованность плановых показателей, проводит анализ и оценку динамики развития МУП и планируемых мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности МУП, их соответствие производственной программе, оценку эффективности инвестиционных вложений, оценку среднесписочной численности по категориям персонала, необходимую и достаточную для выполнения производственной программы;
- в случае предоставления неполного комплекта документов, наличия иных нарушений, направляет свои замечания и предложения в адрес МУП на доработку;
- согласовывает последовательно проект плана деятельности МУП:
с Управлением недвижимостью Администрации Ишимского муниципального района - в течение 3-х рабочих дней;
с отделом экономики и прогнозирования - в течение 3-х рабочих дней;
- после согласования проекта плана деятельности МУП направляют его на согласование заместителю главы района, курирующего сферу ЖКХ, а затем на утверждение главе района;
- утвержденный главой района план деятельности МУП, в течение 3-х календарных дней направляет в адрес МУП.
2.13. В случае выявления неточностей, ошибок, либо наличия иных претензий к показателям плана деятельности МУП, муниципальные унитарные предприятия в течение 5-ти рабочих дней с момента получения указаний обязаны внести в план деятельности МУП предлагаемые изменения или представить письменное обоснование отказа внести корректировки. Сроки согласования курирующим органом Администрации проекта плана деятельности МУП после доработки не должны превышать 5-ти рабочих дней.
3. Порядок и утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности МУП
3.1. План деятельности МУП утверждается главой района, после обязательного согласования с Управлением недвижимостью администрации Ишимского муниципального района, Отделом экономики и прогнозирования администрации Ишимского муниципального района, курирующим органом Администрации, заместителем главы района.
3.2. План деятельности МУП должен быть утвержден не позднее 01 декабря года, предшествующего планируемому периоду. При этом один экземпляр плана остается у курирующего органа Администрации, второй экземпляр направляется - руководителю МУП.
3.3. После утверждения плана деятельности МУП в течение финансового года муниципальные унитарные предприятия при необходимости имеют право вносить корректировки. Порядок и последовательность корректировки плана деятельности МУП аналогичны порядку и последовательности утверждения плана деятельности МУП.
3.4. Основанием для внесения изменений (корректировок) в план деятельности МУП является:
- корректировка в течение планируемого периода бюджетных ассигнований, предусмотренных для МУП (изменение размера субсидии, предусмотренной МУП в местном бюджете, изменение финансирования целевых программ, в реализации которых участвует МУП);
- изменение видов деятельности и физического объема производства (продажи) основных видов товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ, не зависящее от МУП и связанное с изменением внешних условий;
- пересмотр тарифов на услуги МУП или изменение перечня услуг;
- объективное изменение экономических условий: закупочных цен на материалы, топливо, тарифов на коммунальные услуги и энергоресурсы, изменение ставок по кредитам, переоценка основных средств, изменение норм амортизационных отчислений, налогового законодательства и прочее;
- обоснованное изменение доходов и расходов предприятия, связанное с приобретением или реализацией основных средств предприятия, незапланированными работами по капитальному и текущему ремонту;
- прочие существенные изменения.
4. Показатели экономической эффективности деятельности МУП
4.1. Показатели экономической эффективности деятельности МУП на очередной финансовый год (далее - показатели экономической эффективности) утверждаются в составе плана деятельности МУП.
4.2. Под показателями экономической эффективности понимаются величины, которые позволяют судить о состоянии экономики МУП, его экономическом развитии, подъеме или спаде, значении в экономике Ишимского муниципального района, его месте и роли в удовлетворении потребностей муниципального образования в товарах (работах, услугах). Экономически эффективным можно считать то производство, при котором при реализации своих товаров (работ, услуг) и при выплате всех обязательных платежей и налогов у предприятия остается чистая прибыль на развитие производства. Результативность производственно-хозяйственной деятельности предприятия определяется путем сопоставления полученных результатов и затрат, расходованных на достижение этих результатов. Под результатами в экономике понимается итог использования или применения ресурсов. Затраты - это потребленная в процессе изготовления и реализации товаров (работ, услуг) часть ресурсов, которая образует себестоимость товаров (работ, услуг). В состав ресурсов предприятия включаются основные производственные фонды, оборотные средства, персонал и др., которые необходимы для обеспечения нормального протекания процесса производства. Результаты проявляются в различных формах: создание конкурентоспособного образца продукции, выручка от увеличивающегося объема производства, количество новых изделий.
4.3. Утверждение показателей эффективности и оценка их выполнения производится исходя из следующих критериев эффективности деятельности МУП:
- социальная эффективность;
- бюджетная эффективность;
- экономическая эффективность.
4.4. Социальная эффективность МУП определяется через показатели общественной полезности, то есть увеличение доли населения, организаций муниципального образования, являющихся потребителями товаров (работ, услуг) МУП, создание новых рабочих мест, уровень заработной платы, создание новых видов товаров (работ, услуг).
4.5. Показатель бюджетной эффективности определяется как соотношение суммы поступивших в бюджет муниципального образования (далее - бюджет) (в виде доходов от уплаченных предприятием налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных действующим законодательством, формирующих доходную часть бюджета, в том числе отчисления доли от чистой прибыли предприятия) и стоимости основных средств МУП, а также суммы полученных муниципальным унитарным предприятием бюджетных средств (в виде инвестиций, субсидий, бюджетных кредитов и иных предусмотренных форм предоставления средств из бюджета).
4.6. Показатели экономической эффективности отражают степень использования ресурсов и отдачу затрат, определяются по основным показателям производственно-хозяйственной деятельности, включая:
- показатели прибыли и рентабельности;
- показатели использования ресурсов;
- общий объем инвестиций в основной капитал, капиталоемкость, капиталоотдача;
- процент износа основных средств;
- чистые активы предприятия;
- показатели дебиторской и кредиторской задолженности;
- заемные средства;
- иные показатели.
4.7. Изменения утвержденных показателей эффективности в течение финансового года могут производиться в случае:
- реорганизации МУП;
- перепрофилирования МУП (после внесения изменений в перечень закрепленных уставом МУП целей и видов деятельности);
- издания органами государственной власти, местного самоуправления правовых актов, делающих невозможным достижение утвержденных показателей экономической эффективности или их выполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
5. Контроль за выполнением показателей планов деятельности и показателей экономической эффективности МУП
5.1. Муниципальные унитарные предприятия организуют свою работу в соответствии с утвержденными планами деятельности МУП.
5.2. Анализ и учет основных плановых показателей, в том числе показателей экономической эффективности деятельности МУП направлен на своевременную разработку и принятие мер по улучшению финансового состояния предприятий, повышение экономической эффективности их деятельности.
5.3. Курирующий орган осуществляет контроль за выполнением утвержденных показателей планов деятельности и показателей экономической эффективности в следующих формах:
- предварительный контроль (оценка финансового состояния МУП, уровня его экономического развития, имеющихся ресурсов МУП с целью проверки обоснованности, достижимости устанавливаемых показателей экономической эффективности);
- текущий контроль (анализ обязательной информации: ежеквартальных и ежегодных отчетов, бухгалтерской и прочей отчетности);
- проведение проверок (целевых и комплексных, плановых и внеплановых) финансово-хозяйственной деятельности МУП, запрос необходимых документов и сведений;
- оценка выполнения установленных показателей экономической эффективности, дается по итогам проведения балансовой комиссии администрации Ишимского муниципального района.
5.4. Муниципальное унитарное предприятие по итогам соответствующего отчетного периода текущего года составляет отчет о выполнении плана деятельности МУП (далее - отчет) и отчет движения денежных средств в 2-х (двух) экземплярах по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку и представляет его на бумажном носителе и в электронном виде в курирующий орган Администрации:
- ежеквартальные отчеты - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
- ежегодные отчеты - не позднее 30 марта года, следующего за отчетным годом.
При этом к отчетам должны прилагаться:
а) пояснительные записки, содержащие информацию:
- о допущенных отклонениях фактических показателей от утвержденных с анализом причин отклонения этих показателей, мерами, принимаемыми для устранения причин отклонения;
- о расшифровке прочих доходов и расходов за отчетный период;
- об ежемесячной среднесписочной численности работающих;
- о движении кадров;
- о задержке / отсутствии задержки в выплате заработный платы;
- о наличии /отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и неналоговых платежей;
- о формировании фондов, предусмотренных уставом предприятия, и направлениях использования прибыли;
- о дебиторской и кредиторской задолженности / отсутствии задолженности: общая сумма, в т.ч. просроченная, полный перечень организаций и предприятий с указанием суммы просроченного долга;
- о размере имеющихся кредитов, займов, гарантий, отсрочек (рассрочек) по уплате налогов, сборов и неналоговых платежей, а также соблюдение условий исполнения принятых долговых обязательств;
- о наложении ареста на имущество / отсутствии наложения ареста на имущество;
- о наличии признаков банкротства (с указанием на меры, принятые руководителем в целях финансового оздоровления) / отсутствии признаков банкротства;
б) копии бухгалтерской отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации (формы N 1, 2 по ОКУД - ежеквартально, формы N 1 - 4, 6 - ежегодно) с отметкой налоговой инспекции; пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности, которая должна содержать информацию о МУП, его финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, существенных статьях бухгалтерской отчетности;
в) копии налоговых деклараций (ежеквартально и ежегодно);
г) копию штатного расписания, действующего на конец отчетного периода;
д) копии актов аудиторских, налоговых и других проверок деятельности МУП (ежеквартально и ежегодно);
е) учетную политику в целях бухгалтерского и налогового учета, копию устава МУП (единоразово, а также в случае изменений);
ж) копии статистических отчетов, предоставляемых МУП в соответствующие органы государственной статистики (ежеквартально и ежегодно в электронном отсканированном виде);
з) иные документы и сведения по запросу курирующего органа Администрации.
5.5. Курирующий орган Администрации:
- проверяет полноту представленных в отчетности данных;
- осуществляет предварительный анализ представленных документов;
- направляет представленные документы на рассмотрение Балансовой комиссии.
6. Обязательный аудит и плановые проверки МУП
6.1. Согласно ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161 - ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" бухгалтерская отчетность МУП в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, может подлежать аудиторской проверке независимым аудитором, в случае решения главы района. Администрация вправе принять решение о проведении плановых и внеплановых проверок МУП, в т.ч. на предмет устранения замечаний и ошибок, выявленных при обязательных аудиторских проверках.
7. Ответственность
7.1. Руководители МУП несут персональную дисциплинарную ответственность за несвоевременное предоставление планов деятельности МУП, за невыполнение утвержденных планов деятельности МУП, показателей экономической эффективности деятельности МУП, своевременность, полноту и достоверность предоставления отчетности.
7.2. Размер вознаграждения (премирования) по результатам финансово-хозяйственной деятельности руководителей МУП зависит от выполнения плановых показателей деятельности предприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.