г. Краснодар |
|
03 октября 2018 г. |
Дело N А15-2860/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 03 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего судьи Мещерина А.И.,
судей Волкова Я.С. и Епифанова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Немцевой А.С., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Заря-2" (ИНН 0525140505, ОГРН 1080531000626), заинтересованных лиц: муниципального образования Ногайский район Республики Дагестан в лице администрации муниципального района "Ногайский район" (ИНН 0525140640, ОГРН 1100531000020), муниципального казенного учреждения "Финансовый отдел администрации муниципального района "Ногайский район" Республики Дагестан" (ИНН 0525140664, ОГРН 1100531000085), муниципального бюджетного учреждения "Служба единого заказчика" (ИНН 0525140784, ОГРН 1100531000327), Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан (ИНН 0562043725, ОГРН 1020502632941), извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Заря-2" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по делу N А15-1364/2016,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Заря-2" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с заявлением о присуждении 7800 рублей компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.06.2016 по делу N А15-1364/2016.
На основании статьи 3 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) и статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Арбитражный суд Северо-Кавказского округа привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц муниципальное образование Ногайский район Республики Дагестан в лице администрации муниципального района "Ногайский район" (далее - администрация), финансовый отдел администрации муниципального образования Ногайский район Республики Дагестан (далее - финансовый отдел), муниципальное бюджетное учреждение "Служба единого заказчика" (далее - учреждение), Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан (далее - казначейство).
В предварительном судебном заседании 03.10.2018 суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, в связи с чем на основании части 4 статьи 137 Кодекса завершил предварительное судебное и открыл судебное заседание для рассмотрения заявления по существу.
Рассмотрев заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, изучив материалы дела N А15-1364/2016, арбитражный суд округа установил следующее.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.06.2016 по делу N А15-1364/2016 с муниципального бюджетного учреждения "Служба единого заказчика" в пользу общества взыскано 99 512 рублей основного долга по договору от 09.02.2012 N 1 и 30 239 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.
Для принудительного исполнения указанного судебного акта 04.08.2016 Арбитражный суд Республики Дагестан выдал исполнительный лист, который предъявлен для исполнения в казначейство 10.10.2016.
В установленный законом трехмесячный срок решение не исполнено.
Ссылаясь на продолжающееся неисполнение судебного акта от 30.06.2016 по делу N А15-1364/2016, негативные последствия такого неисполнения для взыскателя, полагая свое право на исполнение судебного акта в разумный срок нарушенным, общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с заявлением о присуждении 7800 рублей компенсации.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о компенсации присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - постановление N 11) разъяснил, что согласно части 8 статьи 3 Закона о компенсации, части 3 статьи 222.1 Кодекса заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в случае, если производство по исполнению судебного акта не окончено, может быть подано не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта.
Для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам, в том числе казенных учреждений, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения, исчисляемый со дня поступления в орган, уполномоченный исполнять судебный акт, надлежащим образом оформленного исполнительного документа, а также иных документов, предусмотренных законом (статья 242.1, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что в предусмотренный приведенной нормой срок исполнительный лист не исполнен, просрочка составляет более одного года и одиннадцати месяцев. Такой срок неисполнения судебного акта суд расценивает как не отвечающий критерию разумности.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о компенсации право на получение компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта возникает в случае, если этот судебный акт предусматривает: обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
В силу абзаца 6 подпункта "б" пункта 2 постановления N 11 Закон о компенсации распространяется на случаи нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством, в том числе, по денежным обязательствам казенного учреждения.
При этом следует иметь в виду, что действие Закона о компенсации не распространяется на требования о присуждении компенсации в случаях нарушения срока исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на денежные средства граждан, а также организаций, не являющихся получателями бюджетных средств, в том числе бюджетных учреждений.
Как видно из материалов дела, на момент принятия решения (30.06.2014) и вступления его в законную силу ответчик по делу N А15-1364/2016 являлся муниципальным бюджетным учреждением.
Решение суда от 30 июня 2016 года не предусматривает обращение взыскания на средства муниципального бюджета в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством; не возлагает на органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными публичными полномочиями, должностных лиц и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
Собственник бюджетного учреждения, в отличие от собственника казенного учреждения, по общему правилу не несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случае недостаточности у последнего денежных средств. Исключение составляют обязательства бюджетного учреждения, связанные с причинением вреда гражданам (пункты 4, 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, с учетом требований части 1 статьи 1 Закона о компенсации, абзаца 6 подпункта "б" пункта 2 постановления N 11, в удовлетворении заявления общества следует отказать.
В то же время общество не лишено возможности в общем порядке требовать взыскания вреда в общем порядке за виновное неисполнение вступившего в законную силу судебного акта.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.07.2018 обществу предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. Поскольку в удовлетворении требований заявителю отказано, государственная пошлина в размере 6 тыс. рублей подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета. С учетом тяжелого материального положения заявителя суд полагает возможным уменьшить размер государственной пошлины по заявлению до 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 222.1 и 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1 и 4 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Заря-2" (ИНН 0525140505, ОГРН 1080531000626) о присуждении 7800 рублей компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.06.2016 по делу N А15-1364/2015 отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Заря-2" (ИНН 0525140505, ОГРН 1080531000626) в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок и в порядке, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца 6 подпункта "б" пункта 2 постановления N 11 Закон о компенсации распространяется на случаи нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством, в том числе, по денежным обязательствам казенного учреждения.
...
Собственник бюджетного учреждения, в отличие от собственника казенного учреждения, по общему правилу не несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случае недостаточности у последнего денежных средств. Исключение составляют обязательства бюджетного учреждения, связанные с причинением вреда гражданам (пункты 4, 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, с учетом требований части 1 статьи 1 Закона о компенсации, абзаца 6 подпункта "б" пункта 2 постановления N 11, в удовлетворении заявления общества следует отказать.
...
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Заря-2" (ИНН 0525140505, ОГРН 1080531000626) о присуждении 7800 рублей компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.06.2016 по делу N А15-1364/2015 отказать."
Решение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 октября 2018 г. N Ф08-6090/18 по делу N А15-2860/2018
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2018 Решение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6090/18