г. Краснодар |
|
03 октября 2018 г. |
Дело N А63-12878/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Дорогиной Т.Н., при участии в судебном заседании от третьего лица - Министерства финансов Ставропольского края (ИНН 2634038135, ОГРН 1022601983337) - Искендеровой Е.А. (доверенность от 19.01.2018), в отсутствие истца - муниципального унитарного предприятия ритуальных услуг "Обелиск" города Ставрополя (ИНН 2633002129, ОГРН 1022601965319), ответчиков - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (ИНН 2636206829, ОГРН 1152651000512), Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края (ИНН 2634038760, ОГРН 1022601943143), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.04.2018 (судья Керимова М.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 (судьи Жуков Е.В., Джамбулатов С.И., Годило Н.Н.) по делу N А63-12878/2017, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие ритуальных услуг "Обелиск" города Ставрополя (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (далее - министерство жилищно-коммунального хозяйства) и Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее - министерство труда) солидарно за счет казны Ставропольского края 116 970 рублей на возмещение затрат, связанных с погребением умерших в 2015 и 2016 годах граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство финансов Ставропольского края (далее - министерство финансов).
Решением суда от 27.04.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.07.2018, со Ставропольского края в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства за счет казны Ставропольского края в пользу предприятия взыскано 116 970 рублей на возмещение затрат, связанных с погребением умерших в 2015 и 2016 годах граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел. В удовлетворении требований к министерству труда отказано. Судебные акты мотивированы тем, что предприятие документально подтвердило затраты на погребение умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, и правомерно претендует на компенсацию за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Суды установили, что обязанность по компенсации затрат, связанных с погребением умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, возложена на министерство жилищно-коммунального хозяйства, и удовлетворили требования предприятия.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось министерство жилищно-коммунального хозяйства с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды неправильно применили нормы материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суды не учли, что в представленном предприятием реестре умерших граждан, личность которых не установлена на момент смерти, является установленной личность 4 из 23 граждан. Суды не учли, что Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) не установлены источники финансирования расходов по погребению граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел. Данная обязанность не может быть возложена на Ставропольский край. Соответствующие выплаты будут являться нецелевым использованием бюджетных средств.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприятие, министерство труда и министерство финансов не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель министерства финансов просил удовлетворить кассационную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя министерства финансов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Законом N 8-ФЗ в 2015 и 2016 годах предприятие выполняло за свой счет работы по захоронению умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел.
В 2015 году расходы предприятия на захоронение умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, составили 13 114 рублей (3 захоронения); в 2016 году - 103 856 рублей (20 захоронений).
Предприятие обратилось в министерство труда с претензией от 05.06.2017 на возмещение 116 970 рублей затрат, связанных с погребением умерших в 2015 и 2016 годах граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Письмом от 08.06.2017 N 7621-05 министерство труда отказало предприятию в удовлетворении претензии, указав, что органом, уполномоченным на возмещение затрат, связанных с погребением умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, является министерство жилищно-коммунального хозяйства.
Предприятие обратилось в министерство жилищно-коммунального хозяйства с претензией от 06.09.2017 на возмещении 116 970 рублей затрат, связанных с погребением умерших в 2015 и 2016 годах граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Письмом от 03.10.2017 N 7923/05 министерство жилищно-коммунального хозяйства отказало предприятию в удовлетворении претензии со ссылкой на отсутствие правовых оснований для возмещения затрат, связанных с погребением умерших в 2015 и 2016 годах граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Предприятие обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили требования предприятия, исходя из следующего.
Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены Законом N 8-ФЗ.
В соответствии со статьей 26 Закона N 8-ФЗ финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов согласно статьям 9, 10, 11 Закона N 8-ФЗ.
Статьей 9 Закона N 8-ФЗ предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно пункту 3 статьи 9 N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет различных источников.
При погребении умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти - за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации; при погребении умерших, которые на день смерти являлись получателями досрочной (до достижения необходимого возраста) пенсии, оформленной по предложению службы занятости - за счет средств федерального бюджета; при погребении умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, а также умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих такому страхованию - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации; при погребении умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Закона N 8-ФЗ предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребения, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
Однако Закон N 8-ФЗ не содержит указания на источники финансирования расходов на погребение лиц, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Согласно подпункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Суды установили, что предприятие осуществляло захоронение умерших граждан, личность которых не была установлена органами внутренних дел, а также не было известно, являлись ли эти граждане на день смерти работающими или пенсионерами.
В 2015 и 2016 годах предприятие произвело 23 захоронения; обстоятельства захоронения граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел, и размер расходов на их захоронение подтверждены актами оказания услуг, квитанциями, реестром умерших граждан, личность которых не установлена на момент смерти, за 2015 и 2016 годы, справками о смерти, медицинскими свидетельствами о смерти и разрешениями следственного комитета на захоронение (том 1 л. д. 6 - 105; том 2 л. д. 76 - 109; том 3 л. д. 1 - 79).
Суды учли правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2016 N 303-ЭС15-18506, состоящую в следующем: гарантии, предоставляемые при погребении умерших, личность которых не установлена, не могут быть ниже уровня аналогичных гарантий, предоставляемых при погребении умерших, не работающих и не являющихся пенсионерами. Расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших.
Суды установили, что в соответствии с пунктами 10.2. и 10.6. Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 25.12.2014 N 545-п, министерство жилищно-коммунального хозяйства является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в сфере погребения и похоронного дела и возмещает в установленном порядке стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, специализированным службам по вопросам похоронного дела за счет средств бюджета Ставропольского края. Министерство жилищно-коммунального хозяйства выступает главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций.
При таких обстоятельствах суды обосновано удовлетворили требования предприятия в части взыскания с министерства жилищно-коммунального хозяйства в пользу предприятия 116 970 рублей на возмещение затрат, связанных с погребением умерших граждан, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Не обоснован довод кассационной жалобы о том, что суды неполно установили фактические обстоятельства дела и не учли, что в представленном предприятием реестре умерших граждан, личность которых не установлена на момент смерти, является установленной личность 4 из 23 граждан.
Суды учли, что личность 4 из 23 граждан, указанных в представленном предприятием реестре умерших граждан, является установленной, и отразили данное обстоятельство в мотивировочной части обжалуемых судебных актов. При этом суды правильно указали, что данные лица не являлись ни пенсионерами, ни лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию (письмо отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю от 09.04.2018 N 05-06/4731), и сделали верный вывод о том, что в силу пункта 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ затраты на захоронение данных лиц также подлежат возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Документально вывод судов министерство жилищно-коммунального хозяйства не опровергло и не представило в материалы дела доказательства того, что эти умершие граждане являлись пенсионерами или лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, что исключило бы компенсацию затрат на их погребение за счет средств бюджета Ставропольского края.
Иные доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства жилищно-коммунального хозяйства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.04.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 по делу N А63-12878/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.