г. Краснодар |
|
10 октября 2018 г. |
Дело N А32-1720/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю (ИНН 2349044444, ОГРН 1112349000477) - Томшинской О.Б. (доверенность от 01.02.2018), в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Лахно Петра Яковлевича (ИНН 233600383757, ОГРНИП 307233604300015), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 31197 6, отчет о публикации судебного акта в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2018 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018 (судьи Стрекачёв А.Н., Емельянов Д.В., Николаев Д.В.) по делу N А32-1720/2018, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Лахно П.Я. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) об обязании списать недоимку.
Решением суда от 02.03.2018 суд обязал инспекцию принять в отношении предпринимателя решение о признании задолженности, возникшей до 01.01.2017, безнадежной к взысканию и ее списании в порядке статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 436-ФЗ); решение направить в Славянский городской отдел судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю и предпринимателю. С инспекции в пользу предпринимателя взыскано 300 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.06.2018 решение суда от 02.03.2018 изменено, резолютивная часть судебного акта дополнена абзацем следующего содержания: "Сумма налоговой задолженности подлежащей списанию составляет 101 388 рублей 29 копеек, из которых:
- задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды до 01.01.2017 (18210202103080011160) по виду платежа "налог" - 8343 рубля 84 копейки, по виду платежа "пеня" - 2682 рубля 96 копеек;
- задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (КБК 18210202140060000160) по виду платежа "налог" - 42 436 рублей 71 копейка, по виду платежа "пеня" - 11 239 рублей 54 копейки;
- задолженность по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2010 (КБК 18210910010060000160) по виду платежа "налог" - 2491 рубль 91 копейка, по виду платежа "пеня" - 197 рублей 18 копеек;
- задолженность по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2010 (КБК 18210910020060000160) по виду платежа "налог" - 1500 рублей, по виду платежа "пеня" - 79 рублей 78 копеек;
- задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2013 по виду платежа "пеня" - 9263 рубля 04 копейки.
- задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды до 01.01.2017 в сумме 3796 рублей 85 копеек;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, - 19 356 рублей 48 копеек.
В остальной части решение суда от 02.03.2018 оставлено без изменения.
В удовлетворении ходатайства предпринимателя о привлечении к участию в деле судебных присяжных отказано.
Судебные акты мотивированы наличием у предпринимателя за периоды, истекшие до 01.01.2017, задолженности (недоимки) по страховым взносам и пеням в государственные внебюджетные фонды, не списанной налоговым органом, подлежащей признанию безнадежной к взысканию на основании статьи 11 Закона N 436-ФЗ.
В кассационной жалобе инспекция просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, отказать предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисляемые в максимальном размере в соответствии с пунктом 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), не начислялись. Следовательно, статья 11 Закона N 436-ФЗ не применима.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя инспекции, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, а жалоба - отклонению, по следующим основаниям.
Судебная коллегия исследовала представленные инспекцией в материалы дела доказательства и письменные пояснения (л. д. 64 - 70 т. 2) о величине недоимки и пеней по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, установила, что размер задолженности, подлежащей списанию, составляет 101 388 рублей 29 копеек, из которых:
- задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды до 01.01.2017 (18210202103080011160) по виду платежа "налог" - 8343 рубля 84 копейки, по виду платежа "пеня" - 2682 рубля 96 копеек;
- задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (КБК 18210202140060000160) по виду платежа "налог" - 42 436 рублей 71 копейка, по виду платежа "пеня" - 11 239 рублей 54 копейки;
- задолженность по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2010 (КБК 18210910010060000160) по виду платежа "налог" - 2491 рубль 91 копейка, по виду платежа "пеня" - 197 рублей 18 копеек;
- задолженность по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2010 (КБК 18210910020060000160) по виду платежа "налог" - 1500 рублей, по виду платежа "пеня" - 79 рублей 78 копеек;
- задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2013 по виду платежа "пеня" - 9263 рубля 04 копейки;
- задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды до 01.01.2017 в сумме 3796 рублей 85 копеек;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, - 19 356 рублей 48 копеек.
Поскольку предъявленная к взысканию задолженность по страховым взносам и пеням образовалась по состоянию на 01.01.2017, то они признаны судом апелляционной инстанции безнадежными к взысканию и подлежащими списанию инспекцией.
Статья 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ в редакции от 14.11.2017 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) дополнена частью 3.1, исходя из которой при утрате налоговыми органами возможности взыскания переданных им в том числе органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), Фондом обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам (далее - недоимка), образовавшихся на 01.01.2017, недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Препятствием списания такой недоимки органами ПФР и ФОМС по основаниям, возникшим до 01.01.2017 и установленным статьей 23 Федерального закона от 24.07. 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) является утрата на 01.01.2017 возможности взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания. Признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами (часть 3 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"") (далее - Закон N 250-ФЗ).
Следовательно, подлежат списанию налоговыми органами как безнадежная недоимка по страховым взносам и долги по соответствующим пеням и штрафам, для которых выполняются такие условия, как: образование их по состоянию на 01.01.2017; передача данных о них налоговым органам от ПФР, ФОМС; утрата налоговыми органами возможности взыскания таких переданных сумм; начисление недоимки ПФР, ФОМС начиная с 01.01.2017 за периоды, истекшие до 01.01.2017; истечение срока взыскания недоимки еще до даты подписания акта приема-передачи данных в налоговый орган.
При этом, исходя из части 2 статьи 19 Закона N 250-ФЗ первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления сумм недоимки, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами ПФР по запросам налоговых органов (часть 2 статьи 19 Закона N 250-ФЗ).
Безнадежная задолженность, обладающая такими признаками до 01.01.2017 и находившаяся в ведении ПФР, подлежит списанию самим ПФР.
Препятствием списания такой недоимки органами ПФР по основаниям, возникшим до 01.01.2017 и установленным статьей 23 Федерального закона от 24.07. 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) является утрата на 01.01.2017 возможности взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания. Признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами (часть 3 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"") (далее - Закон N 250-ФЗ).
Исходя из части 11 статьи 14 Закона N 436-ФЗ положения части 3.1 статьи 4 Закона N 243-ФЗ, части 3 статьи 19 Закона N 250-ФЗ не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу Закона N 436-ФЗ (29.01.2018).
Положения части 3.1 статьи 4 Закона N 243-ФЗ не применяются к соответствующим недоимке и задолженности по пеням и штрафам, указанным в статье 11 Закона N 243-ФЗ (29.12.2017).
Поскольку инспекция приняла от ПФР задолженность (что установлено судебными инстанциями в настоящем деле), а доказательства уплаты предпринимателем спорной недоимки до дня вступления в силу Федерального закона N 436-ФЗ в материалах дела отсутствуют, выводы суда апелляционной инстанции о наличии у нее признаков безнадежной и подлежащей списанию основан на правильном применении норм права к установленным фактическим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, инспекция также, несмотря на предпринятые судебной коллегией попытки получить соответствующие доказательства с целью их исследования и оценки, не представила в материалы дела какие-либо доказательства, свидетельствующие об основаниях возникновения задолженности, отчетных периодах, сроках уплаты недоимки, принятии мер к ее взысканию в бесспорном или судебном порядке, что препятствует проверке судом соблюдения процедуры, предшествующей взысканию с предпринимателя страховых взносов в ПФР. Ссылки на указание в справке банковской организации на наличие исполнительного производства без соответствующих доказательств обоснованно не приняты судом во внимание.
Инспекция, ссылаясь в дополнении к апелляционной жалобе на представление 21.02.2017 и 07.07.2017 государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края в налоговый орган сведений в электронном виде о сальдо расчетов по платежам в Пенсионный фонд и в Фонд обязательного медицинского страхования по состоянию на 01.01.2017, сведениях о начислениях за 2016 год по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд Российской Федерации за периоды до 01.01.2017, эти доказательства в материалы дела не представила.
Аргументы о неправильном установлении судом апелляционной инстанции периодов образования спорной задолженности, ее уплате предпринимателем жалоба не содержит. Довод жалобы о неправильном применении судом статьи 11 Закона N 436-ФЗ на законность и полноту постановления апелляционной инстанции при установленных ею обстоятельствах, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, не влияет.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018 по делу N А32-1720/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.