г. Краснодар |
|
19 октября 2018 г. |
Дело N А32-2196/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Колос" (ИНН 2336015950, ОГРН 1032320241140) - Митрофанова Р.В. (доверенность от 01.12.2017), органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 10223011228399) - Попурей Н.А. (доверенность от 12.02.2018), в отсутствие третьего лица - администрации муниципального образования Красноармейский район, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2017 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2018 (судьи Смотрова Н.Н., Ефимова О.Ю., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-2196/2017, установил следующее.
ООО "Колос" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным содержащегося в письме от 17.10.2016 N 52-29276/16-32-20 отказа департамента в выкупе земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 95 046 кв. м с кадастровым номером 23:13:0403004:3, расположенного по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, ООО "Крупское", находящегося за пределами участка (далее - спорный земельный участок) и возложении на департамент обязанность принять решение о предоставлении обществу в собственность спорного земельного участка за 60% от его кадастровой стоимости, а также в десятидневный срок с момента вступления в законную силу судебного акта подготовить, подписать и направить обществу проект договора купли-продажи спорного земельного участка, с предложением о его заключении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Красноармейский район (далее - администрация).
Решением от 29.11.2017 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал не соответствующими положениям Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) действия департамента, выразившиеся в отказе в продаже обществу спорного земельного участка, и обязал департамент подготовить и направить в адрес общества в десятидневный срок с момента вынесения решения суда проект договора купли-продажи спорного участка. В остальной части требования оставлены без удовлетворения. Суд пришел к выводу о том, что общество в силу норм Земельного кодекса вправе приобрести испрашиваемый земельный участок в собственность. Заявитель надлежащим образом использовал земельный участок более восьми лет на основании договора аренды от 15.10.2007 N 8813000023 (N 8813002109). Возражая против заявленных требований, департамент документально не подтвердил обстоятельства, препятствующие предоставлению в собственность общества спорного земельного участка. Отказ в удовлетворении требования о размере выкупной стоимости испрашиваемого в собственность земельного участка мотивирован тем, что такое требование не может быть разрешено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а подлежит рассмотрению судом по правилам искового производства с учетом требований статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Апелляционным постановлением от 19.07.2018 решение от 29.11.2017 изменено, абзац второй резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Обязать департамент в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка площадью 95 046 кв. м. +\- 2697,58 кв. м с кадастровым номером 23:13:0403004:3, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Красноармейский район, ООО "Крупское", расположенного за пределами участка, с установлением цены выкупа земельного участка в размере 80% от его кадастровой стоимости, содержащейся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 13.09.2016 (дата обращения общества в департамент)". В остальной части решение оставлено без изменения. Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции о наличие у общества права на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность. Суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда первой инстанции в части отказа в понуждении департамента в определении размера выкупной стоимости испрашиваемого в собственность земельного участка и указал, что пользование земельным участком с кадастровым номером 23:13:0403004:3 осуществляется более 8 лет, но менее 9 лет. Размер выкупной цены испрашиваемого земельного участка составляет 80% от его кадастровой стоимости и определен в соответствии с Порядком определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края, утвержденным постановлением от 25.03.2015 N 226 (далее - Порядок).
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что у общества отсутствует право на приобретение спорного земельного участка в собственность ввиду ничтожности договора аренды от 15.10.2007 N 8813000023 (N 8813002109). Опубликованное в средствах массовой информации сообщение о предстоящей передаче в аренду спорного участка, содержит указание на площадь земельного участка, однако информация о кадастровом номере земельного участка отсутствует. Вместе с тем в Старонижнестеблиевском сельском поселении находится множество земельных участков со схожей площадью. Представленная в материалы дела публикация не содержит признаков, идентифицирующих спорный участок, что свидетельствует о ничтожности договора аренды. Требование о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка по конкретной цене может быть заявлено в суд только после направления истцом исполнительному органу государственной власти (для которого заключение такого договора является обязательным), оферты (проекта договора) и получения от обязанной стороны отказа от акцепта либо неполучения ответа на свое предложение в течение 30 дней. Суды не исследовали вопрос о соблюдении предпринимателем досудебного порядка урегулирования спора.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель общества возражал удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение (в неизменной части) и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 22.11.2003 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:13:0403004:3 со следующими характеристиками: площадь 95 046 +/- 2 697,58 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - земли сельскохозяйственного производства, расположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (ориентир Краснодарский край, Красноармейский район, ООО "Крупское", почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Красноармейский район, находится в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края; т. 1, л. д. 44 - 47).
Поскольку спорный земельный участок находился в фонде перераспределения земель Краснодарского края, полномочия по распоряжению спорным участком осуществляла администрация, на территории которого он располагается.
10 апреля 2007 года администрация в газете "Голос правды" N 39 (11231) опубликовала извещение о возможном предоставления пяти земельных участков из фонда перераспределения земель Краснодарского края площадью 337 826 кв. м, 95 046 кв. м, 222 859 кв. м, 994 012 кв. м, 111 084 кв. м, находящихся в Старонижестеблиевском сельском поселении и предназначенных для сельскохозяйственного производства.
В публикации указан для справок номер телефона комитета имущественных отношений администрации и его адрес (т. 1, л. д. 20, 21).
16 мая 2007 года на заседании межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории муниципального образования Красноармейский район (далее - межведомственная комиссия) рассмотрено заявление общества о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка из фонда перераспределения земель Краснодарского края площадью 95 046 кв. м с кадастровым номером 23:13:0403004:3, расположенного в Старонижестеблиевском сельском поселении, предназначенного для сельскохозяйственного производства, объявление в отношении которого было опубликовано в газете "Голос правды" от 10.04.2007 N 39 (11231).
По результатам слушаний заявление общества признано подлежащим удовлетворению, решение межведомственной комиссии оформлено протоколом N 7 по вопросу N 19 (т. 1, л. д. 74 -76).
09 июля 2007 года главой муниципального образования Красноармейский район на основании заявления общества и оформленного протоколом от 16.05.2007 N 7 решения межведомственной комиссии вынесено постановление N 1766 о предоставлении обществу в аренду спорного земельного участка сроком на 10 лет (т. 1, л. д. 19).
15 октября 2007 общество и администрация заключили договор N 8813002109 (изменен на 8813000023) аренды спорного земельного участка сроком на 10 лет (до 09.07.17). Договор зарегистрирован в установленном порядке (т. 1, л. д. 18).
13 сентября 2016 года общество в порядке подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса обратилось в департамент с заявлением о приобретении в собственность спорного земельного участка (т. 1, л. д. 9).
В письме от 17.10.2016 N 52-29276/16-32-20 департамент отказал обществу в предоставлении государственной услуги. Отказ мотивирован тем, что договор аренды от 15.10.2007 N 8813000023 (8813002109) имеет признаки ничтожной сделки, поскольку заключен без проведения публичной процедуры (торгов), установленной статьей 34 Земельного кодекса (т. 1, л. д. 7, 8).
Общество, полагая, что отказ в предоставлении участка в собственность не соответствует закону, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения предпринимателя с заявлением) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса закреплено, что продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
На основании пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В статье 39.16 Земельного кодекса приведены основания для отказа в предоставлении публичного земельного участка, в частности, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что общество с 2007 года использовало земельный участок с кадастровым номером 23:13:0403004:3, в рамках заключенного договора аренды. Договор аренды от 15.10.2007 N 8813000023 (8813002109) заключен с соблюдение публичной процедуры (сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 95 046 кв. м из фонда перераспределения земель Краснодарского края опубликовано в газете "Голос правды" от 10.04.2007 N 39 (11231)). Общество надлежащим образом использует указанный земельный участок согласно его целевому назначению на основании договора аренды и не допускает нарушений законодательства Российской Федерации при его использовании (т. 1, л. д. 62, 63, 148, 151).
Ссылки департамента на то, что у общества отсутствует право на приобретение спорного земельного участка в собственность ввиду ничтожности договора аренды от 15.10.2007; опубликованное в средствах массовой информации сообщение о предстоящей передаче в аренду спорного участка, содержит указание на площадь земельного участка, однако информация о кадастровом номере земельного участка отсутствует; вместе с тем в Старонижнестеблиевском сельском поселении находится множество земельных участков со схожей площадью; представленная в материалы дела публикация не содержит признаков, идентифицирующих спорный участок, что свидетельствует о ничтожности договора аренды, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. В материалы дела представлена публикация от 10.04.2007 N 39 (11231) газеты Красноармейского района Краснодарского к рая "Голос Правды", согласно которой администрация сообщала о возможном предоставлении земельных участков из фонда перераспределения земель Краснодарского края, в том числе земельного участка площадью 95 046 кв. м, находящегося в Старонижестеблиевском сельском поселении, предназначенного для сельскохозяйственного производства.
На территории Старонижестеблиевского сельского поселения отсутствуют иные земельные участки (схожей площадью со спорным участком) с площадью 95 046 кв. м, кроме земельного участка с кадастровым номером 23:13:0403004:3. Согласно протоколу N 7 заседания межведомственной комиссии по размещению производственных сил на территории муниципального образования Красноармейский район от 16.05.2007, принято решение о предоставлении спорного земельного участка обществу в аренду, сроком на 10 лет. Таким образом, порядок заключения договора аренды от 15.10.2007 N 8813000023 (8813002109) соблюден. Департамент в нарушение статей 9 и 65 Кодекса не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих наличие на дату публикации о предстоящем предоставлении спорного земельного участка в аренду, иных участков со схожими параметрами (т. 2, л. д. 129).
Довод подателя жалобы о том, что требование о размере выкупной стоимости испрашиваемого в собственность земельного участка не может быть разрешено в порядке главы 24 Кодекса, а подлежит рассмотрению судом по правилам искового производства с учетом требований статьи 445 Гражданского кодекса, получил надлежащую правовую оценку апелляционного суда. Изменяя решение суда в указанной части, суд апелляционной инстанции сослался на правовую позицию Верховного суда Российской Федерации, сформулированную в определении от 28.04.2017 по делу N А40-189497/2015, согласно которой в делах об оспаривании в порядке главы 24 Кодекса отказа органа, осуществляющего публичные полномочия, в предоставлении в собственность земельного участка суды также рассматривают по существу и вопрос об установлении цены выкупа испрашиваемого земельного участка. Суд апелляционной инстанции установил, что на дату обращения с заявлением в департамент срок пользования обществом спорного земельного участка составил менее 9 лет, следовательно, выкупную цену спорного земельного участка следует определять из расчета 80% от его кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 13.09.2016 (дата обращения общества в департамент).
Иные доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и не опровергают выводы судов.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 29.11.2017 (в части, оставленной без изменения судом апелляционной инстанции) и апелляционного постановления от 19.07.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе департамента приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.09.2018, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2018 по делу N А32-2196/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.