Решение Свердловского областного суда от 13 июня 2023 г. N 3а-334/2023
Свердловский областной суд в составе:
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Митюковой А.В. с использованием средств аудиозаписи;
с участием прокурора Васильевой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное производство N 3а-334/2023 по административному исковому заявлению ООО УК "Строительные технологии" (ИНН 6623088340) об оспаривании нормативного правового акта, установил:
постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП (далее - Постановление N 306-ПП) утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы (далее - Региональная программа капитального ремонта).
Приложением к Региональной программе капитального ремонта является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах (далее - Перечень).
Первоначальный текст Постановления N 306-ПП опубликован 29 апреля 2014 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru.
Впоследствии в Постановление N 306-ПП неоднократно вносились изменения Постановлениями Правительства Свердловской области.
Перечень с момента утверждения включает в себя многоквартирные дома, расположенные по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, ул. Вязовская, дом 9, дом 15 (далее - многоквартирные дома N 9, N 15).
Изначально сроки проведения и перечень работ, включенных в капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов N 9, N 15, были установлены строками 679 и 821 Перечня.
Постановлением N 578-ПП от 27 августа 2020 года, опубликованным на портале 28 августа 2020 года, Перечень был изложен в новой редакции, регулирующей сроки и перечень работ, включенных в капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов N 9, N 15, строками 12846, 12982 Перечня.
Постановлением N 757-ПП от 11 ноября 2021 года, опубликованным на портале 12 ноября 2021 года, Перечень был изложен в новой редакции, регулирующей сроки и перечень работ, включенных в капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов N 9, N 15, строками 13792, 13929 Перечня.
Последующие изменения, внесенные в Региональную программу капитального ремонта постановлениями Правительства Свердловской области от 7 апреля 2022 года N 237-ПП, от 06 апреля 2023 года N 242-ПП, а также принятым в ходе рассмотрения настоящего административного дела постановлением Правительства Свердловской области от 01 июня 2023 года N 377-ПП, к изменению перечня и сроков проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов N 9, N 15 не привели.
Постановление Правительства Свердловской области от 01 июня 2023 года N 377-ПП опубликовано 02 июня 2023 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru.
ООО УК "Строительные технологии" (далее - административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным иском в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, уточнив который, просит признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда части строк 13792, 13929 Перечня - Приложения к Региональной программе капитального ремонта, утвержденной Постановлением N 306-ПП в редакции Постановления от 01 июня 2023 года N 377-ПП в части переноса планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах N 9, N 15, применительно к указанию планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах N 9, N 15 на 2024 - 2026 годы в части ремонта крыши, фасада, внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений, разработки проектной документации на проведение капитального ремонта, строительного контроля.
В судебном заседании представитель административного истца Митрофанова Е.А. поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика - Правительства Свердловской области Тертышный А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, указав, что нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в надлежащей форме, официально опубликован, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу.
Формирование Региональной программы капитального ремонта осуществлялось на основании сведений органов местного самоуправления, расположенных на территории Свердловской области о техническом состоянии общего имущества многоквартирных домов на территории Свердловской области, предоставленных Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области.
Представитель заинтересованного лица - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Романова Т.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица - Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области Попов С.А. направил отзыв, в котором просил в удовлетворении административного иска отказать.
Представители Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Администрации города Нижний Тагил, - в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
От Администрации г. Нижнего Тагила поступило извещение о рассмотрении административного дела без его участия.
На основании части 2 статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения представителей сторон, а также заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей, что требования административного иска подлежат удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу пункта 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации один из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией. Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. К общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме в силу пункта 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В рассматриваемом случае, административный истец является управляющей организацией, осуществляющей обслуживание спорных многоквартирных домов в городе Нижний Тагил на основании заключенных договоров управления и обслуживания, в отношении которых оспариваемыми положениями Постановления N 306-ПП в действующей редакции перенесен срок проведения капитального ремонта с 2021 - 2023 годов на 2024 - 2026 годы.
Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и поэтому вправе обратиться в суд с подобным административным иском.
Поэтому доводы Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области об отсутствии у административного истца права на обращение в суд и наличии оснований для прекращения производства по делу являются несостоятельными.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится осуществление регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществления лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами.
Жилищный кодекс Российской Федерации регулирует отношения, в том числе по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 11.1 части 1 статьи 4), относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений наряду с другими определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).
При разрешении заявленных требований по существу применительно к положениям пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом обязанность доказывания названных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Вступившими в законную силу судебными актами (от 13.06.2018 по делу N 3а-268/2018, от 30.10.2020 по делу N 3а-302/2020, от 10.02.2021 по делу N 3а-23/2021, от 20.07.2021 по делу N 3а-293/2021, от 07.02.2022 по делу N 3а-362/2022, от 24.05.2022 по делу N 3а-641/2022, от 21.06.2022 по делу N 3а-781/2022, от 11.07.2022 по делу N 3а-770/2022, от 15.07.2022 по делу N 3а-620/2022, от 07.12.2022 по делу N 3а-1116/2022, от 27.04.2023 по делу N 3а-348/2023, от 22.05.2023 по делу N 3а-414/2023) установлено то, что Постановление N 306-ПП в редакции Постановления от 7 апреля 2022 года N 237-ПП было принято в пределах предоставленных Правительству полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, порядка опубликования.
На момент рассмотрения дела судом Постановление N 306-ПП действует в редакции Постановления Правительства Свердловской области N 377-ПП от 01 июня 2023 года, которое было принято на заседании Правительства Свердловской области, опубликовано 02 июня 2023 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru.).
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт, действующий на момент рассмотрения дела в редакции Постановления Правительства Свердловской области N 377-ПП от 01 июня 2023 года, принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя оспариваемый в части нормативный правовой акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если: 1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; 2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются; 3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома; 5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 10 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области".
Названные нормы не предоставляют уполномоченным государственным органам исполнительной власти право переносить уже установленные региональными программами, исходя из критериев очередности проведения таких работ, плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздние сроки в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этих многоквартирных домов.
Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, решения о переносе периода проведения капитального ремонта в отношении многоквартирных домов N 9, N 15 на более поздний срок общим собранием собственников домов не принималось.
Каких-либо иных обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые могли являться основанием для переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах N 9, N 15 на более поздний период, в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников, при рассмотрении дела судом также не установлено.
Таким образом, изменение срока очередности проведения капитального ремонта в многоквартирных домах N 9, N 15 произведено произвольно, без учета правовых, фактических и объективных оснований для переноса на более поздний срок планового периода проведения капитального ремонта.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормы, а именно части строк 13792, 13929 Перечня многоквартирных домов, - Приложения к Региональной программе капитального ремонта в части указания (переноса) на 2024 - 2026 годы планового периода проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах N 9, N 15 указанных выше работ не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в частности положениям части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемые положения нормативного правового акта следует признать не действующим, суд исходит из того, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся, порождая правовые последствия.
Указанное обстоятельство в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" является основанием для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части не действующим только со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В резолютивной части решения суда должно содержаться указание на опубликование в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, сообщения о принятии решения суда, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (пункт 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Свердловской области подлежит взысканию уплаченная административным истцом при обращении в суд государственная пошлина в размере 4500 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление ООО УК "Строительные технологии" удовлетворить.
Признать не действующими с момента вступления решения суда в законную силу части строк 13792, 13929 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2053 годах являющегося приложением к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2053 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП (в действующей редакции постановления Правительства Свердловской области от 01 июня 2023 года N 377-ПП), в части указания планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: город Нижний Тагил, ул. Вязовская, дом 9, город Нижний Тагил, ул. Вязовская дом 15, - 2024 - 2026 годы.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу размещению на официальном интернет портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru и (или) в "Областной газете".
Взыскать с Правительства Свердловской области в пользу ООО УК "Строительные технологии" (ИНН 6623088340) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2023 года.
Судья |
С.Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 13 июня 2023 г. N 3а-334/2023
Опубликование:
сайт Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)
официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 11 ноября 2023 г.
"Областная газета" от 11 ноября 2023 г. N 256 (9771)