Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 февраля 2003 г. N КА-А40/579-03
Постановлением Центральной энергетической таможни от 18 июля 2000 года ОАО "Центральное диспетчерское управление ЕЭС России" привлечено к ответственности за нарушение таможенных правил, предусмотренных ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации в виде взыскания стоимости товара, являющегося непосредственным объектом правонарушения.
В связи с оставлением судебными инстанциями указанного постановления без изменения, оно на основании ст. 379 Таможенного кодекса Российской Федерации было обращено к исполнению.
16.11.2001 года было возбуждено исполнительное производство о взыскании с ОАО "ОДУ ЕЭС России" 15734362 руб.
ОАО "Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы Российской Федерации" обратилось в суд с иском о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа - постановления Центральной энергетической таможни от 18 июля 2000 года. В обоснование своих требований истец ссылается на то, что определением Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.01 N 144-О установлено, что п. 5 ст. 242 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающий взыскание во внесудебном порядке стоимости товаров и транспортных средств, не соответствует ст.ст. 19, 35 и 55 Конституции Российской Федерации, утрачивает силу и не подлежит применению судами и другими органами.
Истец указывал, что постановление обращено к исполнению в нарушение ч. 3 ст. 79 ФЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", в связи с чем не подлежит исполнению.
Представители Центральной энергетической таможни иск не признали.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12 ноября 2002 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 30.12.2002 года, в иске отказано.
В кассационной жалобе Центральная энергетическая таможня ставит вопрос об отмене вышеназванных судебных актов, ссылаясь на то, определение Конституционного Суда N 144-О применено судом неправильно, поскольку оно на указанные правоотношения не распространяется, так как постановление по делу о нарушении таможенных правил было вынесено раньше.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ЦЭТ ГТК РФ, возражавшего против отмены обжалуемых судебных актов, считая их законными и обоснованными, суд кассационной инстанции находит, что решение от 12.11.2002 г. и постановление апелляционной инстанции от 30.12.2002 г. по делу N А40-37637/02-72-142 Арбитражного суда г. Москвы подлежат отмене, как вынесенные с нарушением требований закона.
Из материалов дела следует, что ОАО "ЦДУ ЕЭС России" привлечено к ответственности по ст. 273 ТК РФ в виде взыскания стоимости товара, являющегося непосредственным объектом правонарушения.
На основании постановления Центральной энергетической таможни от 18.07.2000 судебным приставом-исполнителем 16.11.2001 было возбуждено исполнительное производство о взыскании с ОАО "ЦДУ ЕЭС России" денежных средств в размере 15734362 руб. 24 коп. (л.д. 39).
Между тем, к моменту обращения постановления таможенного органа к исполнению, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2001 N 144-О, п. 5 ст. 242 Таможенного кодекса Российской Федерации о внесудебном порядке взыскания стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственным объектом нарушения таможенных правил, признан не соответствующим Конституции Российской Федерации. В этой связи постановление Центральной энергетической таможни от 18.07.2000 в виде взыскания стоимости товара, принятого в отношении ОАО "ЦЦУ ЕЭС России", как противоречащее ст.ст. 19, 35 и 55 Конституции Российской Федерации, не подлежит исполнению во внесудебном порядке. Поскольку вышеназванная норма Закона признана несоответствующей Конституции Российской Федерации, не имеет значение до или после определения Конституционного Суда принято постановление таможенного органа, поэтому выводы суда являются неверными.
Кроме того, вышеназванное постановление таможенного органа до настоящего времени не исполнено. С введением в действие с 01.07.2002 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации исключена. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах доводы ОАО "ЦДУ ЕЭС России" о нарушении судом норм права являются правильными, а судебные акты подлежащими отмене.
Вместе с тем, требование ОАО "ЦДУ ЕЭС России" о прекращении судебным приставом-исполнителем производства всех исполнительных действий по возбужденному исполнительному производству не подлежит рассмотрению в арбитражном суде и в соответствии с п. 1 ст. 150 АПК РФ производство по данному требованию истца подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст. 327, 328, 329) и Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (ст. 24), вопросы о прекращении, приостановлении исполнительного производства, об отложении исполнительных действий, жалоб на действия судебных приставов-исполнителей рассматриваются арбитражным судом в тех случаях, когда исполнительное производство возбуждено по исполнительному листу, выданному арбитражным судом.
В данном случае исполнительное производство возбуждено на основании постановления таможенного органа.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 12.11.2002 и постановление апелляционной инстанции от 30.12.2002 по делу N А40-37637/02-72-142 Арбитражного суда г. Москвы отменить.
Признать не подлежащим исполнению постановление Центральной энергетической таможни ГТК РФ от 18.07.2002 по делу N 91000-187/99.
Производство по делу по требованию ОАО "Центральное Диспетчерское управление Единой энергетической системы России" об обязании служебного пристава-исполнителя не совершать действия по возбужденному исполнительному производству прекратить.
Возвратить ЦДУ ЕЭС России из федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 28731 руб. 92 коп.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2003 г. N КА-А40/579-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст постановления в извлечениях и тезиса к нему опубликован в журнале "Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2004 г., N 2