Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 июля 2023 г. N 66-КАД23-2-К8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Нефедова О.Н. и Кузьмичева С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Аларский район" Иркутской области (далее также - администрация МО "Аларский район") на кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 августа 2022 года по административному делу N 2а-104/2022 по административному исковому заявлению прокурора Аларского района Иркутской области к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Александровская средняя общеобразовательная школа (далее - МБОУ Александровская СОШ, Учреждение), администрации МО "Аларский район" о возложении обязанности оборудовать образовательное учреждение стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером) и профинансировать указанные мероприятия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя администрации муниципального образования "Аларский район" Иркутской области Остриковой Т.В., возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., представлявшего интересы прокуратуры Аларского района Иркутской области, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Аларского районного суда Иркутской области от 22 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 22 июня 2022 года, административный иск прокурора Аларского района Иркутской области удовлетворен. На МБОУ Александровская СОШ возложена обязанность оборудовать образовательное учреждение стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером) в срок до 1 января 2023 года, на администрацию МО "Аларский район" возложена обязанность профинансировать указанные мероприятия.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 августа 2022 года судебные акты нижестоящих инстанций оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской Федерации, администрация МО "Аларский район" просит принятые по делу судебные акты отменить.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2023 года административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2023 года кассационная жалоба администрации МО "Аларский район" с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что прокурором Аларского района Иркутской области проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и о военно-патриотическом воспитании молодежи в муниципальных образовательных учреждениях района, в том числе в МБОУ Александровская СОШ.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации (далее также - Минобрнауки России) от 24 февраля 2010 года N 96/134 (далее также - Инструкция), в образовательных учреждениях отсутствуют стрелковые тиры для отработки обучающимися приемов применения стрелкового оружия.
30 августа 2021 года в адрес мэра Аларского района Иркутской области внесено представление об устранении допущенных нарушений положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", причин и условий, им способствовавших. Однако муниципальные образовательные учреждения района, включая МБОУ Александровская СОШ, стрелковыми тирами или местами для стрельбы (электронным стрелковым тренажером) оборудованы не были, что послужило поводом для обращения прокурора Аларского района Иркутской области в суд.
Разрешая дело и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, исходил из того, что материальная база МБОУ Александровская СОШ не соответствует нормативам материально-технического оснащения общеобразовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, установленным пунктом 14 Инструкции, из буквального толкования которого следует, что наличие в образовательном учреждении тира в виде отдельного помещения или места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) является обязательным.
Однако с указанными выводами судов согласиться нельзя исходя из следующего.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
Согласно статьям 11 и 12, пункту 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.
Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.
Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает в том числе: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание.
Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
31 декабря 1999 года Правительством Российской Федерации принято постановление N 1441, пунктом 1 которого утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее - Положение).
Пунктом 6 Положения установлено, что подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Пунктом 13 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки России от 24 февраля 2010 года N 96/134, предусмотрено, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:
в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее также - ОБЖ) - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;
в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
В силу пункта 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении N 1 к Инструкции и включают нормативные правовые документы, учебную литературу и учебно-наглядные пособия.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089 утвержден федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - федеральный компонент).
Федеральный компонент включает Стандарт среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (далее также - Стандарт среднего (полного) образования по ОБЖ).
Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях: базовом и профильном.
Базовый уровень стандарта учебного предмета основан на воспитательных и развивающих задачах общего образования, на формировании общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными, развивающими задачами общего образования, задачами социализации и развития представлений обучающихся о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.
Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности и приобретение практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательным для изучения учебный предмет ОБЖ.
Согласно Стандарту среднего (полного) общего образования по предмету Основы безопасности жизнедеятельности при изучении основ ОБЖ на базовом уровне среднего (полного) общего образования ученик должен уметь: оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы.
В результате изучения ОБЖ на профильном уровне ученик должен уметь: оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе; использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет; выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова; вести стрельбу из автомата по неподвижным целям; владеть навыками безопасного обращения с оружием.
Таким образом, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения либо на базовом, либо на профильном уровне. В отличие от базового профильный уровень направлен на более углубленное изучение предмета, нацелен на будущую профессию. Следовательно, и материально-техническое оснащение образовательных учреждений для обучения граждан должно зависеть от уровня изучения учебного предмета - базового или профильного.
Согласно пунктам 14, 15 раздела 1, пунктам 2 и 3 раздела 2, пунктам 1, 9-15 раздела 3 Устава МБОУ Александровская СОШ, утвержденного постановлением мэра муниципального образования "Аларский район" 29 августа 2016 года, Учреждение осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Изучение учебных предметов в Учреждении осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 17 мая 2012 года N 413 (далее - Стандарт), который устанавливает базовый уровень стандарта изучения учебного предмета ОБЖ.
Подпунктом 10 пункта 9.16 Стандарта установлено, что требования к предметным результатам освоения базового курса по учебному предмету ОБЖ (базовый уровень) должны отражать: сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении мира; знание основ обороны государства и воинской службы; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны.
Согласно письму муниципального казенного учреждения "Комитет по образованию" муниципального образования "Аларский район" от 10 марта 2022 года в школах муниципального образования "Аларский район" профильное обучение по учебному предмету ОБЖ не реализуется.
Обучение навыкам стрельбы и огневой подготовки осуществляется при изучении ОБЖ на профильном уровне среднего (полного) общего образования, в то время как в МБОУ Александровская СОШ изучение указанного учебного предмета осуществляется на базовом уровне, который не предусматривает обучение навыкам стрельбы и огневой подготовки, следовательно, не возлагает обязанность оборудовать школу стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером).
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора Аларского района Иркутской области.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 августа 2022 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора Аларского района Иркутской области к МБОУ Александровская СОШ, администрации МО "Аларский район" о возложении обязанности оборудовать образовательное учреждение стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером) и профинансировать указанные мероприятия, - отказать.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Нефедов О.Н. |
|
Кузьмичев С.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Прокуратура потребовала обязать школу оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Три инстанции поддержали позицию прокуратуры. При этом они исходили из того, что в любой школе должен быть тир или место для стрельбы. Это требование предусмотрено Инструкцией об организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях.
ВС РФ указал на ошибочность такого подхода.
Предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения либо на базовом, либо на профильном уровне. В отличие от базового, профильный уровень направлен на более углубленное изучение предмета, нацелен на будущую профессию. Следовательно, и материально-техническое оснащение должно зависеть от уровня изучения - базового или профильного.
Навыкам стрельбы и огневой подготовки обучаются при изучении ОБЖ на профильном уровне среднего (полного) общего образования.
В данном случае учебные предметы в школе изучались по Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования. Он устанавливает базовый уровень изучения ОБЖ и не предусматривает обучение навыкам стрельбы и огневой подготовки. Следовательно, данное учреждение не обязано оборудовать тир или место для стрельбы.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 июля 2023 г. N 66-КАД23-2-К8
Опубликование:
-