г. Краснодар |
|
08 ноября 2018 г. |
Дело N А32-8854/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Улько Е.В., судей Аваряскина В.В. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Центр информационных технологий" (ИНН 2308065195, ОГРН 1022301199931) - Беккарюк А.С. (доверенность от 09.01.2018), от заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Буренкова Д.Л. (доверенность от 22.12.2017), рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2018 (судья Шепель А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 (судьи Соловьева М.В., Гуденица Т.Г., Филимонова С.С.) по делу N А32-8854/2018, установил следующее.
ГУП Краснодарского края "Центр информационных технологий" (далее - предприятие) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) от 12.02.2018 N 52-5978/18-21-07 в исключении объектов недвижимого имущества из реестра государственной собственности Краснодарского края и снятии его с государственного кадастрового учета и возложении обязанности на департамент исключить из реестра государственной собственности Краснодарского края и снять с государственного кадастрового учета в связи с прекращением существования следующие объекты недвижимого имущества:
- корпус (литера А) общая площадь 368,4 кв. м (свидетельство от 17.09.2004 серия 23-АБ N 618184);
- дом для отдыха (литеры Б, б, б1) общая площадь 231,6 кв. м (свидетельство от 17.09.2004 серия 23-АБ N 618185);
- туалет, площадь: общая 4,7 кв. м (литера Г3), этажность: 1 (свидетельство от 05.05.2009 серия 23-АЕ N 750580);
- душевая, площадь: общая 2,2 кв. м (литера Г5), этажность: 1 (свидетельство от 05.05.2009 серия 23-АЕ N 750578);
- туалет, площадь: общая 8 кв. м (литера Г6), этажность 1 (свидетельство от 05.05.2009 серия 23-АЕ N 750576).
Решением суда первой инстанции от 04.06.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.08.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе департамент просит решение от 04.06.2018 и постановление от 27.08.2018 отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы заинтересованное лицо ссылается на то, что демонтаж объектов произведен без соответствующего согласования списания имущества с департаментом. Предприятием в нарушение пункта 3 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и пунктов 4.3 и 6.3 приложения к постановлению главы администрации Краснодарского края от 15.03.2005 N 215 "Об утверждении порядка согласования списания государственного имущества Краснодарского края" (далее - постановление N 215) распорядилось без согласования с департаментом, числящихся на балансе недвижимым имуществом, осуществив его снос.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы жалобы, представитель предприятия возражал против ее удовлетворения, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что за предприятием в реестре государственной собственности Краснодарского края и в Едином государственном реестре недвижимости на праве хозяйственного ведения зарегистрированы следующие объекты недвижимого имущества, ранее располагавшиеся по адресу Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Джубга, ул. Портовая, 14:
1) корпус (литера А) общая площадь 368,4 кв. м (свидетельство от 17.09.2004 серия 23-АБ N 618184);
2) дом для отдыха (литеры Б, б, б1) общая площадь 231,6 кв. м (свидетельство от 17.09.2004 серия 23-АБ N 618185);
3) туалет, площадь: общая 4,7 кв. м (литера ГЗ), этажность: 1 (свидетельство от 05.05.2009 серия 23-АЕ N 750580);
4) душевая, площадь: общая 2,2 кв. м (литера Г5), этажность: 1 (свидетельство от 05.05.2009 серия 23-АЕ N 750578);
5) туалет, площадь: общая 8 кв. м (литера Г6), этажность 1 (свидетельство от 05.05.2009 серия 23-АЕ N 750576).
Объекты недвижимого имущества фактически отсутствуют (ликвидированы).
Указанные в пунктах 1 - 4 объекты недвижимого имущества являлись вкладом предприятия по договору простого товарищества от 03.04.2006, заключенного с согласия департамента, целью которого была реконструкция (ремонт, перепланировка) объектов недвижимости и строительство новых объектов недвижимости оздоровительно-курортного и спортивного назначения.
В процессе исполнения договора простого товарищества, предприятие передало объекты недвижимого имущества ООО "Кубань-Сервис" (инвестор по договору простого товарищества).
В результате исполнения договора простого товарищества (заключение мирового соглашения) определена доля государственной собственности Краснодарского края в построенной гостинце и предприятию переданы нежилые помещения общей площадью 498,9 кв. м (в настоящее время переданы в департамент информатизации и связи Краснодарского края для дальнейшего учета в составе казны Краснодарского края).
Подпунктом 4 пункта 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.07.2010 N 588-р и пунктом 3 мирового соглашения предусмотрено осуществить завершение строительства объекта, в том числе разборку (демонтаж) зданий и сооружений за счет ООО "Кубань-Сервис".
Согласно соглашению от 01.04.2011 об исполнении договора простого товарищества объекты недвижимого имущества, переданные в качестве вклада, обратно предприятию, не возвращались.
В соответствии с исторической справкой от 06.09.2016 N 1-1760 выданной филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по Туапсинскому району, при обследовании базы отдыха, расположенной по ул. Портовая N 14 в пгт. Джубга, в акте регистрации текущих изменений 03.09.2010 указано о сносе объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 - 4.
Предприятие неоднократно обращалось к департаменту с заявлением о согласовании списания объектов недвижимого имущества.
Департамент информатизации и связи Краснодарского края, выполняя функции учредителя предприятия, в соответствии с требованиями постановления N 215 дважды согласовывал заявителю списание объектов недвижимого имущества и направлял документы для дальнейшего согласования в департамент.
В соответствии с письмом от 21.10.2016 N 52-29849/16-24-08, департамент, рассмотрев обращение Департамента информатизации и связи Краснодарского края, не нашел оснований для согласования списания недвижимого имущества в порядке, установленном требованиями постановления N 215.
Предприятие 10.11.2016 обратилось в департамент с заявлением о выдаче доверенности для подачи заявления о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости и заявления о прекращении права собственности в связи с ликвидацией объектов недвижимости.
В соответствии с ответом департамента, предприятием не представлены документы, обосновывающие законность и необходимость прекращения права собственности Краснодарского края.
Объект недвижимого имущества "туалет (литера Г 6)" формально не вошел в предмет договора простого товарищества от 03.04.2006, однако также находился на территории земельного участка N 14 по ул. Портовой в пос. Джубга и демонтирован в результате возведения нового здания гостиницы (согласно техническому заключению от 30.07.2015).
Согласно справке, выданной филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по Туапсинскому району от 08.09.2010 N 4-933, по состоянию на 02.09.2010 "туалет (литера Г 6)" снесен полностью, строительный мусор вывезен.
Предприятие 07.09.2017 обратилось в департамент с просьбой оказать содействие в вопросе исключения объектов недвижимого имущества из Реестра и прекращения права хозяйственного ведения.
Предприятие 18.12.2017 обратилось в департамент с заявлением об исключении объектов недвижимого имущества из Реестра и снятием их с государственного кадастрового учета.
Письмом от 12.02.2018 N 52-5978/18-21-07 департамент отказал предприятию по причине отсутствия оснований для снятия с кадастрового учета и исключения в установленном порядке из Реестра объектов недвижимого имущества.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предприятия с заявлением в суд.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
В силу статей 198 Кодекса и 13 Гражданского кодекса в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно частям 4 и 5 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 6 стать 1 Закона о регистрации, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В силу пункта 7 постановления главы администрации Краснодарского края от 02.06.2000 N 403 "О порядке учета краевого имущества и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края" зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица, имеющие государственное имущество Краснодарского края в хозяйственном ведении, оперативном управлении, получившие государственное имущество Краснодарского края в аренду, залог и по иным основаниям, имеющие акции (доли, вклады), находящиеся в собственности Краснодарского края, и государственное имущество Краснодарского края, не вошедшее в уставный капитал, а также уполномоченные органы исполнительной власти Краснодарского края по управлению объектами казны Краснодарского края обязаны представлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в департамент имущественных отношений Краснодарского края сведения об указанном имуществе для внесения в Реестр государственной собственности Краснодарского края в сроки, установленные в приложении к настоящему постановлению.
Согласно пункта 8 постановления о порядке учета краевого имущества, руководитель организации, имеющей на балансе или в пользовании по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, государственное имущество Краснодарского края, а также руководитель хозяйствующего субъекта, имеющего акции (доли), принадлежащие Краснодарскому краю, в уставном капитале, или в пользовании которого находится, государственное имущество Краснодарского края, не вошедшее в уставный капитал, либо на ином основании, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, несет ответственность за полноту и достоверность представленных данных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
Пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса установлено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу пункта 4 части 1 статьи 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Постановлением N 215 утвержден порядок согласования списания государственного имущества Краснодарского края. Порядок предусматривает списание государственного имущества, которое находится в собственности Краснодарского края и находящегося в оперативном управлении исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, государственных учреждений Краснодарского края и хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий Краснодарского края, а также имущества, составляющего казну Краснодарского края.
На основании пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что спорные объекты перестали существовать в результате их уничтожения (сноса), сохранение объектов в реестре государственной собственности в таком случае противоречит основным принципам правового регулирования вещных прав, установив отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии правопритязаний каких-либо лиц на объекты, суды пришли к верному выводу, что отказ департамента не соответствует закону и нарушает права предприятия и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 по делу N А32-8854/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Улько |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.