Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
труда, занятости и социальной
защиты Республики Коми,
Министерства образования
и науки Республики Коми
от 25 июля 2023 г. N 1164/491
Технология
жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (отделений социальной реабилитации несовершеннолетних) "Дорога в семью"
Наименование |
Технология жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и отделений социальной реабилитации несовершеннолетних "Дорога в семью" (далее - Технология) |
Актуальность |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних и отделениях социальной реабилитации несовершеннолетних (далее - специализированные учреждения, воспитанники специализированных учреждений) временно до момента их дальнейшего жизнеустройства, которое предусматривает либо помещение в замещающую семью, либо устройство в организацию для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей. Согласно отчету АИС-Дети, ежегодно 9,8% воспитанников специализированных учреждений помещаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 6,4% - под опеку и попечительство. Очевидно, что наиболее благоприятные условия жизни и воспитания детей могут быть созданы в семье, в том числе в замещающей, а не в учреждении, в связи с чем актуальны разработка и применение современных технологий, способствующих увеличению численности воспитанников специализированных учреждений, передаваемых на воспитание в замещающие семьи |
Цель |
Увеличение численности воспитанников специализированных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи |
Задачи |
- формирование Регионального банка видео-анкет воспитанников специализированных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Региональный банк видео-анкет) - содействие в устройстве воспитанников специализированных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи |
Целевые группы |
1) воспитанники специализированных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: - дети, у которых умерли оба или единственный родитель; - дети, родители (единственный родитель) которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах; - дети, родители (единственный родитель) которых признаны безвестно отсутствующими, недееспособными; - дети, в отношении которых прекращена опека или попечительство; - дети, родители (единственный родитель) которых отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; - дети, отобранные у родителей или у других лиц, на попечении которых они находятся (в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса РФ); 2) кандидаты в опекуны (попечители) |
Участники межведомственного взаимодействия |
Реализация технологии осуществляется специализированными учреждениями при взаимодействии с органами опеки и попечительства Республики Коми |
Описание Технологии
Работа в рамках Технологии строится в 3 этапа:
I. Подготовительный этап.
II. Создание и размещение фото и видео-анкет воспитанников специализированных учреждений.
III. Знакомство кандидатов в опекуны (попечители) и воспитанников специализированных учреждений.
I. Подготовительный этап
1. Назначение ответственных лиц за организацию работы по реализации Технологии из числа специалистов специализированных учреждений, комплексных центров социальной защиты населения (далее - КЦСЗН), государственного учреждения Республики Коми "Центр социальной помощи семье и детям города Сыктывкара" (далее - ЦСПСиД).
2. Назначение ответственного лица (лиц) за организацию работы по ведению Регионального банка видео-анкет "Дорога в семью" из числа специалистов государственного учреждения Республики Коми "Региональный центр развития социальных технологий" (далее - РЦСТ).
3. Создание дополнительной вкладки на сайте РЦСТ "Региональный банк видео-анкет "Дорога в семью".
II. Создание и размещение фото и видео-анкет воспитанников специализированных учреждений
1. Создание видео-анкеты воспитанника специализированного учреждения.
1.1. Работа по реализации Технологии в специализированном учреждении начинается с момента получения сведений, подтверждающих наличие у воспитанника статуса ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей (решение суда о лишении родительских прав или ограничении в родительских правах родителей (единственного родителя), свидетельство о смерти родителей (единственного родителя), решение суда о признании родителей (единственного родителя) безвестно отсутствующими или объявление родителей (единственного родителя) умершими, постановление судьи об избрании меры пресечения родителям (единственному родителю) в виде заключения под стражу, обвинительный приговор суда с назначением наказания в виде лишения свободы родителей (единственного родителя), решение суда о признании родителей (единственного родителя) недееспособными, распорядительный акт органов местного самоуправления об отобрании ребенка по ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации, о прекращении опеки (попечительства) и иные случаи, установленные действующим законодательством).
Действие Технологии не распространяется на воспитанников специализированных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родственники которых изъявили намерение взять их на воспитание в свою семью.
1.2. Специализированное учреждение в течение 1 рабочего дня со дня получения сведений, подтверждающих установление воспитаннику специализированного учреждения статуса ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, направляет в орган опеки и попечительства по его месту постоянного жительства запрос о получении разрешения на фото и видеосъемку воспитанника и размещение его видео-анкеты в Региональном банке видео-анкет.
1.3. Орган опеки и попечительства направляет разрешение на фото и видеосъемку воспитанника специализированного учреждения и на размещение его видео-анкеты в Региональном банке видео-анкет в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса.
1.4. Специализированное учреждение в течение 5 рабочих дней со дня получения разрешения органа опеки и попечительства на фото и видеосъемку проводит работу по созданию видео-анкеты.
1.5. Видео-анкета воспитанника специализированного учреждения должна соответствовать следующим техническим требованиям:
- язык видео-анкеты должен быть русским или коми (с субтитрами на русском языке);
- видео-анкета не должна содержать рекламные материалы, материалы, оскорбляющие честь и достоинство людей;
- видео-анкета должна быть снята в горизонтальном формате, иметь качественное звучание и изображение (минимальное разрешение - 1280 х 720 рх), предоставляться в форматах МР4, MOV, AVI;
- при монтаже и съемке видео-анкеты допускается использование любых специальных программ и инструментов;
- рекомендуемая длительность видеосюжета о ребенке не более 5-10 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей, возраста, состояния здоровья ребенка, а также наполнения видеосюжета).
1.6. Видео-анкета создается только на одного ребенка. При наличии у воспитанника братьев и (или) сестер, которые вместе с ним находятся в специализированном учреждении, в видеосюжете могут быть использованы кадры со всеми братьями и сестрами.
1.7. При создании видео-анкеты необходимо:
- провести индивидуальную беседу (беседы) с ребенком для обеспечения психологического комфорта;
- при проведении интервью с ребенком должны быть исключены любые негативные описания жизни ребенка с родителями, его оценка образа жизни своих родителей или иных родственников, ставшего причиной отсутствия родительского попечения;
- ребенок должен быть в чистой и аккуратной одежде в соответствии с этическими требованиями и нормами морали, с учетом особенностей возрастного, индивидуально-личностного развития ребенка, с акцентированием внимания на его положительных характеристиках.
При общении с ребенком должны быть раскрыты следующие темы:
- досуг ребенка: любимые игры, книги, виды спорта, фильмы, уроки в школе, еда, любимые занятия и другое;
- взаимоотношения ребенка с его друзьями, учителями, воспитателями, значимыми для него взрослыми;
- позитивные воспоминания ребенка: поездки во время каникул на природу, на море, в лагерь, посещение концертов или выставок;
- желания или планы ребенка относительно своего будущего: поступление в университет, колледж, освоение профессии;
- хобби, увлечения ребенка: умение играть на музыкальном инструменте, спорт, рисование, чтение, плавание и другое.
Видео-анкета может содержать следующие кадры:
- моменты из повседневной жизни ребенка, режима дня: прогулки, кормление, учебный процесс, занятия;
- при показе учебного процесса можно отметить, к каким предметам проявляет интерес ребенок, нуждается ли ребенок в помощи взрослого в процессе обучения, активность ребенка на уроках, общение с одноклассниками (к примеру, быстро идет на контакт, много друзей в классе, помощь сверстникам и другое).
- кадры с участием воспитателей ребенка, психологов и других специалистов (без указания их фамилий), способных рассказать о данном ребенке (к примеру, его увлечениях, характере, взаимоотношении с друзьями и другое).
2. Размещение видео-анкеты воспитанника специализированного учреждения в Региональном банке видео-анкет.
2.1. Специализированное учреждения в течение 1 рабочего дня со дня создания видео-анкеты направляет ее в РЦСТ по защищенным каналам связи.
Вместе с видео-анкетой воспитанника специализированного учреждения направляются:
- фотография воспитанника специализированного учреждения (цветная, соответствующая возрасту ребенка на дату создания видео-анкеты);
- производная информация о воспитаннике специализированного учреждения: имя, пол, возраст ребенка (полных лет), группа здоровья, возможные формы устройства (усыновление, опека, попечительство), причины отсутствия родительского попечения над ребенком, наличие несовершеннолетних братьев и сестер, особенности характера; дата создания видео-анкеты.
- контактные данные органа опеки и попечительства, выявившего и принявшего к учету ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2.2. РЦСТ в течение 1 рабочего дня со дня получения материалов (видео-анкета, фотография и производная информация о воспитаннике специализированного учреждения) размещает их в Региональном банке видео-анкет.
3. Работа с Региональным банком видео-анкет.
3.1. В случае устройства на воспитание в замещающую семью или возвращения в биологическую семью воспитанника специализированного учреждения, видео-анкета которого размещена в Региональном банке видео-анкет, специализированное учреждение в течение 1 рабочего дня со дня выбытия воспитанника направляет в РЦСТ по защищенным каналам связи информацию о его жизнеустройстве.
3.2. РЦСТ в течение 1 рабочего дня со дня получения информации об устройстве на воспитание в замещающую семью воспитанника специализированного учреждения удаляет его видео-анкету из Регионального банка видео-анкет.
3.3. В случае устройства воспитанника специализированного учреждения в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, видео-анкета которого размещена в Региональном банке видео-анкет, специализированное учреждение в течение 1 рабочего дня со дня выбытия воспитанника направляет в РЦСТ информацию о его жизнеустройстве, а также сведения об организации для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в которую выбыл воспитанник.
3.4. РЦСТ в течение 3 рабочих дней со дня получения информации об устройстве воспитанника в организацию для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, направляет в указанную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, информацию о размещении видео-анкеты воспитанника в Региональном банке видео-анкет.
3.5. В случае устройства на воспитание в замещающую семью или возвращения в биологическую семью воспитанника организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, видео-анкета которого размещена в Региональном банке видео-анкет, организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 1 рабочего дня со дня выбытия воспитанника направляет в РЦСТ информацию о его жизнеустройстве.
3.6. РЦСТ в течение 1 рабочего дня со дня получения информации об устройстве воспитанника организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающую семью или его возвращения в биологическую семью удаляет его видео-анкету из Регионального банка видео-анкет.
3.7. В случае, если воспитанник организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, видео-анкета которого размещена в Региональном банке видео-анкет, не устроен на воспитание в замещающую семью в течение 12 месяцев со дня размещения его видео-анкеты в Региональном банке видео-анкет РЦСТ удаляет его видео-анкету из Регионального банка видео-анкет и информирует об этом организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.8. В целях информирования населения о Региональном банке видео-анкет специализированные учреждения, КЦСЗИ, ЦСПСиД, РЦСТ, органы местного самоуправления (органы опеки и попечительства), организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводят информационные кампании, предусматривающие размещение информации на официальных сайтах и страницах социальной сети "ВКонтакте", в средствах массовой информации, на информационных стендах, а также распространение информационных материалов среди населения.
РЦСТ направляет ссылку на интернет-ресурс "Региональный банк видео-анкет" в Министерство образования и науки Республики Коми, органы местного самоуправления (органы опеки и попечительства).
3.9. Знакомство граждан с Технологией осуществляется при подготовке лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, в Школе приемных родителей.
III. Знакомство кандидатов в опекуны (попечители) с воспитанниками специализированных учреждений
1. Знакомство гражданина с воспитанником(-ами) специализированного учреждения осуществляется в случае наличия направления на посещение ребенка, выданного органом опеки и попечительства, выявившим и принявшем к учету ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо Региональным оператором банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей Республики Коми (Министерство образования и науки Республики Коми, г. Сыктывкар, ул. К. Маркса, д. 210, тел. 8 (8212) 30-12-81).
2. Кандидат(-ы) в опекуны (попечители), получивший(-ие) направление на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в специализированном учреждении, обращается(-ются) в специализированное учреждение с целью согласования даты и времени знакомства с ребенком.
3. Специализированное учреждение осуществляет психологическое консультирование кандидата(-ов) в опекуны (попечители), в ходе которого кандидату(-ам) предоставляются сведения об по индивидуальных особенностях ребенка, оставшегося без попечения родителей, проводит психологическую диагностику на совместимость ребенка, оставшегося без попечения родителей, и кандидата(-ов) в опекуны (попечители).
4. Специализированные учреждения осуществляют психологическое сопровождение ребенка, оставшегося без попечения родителей, при установлении первичного контакта, знакомстве с кандидатом(-ами) в опекуны (попечители).
5. Первая встреча кандидата(-ов) в опекуны (попечители) с воспитанником(-ами) специализированного учреждения проводится в присутствии специалиста (педагога-психолога) специализированного учреждения.
6. Количество встреч кандидата(-ов) в опекуны (попечители) с ребенком не регламентируется, но рекомендуется проводить не менее 3-х встреч.
7. Каждому кандидату в опекуны (попечители) рекомендуется по желанию подготовить видео-анкету о себе и своей семье для демонстрации ее воспитаннику специализированного учреждения.
Кандидат(-ы) в опекуны (попечители) могут направить видео-анкету о себе и своей семье в специализированное учреждение, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, заблаговременно, до встречи с ним.
8. Видео-анкета кандидата(-ов) в опекуны (попечители) должна соответствовать следующим техническим требованиям:
- язык видео-анкеты должен быть русским или коми (с субтитрами на русском языке);
- видео-анкета не должна содержать рекламные материалы, материалы, оскорбляющие честь и достоинство людей;
- видео-анкета должна быть снята в горизонтальном формате, иметь качественное звучание и изображение (минимальное разрешение - 1280 х 720 рх), предоставляться в форматах МР4, MOV, AVI;
- при монтаже и съемке видео-анкеты допускается использование любых специальных программ и инструментов;
- рекомендуемая длительность видеосюжета не более 5-10 минут.
9. В видео-анкете рекомендуется раскрыть следующие темы:
- представиться, кратко рассказать о себе (возраст, место проживания);
- показать свою квартиру, дом, детскую комнату;
- рассказать о других членах семьи, детях;
- рассказать о домашних животных;
- рассказать о своей работе;
- рассказать об увлечениях, отдыхе, семейных традициях;
- показать школу, в которую предположительно будет ходить ребенок;
- сказать ребенку как/почему его ждут в семью.
10. Специализированное учреждение осуществляет психологическую подготовку ребенка к передаче на воспитание в семью опекуна (попечителя).
11. Специализированное учреждение осуществляет передачу ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью опекуна (попечителя) на основании решения органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном (попечителем).
12. Специализированные учреждения ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляют отчет о реализации Технологии в ГБУ РК "Региональный центр развития социальных технологий" по форме согласно приложению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.