Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6. Принятие мер, направленных на возмещение причиненного преступлением ущерба
Как было уже упомянуто, в соответствии с пунктами 1 и 21 Постановления от 26.11.2019 N 48 общественная опасность налоговых преступлений заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, что образует недоимку, установленную в требовании налогового органа об уплате в бюджет налога или сбора.
В контексте рассматриваемых преступлений причинение ущерба фактически корреспондирует невзысканной либо сокрытой недоимке и ущерб, исходя из положений пункта 14 Постановления от 26.11.2019 N 48, причиняется бюджетной системе. Такой подход должен учитываться при исчислении сумм, подлежащих возмещению в качестве условия освобождения лица от уголовной ответственности на основании части 2 статьи 76 1 УК РФ. По смыслу закона для этого причиненный ущерб должен быть возмещен в полном объеме.
С целью установления механизма контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, а также порядка взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов для обеспечения эффективности возмещения ущерба, причиненного такими преступлениями, Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с правоохранительными органами издан приказ от 08.06.2015 N 286 "Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями", которым данная деятельность регламентируется следующим образом.
Налоговыми органами в целях обеспечения взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по защите публичных интересов, в том числе по пресечению возможного сокрытия имущества, за счет которого может быть возмещен причиненный ущерб, и иных неправомерных действий, при вынесении решения по результатам налоговой проверки о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, свидетельствующего об уклонении налогоплательщика от уплаты налоговых платежей, либо незаконном возмещении налогов в особо крупных размерах, незамедлительно направляется информация в орган прокуратуры по месту фактического нахождения налогоплательщика (его подразделения), в отношении которого проводилась налоговая проверка.
После проведения выездной налоговой проверки и вынесения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 10 статьи 101 НК РФ, налоговым органам надлежит своевременно принимать обеспечительные меры (запрет на отчуждение имущества, передачу в залог имущества, приостановление операций по счетам налогоплательщика), а также использовать предоставленные полномочия в соответствии со статьями 31, 33, 46, 47 и 77 НК РФ для обеспечения взыскания недоимки, пеней и штрафов по всем проверкам, выявившим признаки налогового преступления. Для этого, в том числе, в процессе проведения налоговой проверки и до вынесения решения по ее результатам, осуществляется сбор сведений о действиях налогоплательщика в отношении принадлежащих ему денежных средств и имущества. Указанные сведения отражаются в материалах, направляемых в порядке пункта 3 статьи 32 НК РФ.
Кроме того, налоговые органы информируют следственные органы об обращении налогоплательщика в суд с заявлением о признании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности недействительным, принятых в соответствии со статьей 101 НК РФ обеспечительных мерах, их отмене, а также о принятых судом обеспечительных мерах в форме приостановления действия решения налогового органа.
Обо всех материалах, направленных в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении, налоговый орган информирует орган прокуратуры по месту фактического нахождения налогоплательщика.
Прокуроры, в свою очередь, ежемесячно сверяют сведения о таких материалах, при этом по каждому материалу проверяют исполнение налоговым органом предписаний закона о взыскании налоговой задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а в случае выявления нарушений требуют от налоговых органов исполнения данной обязанности или представления документов, свидетельствующих о невозможности взыскания недоимки, пеней и штрафов с указанием причин. В ходе реализации предусмотренных статьей 77 НК РФ полномочий прокуроры руководствуются соответствующим приказом Генерального прокурора Российской Федерации об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов.
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов, поступивших из налоговых органов, в зависимости от принятого процессуального решения, в налоговые органы направляется письменное уведомление о возбуждении уголовного дела либо копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В случаях недостаточности оснований для решения этих вопросов направляется запрос налоговому органу о представлении дополнительных документов, которые должны быть направлены следователю в течение 7 дней.
Кроме того, до возбуждения уголовного дела следственными органами Следственного комитета Российской Федерации при получении информации об имуществе налогоплательщика, не указанном в решении налогового органа о принятии обеспечительных мер, указанные сведения направляются в налоговые органы для принятия обеспечительных мер в отношении и этого имущества.
При решении вопроса о возбуждении уголовного дела безотлагательно принимаются меры по установлению имущества и последующему наложению ареста на него в порядке статей 115 и 160 1 УПК РФ в целях обеспечения возмещения ущерба, причиненного налоговым преступлением. В необходимых случаях поручения направляются оперативным подразделениям с целью установления имущества, за счет которого может быть возмещен ущерб.
Также подразделениям территориальных органов Следственного комитета Российской Федерации во взаимодействии с подразделениями МВД России, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и иными заинтересованными ведомствами, в т.ч. налоговыми органами, надлежит проводить регулярные рабочие встречи (совещания) по вопросам установления имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих в соответствии с законом материальную ответственность за причиненный преступлением вред, с целью своевременного принятия соответствующих обеспечительных мер.
Если в результате принятых мер по взысканию недоимки, пени, штрафов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные суммы, органами прокуратуры Российской Федерации предъявляется гражданский иск в соответствии с частью 3 статьи 44 УПК РФ. При подготовке гражданского иска истребуются из территориальных органов ФНС России и СК России документы, подтверждающие предмет и основание иска.
Взаимодействие следователя с налоговыми органами при установлении имущества, на которое может быть обращено взыскание
Стоит отметить, что информация об имущественном положении налогоплательщика еще на стадии рассмотрения сообщения о преступлении позволит после возбуждения уголовного дела оперативно принять меры по обеспечению принудительного возмещения ущерба, причиненного преступлением. В этой связи уже на стадии процессуальной проверки целесообразно истребовать у налогового органа сведения о наличии у налогоплательщика движимого и недвижимого имущества.
Необходимо учитывать, что Федеральная налоговая служба администрирует все виды налогов, в том числе и налоги, объектом налогообложения которых является тот или иной вид имущества (налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц и других).
Одновременно в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, указанного в части первой статьи 104 1 УК РФ, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Суд рассматривает ходатайство в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ. При решении вопроса о наложении ареста на имущество суд должен указать на конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение, а также установить ограничения, связанные с владением, пользованием, распоряжением арестованным имуществом.
Налоговым органам также целесообразно направлять следователю заключение о лицах, являющихся конечными бенефициарами (выгодоприобретателями) деятельности налогоплательщика и связанных с ним лиц, вовлеченных в деятельность, оказавшую влияние на совершенное налоговое преступление.
Кроме того, следует учесть, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 86 НК РФ банки обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или закрытии счета, изменении его реквизитов организациями, предпринимателями и физическими лицами. Это же касается и открытия или закрытия вкладов (депозитов).
Как уже отмечалось, взаимодействие следственных органов с подразделениями территориальных налоговых органов и иными заинтересованными ведомствами осуществляется в формате рабочих встреч (совещаний), на которых принимаются решения: о принятии обеспечительных мер, об установлении для этого соответствующего имущества, о целесообразности проведения оперативно-розыскных мероприятий и по иным вопросам, имеющим значение для фактического возмещения ущерба.
Взаимодействие следователя с регистрирующими и иными органами при установлении имущества, на которое может быть обращено взыскание
После возбуждения уголовного дела и принятия его к производству необходимо незамедлительно направить запросы в регистрирующие и банковские учреждения.
При наличии первоначальной информации в материалах, предоставленных налоговым органом и (или) органом дознания, о местах нахождения имущества должника необходимо провести обыски и осмотры помещений налогоплательщика, а также лиц, причастных к преступным схемам уклонения от уплаты налогов.
Связано это с тем, что подозреваемый (обвиняемый) после возбуждения уголовного дела либо на более ранней стадии (в период проведения налоговой проверки), осознавая риск взыскания причиненного налоговым преступлением ущерба, может укрыть имеющееся у него имущество (включая имущество юридических лиц), в т.ч. путем регистрации прав собственности на взаимозависимых лиц (родственников, подчиненных по работе, партнеров по бизнесу и т.п.), а также иных лиц.
Самым распространенным способом сокрытия имущества от взыскания недоимки по налогам является совершение мнимой сделки.
В подобном случае имеются основания для наложения ареста на данное имущество как принадлежащее подозреваемому (обвиняемому), поскольку в соответствии с требованиями указанной нормы ГК РФ мнимая сделка ничтожна. Согласно же положениям статьи 166 ГК РФ ничтожная сделка является недействительной (то есть не влекущей правовых последствий с момента ее совершения) независимо от признания ее таковой судом.
В этих целях также рекомендуется использовать алгоритм, когда прокурор в интересах государства обращается в суд с требованием применить последствия недействительности ничтожной сделки. После принятия судом решения об удовлетворении требования прокурора и возвращения сторон мнимой сделки в первоначальное правовое положение следователь обращается в суд с ходатайством о наложении ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого), ранее выбывшее из владения по мнимой сделке.
Физические лица с использованием мнимых сделок по отчуждению (дарение, купля-продажа) движимого и недвижимого имущества передают права собственности на автомототранспорт, дома, квартиры, гаражи, земельные участки и другое дорогостоящее имущество своим родственникам, сожителям, коллегам по работе, знакомым. Фактически данное имущество чаще всего остается во владении должника, который продолжает им пользоваться (проживает в том же домовладении, квартире, управляет транспортными средствами, оформленными на других лиц).
Самый простой вариант сокрытия юридическим лицом имущества от взыскания - передача данного имущества путем совершения мнимой сделки контролируемым фирмам (дочерним фирмам и фирмам-учредителям).
В целях получения информации о наличии имущества и денежных средств, на которые может быть наложен арест, необходимо взаимодействовать с органами государственной власти, банковскими и кредитными учреждениями.
При расследовании преступлений в налоговой сфере в установленном законом порядке можно получить сведения об имуществе подозреваемых (обвиняемых) или лиц, несущих материальную ответственность за их действия, в следующих учреждениях.
Федеральная налоговая служба (ФНС России): сведения о зарегистрированных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, открытых и закрытых банковских счетах этих лиц, а также об имуществе, которое является объектом налогообложения (например, недвижимое имущество) и т.д.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр): сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним; об участии в долевом строительстве и т.д. (сведения до 1998 года содержатся в ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ").
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг): сведения об операциях (сделках) физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом и т.д.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД): сведения о зарегистрированных транспортных средствах, прицепов к ним и т.д.
Подразделения лицензионно-разрешительной работы МВД России: сведения о зарегистрированном оружии и его коллекциях.
Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (ГИМС): сведения о зарегистрированных маломерных судах и базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов.
Федеральное агентство воздушного транспорта Минтранса России (Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации и Государственный реестр сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации): сведения о регистрации гражданских воздушных судов и сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения (самолеты, вертолеты).
Банки и кредитные организации: сведения о размещении денежных средств на банковских счетах и во вкладах; о банковских операциях и других сделках в рублях и иностранной валюте; предоставлении в аренду юридическим и физическим лицам сейфов для хранения документов и ценностей и т.д.
Нотариальные конторы и нотариусы, занимающиеся частной практикой: сведения о совершенных нотариальных действиях с имуществом и т.д.
Национальное центральное бюро Интерпола (путем направления запросов для получения сведений из других государств): официальные наименования юридических лиц, зарегистрированных за рубежом, их юридический адрес, номер, дата регистрации; фамилии и имена руководителей (учредителей, акционеров); направление деятельности; размеры уставного капитала; сведения криминального характера о деятельности юридических и физических лиц; в некоторых случаях получение сведений о местонахождении (регистрации) объектов недвижимости и иной собственности за рубежом у лиц, подозреваемых (обвиняемых) в тяжких преступлениях; получение сведений, составляющих банковскую тайну, в том числе об открытии физическими и юридическими лицами счетов в банках и о движении средств по счетам, только по международным следственным поручениям, направляемым в установленном порядке по уголовным делам и пр.
При сборе доказательственной базы по недействительности сделок с недвижимым имуществом используются такие критерии, как цена, расчеты по сделке, порядок оформления сделки, вступление приобретателя во владение и тд. Материальное состояние покупателя, его доходы в данном случае также имеют существенное значение.
Кроме того, для большинства мнимых сделок характерна некая "заторможенность" реальной смены собственника. Вступление во владение, помимо всего прочего, означает также обязанность нести расходы на содержание объекта. Поэтому нередки случаи, когда налогоплательщик (подозреваемый, обвиняемый), юридически продавший здание, фактически продолжает его обслуживать, уплачивая коммунальные и прочие платежи, обеспечивая охрану и т.п. Подтверждающие данные факты доказательства будут способствовать положительному решению суда о наложении ареста на имущество.
Следует также обращать внимание на момент государственной регистрации сделки с недвижимостью. В случае мнимости покупатель может не спешить регистрировать свое право собственности. Объект таким образом находится в полном распоряжения продавца. По той же причине может отсутствовать передаточный акт, составляемый при покупке недвижимости. Но даже если все эти аспекты соблюдены, момент регистрации права на недвижимое имущество может быть сильно отдален от момента заключения договора.
Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими ОРД при установлении имущества, на которое может быть обращено взыскание
Взаимодействие следователя с оперативными службами органа дознания при производстве предварительного следствия осуществляется в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 38 и частью 1 статьи 152 УПК РФ. Однако более эффективной формой взаимодействия на данном направлении является создание следственной группы с привлечением к ее работе должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Такое взаимодействие регламентировано частью 2 статьи 163 УПК РФ.
При этом в целях возмещения причиненного налоговым преступлением ущерба при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий важно ориентироваться на установление следующих фактов:
наличие имущества в собственности подозреваемых (обвиняемых), его вида и наименования, количества и объема, места его нахождения, хранения, источника и времени происхождения;
наличие имущества, приобретенного подозреваемым как в период совершения преступления, так и в более ранний период, зарегистрированного на зависимых лиц (супруга, родственников по линии жены/мужа, подчиненных по работе, обслуживающий персонал (домработница, водитель), коллег по бизнесу) и иных лиц (соседи, друзья, знакомые);
сведения о доходах и расходах подозреваемого (обвиняемого) и членов его семьи в определенный период времени;
сведения о приобретении подозреваемым (обвиняемым) и членами его семьи дорогостоящих товаров, предметов роскоши;
сведения о фактическом управлении подозреваемым (обвиняемым) иными предприятиями, зарегистрированными на других (номинальных) лиц, имущественное положение данных предприятий;
наличие у подозреваемого (обвиняемого) акций, иных ценных бумаг и долей в уставном капитале других коммерческих предприятий и обществ;
сведения о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение как для уголовного дела в целом, так и для обнаружения имущества, на которое может быть наложен арест.
Установленные сведения должны быть незамедлительно направлены следователю для процессуального их закрепления и принятия обеспечительных мер, поскольку наличие подробной оперативной информации об имуществе налогоплательщика позволяет уже на первоначальном этапе расследования принять меры к наложению ареста на имущество. В некоторых случаях принимаемые меры позволяют побудить виновное лицо полностью возместить причиненный ущерб.
Не менее важным является взаимодействие в рамках исполнения поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий. В этой связи целесообразно обращать внимание на описание в поручении следователя установленных к данному моменту обстоятельств совершенного преступления и подлежащих выяснению сведений посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе путем производства отдельных следственных или процессуальных действий либо содействия при их осуществлении. Соответствующие поисковые мероприятия должны осуществляться в том числе и в отношении имущества, находящегося за рубежом, либо цифровых активов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.