Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Организация прокурорского надзора за расследованием налоговых преступлений
Предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах
Приоритетные направления в рассматриваемой области определены в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 09.06.2009 N 193 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах".
Исходя из специфики налоговых правоотношений, надзором должны быть охвачены: налоговые органы; госорганы и организации, перечисленные в статье 85 НК РФ, - в части своевременного направления ими соответствующих данных в налоговые органы и применения к ним мер ответственности в случае выявления нарушений; руководители коммерческих и некоммерческих организаций - в части неисполнения ими обязанности по уплате налогов в случае поступления информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурорского реагирования в целях защиты государственных интересов (не допуская при этом подмена функций контролирующих органов); судебные приставы-исполнители - в части соблюдения порядка исполнения судебных актов о взыскании налогов и сборов, а также постановлений налоговых органов о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика.
Существующие ведомственные организационно-распорядительные документы при этом ставят перед органами прокуратуры всех уровней ряд задач, среди которых важнейшими являются следующие:
осуществлять постоянный мониторинг в сфере налоговых правоотношений и информационное взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами, обеспечив при этом предупредительный характер прокурорского надзора;
обеспечить системный надзор за законностью правовых актов в сфере налогообложения. При проверке таких актов в случае необходимости принимать меры к организации антикоррупционной экспертизы. Регулярно проверять на коррупциогенность практику их правоприменения. При наличии оснований направлять в суды заявления о признании нормативных правовых актов, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан в затронутой сфере, недействующими полностью или в части;
обеспечить системный надзор за исполнением законов налоговыми органами, акцентировав внимание на осуществлении ими полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применению мер ответственности за допущенные правонарушения, а также неисполнении ими обязанности по направлению материалов в следственные органы в соответствии со статьей 32 НК РФ;
требовать от налоговых органов строгого соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков в связи с осуществлением налогового контроля, взысканием и перечислением налогов, сборов и страховых взносов. Обеспечить строгое исполнение требований закона при санкционировании ареста имущества в соответствии со статьей 77 НК РФ. Исключить факты необоснованного вмешательства в экономическую деятельность налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а также незаконного применения к ним мер принуждения и ответственности. При проведении каждой проверки принимать меры к выявлению и устранению фактов коррупционного риска;
принимать меры к предотвращению фактов дублирования контрольных мероприятий и использования проверок для оказания административного давления на субъекты предпринимательской деятельности;
при наличии оснований с привлечением специалистов организовывать проверки исполнения организациями законодательства о налогах и сборах, в первую очередь - соблюдения установленных законом порядка и сроков перечисления налогов и сборов в бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды (не подменяя при этом уполномоченные государственные органы контроля);
последовательно и настойчиво добиваться реального устранения выявленных нарушений закона и привлечения к ответственности конкретных виновных лиц. В случаях выявления фактов противоправных действий, содержащих признаки преступления, согласно предоставленным законодательством полномочиям выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании;
в целях обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти, правоохранительных и контролирующих органов в борьбе с правонарушениями и преступлениями в налоговой сфере возникающие проблемы правоприменительной практики обсуждать на координационных совещаниях, заседаниях совместных рабочих групп;
анализировать состояние законности и практику прокурорского надзора в налоговой сфере не реже одного раза в полугодие. Выводы и результаты обобщений использовать для совершенствования работы.
Необходимо также обеспечить поступление в прокуратуру статистической отчетности налоговых органов, данных регистрирующих органов, которые подлежат систематическому анализу для последующего планирования работы, а также являются необходимым условием выявления налоговых правонарушений.
Для повышения эффективности надзора в прокуратуре должны сопоставляться данные различных контролирующих органов и другие сведения, полученные органами прокуратуры: о поступлении налоговых платежей в бюджеты всех уровней; выполнении плановых заданий по сбору налогов; суммах налогов и сборов, не уплаченных в установленный законодательством срок (недоимке), а также задолженности по пеням и налоговым санкциям; предоставленных льготах, в том числе об отсрочках и о рассрочках по уплате налогов и сборов; принятых и принимаемых представительными органами местного самоуправления правовых актах в сфере налогообложения и т.д.
Сравнительный анализ статистических данных, информации регистрирующих органов, обобщения по жалобам, обращениям, поступающим в прокуратуру, сведений, изложенных в средствах массовой информации, может стать обоснованием как проведения целевых проверок исполнения налогового законодательства, так и инициирования уголовного преследования лиц, допустивших нарушение закона в налоговой сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.