Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
Костромской области
от 31 июля 2023 г. N 326-а
Государственная программа
Костромской области "Стимулирование строительства жилья и обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Костромской области"
Приоритеты и цели государственной политики Костромской области в сфере строительства жилья и обеспечения доступным и комфортным жильем граждан
Раздел I. Оценка текущего состояния в сфере строительства жилья и обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Костромской области
1. Жилищное строительство в Костромской области является одним из основных показателей деятельности строительного комплекса, занимает существенное значение в развитии экономики и влияет на многие отрасли народного хозяйства региона.
За период с 2012 по 2021 годы объем жилищного строительства в Костромской области составил 2 704,3 тыс. кв. метров. Ежегодно регионом обеспечивается выполнение установленных плановых показателей по вводу жилья.
По итогам 2022 года областью введено в эксплуатацию 337,581 тыс. кв. метров жилья (150,7 процента к целевому региональному показателю, 100,9 процента к аналогичному периоду 2Q21 года), в том числе: индивидуальное жилищное строительство - 198,396 тыс. кв. метров; многоквартирные жилые дома - 139,185 тыс. кв. метров.
Всего построено 1 339 жилых домов, в том числе: 1 281 - индивидуальное жилищное строительство, 58 - многоквартирные жилые дома.
2. По состоянию на 1 января 2023 года на территории Костромской области в стадии строительства находится более 5,2 тыс. домов общей площадью 755,361 тыс. кв. метров, в том числе: 168 многоквартирных жилых домов общей площадью 341,274 тыс. кв. метров; 5 101 индивидуальное жилищное строительство (общей площадью 414,087 тыс. кв. метров).
3. Средняя цена одного квадратного метра жилья на конец 2022 года на первичном рынке составила 79 583,62 рубля, на вторичном рынке - 61 899,38 рубля. За последние три года наблюдался ежегодный рост цен на первичном рынке жилья. Прирост цен был зафиксирован от 15,8 процента в 2020 году до 22,0 процента в 2022 году. В 2022 году отмечалось значительное ежеквартальное повышение цен на новое жилье при уровне годовой инфляции - 14,7 процента.
Динамика индексов цен на рынке жилья в Костромской области представлена в таблице.
Таблица
Динамика индексов цен на рынке жилья в Костромской области в 2017 - 2022 годах, в процентах
Категория рынка жилья |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Первичный рынок |
95,5 |
104,0 |
101,0 |
115,8 |
117,9 |
122,0 |
Вторичный рынок |
98,0 |
106,4 |
99,0 |
108,9 |
116,3 |
111,1 |
4. Рост стоимости строительства является одним из основных факторов увеличения цен на первичном рынке жилья.
5. В свою очередь, одной из причин увеличения стоимости строительства является удорожание строительно-монтажных работ, строительных материалов и конструкций, используемых строительными организациями для основного производства. Средний уровень инфляции в строительной отрасли по итогам 2022 года составил 13,3 процента. На это повлияли: рост цен на стройматериалы со второй половины 2021 года, изменение путей доставки стройматериалов и техники, ограничение доступа к их зарубежным аналогам на фоне увеличения спроса на строительные работы.
6. Основной задачей на пути снижения стоимости продажи жилья является стимулирование строительства стандартного жилья - строительство малоэтажных и многоквартирных жилых домов, отвечающих стандартам и требованиям, определенным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 апреля 2020 года N 237/пр "Об утверждении условий отнесения жилых помещений к стандартному жилью".
7. Существенным фактором роста показателя ввода в эксплуатацию жилых домов стала активная реализация национального проекта "Жилье и городская среда" и федеральных проектов, входящих в его состав, в том числе реализация расселения аварийного жилья, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, развитие жилищно-строительной кооперации.
8. В 2021 - 2022 годах отмечается рост ипотечного кредитования, что стимулирует строительство жилья. За указанный период населению Костромской области выдано 16 306 ипотечных жилищных кредитов на сумму 30 991,0 млн. рублей.
9. По данным Центрального Банка Российской Федерации, за 2022 год на территории Костромской области средний уровень процентной ставки по ипотечному кредиту составил 11 процентов (ниже, чем в 2021 году на 3,47 процентных пункта), количество выданных ипотечных кредитов - 8 300 единиц, объем выданных ипотечных кредитов - 13 926,0 млн. рублей.
10. Государственная поддержка отдельных категорий граждан при приобретении ими жилых помещений также является фактором стимулирования спроса и предложения на рынке жилья. В настоящее время в Костромской области выполняются мероприятия по оказанию государственной поддержки (в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством) молодым и многодетным семьям, позволяющие также использовать предоставленные средства для погашения взятых ипотечных кредитов.
11. В 2022 году мерами государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (выделение средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий) воспользовались 2 706 семей.
12. На территории Костромской области осуществляется реализация мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Утверждена и реализуется ведомственная целевая программа Костромской области "Обеспечение жильем молодых семей Костромской области на 2022 - 2024 годы" (постановление департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области от 8 октября 2021 года N 15-НП "О ведомственной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей Костромской области на 2022 - 2024 годы" (далее - ведомственная целевая программа).
13. Участниками ведомственной целевой программы в 2022 году стали 65 молодых семей из 19 муниципальных образований Костромской области, которым предоставлены социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья.
Основной проблемой в реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей является недостаточный объем государственной поддержки из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья. Объем субсидии из федерального бюджета, выделяемой субъектам Российской Федерации (в частности Костромской области), не превышает 10 процентов от потребности.
По причине отсутствия достаточного объема финансирования из федерального бюджета большая часть молодых семей, имеющих право на улучшение жилищных условий, по достижении возраста 36 лет потеряют право на получение мер государственной поддержки, так и не получив социальную выплату.
14. В рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот на территории Костромской области в соответствии с Законом Костромской области от 29 декабря 2014 года N 620-5-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа переданы органам местного самоуправления.
За период с 2017 по 2021 год муниципальными образованиями Костромской области приобретено 432 жилых помещения на общую сумму 366 134,7 тыс. рублей.
15. В соответствии с Законом Костромской области от 21 декабря 2021 года N 166-7-ЗКО "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" общий объем выделенных средств для приобретения 111 жилых помещений в 2022 году составил 135 869,9 тыс. рублей, что на 40 процентов выше уровня 2021 года.
16. Развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов является существенным фактором развития экономики, строительного комплекса и социальной сферы Костромской области. Промышленность строительных материалов Костромской области обеспечивает потребности строительного комплекса в полном объеме - по бетону, раствору, бетонным и железобетонным конструкциям, стеновым материалам, материалам мягким кровельным. Полностью потребности области покрываются импортом из других регионов Российской Федерации и дружественных стран зарубежья в следующих материалах и изделиях: портландцемент, белый и цветные цементы, стальная арматура для железобетонных изделий, профильная и листовая сталь, стекло оконное и витринное, изделия теплоизоляционные на основе минерального волокна, керамические и керамогранитные плиты для отделки стен и устройства полов, огнеупорные и кислотоупорные материалы и изделия, керамические санитарно-технические изделия, полимерные отделочные материалы и изделия, акустические плиты, пигменты.
17. В Костромской области из-за недостатка или отсутствия сырьевых ресурсов не производятся такие строительные материалы, как цемент, асбестоцемент, профильная, листовая и арматурная сталь, стекло, ряд других.
18. В настоящее время на территории Костромской области осуществляется жилищное строительство на 5 018 земельных участках общей площадью 739,551 га, в том числе:
1) строительство многоквартирных жилых домов - на 157 земельных участках площадью 3 76,189 га;
2) строительство объектов индивидуального жилищного строительства - на 4 861 земельном участке площадью 363,362 га.
19. Муниципальными образованиями Костромской области проводится работа по формированию и предоставлению земельных участков для целей жилищного строительства. Перечни земельных участков размещаются на официальных сайтах муниципальных образований Костромской области по мере их формирования.
20. Органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области самостоятельно ведется контроль за обеспечением земельных участков, планируемых под жилищное строительство, социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой. На данный момент во многих муниципальных образованиях Костромской области имеются земельные участки с частичным наличием объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.
21. Основным сдерживающим фактором является отсутствие у застройщиков и субъектов Российской Федерации средств на строительство инженерно-технических объектов инфраструктуры в рамках реализации проектов жилищного строительства.
22. Одной из мер по развитию жилищного строительства и улучшению условий проживания граждан является применение механизма комплексного развития территорий.
23. На территории Костромской области по итогам комплексного анализа территорий и земельных участков определено более 7 000 га для жилищного строительства, градостроительный потенциал которых составляет не менее 10 млн. кв. м жилья.
24. Существенной проблемой, препятствующей современному развитию жилищного строительства на территории Костромской области, является низкая энергетическая эффективность эксплуатации существующего жилищного фонда.
25. Низкое качество и надежность услуг по энергоснабжению жилищного фонда объясняется низкой платежной дисциплиной потребителей энергоресурсов, обусловленной дезорганизацией хозяйственного механизма.
26. Плохое состояние систем отопления, отсутствие приборов учета по воде и теплу обуславливают низкую эффективность использования энергии населением.
27. Высокая степень износа внутридомовых систем энергоснабжения (занос отложениями труб, отопительной аппаратуры, арматуры) приводит к частым отказам, повреждениям и необоснованно завышенным расходам энергоносителей.
28. Реализация государственной программы Костромской области "Стимулирование строительства жилья и обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Костромской области" (далее - Программа) позволит комплексно подойти к решению в регионе вопросов стимулирования жилищного строительства и обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Раздел II. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
29. Программа направлена на достижение стратегических приоритетов и целей, обозначенных в следующих документах:
1) Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474) ("Комфортная и безопасная среда для жизни");
2) государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - государственная программа Российской Федерации) ("Обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортности жилищного фонда потребностям населения", "Создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующего потребностям различных групп населения, а также для повышения доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации").
30. Программа ориентируется на достижение показателей, обозначенных в следующих документах:
1) Указе N 474 ("Улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. метров в год");
2) Указе Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации" ("Объем жилищного строительства", "Количество семей, улучшивших жилищные условия");
3) государственной программе Российской Федерации ("Улучшение жилищных условий к 2030 году не менее 5 млн. семей", "Увеличение годового объема ввода жилья до 120 млн. кв. метров к 2030 году").
31. Реализация Программы также направлена на достижение следующих ожидаемых результатов Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 12 июля 2021 года N 165-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года":
1) увеличение объемов строительства в 1,5 раза к 2017 году;
2) увеличение ввода в действие жилых домов до 382 тыс. кв. м в год.
Раздел III. Описание приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы
32. Основными приоритетами государственной политики в жилищной сфере являются обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующего потребностям различных групп населения, в том числе:
1) формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
2) обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, вовлечение в жилищное строительство неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков;
3) содействие комплексному развитию территорий;
4) стимулирование малоэтажной застройки;
5) содействие в развитии государственно-частного партнерства;
6) содействие реализации жилищных прав и гарантий отдельными категориями граждан, указанных в статьях 14, 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", признанных в установленном законодательством порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета многодетным семьям.
33. В результате реализации мероприятий Программы к 2030 году будет сформировано эффективное управление рынком жилья, которое в сочетании с целевыми мерами государственной поддержки отдельных категорий граждан, позволит улучшить жилищные условия к 2030 году не менее 19,6 тыс. семей.
34. В целях достижения поставленных задач:
1) в Костромской области реализуется региональная комплексная программа "Строительство объектов по действующим федеральным проектам на 2022 - 2024 годы и прогноз на 2025 - 2026 годы", утвержденная постановлением администрации Костромской области от "Об утверждении региональной комплексной программы "Строительство объектов по действующим федеральным проектам на 2022 - 2024 годы и прогноз на 2025 - 2026 годы", Меморандум об увеличении градостроительного потенциала, в том числе посредством комплексного развития территории, от 9 июня 2023 года N 25-д.
В соответствии с указанными в абзаце первом настоящего подпункта документами, градостроительный потенциал вырастет с 0,52 млн. кв. метров в 2023 году до 0,64 млн. кв. метров в 2030 году, в том числе в рамках комплексного развития территорий до 0,35 млн. кв. метров;
2) на территории Костромской области в 2022 году создан реестр типовых проектов для строительства индивидуальных жилых домов с разработанной проектно-сметной документацией;
3) в рамках реализации механизмов развития инфраструктуры на территории Костромской области разработаны проекты комплексного развития территорий в соответствии с положениями Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 года N 3268-р;
4) утверждены:
порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Костромской области на 2024 - 2030 годы на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей (приложение N 1 к Программе);
порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов, муниципальных округов) Костромской области на строительство объектов транспортной инфраструктуры в рамках мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации (приложение N 2 к Программе);
порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов, муниципальных округов) Костромской области на строительство объектов коммунальной инфраструктуры в рамках мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации (приложение N 3 к Программе).
Раздел IV. Цель Программы
35. Для обеспечения стратегических приоритетов основными направлениями в сфере реализации Программы являются:
1) развитие массового строительства стандартного жилья на территории Костромской области, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности;
2) развитие системы государственной поддержки граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий.
36. Основной целью государственной политики в сфере строительства жилья и обеспечения доступным и комфортным жильем граждан является обеспечение населения Костромской области доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья.
37. Основной целью Программы является улучшение жилищных условий к 2030 году не менее 19,6 тыс. семей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.