г. Краснодар |
|
21 ноября 2018 г. |
Дело N А63-477/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Епифановым М.В., при организации видеоконференцсвязи Арбитражным судом Ставропольского края в составе судьи Орловского Э.И. и Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Стрельчук У.В., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Валуевой Людмилы Николаевны (ИНН 263200730405, ОГРНИП 304263216900110) - Валуева Э.Э. (доверенность от 05.04.2014), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации города Пятигорска (ИНН 2632033540, ОГРН 1022601627575) - Штейна А.М. (доверенность от 29.12.2017), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, прокурора города Пятигорска, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Валуевой Людмилы Николаевны и администрации города Пятигорска на постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 (судьи Марченко О.В., Егорченко И.Н., Луговая Ю.Б.) по делу N А63-477/2017, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Валуева Людмила Николаевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Пятигорска (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 20.07.2016 N 2712 об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 506 кв. м с кадастровым номером 26:33:1503144:462, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, город-курорт Пятигорск, район жилого дома N 103 по проспекту Калинина (далее - земельный участок с кадастровым номером 26:33:1503144:462).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 11.09.2017 отклонено заявление Шахбекова В.В., Шахбековой Г.А., Рзаева Э.Г., Валуевой Ю.Г., Казаченко В.Г., Шапкиной Т.И. о привлечении их к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, признан недействительным пункт 3 постановления администрации от 20.07.2016 N 2712.
В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 апелляционная жалоба Шахбекова В.В., Шахбековой Г.А., Рзаева Э.Г., Валуевой Ю.Г., Казаченко В.Г., Шапкиной Т.И. на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.09.2017 в части отказа в удовлетворении заявлений о вступлении в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, оставлена без удовлетворения, а решение суда первой инстанции в этой части - без изменения. Производство по апелляционной жалобе Шахбекова В.В., Шахбековой Г.А., Рзаева Э.Г., Валуевой Ю.Г., Казаченко В.Г., Шапкиной Т.И. на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.09.2017 в остальной части прекращено. Апелляционная жалоба администрации оставлена без удовлетворения. По апелляционной жалобе предпринимателя решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.09.2017 отменено, постановление администрации от 20.07.2016 N 2712 признано недействительным. Суд апелляционной инстанции исходил из следующего. Земельный участок с кадастровым номером 26:33:1503144:462, схема расположения которого на кадастровом плане территории утверждена постановлением администрации от 20.07.2016 N 2712, является смежным по отношению к земельным участкам площадью 605 кв. м с кадастровым номером 26:33:150220:32, расположенному по адресу: г. Пятигорск, просп. Калинина, 97, и площадью 570 кв. м с кадастровым номером 26:33:150220:8, расположенному по адресу: г. Пятигорск, ул. Нины Попцовой, 38 (далее - земельные участки с кадастровыми номерами 26:33:150220:32, 26:33:150220:8). Последние принадлежат предпринимателю на праве собственности и используются в целях размещения и эксплуатации жилого дома с магазином. Утверждение схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 26:33:1503144:462 и его последующая приватизация приведет к невозможности разрешенного использования принадлежащего предпринимателю на праве собственности жилого дома, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры. Земельный участок с кадастровым номером 26:33:1503144:462 незаконно образован за счет земель общего пользования.
При установлении в отношении него условно разрешенного вида использования публичные слушания не проводились. Обжалуемое постановление не повлияло на права и обязанности Шахбекова В.В., Шахбековой Г.А., Рзаева Э.Г., Валуевой Ю.Г., Казаченко В.Г., Шапкиной Т.И.
Администрация и предприниматель обжаловали постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс). Администрация настаивает на том, что земельный участок с кадастровым номером 26:33:1503144:462 образован на свободной от чьих-либо прав площади, его границы не пересекают (не налагаются) на границы земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:150220:32, 26:33:150220:8. Градостроительным регламентом территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами в качестве условно разрешенного вида использования земельных участков предусмотрено размещения гостиниц. Администрацией не нарушен порядок образования земельного участка с кадастровым номером 26:33:1503144:462. Вопрос об условно разрешенном использовании земельного участка решается на стадии его предоставления. Утверждение схемы его расположения на кадастровом плане территории не повлекло нарушение прав и законных интересов предпринимателя. Кассационная жалоба предпринимателя мотивирована следующим. В границах земельного участка с кадастровым номером 26:33:1503144:462 расположен водный объект общего пользования, поэтому участок не может быть объектом гражданского оборота. Обжалуемым судебным актом не восстановлены нарушенные права и законные интересы заявителя. Постановление суда апелляционной инстанции не содержит указания на исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 26:33:150314:462 и присуждение администрации к включению спорной территории в границы земельного участка площадью 5605 кв. м с кадастровым номером 26:33:000000:18825, расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Нины Попцовой, с разрешенным использованием под объектами уличной сети (далее - земельный участок с кадастровым номером 26:33:000000:18825) и к восстановлению его первоначального состояния.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей предпринимателя и администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 подлежащим частичному изменению.
Судами апелляционной инстанции, в том числе из вступивших в законную силу судебных актов Арбитражного суда Ставропольского края по делам N А63-3816/2014, А63-3082/2016 и Пятигорского городского суда Ставропольского края по делу N 2-2280/2015 установлено, что предприниматель является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:150220:32, 26:33:150220:8 и расположенного на одном из них жилого дома со встроенным магазином. Строительство последнего осуществлено в 2012 году на основании разрешения на строительство N Ru26308000-0114-2009, выданного предпринимателю во исполнение постановления администрации от 25.06.2009 N 2630 в редакции постановлений от 08.10.2010 N 4888, 15.10.2012 N 4064. Архитектурно-планировочным заданием от 23.03.2009 предпринимателю предписывались сохранение, реконструкция и использование существующих подъездных путей и пешеходных дорожек из асфальтобетона и декоративной бетонной плитки, предусматривались озеленение, установка малых архитектурных форм, ограждения на свободной от застройки территории. Земельный участок с кадастровым номером 26:33:000000:18825, образованный в целях использования объектов уличной сети города, является смежным по отношению к земельным участкам с кадастровыми номерами 26:33:150314:32, 26:33:150220:8.
На основании обращения муниципального учреждения "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" (далее - учреждение) постановлением администрации от 20.07.2016 N 2712 утверждена схема расположения на кадастровом плане территории земельного участка, площадь которого составила 506 кв. м, а кадастровый учет осуществлен 23.08.2016 под кадастровым номером 26:33:1503144:462. В качестве разрешенного использования участка указано гостиничное обслуживание. (код вида 4.7). Выполнение соответствующих кадастровых работ и подготовка межевого плана от 17.08.2016 произведены по заданию учреждения. Постановлением администрации от 02.09.2016 N 3449 земельный участок с кадастровым номером 26:33:1503144:462 как находящийся в пределах курорта федерального значения включен в реестр муниципального имущества города Пятигорска.
В экспертном заключении общества с ограниченной ответственностью "Независимая Экспертная Организация "ИСТИНА" от 03.07.2018 N 279 приведены выводы о том, что земельный участок с кадастровым номером 26:33:150314:462 на момент его образования не закрыт для доступа неопределенного круга лиц, фактически находится в границах территории общего пользования, частично занят лесом и внутриквартальным проездом с площадкой для разворота всех видов автомобильного транспорта, централизованной ливневой системой водоотведения и поверхностным водным объектом (ручьем). На нем также частично расположены глубинный анодный заземлитель подземного стального распределительного газопровода, водопровод жилого дома, площадка для сбора твердых бытовых отходов. Внутриквартальный проезд используется в целях обеспечения пожарной безопасности, а также неограниченным кругом лиц в соответствии со сложившейся планировкой территории и существующим землепользованием.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения предпринимателя в арбитражный суд. Законность постановления арбитражного суда апелляционной инстанции проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) допускается образование земельных участков при разделе, объединении, перераспределении или выделе земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса). Образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой их расположения на кадастровом плане территории (пункт 1 статьи 11.3). Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункты 4 и 6 статьи 11.9).
Статьей 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории определяется как изображение границ каждого образуемого земельного участка с указанием их площади (пункт 1). Ее подготовка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (пункт 2). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона на право заключения договора аренды обеспечивается уполномоченным органом (пункт 3).
В утверждении схемы расположения земельного участка должно быть отказано, если она разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса требований к образуемым земельным участкам, не соответствует утвержденному проекту планировки территории или предусматривает образование земельного участка в границах территории, для которой утвержден проект межевания (подпункты 3, 4, 5 пункта 16).
Под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка (пункт 1 статьи 262 Гражданского кодекса). Законодателем не устанавливался прямой запрет на предоставление в аренду земельных участков, образованных за счет территорий общего пользования. Вместе с тем, предоставление земельного участка на территории общего пользования в индивидуальное арендное пользование создает угрозу реализации неограниченным кругом лиц права на беспрепятственное пользование таким участком (правовая позиция о недопустимости предоставления в пользование конкретному лицу территорий общего пользования была сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10).
Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) красные линии определяются как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, а территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (статья 1). Красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (части 4, 5 статьи 23).
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определены в Инструкции РДС 30-201-98, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция). Красные линии представляют собой границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях (пункт 3.3). Их соблюдение обязательно при межевании застроенных или подлежащих застройке земель (пункт 3.4). Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользовании (пункт 3.6). Красные линии подлежат обязательному отражению и учёту в генеральных планах, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей, при установлении границ землепользовании, в проектах межевания территорий, в земельном и градостроительном кадастрах (пункт 3.8).
Статьей 39 Градостроительного кодекса в процедуру предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка включены обращение заинтересованного лица с соответствующим заявлением в комиссию, обсуждение этого вопроса на публичных слушаниях, подготовка заключения о результатах публичных слушаний, подготовка комиссией рекомендации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, принятие на их основании главой местной администрации решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования и его официальное опубликование.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, в том числе результаты судебной экспертизы, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суд апелляционной инстанции обоснованно заключили о следующем. Утверждением администрацией схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для размещения гостиницы созданы предпосылки ограничения разрешенного использования предпринимателем принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 26:33:150314:32, 26:33:150220:8 и объектов недвижимости, ограничений режима территорий общего пользования, затруднений в использовании расположенных в утвержденных границах объектов транспортной и инженерной инфраструктуры. Утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории противоречит требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса.
В утвержденных границах земельный участок с кадастровым номером 26:33:1503144:462 не может быть предоставлен в индивидуальное арендное пользование. Градостроительным регламентом территориальной зоны "Ж-4", установленным Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Пятигорск, утвержденными решением Думы города-курорта Пятигорска от 12.11.2014 N 35-47 РД, гостиницы отнесены к условно разрешенному виду использования земельного участка. Установленный Градостроительным кодексом порядок предоставления разрешения на такой вид использования администрацией также не соблюден.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку на основании утвержденной оспариваемым ненормативным актом администрации земельный участок с кадастровым номером 26:33:1503144:462 поставлен на кадастровый учет, суду апелляционной инстанции в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов предпринимателя в резолютивной части постановления следовало указать на него как на основание снятия земельного участка с кадастровым номером 26:33:1503144:462 с кадастрового учета.
Пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы уполномочен на изменение обжалуемых судебных актов в части и принятие нового судебного акта без передачи дела на новое рассмотрение при установлении судами фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильного применения ими норм процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
дополнить резолютивную часть постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 по делу N А63-477/2017 абзацем следующего содержания: "постановление является основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка площадью 506 кв. м с кадастровым номером 26:33:1503144:462, расположенного по адресу: город-курорт Пятигорск, район жилого дома N 103 по проспекту Калинина".
В остальной части постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 по делу N А63-477/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.