Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена постановлением
администрации города
Южно-Сахалинска
от 31.07.2023 N 2267-па
Муниципальная программа
"Развитие в городском округе "Город Южно-Сахалинск" сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2024 - 2030 годы"
Паспорт
муниципальной программы "Развитие в городском округе "Город Южно-Сахалинск" сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2024 - 2030 годы"
|
Наименование муниципальной программы |
"Развитие в городском округе "Город Южно-Сахалинск" сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2024 - 2030 годы" (далее - Программа) |
|||
|
Ответственный исполнитель программы |
Администрация города Южно-Сахалинска в лице Департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка |
|||
|
Обоснование разработки программы |
Государственная программа "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 N 427; Постановление администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2023 N 1178-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ"; Распоряжение администрации города Южно-Сахалинска от 23.12.2022 N 1049-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы". |
|||
|
Цель программы |
Содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" |
|||
|
Задачи программы |
1. Создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, уменьшение рисков потери урожая; 2. Поддержка малых форм хозяйствования; 3. Поддержка садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ; 4. Создание условий для расширения рынка сбыта сельскохозяйственной продукции |
|||
|
Целевые индикаторы и показатели программы |
1. Урожайность картофеля в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах; 2. Урожайность овощей открытого грунта в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах; 3. Удой молока на 1 фуражную корову в год в сельхозпредприятиях; 4. Численность поголовья коров и северных оленей в ЛПХ; 5. Численность поголовья сельскохозяйственных животных в ЛПХ; 6. Количество садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, получивших поддержку; 7. Количество проведенных городских сельскохозяйственных ярмарок. |
|||
|
Этапы и сроки реализации программы |
Программа реализуется в 1 этап. 2024 - 2030 годы |
|||
|
Объемы и источники финансирования |
Общий объем средств, направляемых на реализацию программы 146233,5 тыс. руб., в том числе по годам и источникам финансирования: |
|||
|
Годы |
Всего, тыс. руб. |
Областной бюджет |
Местный бюджет |
|
2024 |
20954,5 |
7659,0 |
13295,5 |
||
2025 |
19310,0 |
7659,0 |
11651,0 |
||
2026 |
20893,8 |
5574,4 |
15319,4 |
||
2027 |
20893,8 |
5574,4 |
15319,4 |
||
2028 |
21393,8 |
5574,4 |
15819,4 |
||
2029 |
21393,8 |
5574,4 |
15819,4 |
||
|
2030 |
21393,8 |
5574,4 |
15819,4 |
|
|
Итого |
146233,5 |
43190,0 |
103043,5 |
|
|
Объемы финансирования из бюджета городского округа могут быть скорректированы с учетом обеспеченности бюджета. |
||||
|
Ожидаемые результаты реализации программы |
К 2030 году: 1. Увеличение урожайности картофеля в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах с 262,5 ц/га до 285,2 ц/га; 2. Увеличение урожайности овощей открытого грунта в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах с 470,6 ц/га до 489,6 ц/га; 3. Увеличение удоя молока на 1 фуражную корову в год в сельхозпредприятиях с 6537 кг до 6870 кг; 4. Сохранение численности поголовья коров и северных оленей в ЛПХ на уровне 39 голов; 5. Сохранение численности поголовья сельскохозяйственных животных в ЛПХ на уровне 350 условных голов; 6. Оказание финансовой поддержки 5 садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам ежегодно; 7. Организация 15 городских сельскохозяйственных ярмарок ежегодно. |
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации муниципальной программы
Сельское хозяйство городского округа "Город Южно-Сахалинск" специализируется на производстве картофеля, овощей открытого и защищенного грунта, мяса, молока, яиц.
В настоящее время в городском округе "Город Южно-Сахалинск" функционируют 6 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 24 крестьянских (фермерских) хозяйства (далее - КФХ), 3,4 тысяч семей занимаются личным подсобным хозяйством (далее - ЛПХ).
Современное состояние отрасли позволяет за счет собственного производства удовлетворить потребности населения в картофеле на 94%, яйце - 92%, молоке - 71,9%. Высокий уровень обеспеченности по овощам открытого и защищенного грунта (98%). Потребность в мясе за счет местного производства удовлетворяется на 23% .
По сравнению с 2019 годом в 2021 году увеличилось производство молока на 10,5%, мяса скота и птицы на 43,5%, яиц на 0,7%. Данное увеличение стало возможным за счет финансового оздоровления АО "Совхоз "Южно-Сахалинский", улучшения содержания и рациона кормления животных, а также за счет бройлерного производства и реконструкции птичников в АО "Птицефабрика Островная".
Значительное увеличение производства картофеля почти в 2 раза по сравнению с 2019 годом произошло за счет перераспределения в 2020 году земельных ресурсов АО "Совхоз "Южно-Сахалинский". Посевная площадь картофеля в Южно-Сахалинском отделении совхоза составляет 555 га. Ранее посадку картофеля АО "Совхоз "Южно-Сахалинский" осуществлял в Анивском городском округе.
Производство овощей открытого грунта осталось на уровне 2019 года.
Решение вопроса в обеспечении населения городского округа "Город Южно-Сахалинск" доступными и качественными продуктами питания видится через развитие фирменной торговой сети и ярмарочной торговли. Ярмарки с участием предприятий сельского хозяйства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, предприятий пищевой, перерабатывающей и рыбной промышленности востребованы населением за счет расширения возможности приобретения свежей качественной продукции местного производства по ценам производителя, без наценки посредника.
Несмотря на достигнутые положительные результаты потенциал агропромышленного комплекса городского округа "Город Южно-Сахалинск" используется не полностью.
Сельское хозяйство муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" имеет ряд проблем, ограничивающих развитие данной отрасли.
Основные проблемы сельского хозяйства, на решение которых направлены мероприятия программы.
1. Снижение плодородия и деградации земель.
Качественное состояние мелиорируемых земель ежегодно ухудшается, снижается их плодородие. Оборотных средств предприятий не хватает для проведения мероприятий по улучшению плодородия земель. Увеличиваются площади закисленных почв. Более 75% сельхозугодий сегодня относятся к кислым почвам. Из-за кислой реакции почвенной среды сельхозтоваропроизводители не добирают до 30% урожая. Недостаток средств негативно отражается не только на урожайности картофеля и овощей, но и на состоянии кормовой базы, от качества которой, зависит продуктивность животноводства и производство молока.
2. Низкий уровень проведения мероприятий по защите растений.
Сельскохозяйственное производство осложнено многолетней фитосанитарной дестабилизацией сельскохозяйственных угодий, увеличивается численность и вредоносность фитосанитарных объектов, что ведет к снижению урожайности картофеля и овощей и, в итоге, к уменьшению производства растениеводческой продукции в целом.
Проведение мероприятий по защите растений позволит многократно уменьшить риски потери урожая, что обеспечит стабильность в производстве сельскохозяйственной продукции.
3. Снижение поголовья молочного стада и производства молока в личных подсобных хозяйствах.
Продолжается тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота и, в том числе, дойного стада в личных подсобных хозяйствах. В связи с отводом сельхозугодий под жилищную застройку, недостатком пастбищ и сенокосов, социально-демографическими факторами, население вынуждено отказываться от содержания и разведения в хозяйствах крупного рогатого скота.
4. Недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры.
В связи с тем, что не всегда обеспечивается связь между производителем и потребителем продовольствия, ограничивается возможность сбыта продуктов местными сельскохозяйственными товаропроизводителями по приемлемым ценам, что снижает уровень конкуренции, ведет к завышению цен на продукты питания. Особенно это касается малых форм хозяйствования: крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, членов садоводческих или огороднических товариществ, желающих реализовать продукцию собственного производства.
В целях создания условий для расширения рынка сбыта сельскохозяйственной продукции местного производства необходимо осуществлять выездную торговлю в села и планировочные районы городского округа "Город Южно-Сахалинск", а также проводить ярмарки, где производители смогут реализовывать, а население приобретать качественную продукцию без посредников по ценам производителя.
Проведение данных мероприятий позволит увеличить объемы продаж местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, что в свою очередь повлечет повышение доходности сельскохозяйственного производства. С другой стороны, у горожан, в том числе проживающих в селах и планировочных районах, появится возможность покупать свежую сельскохозяйственную продукцию по отпускным ценам производителей, без посреднических наценок.
Комплексная оценка социально-экономической ситуации в сельском хозяйстве свидетельствует о том, что сельскохозяйственные товаропроизводители функционируют в сложных экономических условиях, которые определяются дефицитом финансовых ресурсов, недостаточной материально-технической базой, неблагоприятными ценовыми соотношениями на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, недостаточным уровнем инвестиций.
Отличительными особенностями сельскохозяйственного производства Сахалинской области, в том числе и городского округа "Город Южно-Сахалинск" являются:
- значительная его отдаленность от основных районов производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства (удобрения, сельскохозяйственная техника, запчасти и т.д.);
- высокие транспортные расходы;
- издержки производства, обусловленные неблагоприятными природно-климатическими условиями;
- отсутствие сырьевой базы (зерновых) для производства комбикормов, отсутствие перерабатывающей и сбытовой инфраструктуры;
- низкая конкурентоспособность производимой сельскохозяйственной продукции и зависимость производства от поставок с материка;
- недостаточная научная база для развития племенного животноводства и семеноводства.
Все эти особенности придают сельскохозяйственному производству особую специфичность, которую необходимо учитывать при решении вопросов экономического и социального развития отрасли.
В прогнозный период наметятся следующие значимые тенденции:
- увеличение инвестиций на повышение плодородия почв и развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, стимулирование улучшения использования земельных угодий;
- преодоление стагнации в животноводстве, создание условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;
- ускорение обновления технической базы агропромышленного производства;
- увеличение инвестиций на строительство, реконструкцию и модернизацию сельскохозяйственных объектов.
Вместе с тем, на развитие отрасли могут оказать влияние следующие негативные факторы: неблагоприятные природно-климатические условия, снижение плодородия почв, отсутствие квалифицированных кадров в сельскохозяйственных предприятиях, низкие закупочные цены на молоко, отвод сельскохозяйственных угодий под застройку и т.д.
2. Приоритеты и цели в сфере реализации муниципальной программы, описание основных целей и задач муниципальной программы
Приоритеты муниципальной политики в сфере развития агропромышленного комплекса соответствуют приоритетам государственной и региональной политики и базируются на положениях Закона Сахалинской области от 15.07.2011 N 81-ЗО "О развитии сельского хозяйства Сахалинской области", государственной программы "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 N 427.
К приоритетам программы относится создание условий для надежного обеспечения населения продуктами питания, поддержка малых форм хозяйствования, садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ.
Основной целью программы является содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Для достижения этой цели программой предусматривается решение следующих задач:
1. Создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, уменьшение рисков потери урожая.
2. Поддержка малых форм хозяйствования.
3. Поддержка садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ.
4. Создание условий для расширения рынка сбыта сельскохозяйственной продукции.
3. Прогноз конечных результатов муниципальной программы
Прогноз конечных результатов реализации программы основывается на достижении значений ее основных показателей (индикаторов).
В условиях невозможности расширения посевных площадей основным направлением увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции является увеличение урожайности сельхозкультур.
К 2030 году за счет проведения агротехнических мероприятий (внесение минеральных удобрений, известкования, средств защиты растений) повысится урожайность картофеля и овощей, что повлияет на увеличение производственных показателей по данным культурам. Объем производства картофеля в сельхозпредприятиях и КФХ возрастет на 5,5% (с 19791 тонны в 2021 году до 20877 тонн к 2030 году), улучшатся сортовые и вкусовые качества данной продукции, что важно как для производителей, так и для потребителей. Средняя урожайность картофеля в сельскохозяйственных организациях и КФХ к 2030 году возрастет на 8,6% и составит 285,2 ц/га, против 262,5 ц/га в 2021 году.
Объем производства овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях и КФХ к 2030 году возрастет с 11458 тонн до 11623 тонн, что на 1,4% выше уровня 2021 года. Урожайность овощей в открытом грунте в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ повысится на 3,7% с 470,6 цн/га в 2021 году до 489,6 цн/га к 2030 году.
Мероприятия по повышению плодородия земель кормовых угодий положительно влияют на качество заготовленных кормов. Кормовая база для молочного стада крупного рогатого скота играет ключевую роль в процессе производства молока и напрямую влияет на продуктивность коров. К 2030 году удой молока на 1 фуражную корову в год в сельхозпредприятиях увеличиться на 5% с 6537 кг в 2021 году до 6870 кг.Производство молока к 2030 году в сельскохозяйственных предприятиях увеличиться на 5% с 5491 тонны до 5771 тонны.
Проводимые мероприятия позволят сельскохозяйственным производителям формировать стабильные урожаи сельскохозяйственных культур, обеспечивающих продовольственную безопасность городского округа "Город Южно-Сахалинск", а также повысить плодородие почв, в том числе и кормовых угодий.
Мероприятия по поддержке малых форм хозяйствования, в виде субсидий личным подсобным хозяйствам, на содержание коров, а также предоставление населению льготного комбикорма позволит сохранить существующее поголовье сельскохозяйственных животных в ЛПХ городского округа "Город Южно-Сахалинск", в том числе поголовье дойного стада крупного рогатого скота, на уровне 100%.
Численность поголовья коров в ЛПХ к 2030 году планируется сохранить на уровне 39 голов.
Численность поголовья сельскохозяйственных животных в ЛПХ планируется сохранить на уровне 350 условных голов.
Ежегодно планируется оказывать финансовую поддержку 5 садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам, выполнивших работы по инженерному обеспечению территорий данных товариществ. За период реализации программы получат поддержку до 35 садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ.
Ежегодно будет проводиться порядка 15 городских сельскохозяйственных ярмарок с предоставлением не менее 10 торговых мест сельскохозяйственным товаропроизводителям: сельхозпредприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, владельцам ЛПХ, членам садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ. Количество предоставленных мест на городских сельскохозяйственных ярмарках к 2030 году составит 150 единиц. За весь период реализации программы будет проведено 105 городских сельскохозяйственных ярмарок.
Предварительная оценка ожидаемой результативности производится по целевым индикаторам, позволяющим оценить ход реализации Программы.
Конечный результат муниципальной программы будет складываться из итогов реализации, входящих в ее состав мероприятий.
Перечень показателей и индикаторов носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в ходе реализации Программы.
4. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Сроки реализации программы 2024 - 2030 годы. Программа реализуется в один этап.
5. Перечень мероприятий муниципальной программы
Реализация мероприятий программы планируется в рамках реализации поставленных задач.
1. Задача "Создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, уменьшение рисков потери урожая"
Необходимость осуществления государственной поддержки, направленной на сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, как основного средства сельскохозяйственного производства, а также на защиту растений, обусловлена необходимостью частичного сокращения сложившегося диспаритета между ценами на сельскохозяйственную продукцию и на материально-технические ресурсы. Из-за низкой финансовой обеспеченности сельскохозяйственных производителей, не в достаточном объеме производится известкование почв, что ведет к увеличению их кислотности, а также к потерям объемов урожая. Недостаток у сельскохозяйственных производителей оборотных средств не позволяет в полной мере осуществлять мероприятия по внесению минеральных удобрений.
Для решения данной задачи программой предусмотрены следующие мероприятия:
- мероприятие 1 "Предоставление субсидии из бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" на возмещение затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на повышение плодородия земель, занятых под картофель, овощи и кормовые угодья";
- мероприятие 2 "Предоставление субсидии из бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" на возмещение затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на проведение мероприятий по защите растений".
Реализация мероприятий направлена на создание условий для увеличения объемов производства качественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, путем внесения минеральных удобрений и известняковой муки, а также на сохранение полученного урожая, путем уничтожения вредителей, болезней растений и сорняков с использованием химических и биологических средств в полевых условиях на площадях, занятых под картофель и овощи открытого грунта.
Результатом данного мероприятия является формирование стабильных урожаев сельскохозяйственных культур, обеспечивающих продовольственную безопасность городского округа "Город Южно-Сахалинск", воспроизводства природного плодородия почв.
Субсидии за счет средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на частичное возмещение затрат на приобретение минеральных удобрений, известняковой муки для повышения плодородия почв, а также на приобретение химических и биологических средств для проведения мероприятий по защите растений, на заявительной основе и в соответствии с Порядками, определенными муниципальными нормативными правовыми актами.
Возмещение затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям по повышению плодородия земель и защите растений проводится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете городского округа "Город Южно-Сахалинск" на текущий финансовый год.
2. Задача "Поддержка малых форм хозяйствования"
Продолжается тенденция снижения поголовья сельскохозяйственных животных, крупного рогатого скота, в том числе, дойного стада в личных подсобных хозяйствах. Причина снижения - отвод сельхозугодий под жилищную застройку в селах и планировочных районах городского округа "Город Южно-Сахалинск", а также повышение затрат на содержание животных.
В целях стимулирования хозяйств населения сохранения существующего поголовья сельскохозяйственных животных, в том числе дойного стада, программой предусмотрены следующие мероприятия:
- мероприятие 3 "Предоставление субсидии из бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, на возмещение затрат на содержание коров и северных оленей";
- мероприятие 4 "Предоставление субсидии из бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" на возмещение затрат, связанных с поставкой в централизованном порядке для личных подсобных хозяйств комбикормов для сельскохозяйственных животных и птицы, а также фуражного зерна для птицы".
- Результатом данных мероприятий является сохранение поголовья сельскохозяйственных животных, в том числе коров и северных оленей в личных подсобных хозяйствах за счет возмещения части затрат на содержание животных, уменьшения расходов на корма и зерно, что позволит повысить уровень самообеспеченности населения молоком, мясом, яйцом.
Отбор получателей субсидий и организация выполнения мероприятий 3 и 4 осуществляется администрацией городского округа "Город Южно-Сахалинск" в соответствии с порядками, определенными муниципальными нормативными правовыми актами.
Предоставление субсидии производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете городского округа "Город Южно-Сахалинск", на текущий финансовый год.
3. Задача "Поддержка садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ".
Для решения данной задачи программой предусмотрено:
- мероприятие 5 "Предоставление субсидий садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам городского округа "Город Южно-Сахалинск" на возмещение части затрат на инженерное обеспечение территорий данных товариществ".
Целью предоставления субсидий является финансовая поддержка садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, в части возмещения части затрат на инженерное обеспечение территорий данных товариществ на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Результатом мероприятия является обеспечение территорий садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ электроснабжением, водоснабжением и водоотведением, строительство и ремонт дорог.
Субсидии предоставляются садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам, на заявительной основе и в соответствии с порядками, определенными муниципальными нормативными правовыми актами.
Предоставление субсидий производится в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете городского округа "Город Южно-Сахалинск" на текущий финансовый год.
4. Задача "Создание условий для расширения рынка сбыта сельскохозяйственной продукции".
С целью расширения рынка сбыта продукции, производимой местными производителями, программой предусмотрено:
- мероприятие 6 "Организация городских сельскохозяйственных ярмарок на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Реализация мероприятия направлена на:
- демонстрацию возможностей местных сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- продвижение на региональный рынок сельскохозяйственной продукции и продукции перерабатывающей промышленности местного производства с целью повышения ее конкурентоспособности;
- пропаганду развития сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах.
К участию в городских сельскохозяйственных ярмарках привлекаются сельскохозяйственные товаропроизводители всех категорий, предприятия пищевой, перерабатывающей и рыбной промышленности, члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ.
Проведение данного мероприятия позволит увеличить объемы продаж местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, а у горожан, в том числе проживающих в селах и планировочных районах, появиться возможность покупать продукцию по отпускным ценам производителей, без посреднических наценок.
Бюджетное финансирование необходимо для организации специально оборудованных торговых мест, организации санитарной очистки и уборки места проведения ярмарки, услуг по монтажу и демонтажу палаток, организации рекламы ярмарок и т.д.
Финансирование мероприятия производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете городского округа "Город Южно-Сахалинск" на текущий финансовый год и в соответствии с порядками, определенными муниципальными нормативными правовыми актами.
Перечень мероприятий программы представлен в приложении N 1 к программе.
6. Характеристика мер правового регулирования муниципальной программы
Для реализации мероприятий программы разработаны и действуют нормативно-правовые акты, приведенные в приложении N 5 к программе.
7. Перечень индикаторов муниципальной программы
Сведения об индикаторах достижения целей и задач программы представлены в приложении N 2 к настоящей программе.
8. Обоснование состава и значений соответствующих индикаторов муниципальной программы
Состав целевых индикаторов Программы выбран в соответствии со следующими принципами и условиями:
- способность индикаторов отражать происходящие процессы;
- наблюдаемость значений индикаторов в течение срока реализации Программы;
- сопоставимость (использование показателей, значения которых относительно легко сравниваются между собой как применительно к разным периодам времени);
- своевременность и регулярность (возможность надежно получать необходимые данные);
- наличия Соглашения о софинансировании с курирующим органом исполнительной власти Сахалинской области.
Перечень индикаторов носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в ходе реализации Программы.
Индикаторы программы определяются в количественном измерении с годовой периодичностью за отчетный период на основе статистической, справочной информации, а также на основании осуществления мониторинга и анализа полученных фактических данных, поступивших от организаций и учреждений участвующих в реализации мероприятий Программы.
Для расчета индикаторов и сбора исходных данных используется информация Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области (далее - Сахалинстат).
Конечные результаты реализации программы основываются на достижении значений ее основных показателей (индикаторов):
1. "Урожайность картофеля в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах", (ц/га);
Итоговое плановое значение индикатора установлено по среднему значению урожайности картофеля за 5-летний период (2017 - 2021 годы) согласно данным Сахалинстата по сведениям статистических бюллетеней "Валовый сбор урожая сельскохозяйственных культур по категориям хозяйств" и "Использование посевных площадей по категориям хозяйств". Индикаторы 2024 - 2030 годов рассчитаны исходя из базового значения показателя урожайности 2021 года с учетом ежегодного повышения показателя на 1,4%. Фактический годовой показатель формируются по итогам сбора урожая текущего года, согласно сведениям статистического бюллетеня Сахалинстата "Валовый сбор урожая сельскохозяйственных культур по категориям хозяйств".
2. Урожайность овощей открытого грунта в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, (ц/га)
Итоговое плановое значение индикатора установлено по среднему значению урожайности овощей открытого грунта за 5-летний период (2017 - 2021 годы) согласно данным Сахалинстата по сведениям статистических бюллетеней "Валовый сбор урожая сельскохозяйственных культур по категориям хозяйств" и "Использование посевных площадей по категориям хозяйств". Индикаторы 2024 - 2030 годов рассчитаны исходя из базового значения показателя урожайности 2021 года с учетом ежегодного повышения показателя на 0,6%. Фактический годовой показатель формируется по итогам сбора урожая текущего года, согласно сведениям статистического бюллетеня Сахалинстата "Валовый сбор урожая сельскохозяйственных культур по категориям хозяйств".
3. "Удой молока на 1 фуражную корову в год в сельхозпредприятиях", (кг)
Итоговое плановое значение индикатора установлено на основании проведенного анализа роста среднего значения продуктивности коров за 5-летний период (2018 - 2022 год) по данным статистического бюллетеня Сахалинстата "Основные показатели животноводства в сельскохозяйственных организациях по Сахалинской области". Индикаторы 2024 - 2030 годов рассчитаны исходя из базового значения показателя 2021 года с учетом ежегодного повышения показателя на 0,8%.
Отчетные данные предоставляются сельскохозяйственными предприятиями городского округа "Город Южно-Сахалинск" поквартально, 4 раза в год, до 15 числа месяца следующего за отчетным. Фактический годовой показатель определяется по данным Сахалинстата за отчетный год.
4. "Численность поголовья коров и северных оленей в ЛПХ", (голов)
Плановое значение индикатора установлено на основании данных статистического бюллетеня "Поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий Сахалинской области", по состоянию на 01.01.2023. Отчетный показатель формируется на основании отчетности о численности поголовья сельскохозяйственных животных в ЛПХ, предоставляемой отделами по управлению территориями и селами МКУ "Управление мониторинга городского хозяйства" администрации города Южно-Сахалинска ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Фактический годовой показатель определяется по данным Сахалинстата за отчетный год по статистическому бюллетеню "Поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий Сахалинской области".
5. "Численность поголовья сельскохозяйственных животных в ЛПХ, (условных голов)
Плановое значение индикатора установлено на основании данных статистического бюллетеня "Поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий Сахалинской области", по состоянию на 01.01.2023, с применением коэффициентов перевода в условные головы, установленных "Порядком предоставления и распределения субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на развитие агропромышленного комплекса" государственной программы "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08. 2013 N 427. Отчетный показатель формируется на основании отчетности о численности поголовья сельскохозяйственных животных в ЛПХ, предоставляемой отделами по управлению территориями и селами МКУ "Управление мониторинга городского хозяйства" администрации города Южно-Сахалинска ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Фактический годовой показатель определяется по данным Сахалинстата за отчетный год с применением коэффициентов перевода в условные головы.
6. Плановое значение индикатора "Количество садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, получивших поддержку", (единиц)
Плановое значение индикатора сформировано из анализа полученных фактических данных, поступивших от садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, планирующих проведение работ по благоустройству внутренней инженерной инфраструктуры. Фактический годовой показатель определяется по количеству садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, получивших субсидию на вышеуказанные цели.
7. "Количество проведенных городских сельскохозяйственных ярмарок" Плановое значение индикатора установлено из расчета проведения городских сельскохозяйственных ярмарок: 1 раз в месяц. Кроме того, предусмотрено проведение 3-х городских сельскохозяйственных ярмарок по началу и окончанию сезонных полевых работ. Фактический годовой показатель определяется по количеству проведенных городских сельскохозяйственных ярмарок.
9. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Общий объем финансирования программы носит прогнозный характер.
В ходе реализации программы мероприятия и объемы финансирования подлежат корректировке в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в бюджете городского округа "Город Южно-Сахалинск", на соответствующий финансовый год.
Ресурсное обеспечение программы в разрезе мероприятий и источников финансирования по годам представлено в приложениях N 3 и N 4 к программе.
10. Меры муниципального регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей муниципальной программы
Наращиванию прогнозируемых темпов роста развития сельского хозяйства на 2024 - 2030 годы могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.
К основным рискам относятся:
- макроэкономические риски, включающие рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей обеспечивать реализацию приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы населения. С целью продвижения на региональный рынок сельскохозяйственной продукции и продукции перерабатывающей промышленности местного производства, а также с целью сдерживания роста розничных цен, в программе предусмотрено мероприятие по организации городских сельскохозяйственных ярмарок, где население может приобрести продукцию по ценам местных производителей без наценок;
- природные риски, связанные с размещением регионального сельскохозяйственного производства в зоне рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. А также высокая степень зависимости объемов урожая от импорта средств защиты растений. На снижение негативных последствий рисков, связанных с земледелием, направлены программные мероприятия по улучшению плодородия земель и уменьшение рисков потери урожая, путем проведения мероприятий по защите растений;
- социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности. В целях стимулирования развития животноводства в малых формах хозяйствования и сохранения населением поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, в том числе дойного стада, программой предусмотрены следующие мероприятия по оказанию мер поддержки гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства: субсидия на возмещение затрат на содержание коров и северных оленей, а также субсидия на возмещение затрат, связанных с поставкой в централизованном порядке для личных подсобных хозяйств комбикормов для сельскохозяйственных животных и птицы, а также фуражного зерна для птицы.
К мерам регулирования и управления вышеуказанными рисками, способным минимизировать последствия неблагоприятных явлений и процессов, следует отнести:
- мониторинг выполнения программы, регулярный анализ и, при необходимости, ежегодная корректировка индикаторов и показателей, а также мероприятий программы;
- оперативное реагирование и внесение в программу изменений, снижающих воздействие негативных факторов на выполнение целевых показателей муниципальной программы.
- перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, изменений во внешней среде.
Положительная динамика развития отрасли и достижение целевых индикаторов программы может быть обеспечено только при условии предоставления финансовой поддержки на реализацию мероприятий программы в объемах, согласно расчетной потребности в ресурсном обеспечении программы.
В случае сокращения объемов финансовой поддержки возникают риски снижения темпов развития отрасли, что ведет к падению объемов производства и снижению инвестиционной привлекательности отрасли. Это негативно отразится на финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и в целом всего агропромышленного комплекса, а также приведет к снижению уровня продовольственной безопасности.
11. Методика оценки эффективности и результативности муниципальной программы
Методика оценки эффективности программы разработана в соответствии с требованиями Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2023 N 1178-па.
1. Оценка степени достижения цели и решения задач муниципальной программы рассчитывается по формуле:
где:
ДИ - показатель достижения плановых значений показателей (индикаторов) муниципальной программы;
Ф - фактическое значение показателя (индикатора) муниципальной программы за отчетный период;
П - планируемое значение достижения показателя (индикатора) муниципальной программы за отчетный период;
к - количество показателей (индикаторов) муниципальной программы.
В случае когда при расчете Ф / П (П / Ф) < 0, то считается, что Ф / П (П / Ф) = 0. В случае когда при расчете Ф / П (П / Ф) > 1, то считается, что Ф / П (П / Ф) = 1. Таким образом, если хотя бы один показатель (индикатор) не выполнен, то ДИ < 1, если все показатели (индикаторы) выполнены на 100,0 процентов и более, то ДИ = 1.
2. Оценка степени исполнения запланированного уровня расходов бюджета городского округа (БЛ) рассчитывается по формуле:
БЛ = О / Л,
где:
БЛ - показатель исполнения запланированного уровня расходов бюджета городского округа;
О - фактическое освоение средств бюджета городского округа по муниципальной программе в отчетном периоде;
Л - бюджетные ассигнования на реализацию муниципальной программы в отчетном периоде.
В случае когда БЛ < 1 за счет экономии бюджетных средств при условии выполнения всех мероприятий и индикаторов (показателей), то считается, что БЛ = 1.
В случае неосвоения средств бюджета городского округа, источником финансового обеспечения которых явились поступившие в бюджет в ноябре - декабре отчетного года средства областного бюджета, значение Л может быть уменьшено на сумму вышеуказанных неосвоенных средств. Обоснования внесения в подсчет Л изменений отражаются ответственным исполнителем в пояснительной записке годового отчета о ходе реализации муниципальной программы.
3. Оценка степени своевременности реализации мероприятий (достижение непосредственных результатов их реализации) осуществляется на основе показателей соблюдения установленных сроков начала и завершения реализации мероприятий муниципальной программы.
Оценка степени своевременности реализации мероприятий муниципальной программы (ССм) рассчитывается по формуле:
где:
СС м - показатель своевременности реализации мероприятий муниципальной программы;
ССН факт - количество мероприятий муниципальной программы, выполненных с соблюдением установленных сроков начала реализации;
ССЗ факт - количество мероприятий муниципальной программы, завершенных с соблюдением установленных сроков;
М - количество мероприятий муниципальной программы.
4. Расчет оценки эффективности реализации муниципальной программы (Ои) осуществляется по формуле:
Ои = 0,6 x ДИ + 0,25 x БЛ + 0,15 x ССм,
где:
Ои - показатель оценки эффективности реализации муниципальной программы;
ДИ - показатель достижения плановых значений показателей (индикаторов) муниципальной программы;
БЛ - показатель исполнения запланированного уровня расходов бюджета городского округа;
ССм - показатель своевременности реализации мероприятий муниципальной программы.
5. Муниципальная программа считается:
- эффективной при
- недостаточно эффективной при
- неэффективной при .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.