Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Тамбовского муниципального округа
от 23.01.2023 г. N 100
Муниципальная программа
"Повышение эффективности использования муниципального имущества в Тамбовском муниципальном округе"
(далее - программа)
1. Паспорт программы
1. |
Наименование программы |
Повышение эффективности использования муниципального имущества в Тамбовском муниципальном округе |
2. |
Координатор программы |
Комитет по управлению муниципальным имуществом Тамбовского муниципального округа |
3. |
Участник муниципальной программы |
Комитет по управлению муниципальным имуществом Тамбовского муниципального округа |
4. |
Цель (цели) программы |
Организация эффективного управления муниципальным имуществом в Тамбовском муниципальном округе, включая земельные ресурсы округа, земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено. |
5. |
Задачи программы |
1. Совершенствование системы учета и управления объектами муниципальной собственности, являющихся собственностью Тамбовского муниципального округа. 2. Создание эффективной системы по муниципальному управлению, учету и контролю использования земельных ресурсов и объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений), расположенных на территории Тамбовского муниципального округа и земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено 3. Полная инвентаризация объектов муниципальной собственности, списание движимого и недвижимого имущество не пригодного для дальнейшего использования, снятие с кадастрового учета объектов недвижимости, прекративших свое существование. 4. Приватизация муниципального имущества, не участвующего в реализации полномочий, предусмотренных действующим законодательством, максимальное вовлечение объектов имущества округа (зданий, строений, сооружений, движимого имущества) в хозяйственный оборот, в том числе предоставление в аренду, безвозмездное пользование. 5. Планирование неналоговых поступлений в бюджет Тамбовского муниципального округа от использования и приватизации муниципального имущества, учет доходов и контроль за поступлениями неналоговых платежей. 6. Перераспределение имущества путём передачи его из муниципальной собственности округа в областную, федеральную собственность и наоборот. |
7. Вовлечение в оборот земельных ресурсов, находящихся в собственности округа, и обеспечение контроля за их использованием. | ||
6. |
Этапы при наличии и сроки реализации программы |
2023 - 2027 годы, этапы не выделяются |
7. |
Объемы ассигнований районного бюджета программы (с расшифровкой по годам ее реализации), а также прогнозные объемы средств, привлекаемых из других источников |
Объем ассигнований бюджета округа на реализацию программы составляет 31670,43 тыс. руб. в том числе по годам: 2023 год - 7565,41 тыс. руб.; 2024 год - 7565,41 тыс. руб.; 2025 год - 7565,41 тыс. руб.; 2026 год - 4 487,1 тыс. руб.; 2027 год - 4 487,1 тыс. руб.; |
8. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1. Выполнение плана поступлений в бюджет Тамбовского муниципального округа средств от использования и продажи муниципального имущества Тамбовского муниципального округа на 95 процентов. |
2. Увеличение удельного веса объектов, на которые оформлено право собственности Тамбовского муниципального округа к общему количеству имущества, учтенного в Реестре, до 94,5 процентов. | ||
3. Увеличение объема поступлений в бюджет доходов от использования земельных ресурсов Тамбовского муниципального округа и земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено до 108%. |
2. Характеристика сферы реализации программы
Управление муниципальной собственностью является неотъемлемой частью деятельности администрации Тамбовского муниципального округа по решению экономических и социальных задач, укреплению финансовой системы, созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни населения района.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В соответствии с положением "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Тамбовского района", утвержденным решением Тамбовского районного Совета народных депутатов от 26 апреля 2007 N 08 полномочиями по распоряжению муниципальным имуществом Тамбовского района Амурской области наделен Комитет по управлению имуществом Тамбовского района (далее - КУМИ).
Для реализации основных направлений деятельности КУМИ разработана программа "Повышение эффективности использования муниципального имущества в Тамбовском муниципальном округе", основной целью которой является обеспечение эффективного управления муниципальным имуществом округа, в т.ч. земельными ресурсами округа и земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено.
Реализация указанной программы позволит обеспечить достижение цели, а также решить основные проблемы муниципального имущества управления в области имущественных и земельных отношений на территории округа.
В качестве имеющихся на сегодняшний день нерешенных проблем следует отметить следующие:
1) наличие в имущественном комплексе округа имущества, не используемого для реализации полномочий округа;
2) отсутствие государственной регистрации прав на некоторые объекты собственности округа, в том числе на земельные участки;
3) ветхое, неудовлетворительное состояние части объектов, многие объекты недвижимого имущества капитально не ремонтировались с момента постройки;
4) небольшое количество предприятий (хозяйствующих субъектов), действующих на территории округа;
5) невысокая доходность используемого имущества;
6) отсутствие эффективной системы по государственному и муниципальному управлению, учету и контролю использования земель сельскохозяйственного назначения на территории Тамбовского муниципального округа.
Для эффективного использования имущества округа необходимо осуществлять мероприятия по вовлечению в хозяйственный оборот имущества, находящегося в казне Тамбовского муниципального округа, а также закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями округа, и временно не используемого ими в уставной деятельности. Также достижение эффективного использования возможно за счет перераспределения муниципального имущества между учреждениями округа, передачи его в федеральную собственность, либо государственную собственность Амурской области, реализации излишнего и неиспользуемого для нужд округа имущества и списания имущества, находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии. Своевременное проведение данных мероприятий позволит более эффективно использовать имущество округа, а также уменьшить налоговую базу по налогу на имущество и снизить расходы бюджета округа на содержание данного имущества.
Так, например, в 2019 году в целях более эффективного использования имущества и реализации полномочий, возложенных на Тамбовский район, были приняты из областной собственности принтера 8 шт., сканеры 1 шт., ноутбук - 1 штука, картридж - 6 шт., СД привод, которые переданы на праве оперативного управления Тамбовской СОШ N 1. В марте 2019 года был принят из областной собственности автобус ГАЗ - 322121, 2018 г. выпуска, который был передан в ОУ Раздольненской СОШ. Имущество из муниципальной собственности Тамбовского района в собственность сельских советов и обратно не передавалось, не принималось.
В 2020 году из собственности Амурской области в собственность Тамбовского района был передан видеопроектор. Из собственности Тамбовского, Козьмодемьяновского сельсоветов в собственность Тамбовского района были переданы ГТС. Из собственности Тамбовского района в собственность Новоалександровского сельсовета были переданы 2 земельных участка для реализации мероприятий в рамках инициативного бюджетирования. В собственность Тамбовского района имущество из сельсоветов не передавалось.
В 2021 году были переданы:
- из собственности Амурской области в муниципальную собственность Тамбовского района: машина коммунальная МК.03 на базе трактора "Беларус-82.1" 2020 г. выпуска, балансовой стоимостью 2 467 576,92 руб.; экскаватор одноковшовый ЭО-2202, 2020 г. выпуска, балансовой стоимостью 3 273 550,00 руб.; автогрейдер ГС-18.05 - 20, 2021 г. выпуска, балансовой стоимостью 8 258 500,00 руб.; световозвращающие подвести в количестве 1507 шт., балансовая стоимость 89967,90 руб.; автомобиль легковой ГАЗ 3110, 2001 г. выпуска, балансовой стоимостью 171350,00 руб.; имущество для Точек Роста, подлежащее дальнейшей передачи в оперативное управление в Козьмодемьяновскую, Новоалександровскую СОШ, Садовскую СОШ;
- из муниципальной собственности Тамбовского района в муниципальную собственность поселений: 11 земельных участков площадью 35 107 кв м. для реализации мероприятий инициативного бюджетирования;
- из муниципальной собственности сельсоветов в муниципальную собственность Тамбовского района: 2 объекта недвижимости (гидротехническое сооружение) 4 объекта движимого имущества (3 трактора, прибор учета тепловой энергии);
- передано в оперативное управление) районным учреждениям: 304 объекта, из них 128 дороги, 5 ед. техники, 3 ед. мебели, 168 оборудования.
Проведены в 2019, 2020, 2021 годах проверки объектов недвижимого имущества, находящихся в казне Тамбовского района. В результате проведенной проверки нарушений не выявлено, помещения используются по назначению.
Списание муниципального имущества и исключение объектов недвижимого, движимого имущества из реестра муниципальной собственности осуществляется на основании оценочного дела, составляемого независимым оценщиком. В 2019, 2020 году имущество казны не списывалось, в 2021 году был списано недвижимое имущество - светофорный объект, расположенный по адресу с. Тамбовка, ул. 50 лет Октября, решение о списании принималось на сессии Тамбовского районного Совета народных депутатов.
Для дополнительного контроля осмотр списываемого имущества, утилизация списанных основных средств, находящихся в казне, проводится в присутствии специалиста комитета. В 2019 году проведены 8 комиссий по обследованию, списанию и утилизации основных средств, в связи с непригодностью к эксплуатации, в 2020 году - 5, 2021 - 11.
На 31.12.2019 год действовали 19 договоров аренды недвижимого и движимого имущества казны и казенных учреждений Тамбовского района, из них на основании проведенных аукционов 17 договоров (88%). В 2019 году аукцион на заключение договоров аренды не проводились. На основании ст. 17.1 Федерального Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", без проведения аукциона договоры на новый срок не заключались.
На 31.12.2020 год действовали 15 договоров аренды недвижимого и движимого имущества казны и казенных учреждений Тамбовского района, из них на основании ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" без проведения аукциона заключено 5 договоров на новый срок, на помещения расположенные по адресу: с. Тамбовка, ул. 50 лет Октября, 23Б.
Так, на 01.01.2022 год действуют 1 договор аренды недвижимого (здание автовокзала) и 1 договор движимого имущества казны (автобус) и 11 договоров казенных учреждений Тамбовского района, из них на основании ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" без проведения аукциона в 2021 году договоры не заключались.
Начальная цена арендной платы за недвижимое имущество, передаваемое в аренду по результатам торгов, определялась на основании оценки рыночной стоимости, проведенной в соответствии с законодательством, регулирующего оценочную деятельность в Российской Федерации.
В 2019, 2020 годах аукционы на право заключения договоров аренды муниципального имущества не проводились, в 2021 году проведен аукцион и заключен договор аренды недвижимого имущества - здания автовокзала
По состоянию на 01.04.2022 года (дата утверждения Тамбовским районным Советом народных депутатов) реестр муниципальной собственности Тамбовского района выглядел следующим образом.
1. Перечень муниципальных унитарных предприятий и учреждений, общей балансовой стоимостью основных фондов 1 365 тыс. руб.
В перечень входили 43 юридических лица и казна района, в том числе:
- 8 автономных учреждений, балансовая стоимость имущества которых составляла 468 тыс. руб., среднесписочная численность персонала 334 человека;
- 21 бюджетных учреждений, балансовая стоимость имущества которых составляла 595 тыс. руб., среднесписочная численность персонала 396 человек;
- 1 унитарное предприятие;
- 6 казенных учреждений и 3 бюджетных учреждения, балансовая стоимость имущества которых составляла 301 тыс. руб., среднесписочная численность персонала 244 человека;
В казну района входило имущество, балансовая стоимость которого составляло 807 897 тыс. руб.:
- 144 объекта недвижимости, балансовой стоимостью 132 980 тыс. руб.;
- 105 земельных участков, балансовой стоимостью 672 071 тыс. руб.;
- 64 единиц движимого имущества, балансовой стоимостью 2 804 тыс. руб.
2. Перечень объектов недвижимого имущества, включенного в реестр собственности района включало 619 объектов вышеуказанных юридических лиц казны на общую балансовую стоимость 1 233 тыс. руб.
3. Перечень транспорта и прочего движимого имущества, включенного в реестр собственности района включал 63 транспорта на общую балансовую стоимость 65 млн. 391 тыс. руб., и прочее имущество -107 единиц на общую балансовую стоимость 28 млн. 321 тыс. руб.
В состав имущества казны входят: квартиры, приобретенные и переданные по договорам найма и социального найма детям сиротам, автомобильные дороги, помещения и здания, высвободившиеся после реорганизации учреждений в селах Тамбовка, Гильчин, Привольное, Муравьевка, Жариково. Из общей суммы имущества - муниципальный жилищный фонд района составлял 44 квартиры балансовой стоимостью 45 987 тыс. руб.
В 2021 году зарегистрированы права собственности Тамбовского района на 128 объектов недвижимости (дороги), 3 квартиры сиротам, 3 квартиры в рамках программы переселения.
В 2019 году администрацией Тамбовского района приобретено для детей-сирот 11 квартир, 2020 - 8, в 2021 г. - 3 квартиры и 3 квартиры в рамках программы переселения из ветхого и аварийного жилья.
В 2021 году в целях более эффективного использования муниципального имущества в связи со списанием и передачей в собственность поселений было прекращено право собственности и владения района на имущество: 1 объект - светофор и 11 земельных участков.
В 2022 году зарегистрировано право собственности на 6 квартир, приобретенных для детей-сирот.
Отсутствие государственной регистрации прав собственности Тамбовского района на ряд районных объектов обусловлено отсутствием технических и кадастровых паспортов на них. Изготовление данных документов позволит зарегистрировать право собственности Тамбовского района на все объекты, учтенные в Реестре собственности Тамбовского района, что в свою очередь обеспечит вовлечение объектов недвижимого имущества в хозяйственный оборот в полном объеме, с целью эффективного их использования, в том числе пополнения доходов районного бюджета.
В собственности поселений района по состоянию на 01.01.2021 г. числилось:
- 510 объектов недвижимости (здания, сооружения, ОКС), общей балансовой стоимостью 304 181 тыс. руб., включая 197 объектов жилого фонда.
- транспорт 39 на общую балансовую стоимость 17 548 тыс. руб.;
- движимое имущество стоимостью более 100 тыс. 142 единицы, балансовой стоимостью 55 669 тыс. руб.
- иное движимое имущество стоимостью менее 100 тыс. 755 тыс. балансовой стоимостью 15 482 тыс. руб.;
- 669 муниципальных земельных участков.
На основании распоряжения администрации района от 14.04.2022 N 138, в соответствии с планом-графиком проведена инвентаризация имущества с составлением инвентаризационных описей (сличительная ведомость форма по ОКУД 05014087) отдельно по объектам: 1. казны; 2. основным средствам.
В разрезе недвижимого и движимого имущества, и непроизводственных активов (земельные участки). 3. материальным запасам.
Итоги инвентаризации послужили основой для подготовки перечней имущества для последующей передачи в собственность округа.
Эффективное управление имуществом округа невозможно без принятия мер по обновлению основных фондов, проведению капитального и текущего ремонтов объектов недвижимости, списанию и замене имущества, ремонт которого нецелесообразен. Своевременное проведение данных мероприятий позволит рациональнее использовать имущество округа, а также снизить расходы бюджета округа на содержание неиспользуемого имущества.
Площадь территории муниципального образования составляет 253 876 га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения: 232 244 га (91%).
В 2021 году доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории района составляет 91,87%.
Передано в аренду: в 2019 - 64 земельных участков площадью 737,2 га., в 2020 - 33 земельных участка площадью 420,7 га., в 2021 г. - 40 земельных участков площадью 82,59 га.,
Продано: в 2019 - 120 земельных участков площадью 205 га., в 2020 - 99 земельных участков площадью 909 га., в 2021 - 112 земельных участков 2 751 га.
Предоставлено в собственность бесплатно: в 2019 - 51 земельный участок площадью 10 га., в 2020 - 27 земельных участка площадью 4,9 га, в 2021 - 26 земельных участков площадью 5,13 га.
В 2019 году заключено 37 договоров безвозмездного пользования земельными участками площадью 28 га, в 2020 году 43 площадью 35 га.
В 2021 заключено 35 договоров безвозмездного пользования земельным участков площадью 30 га.
Таким образом, в 2019 году было введено в оборот 980,2 га, ежегодные дополнительные поступления в бюджет составят (от арендной платы) 2 065 тыс. руб.
в 2020 - 1369,6 га, ежегодные дополнительные поступления в бюджет составят (от арендной платы) 796 тыс. руб.
в 2021 - 2868,72 га. ежегодные дополнительные поступления в бюджет составят (от арендной платы) 1 503 тыс. руб.
Кроме этого, за 2019 выдано 52 разрешения на размещение объектов без предоставления земельных участков в аренду и установление сервитута, в 2020 - 34, в 2021 - 22.
В 2019 году вынесено 5 постановлений о предоставлении 5 земельных участков площадью 3,2 га в постоянное бессрочное пользование, в 2020 - 24 постановления о предоставлении 24 земельных участков площадью 64,6 га, в 2021 году - 17 постановлений в отношении 17 земельных участков площадью 8,8 га.
В 2019 году сформировано и проведено 46 аукционов (143 лота) по аренде и продаже земельных участков, в 2020 году 37 аукционов (124 лота), в 2021 году - 17 аукционов (70 лотов), в том числе 1 аукцион (9 лотов) по заключению договора на размещение рекламных конструкций.
Динамика доходов Тамбовского района, по КБК, администрируемым КУМИ (без учета бюджетов сельских поселений) представлена в таблице 1
Таблица 1
п.п. |
2019 г. |
2020 г. |
Динамика |
2021 г. |
Динамика |
|
1 |
03011105013050000120 аренда ЗУ поселений, не разграниченные (тыс. руб) |
28 160 |
28 245 |
+85 |
12 315 |
-15 930 |
2 |
03011105025050000120 аренда ЗУ района (тыс. руб) |
6 544 |
8 456 |
+1 912 |
9 726 |
+1 270 |
3 |
03011105035050000120 арендная плата имущества (тыс. руб) |
2 136 |
1 031 |
-1 105 |
159 |
-872 |
4 |
03011402053050000410 продажа имущества (тыс. руб) |
260 |
4 |
-256 |
0 |
-4 |
5 |
03011406013050000430 продажа ЗУ, (тыс. руб) |
11 078 |
27 989 |
+16 911 |
44 786 |
+ 16 797 |
|
03011690050050000140 штрафы, (тыс. руб) |
0 |
0 |
0 |
5 |
+5 |
|
03011701050050000180 невыясненные |
18 |
7 |
-11 |
0 |
-7 |
|
03011109080050000120 за право размещения рекламной конструкции (тыс. руб) |
|
0 |
|
208 |
+208 |
|
Всего |
48 196 |
65 732 |
+17 536 |
67 199 |
+ 1 467 |
По заявлениям граждан и юридических лиц в
В 2019 году утверждено 209 схем расположения земельных участков (их них по дв. гектару 27), согласовано 183 межевых планов.
В 2020 году утверждено 187 схем расположения земельных участков (их них по дв. гектару 26), согласовано 175 межевых планов.
2021 году утверждено 199 схем расположения земельных участков (из них по дв гектару - 31), согласовано 134 межевых планов.
В последующем пройдет постановка земельных участков на кадастровый учет и передача в собственность, аренду или безвозмездное пользование гражданам и юридическим лицам.
В полномочиях муниципального образования осуществление мероприятий по проведению инвентаризации земельных участков, выявлению неиспользуемых земельных участков, постановке земельных участков границы на которых не определены на кадастровый учет, распоряжение земельными участками.
Целью выполняемых работ является повышение эффективности использования земельных участков.
В рамках повышения эффективности деятельности муниципального округа одними из ключевых задач являются повышение качества жизни населения, а также совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций в различных сферах общественных отношений в целях преодоления существующих административных барьеров. К ведущим показателям, характеризующим качество жизни, относятся в том числе качество и доступность государственных и муниципальных услуг, предоставляемых как гражданам, так и организациям. Обеспечение качества предоставляемых услуг и их доступности в значительной мере определяет доверие населения к органам местного самоуправления.
Одновременно предоставление государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ создает предпосылки для исключения возможности возникновения коррупционных факторов в процессе их предоставления.
Основными проблемами существующей системы предоставления государственных и муниципальных услуг как в целом на территории Российской Федерации, на территории Амурской области, так и на территории Тамбовского муниципального округа являются:
- необходимость для заявителя обращаться в несколько органов федерального, областного и муниципального уровней и предоставлять большое количество документов, которые могут быть получены данными органами и организациями путем организации межведомственного информационного взаимодействия;
- возникновение коррупционных рисков в процессе получения государственных и муниципальных услуг при наличии нескольких инстанций в процессе предоставления услуг;
- недостаточное информирование граждан и организаций о порядке получения услуг и документах, необходимых для их получения;
- необходимость личного обращения в инстанции, риск неправильного оформления документов и высокая вероятность повторных обращений.
Предоставление взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг может быть оптимизировано за счет:
- организации МФЦ и пунктов приема, регистрации и выдачи необходимых документов (включая мобильные пункты) гражданам при предоставлении разных государственных и муниципальных услуг непосредственно в селах;
- оптимизации межведомственного взаимодействия (в том числе электронного), сокращения времени документооборота, объединения баз данных различных органов;
- возможности получения гражданами одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, реализация мероприятий программы будет способствовать решению имеющихся проблем и повышению эффективности муниципального управления в сфере имущественных и земельных отношений, отвечать требованиям административной реформы, на территории Тамбовского округа.
3. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации программы, цели, задачи и ожидаемые конечные результаты
Основными принципами политики округа в сфере управления и распоряжения собственностью округа являются: законность и открытость деятельности органов местного самоуправления, подотчетность и подконтрольность, эффективность, целевое использование имущества, закрепленного за органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями округа, а также переданного в пользование иным юридическим лицам и гражданам, обеспечение условий для развития в округе конкуренции и отраслевое управление.
Основными приоритетными направлениями в сфере управления имуществом округа до 2027 года являются:
- своевременный учет и перераспределение имущества округа с целью обеспечения эффективного использования муниципальных объектов и уменьшения затрат, связанных с арендой имущества у сторонних организаций;
- обеспечение муниципальных организаций имуществом, необходимым для организации их деятельности;
- обеспечение эффективного использования муниципального имущества и вовлечение его в хозяйственный оборот;
- осуществление мероприятий по контролю за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, с целью выявления неправомерно используемого, излишнего, неиспользуемого имущества, или используемого не по назначению, а также оценки эффективности его использования;
- обеспечение эффективного использования имущества округа учреждениями посредством участия в управлении муниципальными учреждениями в соответствии с полномочиями КУМИ округа;
- своевременное проведение мероприятий по списанию имущества округа с целью уменьшения расходов бюджета округа на его содержание;
- обеспечение своевременности и полноты поступления в бюджет округа доходов от использования имущества, земельных участков, находящихся в собственности округа и земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено;
- вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества, находящегося в собственности Тамбовского муниципального округа;
- приватизация имущества округа, не задействованного в обеспечении выполнения муниципальных функций (полномочий) округа в целях оптимизации муниципального сектора экономики округа, а также пополнения доходной части бюджета округа;
- эффективное использование земель, находящихся в собственности округа и земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено;
- обеспечение деятельности МФЦ на территории Тамбовского муниципального округа, повышение комфортности получения заявителями государственных и муниципальных услуг за счет принципа "одного окна".
Основной стратегической целью программы является обеспечение эффективного управления муниципальным имуществом Тамбовского муниципального округа, в том числе земельными ресурсами округа и земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено.
Достижение названной цели предусматривается в рамках реализации следующих основных задач:
1. Совершенствование системы учета и управления объектами муниципальной собственности, являющихся собственностью Тамбовского муниципального округа.
2. Создание эффективной системы по муниципальному управлению, учету и контролю использования земельных ресурсов и объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений), расположенных на территории Тамбовского муниципального округа и земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено
3. Полная инвентаризация объектов муниципальной собственности, списание движимого и недвижимого имущество не пригодного для дальнейшего использования, снятие с кадастрового учета объектов недвижимости, прекративших свое существование.
4. Приватизация муниципального имущества, не участвующего в реализации полномочий, предусмотренных действующим законодательством, максимальное вовлечение объектов имущества округа (зданий, строений, сооружений, движимого имущества) в хозяйственный оборот, в том числе предоставление в аренду, безвозмездное пользование.
5. Планирование неналоговых поступлений в бюджет Тамбовского муниципального округа от использования и приватизации муниципального имущества, учет доходов и контроль за поступлениями неналоговых платежей.
6. Перераспределение имущества путём передачи его из муниципальной собственности округа в областную, федеральную собственность и наоборот.
7. Вовлечение в оборот земельных ресурсов, находящихся в собственности округа, и обеспечение контроля за их использованием.
Для реализации Задачи 1 необходимо выполнить следующие основные мероприятия:
- осуществление учета имущества округа;
- обеспечение эффективного управления, распоряжения, использования и сохранности муниципального имущества.
Для реализации Задачи 2 необходимо выполнить следующие основные мероприятия:
- содержание и обслуживание казны Тамбовского муниципального округа;
- вовлечение в оборот земельных ресурсов, находящихся в собственности округа, земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, и обеспечение контроля за их использованием.
Для реализации Задачи 3 необходимо выполнить следующее основное мероприятие:
- обеспечение эффективного управления, распоряжения, использования и сохранности муниципального имущества.
Для реализации Задачи 4 необходимо выполнить следующие основные мероприятия:
- содержание и обслуживание казны Тамбовского муниципального округа;
- обеспечение эффективного управления, распоряжения, использования и сохранности муниципального имущества;
- оценка недвижимости, признание прав и регулирование отношений муниципальной собственности.
Для реализации Задачи 5 необходимо выполнить следующие основные мероприятия:
- увеличение договоров аренды муниципального имущества Тамбовского муниципального округа;
- обеспечение эффективного управления, распоряжения, использования и сохранности муниципального имущества.
Для реализации Задачи 6 необходимо выполнить следующее основное мероприятие:
- содержание и обслуживание казны Тамбовского муниципального округа;
Для реализации Задачи 7 необходимо выполнить следующие основные мероприятия:
- вовлечение в оборот земельных ресурсов, находящихся в собственности округа, земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, и обеспечение контроля за их использованием.
- оценка недвижимости, признание прав и регулирование отношений муниципальной собственности.
Реализация мероприятий программы создаст условия для обеспечения гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество и формирования полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости.
Ожидаемыми конечными результатами реализации программы являются:
1. Выполнение плана поступлений в бюджет Тамбовского муниципального округа средств от использования и продажи муниципального имущества Тамбовского муниципального округа на 95 процентов;
2. Увеличение удельного веса объектов, на которые оформлено право собственности Тамбовского муниципального округа к общему количеству имущества, учтенного в Реестре, до 94,5 процентов;
3. Увеличение объема поступлений в бюджет доходов от использования земельных ресурсов Тамбовского муниципального округа и земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено до 108%.
4. Описание системы основных мероприятий
Для реализации задач необходимо выполнить следующие мероприятия:
Основное мероприятие 1
"Вовлечение в хозяйственный оборот муниципального имущества Тамбовского муниципального округа"
Повышение эффективности управления имуществом, получение высокого результата от его использования зависит от максимального и грамотного вовлечения объектов имущества округа в хозяйственный оборот и должно быть направлено на обеспечение деятельности органов местного самоуправления и решения задач развития, в рамках действующего законодательства.
Максимальное вовлечение объектов имущества округа в хозяйственный оборот определяется следующими способами:
- перераспределение имущества должно быть направлено на дальнейшую возможность его функционального использования (перезакрепление на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, передача в аренду, безвозмездное пользование, передача на иные уровни собственности, продажа неиспользуемого или используемого не по назначению имущества);
- анализ социально-бюджетной эффективности дальнейшего использования имущества для нужд муниципального образования;
- выявление неиспользуемого имущества, позволяющего оптимизировать состав объектов муниципальной собственности, а также определить экономически выгодные варианты его дальнейшего использования, в том числе и через усовершенствование системы учета муниципального имущества;
- определение перечня имущества, используемого субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, отказ от приватизации имущества, используемого данной категорией лиц.
При этом возрастание роли муниципального образования как собственника не следует принимать как политику увеличения числа объектов муниципальной собственности.
Мероприятие 1.
"Содержание и обслуживание казны Тамбовского муниципального округа"
Одним из важных направлений работы КУМИ Тамбовского муниципального округа является планирование неналоговых поступлений в бюджет района от использования и приватизации муниципального имущества, учет данного вида доходов и контроль за их поступлениями.
КУМИ Тамбовского муниципального округа принимает меры по недопущению роста задолженности по арендным платежам за пользование муниципальным имуществом, в связи, с чем проводится следующая работа: регулярно направляются претензионные письма арендаторам, акты сверок; проводится претензионно-исковая работа, решения судов направляются для исполнения в службу судебных приставов.
В целях увеличения доходов от использования муниципальной собственности, проводится анализ использования муниципального имущества и инвентаризация задолженности по арендным платежам за пользование муниципальным имуществом, проводится мониторинг площадей, передаваемых в аренду.
Реализация указанного направления деятельности КУМИ Тамбовского муниципального округа предусматривает:
- проведение работы по предоставлению свободных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, в том числе на торгах в целях увеличения поступления в бюджет округа;
- проведение мероприятий по контролю за использованием предоставленных земельных участков по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием и выявление неиспользуемых либо используемых не по назначению земельных участков.
Выполнение данного мероприятия позволит повысить экономическую эффективность использования земельных ресурсов, находящихся в собственности округа.
Мероприятие 2
"Осуществление учета муниципального имущества"
Учет имущества Тамбовского муниципального округа осуществляется путем ведения информационной системы данных Реестра собственности Тамбовского муниципального округа (далее - Реестр), который содержит полную информацию об объектах недвижимого и движимого имущества, земельных участках, находящихся в собственности Тамбовского муниципального округа, а также об их правообладателях, что является основой для обеспечения эффективного управления и распоряжения районным имуществом, принятия в отношении него управленческих решений.
Ведение Реестра муниципального имущества Тамбовского муниципального округа Амурской области осуществляется в соответствии с Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. N 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества".
Выполнение данного мероприятия предусматривает:
1. Проведение детального, пообъектного анализа Реестра муниципального имущества, содержащего сведения по всем объектам недвижимости, который сформирован на бумажном носителе.
2. Подготовку предложений по дальнейшему использованию движимого и недвижимого имущества округа, что позволит органам муниципальной власти и структурным подразделениям администрации района предоставить в КУМИ Тамбовского муниципального округа свои предложения по дальнейшему использованию данного имущества, а КУМИ Тамбовского муниципального округа области спланировать и осуществить все необходимые мероприятия в данном направлении.
3. Ежегодное представление в районный Совет народных депутатов Тамбовского муниципального округа Амурской области на утверждение Реестра, а также годового отчета об изменениях в Реестре, связанных с возникновением и прекращением права собственности округа на недвижимое и движимое имущество.
Мероприятие 3
"Обеспечение эффективного управления, распоряжения, использования и сохранности муниципального имущества"
Реализация указанного направления деятельности КУМИ округа предусматривает:
- проведение мероприятий по контролю за использованием по назначению и сохранностью имущества Тамбовского муниципального округа с целью выявления неправомерно используемого, излишнего, неиспользуемого имущества или используемого не по назначению имущества округа, оценки эффективности его использования, а также обеспечение мер по предупреждению нарушения порядка использования имущества округа, его порчи, уничтожения и иного незаконного выбытия из собственности района;
- участие в управлении муниципальными унитарными предприятиями округа и муниципальными учреждениями округа, в т.ч. согласование уставов предприятий и учреждений, согласование программ деятельности предприятий, участие в заседаниях отраслевых балансовых комиссий и наблюдательных советов автономных учреждений района;
- осуществление контроля за поступлением в бюджет округа доходов от использования имущества и земельных участков, находящихся в собственности округа, и земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено;
- максимальное вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества, находящегося в собственности Тамбовского муниципального округа;
- закрепление в установленном порядке находящегося в собственности района имущества за муниципальными унитарными предприятиями округа, муниципальными учреждениями округа, а также перераспределение излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества между подведомственными учреждениями;
- согласование вопроса о продаже недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении (хозяйственном ведении) муниципальных автономных, бюджетных, казенных учреждений (предприятий) округа и движимого имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных автономных, бюджетных, казенных учреждений округа;
- принятие решений об уничтожении (разборке) недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении и хозяйственном ведении учреждений округа, муниципальных унитарных предприятий округа, а также особо ценного движимого имущества бюджетных, автономных и казенных учреждений округа.
Эффективное использование объектов муниципальной собственности, а также эффективная деятельность муниципальных предприятий и учреждений возможны лишь при наличии жесткого контроля со стороны органов власти посредством проведения в пределах своих полномочий проверок использования и сохранности имущества округа, участия в отраслевых балансовых комиссиях по рассмотрению деятельности муниципальных унитарных предприятий округа, в наблюдательных советах автономных учреждений округа, согласования совершения муниципальными унитарными предприятиями округа и учреждениями округа сделок с имуществом округа.
Для эффективного управления имуществом округа необходимо осуществлять мероприятия по вовлечению в хозяйственный оборот имущества округа, находящегося в казне Тамбовского муниципального округа, а также закрепленного на праве оперативного управления учреждениями округа, хозяйственного ведения за предприятиями и временно не используемое ими в уставной деятельности.
Кроме того, эффективность управления муниципальным имуществом подразумевает принятие решений о перераспределении имущества округа, реализации излишнего и неиспользуемого для нужд округа имущества и уничтожении (разборке) недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении и хозяйственном ведении учреждений округа, муниципальных унитарных предприятий округа, а также особо ценного движимого имущества бюджетных и автономных учреждений и движимого имущества казенных учреждений, подлежащего списанию по причинам неудовлетворительного состояния и экономической нецелесообразности его восстановления. Своевременное проведение данной работы позволит более эффективно использовать имущество округа, а также уменьшить налоговую базу по налогу на имущество и снизить расходы бюджета на содержание данного имущества.
Осуществление контроля за поступлением в бюджет округа доходов от использования имущества и земельных участков, находящихся в собственности округа, и земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, обеспечивает своевременное и полное поступление в бюджет округа доходов от использования имущества и земельных участков, снижение недоимки по арендной плате по договорам аренды имущества и земельных участков, способствует организации досудебной претензионной работы по взысканию задолженности по арендной плате и пени, подлежащих перечислению в бюджет округа.
Мероприятие 4
"Оценка недвижимости, признание прав и регулирование отношений муниципальной собственности"
Одним из направлений совершенствования системы управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами Тамбовского муниципального округа, а также земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, является оценка имущества округа, в том числе земельных участков, подлежащих продаже или передаче в аренду.
Работа в данном направлении предусматривает повышение доступности и качества предоставляемых муниципальных услуг, исполнения муниципальных функций и включает мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.
Государственная регистрация прав собственности Тамбовского муниципального округа обусловлена требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и проводится в целях эффективного управления и распоряжения объектами недвижимости округа, в том числе земельными участками и земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, а также вовлечения их в хозяйственный оборот (передача в аренду, безвозмездное пользование, приватизация и др.).
Данное направление предусматривает:
- проведение мероприятий по государственной регистрации возникновения (создание новых объектов, постановка на учет ранее неучтенных объектов), перехода (передача объектов из федеральной и областной собственности), прекращения (ликвидация объектов, передача объектов в федеральную, областную собственность) прав собственности на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, находящиеся в собственности округа, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено;
- обеспечение проведения в установленном порядке мероприятий по изготовлению на объекты недвижимости технических и кадастровых паспортов.
Реализация данных мероприятий подпрограммы позволит частично решить проблему неэффективного использования имущества округа за счет уменьшения количества объектов, не используемых для полномочий округа. Кроме того, оформление технических и кадастровых паспортов на объекты позволит осуществить государственную регистрацию прав на объекты недвижимости в полном объеме.
Мероприятие 5
"Вовлечение в оборот земельных ресурсов, находящихся в собственности округа, земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, и обеспечение контроля за их использованием"
Реализация указанного направления деятельности КУМИ округа предусматривает:
- проведение работы по предоставлению свободных земельных участков, находящихся в собственности округа, и земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, гражданам и юридическим лицам, в том числе на торгах;
- проведение мероприятий по контролю за использованием предоставленных земельных участков по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием и выявление неиспользуемых либо используемых не по назначению земельных участков;
- проведение мероприятий по выявлению фактических пользователей земельных участков без оформления соответствующих прав в рамках осуществления муниципального земельного контроля.
Выполнение данного мероприятия позволит повысить экономическую эффективность использования земельных ресурсов, находящихся в собственности округа, и земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено.
Основное мероприятие 2
Функции исполнительных органов муниципальной власти
Мероприятие 1
"Расходы на обеспечение функций исполнительных органов муниципальной власти"
Реализация основного мероприятия направлена на руководство и управление в области имущественных отношений и включает в себя:
- обеспечение деятельности и выполнение функций КУМИ округа по реализации государственной политики в соответствии с федеральным, областным и муниципальным законодательством в сфере имущественных и земельных отношений;
- взаимодействие с областными органами исполнительной власти, исполнительными органами муниципальной власти Тамбовского муниципального округа, предприятиями, учреждениями и иными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Система основных мероприятий, мероприятий и плановых показателей реализации программы приведена в приложении N 1 к муниципальной программе.
5. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программы предусматривается осуществлять за счет средств бюджета Тамбовского муниципального округ. Общий объем финансирования программы из бюджета округа в 2023 - 2027 годах - 31670,43 тыс. руб. в том числе по годам:
2023 год - 7565,41 тыс. руб.;
2024 год - 7565,41 тыс. руб.;
2025 год - 7565,41 тыс. руб.;
2026 год - 4 487,1 тыс. руб.;
2027 год - 4 487,1 тыс. руб.;
Ресурсное обеспечение реализации программы приведено в приложениях N 2 к муниципальной программе.
Объем финансирования определяется решением о бюджете на очередной финансовый год и плановый период на основании оценки эффективности Программы. Объем финансирования будет ежегодно уточняться в соответствии с возможностями бюджета Тамбовского муниципального округа и по результатам оценки эффективности Программы.
6. Планируемые показатели эффективности реализации программы и непосредственные результаты основных мероприятий программы
Показателями эффективности реализации программы являются:
1. Выполнение плана поступлений в бюджет Тамбовского муниципального округа средств от использования и продажи муниципального имущества Тамбовского муниципального округа на 95 процентов;
2. Увеличение удельного веса объектов, на которые оформлено право собственности Тамбовского муниципального округа к общему количеству имущества, учтенного в Реестре, до 94,5 процентов;
3. Увеличение объема поступлений в бюджет доходов от использования земельных ресурсов Тамбовского муниципального округа и земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено до 108%.
Реализация мероприятия 1 "Содержание и обслуживание казны Тамбовского муниципального округа"
Полная инвентаризация объектов муниципальной собственности списание движимого и недвижимого имущество не пригодного для дальнейшего использования" позволит достичь в 2027 году к 2021 году следующих показателе:
- удельный вес проведенных проверок использования по назначению и сохранности имущества округа к общему количеству проверок, включенных в план-график, во всем периоде программы сохранится на уровне 100 процентов;
- удельный вес поступления неналоговых доходов к уровню начисленных доходов, составит 95%.
Перераспределение имущества путём передачи его из муниципальной собственности округа в федеральную собственность и наоборот, а также из муниципальной собственности округа в областную собственность и наоборот позволит достичь в 2027 году к 2021 году следующего показателя:
- удельный вес объектов, переданных в собственность области, а также объектов, по которым утвержден перечень имущества, подлежащего передаче из федеральной собственности, в общем количестве объектов, подлежащих передаче в собственность Амурской области из федеральной и муниципальной собственности, по которым представлен перечень необходимых документов, во всем периоде программы сохранится на уровне 100 процентов.
Реализация мероприятия 2 "Осуществление учета муниципального имущества"
Осуществление учета имущества округа позволит достичь в 2027 году к 2021 году следующего показателя:
- удельный вес объектов учета, учтенных в Реестре, в общем объеме объектов, подлежащих учету в Реестре, во всем периоде программы увеличится до 94,5 процентов к 2027 году.
Реализация мероприятия 3 "Обеспечение эффективного управления, распоряжения, использования и сохранности муниципального имущества"
Максимальное вовлечение объектов имущества округа (зданий, строений, сооружений, движимого имущества) в хозяйственный оборот, в том числе предоставление в аренду, безвозмездное пользование позволит достичь в 2027 году к 2021 году следующих показателей:
- удельный вес закрепленных, перераспределенных объектов к общему количеству объектов, заявленных к закреплению, перераспределению и по которым представлены полные перечни необходимых документов, во всем периоде программы сохранится на уровне 100 процентов;
- удельный вес объектов, в отношении которых приняты решения об уничтожении (разборке), к общему количеству объектов, подлежащих списанию, в отношении которых представлен полный перечень необходимых документов, во всем периоде программы сохранится на уровне 100 процентов;
- количество объектов, переданных по договорам аренды, по договорам безвозмездного пользования, в общем количестве объектов, предлагаемых для передачи, во всем периоде программы сохранится на уровне 100 процентов.
Реализация мероприятия 4 "Оценка недвижимости, признание прав и регулирование отношений муниципальной собственности"
позволит во всем периоде реализации программы сохранить удельный вес проведенных оценок объектов собственности к общему количеству планируемых оценок на уровне 100 процентов.
Реализация мероприятия 5 "Вовлечение в оборот земельных ресурсов, находящихся в собственности округа, земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, и обеспечение контроля за их использованием" позволит во всем периоде реализации программы сохранить удельный вес проведенных проверок земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам к общему количеству планируемых проверок на уровне 100%.
- доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории муниципального образования, увеличится с 91,87% до 92,4%, рост за весь период реализации Программы составляет 0,53%.
- удельный вес площади земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, в общей площади территории муниципального образования, увеличится с 48,0% до 48,5%, рост за весь период реализации Программы составляет 0%.
- удельный вес проведенных проверок земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам к общему количеству планируемых проверок составит 100% за весь период реализации Программы.
Реализация мероприятия 6 "Расходы на обеспечение функций исполнительных органов муниципальной власти" сохранит во всем периоде реализации программы значение среднего балла по результатам мониторинга финансового менеджмента на уровне не ниже среднего балла комплексной оценки;
7. Риски реализации муниципальной программы и меры управления рисками
Изменение законодательства может привести к изменению условий реализации Программы. Для минимизации данного риска будет осуществляться мониторинг планируемых изменений законодательства, участие в обсуждении и анализ проектов документов, касающихся вопросов управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами.
Организационные риски.
В решении вопросов, связанных с управлением земельными ресурсами на территории Тамбовского муниципального округа, необходимо содействие органов исполнительной власти субъекта, федеральных органов исполнительной власти. В частности, для выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель необходима информация, которая находится в ведении органов местного самоуправления. В связи с этим возникают риски несвоевременного получения необходимых сведений по причине низкой исполнительской дисциплины или слабой координации.
Финансовые риски.
Сокращение бюджетного финансирования на реализацию Программы в связи с потенциально возможным дефицитом бюджета Тамбовского муниципального округа Амурской области приведет к невозможности выполнения поставленных задач в установленные сроки. Для минимизации риска, в случае сокращения объема финансирования Программы, будет уточняться система мероприятий и целевых показателей (индикаторов) Программы.
Кадровые риски.
Недостаточный состав и квалификационный уровень кадров для реализации отдельных мероприятий Программы. Для минимизации риска осуществляется повышение квалификации муниципальных служащих за счет средств, предусмотренных Программой.
8. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Законом Амурской области от 29.04.2022 N 101-ОЗ "О преобразовании сельских поселений Тамбовского района Амурской области во вновь образованное муниципальное образование Тамбовский муниципальный округ Амурской области" Тамбовский район преобразовывается путем присоединения входящих в его состав сельсоветов в Тамбовский муниципальный округ. В связи с чем, требуется принятие ряда нормативных актов, регламентирующих порядок учета, управления, распоряжения муниципальной собственностью Тамбовского муниципального округа.
Сведения о предполагаемых к принятию основных мерах правового регулирования в сфере реализации программы приведены в приложении N 3 к муниципальной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.