Письмо Министерства обороны РФ от 20 июля 2023 г. N 172/4/УГ-711
Ваше обращение по вопросу разъяснения юридической обоснованности позиций Роспотребнадзора и Росреестра по вопросу установления статуса ветерана боевых действий лицам, указанным в подпункте 9 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон), в Главном военно-политическом управлении Вооруженных Сил Российской Федерации в части касающейся рассмотрено.
В связи с тем, что к Вашему обращению не приложено письмо Администрации Президента Российской Федерации от 30 мая 2023 г. N 20-00847/23, дать исчерпывающие разъяснения по Вашему обращению не представляется возможным.
Вместе с тем сообщается, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 3 Федерального закона к ветеранам боевых действий отнесены лица, направлявшиеся для обеспечения выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 г., отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
Абзацем вторым пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" (далее - постановление) предписано выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, указанным в подпунктах 1-9 пункта 1 статьи 3 Федерального закона, осуществлять федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.
При этом нужно иметь ввиду, что понятие "выполнение задач" не тождественно понятию "выполнение боевых заданий".
Необходимо отметить, что Трудовым кодексом Российской Федерации установлена обязанность работодателя обеспечивать безопасность и право каждого работника на условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Из чего следует, что привлечение работников (далее - гражданский персонал) для участия в боевых действиях (выполнении (специальных) задач) противоречит трудовому законодательству Российской Федерации.
Таким образом, издание работодателем (представителем работодателя) правовых актов (в том числе приказов, указаний, боевых распоряжений) о привлечении лиц гражданского персонала к участию в выполнении специальных задач в ходе специальной военной операции (далее - СВО) с 24 февраля 2022 г. (фактически об участии в боевых действиях) представляется необоснованным и противозаконным.
Правомерным является привлечение работодателем (представителем работодателя) лиц гражданского персонала к исполнению ими трудовых обязанностей в целях обеспечения выполнения задач в ходе СВО (в том числе обслуживания воинских частей, находящихся на указанной территории в период выполнения задач).
Участие лиц гражданского персонала в боевых действиях (выполнении (специальных) задач) представляется возможным лишь в исключительных случаях, сложившихся вследствие возникновения непреодолимых и не зависящих от работодателя (представителя работодателя) обстоятельств, как, например, необходимость защиты лицом гражданского персонала собственной жизни и безопасности во время и на территории (в воздушном пространстве, в территориальных водах) ведения боевых действий (выполнении задач), возникшая в результате произошедшего боестолкновения по месту исполнения им своих трудовых обязанностей.
В случае возникновения таких исключительных обстоятельств представляется возможным отнесение лиц гражданского персонала к ветеранам боевых действий, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона.
Во всех остальных случаях лица гражданского персонала, привлекавшиеся для обеспечения выполнения задач в ходе СВО, относятся к ветеранам боевых действий в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 3 Федерального закона как лица, направлявшиеся для обеспечения выполнения задач в ходе СВО с 24 февраля 2022 г., отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
Начальник управления |
А. Борисенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гражданские, обеспечивающие выполнение задач в ходе СВО, относятся к ветеранам боевых действий. Понятие "выполнение задач" не тождественно понятию "выполнение боевых заданий".
Издание правовых актов о привлечении лиц гражданского персонала к участию в выполнении спецзадач в ходе СВО необоснованно и противозаконно.
Правомерным является привлечение лиц гражданского персонала к исполнению ими трудовых обязанностей для обеспечения выполнения задач в ходе СВО.
Участие лиц гражданского персонала в боевых действиях возможно лишь в исключительных случаях, сложившихся вследствие возникновения непреодолимых и не зависящих от работодателя или его представителя обстоятельств. Например, это необходимость защиты лицом гражданского персонала собственной жизни и безопасности во время и на территории ведения боевых действий, возникшая в результате произошедшего боестолкновения по месту исполнения им своих трудовых обязанностей.
При возникновении таких исключительных обстоятельств лица гражданского персонала могут быть отнесены к ветеранам боевых действий как военнослужащие.
Во всех остальных случаях лица гражданского персонала относятся к ветеранам боевых действий как лица, направлявшиеся для обеспечения выполнения задач в ходе СВО, отработавшие установленный срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
Письмо Министерства обороны РФ от 20 июля 2023 г. N 172/4/УГ-711
Опубликование:
-