Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
Костромской области
от 31 июля 2023 г. N 319-а
Государственная программа
Костромской области "Комплексное развитие сельских территорий Костромской области"
Приоритеты и цели государственной политики Костромской области в сфере развития регионального агропромышленного комплекса
Раздел I. Оценка текущего состояния сельских территорий Костромской области
1. Согласно результату анализа состояния сельских территорий Российской Федерации, проведенному Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в 2018 году сельские территории Костромской области были отнесены к низкому уровню социально-экономического развития.
2. По состоянию на 1 января 2023 года численность сельского населения Костромской области составила 148,155 тыс. человек. В общей численности населения Костромской области сельское население составляет 25,9 процента.
3. На протяжении ряда лет усиливается сокращение сельских поселений по численности населения. Происходит старение сельского населения, снижение рождаемости в сельской местности, сокращение населения трудоспособного возраста, сохраняется миграция из сельских населенных пунктов в города. Убыль сельского населения является следствием демографических процессов, результатом недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности. За последние десять лет численность сельского населения региона сократилась на 33 процента.
4. В состав Костромской области входят 5 городских округов, 14 муниципальных районов, 10 муниципальных округов, 77 сельских поселений, 8 городских поселений. Средняя плотность населения области низкая - 9,5 человека на 1 кв. км.
5. Причины миграционных процессов кроются в основном в неудовлетворительных условиях труда, социально-бытовых условиях сельского населения и сокращении производства на этих территориях.
6. Вместе с тем при грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий может быть обеспечено устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения страны.
7. На протяжении нескольких лет основным инструментом финансовой государственной поддержки развития сельских территорий Костромской области являются государственные программы. До 2019 года это была государственная программа Костромской области "Устойчивое развитие сельских территорий Костромской области", в рамках которой на территории области строилось жилье для сельских жителей, объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.
8. За период с 2014 по 2019 год в сельской местности:
введено (приобретено) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов, площадью 18 200 кв. м, 212 семей из всех муниципальных районов Костромской области получили субсидии на улучшение жилищных условий;
проведена реконструкция фельдшерско-акушерского пункта в Буйском муниципальном районе Костромской области;
введено в эксплуатацию сетей водоснабжения протяженностью 79,3 км в одиннадцати муниципальных районах Костромской области;
введено в эксплуатацию сетей газоснабжения протяженностью 16,33 км в двух муниципальных районах Костромской области;
введено в эксплуатацию 55,7 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в шестнадцати муниципальных районах Костромской области;
реализовано 16 местных инициатив граждан в девяти муниципальных районах Костромской области.
9. Благодаря реализации вышеуказанной государственной программы созданы определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, развития его экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения его жилищных условий и социальной среды обитания.
10. С 2020 года реализация мероприятий на сельских территориях продолжилось в рамках государственной программы Костромской области "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 23 декабря 2019 года N 513-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Комплексное развитие сельских территорий Костромской области". По-прежнему реализуются мероприятия по предоставлению гражданам социальных выплат на строительство или приобретение жилья, строительство жилья, предоставляемого гражданам по договорам найма жилого помещения, создаются объекты инженерной и транспортной инфраструктуры на сельских территориях, благоустраиваются общественные пространства.
11. Основным источником реализации на территории Костромской области заявленных в Программе мероприятий является финансирование из средств федерального бюджета.
12. Объем финансирования, направленный на реализацию мероприятий Программы в 2020 - 2022 годах, составил 867,3 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 535,7 млн. рублей (61,8 процента), средства областного бюджета - 137,7 млн. рублей (15,9 процента), местных бюджетов - 172,7 млн. рублей (19,9 процента), внебюджетные источники - 21,2 млн. рублей (2,4 процента).
В структуре финансирования Программы наибольшую долю занимают мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры. На строительство автомобильных дорог приходится 85,8 процента финансирования в 2020 году, 56,8 процента - в 2021 году, 82,6 процента - в 2022 году. Наименьшую долю занимает финансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан. Так, на данное направление в 2020 году от общего объема финансирования выделено 4,4 процента, в 2021 году - 2,9 процента, в 2022 году - 8,1 процента.
13. За 2020 - 2022 годы социальные выплаты на строительство жилья общей площадью 1 466,3 кв. м получили 16 семей, проживающих на сельских территориях, а это 60 человек.
14. В Антроповском и Октябрьском муниципальных районах Костромской области построены жилые дома площадью 72 кв. м каждый и предоставлены по договорам найма семьям врача-хирурга ОГБУЗ "Антроповская ЦРБ" и работника сельскохозяйственного предприятия. Построен внутрипоселковый газопровод в д. Оголихино муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области протяженностью 0,8 км, благополучателями стали 40 человек.
15. Проведены работы по реконструкции и строительству 11 автомобильных дорог общей протяженностью 18,9 км, в том числе через населенные пункты, численность которых составляет 42,0 тыс. человек.
16. В Костромской области одним из наиболее востребованных мероприятий Программы стали проекты по благоустройству сельских территорий - это реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение комфортных условий проживания граждан, поддержание качества санитарного, технического, эстетического состояния сельских территорий.
В рамках данного направления за 3 года реализованы 60 проектов в 46 сельских поселениях области, в 100 населенных пунктах с общей численностью населения более 49,9 тыс. человек. Важным условием реализации является социальная значимость таких проектов и обязательное участие самих жителей сельских населенных пунктов в их реализации.
17. В рамках возмещения затрат сельхозтоваропроизводителей, связанных с оплатой труда и проживанием студентов, направленных на прохождение практики, предоставлены субсидии 5 предприятиям на прохождение практики 50 человек.
18. В 2021 году реализованы 5 проектов в рамках федерального проекта "Современный облик сельских территорий" в Воскресенском и Ёмсненском сельских поселениях муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области, в пгт. Судиславль, с. Боговарово и в г. Галиче. Проектами предусмотрено 16 мероприятий: реконструкция домов культуры и стадиона, строительство водопроводных сетей, блочно-модульной котельной и спортивной площадки, капитальный ремонт кровли зданий детского сада и школы, зданий музыкальной школы, краеведческого музея и физкультурно-оздоровительного комплекса, приобретение автобусов для образовательных и культурных организаций.
19. Вместе с тем в силу допущенного ранее значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий реализация принятых мер оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в интересах Костромской области потенциала сельских территорий, улучшения уровня и качества жизни на селе.
20. В значительной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Уровень газификации жилищного фонда в сельской местности Костромской области сетевым газом в 2022 году составлял 29,0 процентов, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой выполнен на 99,7 процента.
21. Более 50 процентов сельских населенных пунктов не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. Как следствие, в межсезонье жители этих населенных пунктов отрезаны от "благ цивилизации", в том числе от услуг здравоохранения.
22. По состоянию на 1 января 2023 года в Костромской области осуществляют первичную медико-санитарную помощь 271 фельдшерский и фельдшерско-акушерский пункт, 45 здравпунктов, 37 врачебных амбулаторий.
23. В сельских населенных пунктах Костромской области работают 346 учреждений культурно-досугового типа, 175 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, которые посещают 7 364 ребенка.
24. Основными проблемами, ограничивающими развитие сельских территорий Костромской области, являются:
1) низкие темпы инфраструктурного развития сельских территорий, особенно дорожной сети и современных средств связи, не позволяющие преодолеть существующий пространственный и коммуникационный разрыв между городом и селом;
2) развитие жизненно важной инфраструктуры здравоохранения и образования подчинено цели обеспечения экономической эффективности в ущерб доступу населения к этим важнейшим социальным услугам;
3) неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции; неразвитость транспортной инфраструктуры, энерго- и водоснабжения;
4) сложная демографическая ситуация в сельской местности. Жизнь в сельской местности не является привлекательной для молодежи, отток молодежи из сельской местности в города является ощутимым препятствием для формирования кадровой базы сельского развития.
25. Для решения существующих проблем требуется привлечение финансовых ресурсов, средств внутренних и внешних инвесторов, а также концентрация средств на наиболее приоритетных направлениях за счет объединенных усилий исполнительных органов Костромской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области, инвесторов и сельскохозяйственных предприятий. Комплексный подход к решению проблем в сфере комплексного развития сельских территорий предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего четкое распределение реализуемых мероприятий по исполнителям, срокам, ресурсам, а также эффективную организацию процесса управления и контроля.
26. Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития сельских территорий необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских населенных пунктах, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Раздел II. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
27. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Костромской области "Комплексное развитие сельских территорий Костромской области" (далее - Государственная программа) определены на основе положений федеральных и региональных нормативных правовых актов:
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 151-р "Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года";
Закон Костромской области от 22 ноября 2005 года N 336-ЗКО "О государственной поддержке агропромышленного комплекса в Костромской области";
распоряжение администрации Костромской области от 12 июля 2021 года N 165-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года";
распоряжение администрации Костромской области от 10 декабря 2013 года N 273-ра "Об утверждении Инвестиционной стратегии Костромской области на период до 2025 года".
28. Реализация Государственной программы оказывает влияние на достижение следующих национальных целей и показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
1) комфортная и безопасная среда для жизни:
улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. м в год;
2) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство:
обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;
обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции.
29. Основным инструментом Государственной программы, влияющими на достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", является предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Костромской области:
на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан (социальные выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений (жилых домов));
на строительство жилых помещений для передачи их гражданам по договору найма;
на обустройство инженерной инфраструктурой и объектами по благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку;
на создание инженерной инфраструктуры (в рамках проектов комплексного развития сельских территорий);
на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий;
на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях.
Создание социальной, жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры на сельских территориях для достижения национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" в рамках Программы выступает вспомогательным фактором увеличения численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, темпов устойчивого роста доходов населения как в отраслях агропромышленного комплекса, так и в других отраслях экономики.
30. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы взаимосвязаны с приоритетами государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", которыми являются создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях, развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях.
31. Реализация Государственной программы оказывает влияние на достижение следующих целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий":
цели:
сохранение к 2031 году доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне 25,91 процента;
достижение к 2031 году соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 70 процентов;
повышение к 2031 году доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 54 процентов;
показатели:
доля сельского населения в общей численности населения Российской Федерации;
соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств;
доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах.
Раздел III. Описание приоритетов государственной политики в сфере реализации Государственной программы
32. Приоритетами государственной политики в сфере реализации Государственной программы являются создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях, развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях.
С целью создания условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения Государственной программой предусмотрено предоставление субсидий муниципальным образованиям Костромской области:
на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан (социальные выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений (жилых домов));
на строительство жилых помещений для передачи их гражданам по договору найма;
на обустройство инженерной инфраструктурой и объектами по благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку.
С целью создания и развития инфраструктуры на сельских территориях Государственной программой предусмотрено предоставление субсидий муниципальным образованиям Костромской области:
на создание инженерной инфраструктуры (в рамках проектов комплексного развития сельских территорий);
на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий;
на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях.
Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях предполагает предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Костромской области на возмещение части затрат на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение квалифицированными специалистами.
33. Участие в Государственной программе муниципальных образований Костромской области, сельскохозяйственных товаропроизводителей носит заявительный характер.
34. Государственная поддержка муниципальным образованиям Костромской области, сельскохозяйственным товаропроизводителям Костромской области осуществляется на основании предоставляемых субсидий:
1) порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Костромской области на развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений приведен в приложении N 1 к Государственной программе;
2) порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на реализацию мероприятий, направленных на обеспечение квалифицированными специалистами приведен в приложении N 2 к Государственной программе;
3) порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Костромской области на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий приведен в приложении N 3 к Государственной программе;
4) порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Костромской области на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях приведен в приложении N 4 к Государственной программе;
5) порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Костромской области на обеспечение комплексного развития сельских территорий (в рамках реализации федерального проекта "Современный облик сельских территорий") приведен в приложении N 5 к Государственной программе.
35. Перечень сельских населенных пунктов Костромской области приведен в приложении N 6 к Государственной программе.
36. Перечень сельских агломераций Костромской области приведен в приложении N 7 к Государственной программе.
Раздел IV. Цели Государственной программы
37. Государственной программой установлены 3 цели, достижение которых планируется к концу 2030 года:
сохранение к концу 2030 года доли сельского населения в общей численности населения Костромской области на уровне 25,91 процента;
достижение к концу 2030 года соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 88,09 процента;
повышение к концу 2030 года доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 22,55 процента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.