Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
Костромской области
от 31 июля 2023 г. N 337-а
Государственная программа
Костромской области "Социальная поддержка граждан"
Приоритеты и цели государственной политики Костромской области в социальной сфере
Раздел I. Оценка текущего состояния социального обслуживания и социальной поддержки населения Костромской области
1. Социальная поддержка граждан в Костромской области представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством.
2. По данным Федеральной службы государственной статистики, в Костромской области численность населения на начало 2022 года составляла 620,7 тыс. человек.
В общей структуре населения Костромской области доля граждан старше трудоспособного возраста в 2022 году составила 26,8 процента (166,5 тыс. человек).
3. Численность граждан пожилого возраста стабильно растет, что требует дополнительных затрат на социальное обеспечение. При таких обстоятельствах необходимо создать эффективно функционирующую, развитую систему социальной защиты населения, способную оказывать различные виды социальной помощи, услуг и социальной поддержки жителям области.
Получателями мер социальной поддержки в 2022 году в денежной форме стали 221 тыс. граждан Костромской области, или более 35 процентов от общей численности населения.
4. Социальным обслуживанием в Костромской области ежегодно охвачено около 80 тыс. человек пожилых граждан и инвалидов.
5. Обязательства государства в сфере социального обслуживания и социальной поддержки граждан определены федеральными законами от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ "Жилищный кодекс Российской Федерации", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
6. На территории Костромской области реализуются законы Костромской области от 27 октября 2014 года N 575-5-ЗКО "О социальном обслуживании граждан в Костромской области", от 29 июня 2016 года N 107-6-ЗКО "О поддержке граждан старшего поколения в Костромской области".
7. В Костромской области действует многопрофильная сеть организаций социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, проводятся мероприятия по комплексной модернизации и развитию инфраструктуры организаций социальной защиты населения, разработаны и внедрены государственные стандарты социального обслуживания, применяются новые социальные технологии.
8. Социальная поддержка граждан обеспечивается также в форме социального обслуживания - путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации - гражданам пожилого возраста, инвалидам, лицам без определенного места жительства, беженцам и вынужденным переселенцам и др.
9. Социальное обслуживание населения как составная часть социальной поддержки населения представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
10. В Костромской области сфера социального обслуживания представлена 51 организацией: 1 координационным центром, 25 комплексными центрами социального обслуживания населения, 1 центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по г. Кострома, 2 домами-интернатами общего типа, 4 домами-интернатами психоневрологического типа, 1 геронтологическим центром, 1 специальным домом-интернатом и 16 негосударственными организациями, являющимися поставщиками социальных услуг.
11. Приоритетным направлением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является оказание услуг на дому. Данная форма предоставления социальных услуг является наиболее востребованной, поскольку сохраняет естественный уклад жизни для граждан.
В 2022 году отделениями социального обслуживания на дому оказаны надомные услуги 7 095 гражданам пожилого возраста и инвалидам. Отделениями срочного социального обслуживания в 2022 году оказаны услуги 114 732 гражданам.
12. Стационарное социальное обслуживание в случаях, когда социальное обслуживание на дому недостаточно и/или невозможно в силу различных исключительных факторов, ориентировано на создание максимально комфортных и безопасных условий оказания помощи гражданам, нуждающимся в постороннем уходе.
Общее число фактически развернутых коек в стационарных организациях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в Костромской области на 1 января 2023 года - 1 908 единиц.
13. В целях организации социального обслуживания лиц без определенного места жительства в областном государственном бюджетном учреждении "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по г. Костроме" с 2009 года действует отделение по работе с лицами без определенного места жительства. За последние годы количество граждан указанной категории увеличилось, что еще раз подтверждает необходимость развития сети учреждений соответствующего типа. Данную услугу оказывают во всех комплексных центрах социального обслуживания населения Костромской области (далее - центры). В 2022 году численность лиц без определенного места жительства, получивших услуги в отделениях центров, составила 69 человек.
14. Активно внедряются новые формы и технологии социального обслуживания: "семейное сопровождение", услуги сиделки, мобильные бригады, "Школы здоровья", "Школы ухода", пункты проката и другие. В повседневную жизнь вошли онлайн-формы. Большинство занятий социального проекта "Активное долголетие" проведены с использованием дистанционных технологий, в том числе:
1) повышение компьютерной грамотности - более 800 человек в год;
2) клубы по интересам, мини-клубы общения и другие мероприятия досуга, отдыха - более 5 500 человек в год;
3) социальный туризм - более 1 800 человек в год.
15. В рамках реализации Закона Костромской области от 15 декабря 2017 года N 328-6-ЗКО "Об организации семейного сопровождения граждан пожилого возраста, проживающих на территории Костромской области" организовано "Семейное сопровождение" (совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах, и лица, желающего организовать приемную семью и взять на себя заботу и оказание социальных услуг пожилому человеку, который не является его родственником). Семейное сопровождение осуществляется в отношении одиноко проживающего дееспособного гражданина пожилого возраста (далее - одинокий гражданин пожилого возраста). Виды поддержки, предоставляемой одинокому гражданину пожилого возраста в рамках семейного сопровождения, определяются договором о семейном сопровождении.
Семейное сопровождение в 2022 году осуществлялось в отношении 3 одиноких граждан пожилого возраста, проживающих в муниципальных образованиях Костромской области.
16. Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области является исполнителем мероприятий регионального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
Основная задача регионального проекта "Старшее поколение" - увеличение продолжительности здоровой жизни граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов.
17. В Костромской области ежегодно утверждается план мероприятий ("дорожная карта") по созданию системы долговременного ухода (далее - СДУ) в Костромской области.
Согласно "дорожной карте" продолжается работа по внедрению механизма определения индивидуальной потребности граждан в социальном обслуживании и установления уровня их нуждаемости в уходе, совершенствования критериев оценки обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности граждан, отработка механизмов и элементов Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе.
За время внедрения системы долговременного ухода в регионе определены основные этапы:
1) проактивность системы (выявление нуждающихся в социальном обслуживании людей);
2) межведомственное взаимодействие (координация действий всех участников СДУ);
3) оценка степени нуждаемости в уходе;
4) введение новых социальных сервисов (стационарозамещающих технологий);
5) максимальная информированность общества о работе СДУ и правилах действий в сложных жизненных ситуациях.
18. С целью выявления граждан, нуждающихся в СДУ, в регионе налажено межведомственное взаимодействие между медицинскими и социальными организациями путем передачи сведений о гражданах, нуждающихся в СДУ, в центры.
Проводится работа по доставке лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации, в том числе для проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, включая проведение дополнительных скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний, а также в организации социального обслуживания. За 2022 год осуществлена доставка 2 695 граждан.
19. С октября 2021 года в Костроме создано и действует областное государственное казенное учреждение "Координационный центр системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами" (далее - Центр долговременного ухода). Учреждение принимает решение о признании граждан (старше 18 лет) нуждающимися в предоставлении социального обслуживания либо об отказе в социальном обслуживании, занимается цифровизацией и информатизацией процесса реализации СДУ за гражданами пожилого возраста и инвалидами, а также обеспечением методического, информационного сопровождения по вопросам, связанным с организацией СДУ. Создание Центра долговременного ухода позволяет обеспечивать единый подход оценки степени нуждаемости в уходе. В 2022 году впервые были признаны нуждающимися 1 808 граждан, пересмотрены 1 648 индивидуальных программ предоставления социальных услуг.
20. В Костромской области в рамках реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами с 2019 года ежегодно организуется повышение квалификации и обучение сотрудников организаций социального обслуживания. Повышение квалификации сотрудников позволяет повышать качество предоставляемых социальных услуг гражданам Костромской области. В 2022 году прошли повышение квалификации и обучение 34 социальных работника, 18 специалистов по социальной работе, 43 сиделки (помощника по уходу).
21. В сфере стационарного социального обслуживания приоритетом является реализация СДУ, условия проживания максимально приближаются к домашним. Реабилитация и досуг обеспечиваются по индивидуальным планам; реализуются регламенты сопровождения отдельных категорий инвалидов. При этом ключевой особенностью новой модели является проактивная помощь - содействие гражданину в сохранении остаточных навыков, функций, действий.
В целях создания комфортных и безопасных условий проживания в домах-интернатах, а также профилактике очередности в них осуществляется строительство корпуса на 120 мест областного государственного бюджетного учреждения "Кологривский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
22. Для расширения конкуренции среди поставщиков социальных услуг большое внимание уделяется стимулированию негосударственных поставщиков услуг. Обеспечивается своевременное включение негосударственных (в т.ч. социально ориентированных некоммерческих) организаций в Реестр поставщиков социальных услуг Костромской области (далее - Реестр).
Некоммерческими организациями, включенными в Реестр, предоставляется услуга по присмотру и уходу за гражданами пожилого возраста и инвалидами. За 2022 год данную услугу получали более 160 человек старше трудоспособного возраста и инвалидов ежемесячно.
Мероприятия проекта позволили обеспечить пожилым людям, нуждающимся в уходе, социальной и медицинской помощи, возможность находиться в привычной обстановке и оказать поддержку семьям, которые ухаживают за своими пожилыми родственниками.
23. Используемые социальные технологии и проекты направлены на достижение основной цели - повышение ожидаемой продолжительности жизни граждан.
24. На рынке социальных услуг в сфере социального обслуживания растет доля негосударственных организаций.
В Костромской области выделяются субсидии некоммерческим организациям, оказывающим услуги по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. В реестре реабилитационных организаций, прошедших квалификационный отбор, состоят две организации, в которых в 2022 году прошли реабилитацию 103 человека.
Реабилитация осуществляется, в том числе, на основании сертификатов, выданных департаментом здравоохранения Костромской области.
25. В Костромской области сложилась система мер социальной поддержки. Меры социальной поддержки в основной доле предоставляются по категорийному принципу - ветеранам, инвалидам, малоимущим семьям, гражданам старшего поколения и др. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан - как "федеральных", так и "региональных" льготников, предоставляются, в основном, в виде денежных выплат - как регулярных, так и единовременных, на основании заявлений граждан.
Как правило, меры поддержки имеют целевое назначение. Основная доля их приходится на меры поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
26. Более 45 500 человек являются получателями ежемесячной денежной компенсации и расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
27. Ежемесячную социальную выплату из средств областного бюджета в 2022 году получили 61 260 ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.
28. Получателями субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых по принципу адресности с учетом нуждаемости, стали 14 888 семей.
Меры поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются также отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Получателями компенсации стали 6 642 человека.
29. Законом Костромской области от 29 июня 2016 года N 107-6-ЗКО "О поддержке граждан старшего поколения в Костромской области" предусмотрены меры поддержки гражданам старшего поколения (от 65 лет и выше) в виде возмещения расходов на приобретение по рецепту лекарственных препаратов для медицинского применения, возмещения стоимости проезда (к месту назначения и обратно) на железнодорожном транспорте или автомобильном транспорте общего пользования (междугороднее сообщение) в специализированную областную государственную медицинскую организацию, ежегодной денежной выплаты на приобретение твердого топлива, единовременной денежной выплаты на газификацию жилого помещения, а также единовременных денежных выплат в случае причинения ущерба в результате пожара.
30. Гражданам, достигшим возраста 70 лет, одиноко проживающим либо проживающим с гражданами старше трудоспособного возраста, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Компенсацию в 2022 году получили 11 902 гражданина старшего поколения.
31. Актуальной мерой поддержки стали выплаты при газификации (догазификации) жилого помещения, которые предусмотрены гражданам старшего поколения, ветеранам и инвалидам боевых действий и семьям погибших (умерших) ветеранов боевых действий и инвалидов боевых действий, а также в рамках предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям. В 2022 году получателями выплат стали 137 граждан указанных категорий.
32. С 2021 года в регионе реализуется проект, в рамках которого из федерального бюджета бюджету субъекта были предоставлены субсидии на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В 2022 году в Костромской области было заключено 1 033 социальных контракта, которыми охвачено 2 848 граждан, при этом 44,4 процента из них преодолели трудную жизненную ситуацию, улучшив в том числе свое материальное положение.
33. Государственная программа Костромской области "Социальная поддержка граждан" (далее - Программа) направлена на решение основных задач по снижению уровня неравенства граждан в зависимости от их доходов, повышению качества социальных услуг и их доступности для всех граждан, формированию условий для активного участия в жизни общества лиц пожилого возраста, увеличению ожидаемой продолжительности жизни, что напрямую связано с достижением национальных целей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", реализуемых в рамках Программы. Решение указанных задач достигается в рамках реализации мероприятий, направленных на улучшение уровня жизни семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, лиц пожилого возраста и иных категорий граждан, в том числе путем совершенствования системы социального обслуживания и предоставления мер социальной поддержки.
34. Программа является системой комплексных мероприятий, охватывающей направления в сфере социального обслуживания и социальной поддержки граждан.
Соисполнителями программы являются департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, департамент здравоохранения Костромской области, департамент информационной политики, анализа и развития коммуникационных ресурсов Костромской области, Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области, муниципальные образования Костромской области, социально ориентированные некоммерческие организации.
Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области обеспечивает реализацию мероприятий Программы в части строительства, реконструкции, ремонта объектов социального обслуживания населения Костромской области в целях обеспечения безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания.
Департамент здравоохранения Костромской области обеспечивает реализацию мероприятий Программы в части создания системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, достижения показателей регионального проекта "Старшее поколение" в рамках компетенции.
Департамент информационной политики, анализа и развития коммуникационных ресурсов Костромской области осуществляет информационное сопровождение мероприятий Программы.
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области, муниципальные образования Костромской области, социально ориентированные некоммерческие организации обеспечивают реализацию мероприятий Программы в части определения механизмов совершенствования порядка выявления граждан, нуждающихся в предоставлении услуг в сфере социального обслуживания.
Раздел II. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
35. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определяются исходя из долгосрочных (стратегических) целей, задач социально-экономического развития и отдельных указов (решений) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Программа направлена на достижение стратегических приоритетов и целей, обозначенных в следующих документах:
1) Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" ("Сохранение населения, здоровье и благополучие людей");
2) государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (далее - государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан") (создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки; повышение доступности социального обслуживания населения);
3) Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 164-р (стратегия содержит цели, задачи, направления государственной политики, реализация которых должна улучшить качество жизни граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальной нуждаемости и потребностей, обеспечить более эффективное использование их потенциала и участие в жизни общества).
36. Программа ориентируется на достижение показателей, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" ("Повышение ожидаемой продолжительности жизни", "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателями 2017 года"). Кроме того, Программа направлена на достижение следующих показателей государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан":
1) доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан;
2) доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта;
3) доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта;
4) доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения.
Раздел III. Описание приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы
37. К приоритетным направлениям и целям социальной политики Российской Федерации, определенным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, отнесены в том числе:
1) повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
2) модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания;
3) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году;
4) обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
5) развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг путем создания механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг, создания прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, развития взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества;
6) совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам.
Раздел IV. Цели Программы
38. Основными целями Программы являются:
1) достижение к 2030 году доли граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан до 4,9 процента;
2) достижение к 2030 году доли граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения, до 100 процентов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Костромской области от 31 июля 2023 г. N 337-а "Об утверждении государственной программы Костромской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.