Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 20 ноября 2012 г. N 429
(в редакции постановления Правительства
Республики Марий Эл
от 1 августа 2023 г. N 366)
Государственная программа
Республики Марий Эл "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл на 2014 - 2030 годы"
I. Стратегические приоритеты развития государственной программы "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл на 2014 - 2030 годы"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл на 2014 - 2030 годы"
Современное состояние и развитие системы управления государственными финансами в Республике Марий Эл характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, концентрацией бюджетных инвестиций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов и программ, направленностью бюджетных расходов на оптимизацию бюджетной сферы, ее эффективное функционирование и повышение качества оказываемых государственных услуг.
Бюджетный потенциал Республики Марий Эл в последние годы существенно возрос. В республиканский бюджет Республики Марий Эл за 2022 год поступило доходов 53 448,7 млн. рублей, план выполнен на 106,6 процента к годовым назначениям. По сравнению с 2021 годом в республиканский бюджет Республики Марий Эл поступило доходов на 3 526,0 млн. рублей, или на 7,1 процента, больше.
Поступления в республиканский бюджет Республики Марий Эл от налогов, сборов и платежей в 2022 году превысили уровень 2021 года на 20,1 процента.
Расходы республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2022 год произведены в размере 51 226,7 млн. рублей, что составило 97,3 процента годовых назначений, республиканский бюджет Республики Марий Эл исполнен с профицитом в сумме 2 222,0 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2023 г. консолидированный бюджет Республики Марий Эл исполнен по доходам в сумме 59114,0 млн. рублей, или на 106,3 процента к годовым бюджетным назначениям, налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Республики Марий Эл составили 32 621,6 млн. рублей, или 113,3 процента к годовым бюджетным назначениям. Расходы консолидированного бюджета Республики Марий Эл составили 56 901,4 млн. рублей, или 97,1 процента к годовым бюджетным назначениям. Профицит консолидированного бюджета Республики Марий Эл составил 2 212,6 млн. рублей.
Существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов Республики Марий Эл является политика в области развития доходного потенциала Республики Марий Эл.
Благодаря проведению эффективной налоговой политики в условиях внешнего санкционного давления сохранена положительная динамика поступления собственных доходов консолидированного бюджета Республики Марий Эл. По динамике налоговых и неналоговых доходов в 2022 году республика заняла 4 место среди 14 субъектов Приволжского федерального округа. В среднем по Российской Федерации этот показатель сложился в размере 112,8 процента, по Приволжскому федеральному округу - 113,0 процента, по Республике Марий Эл - 117,9 процента.
Налоговая политика Республики Марий Эл направлена на увеличение налогового потенциала не за счет повышения налоговой нагрузки на плательщиков, а за счет роста экономических показателей путем повышения инвестиционной активности. Механизм предоставления налоговых льгот является одним из наиболее мощных экономических рычагов воздействия на экономические интересы хозяйствующих субъектов региона и его социально-экономическое развитие в целом.
В целях создания благоприятного инвестиционного климата в республике приняты законы, устанавливающие правовые и экономические гарантии защиты интересов инвесторов, участников специальных инвестиционных проектов в виде снижения ставок по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций. Для стимулирования налогоплательщиков к обновлению основных фондов на территории Республики Марий Эл введен инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль.
В целях развития малого и среднего предпринимательства в республике продлены "налоговые каникулы" до 2024 года для впервые зарегистрированных предпринимателей по налогам, взимаемым в связи с применением упрощенной и патентной систем налогообложения, а также введен налог на профессиональный доход для "самозанятых" граждан.
Одним из направлений развития инвестиций является привлечение в республиканский бюджет Республики Марий Эл инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Также в целях повышения эффективности налогового администрирования реализуются мероприятия, направленные на изыскание дополнительных налоговых и неналоговых доходов, за счет:
выявления и пресечения схем минимизации налогов, совершенствования методов контроля легализации "теневой" заработной платы;
расширения налоговой базы по имущественным налогам путем выявления и включения в налогооблагаемую базу недвижимого имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы;
совершенствования методов налогового администрирования, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов за выполнение плановых показателей поступления доходов в консолидированный бюджет республики;
проведения оценки социальной и бюджетной эффективности налоговых расходов консолидированного бюджета республики;
совершенствования управления областной и муниципальной собственностью.
Работа по укреплению доходного потенциала позволила исполнить все принятые расходные обязательства Республики Марий Эл в полном объеме.
Республиканский бюджет Республики Марий Эл является социально ориентированным: более 70 процентов расходов бюджета направляются в сферы образования, здравоохранения, социальной политики, культуры и спорта.
При формировании и исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл соблюдается принцип безусловного обеспечения в полном объеме первоочередных обязательств:
реализация национальных проектов в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
выплата заработной платы (с учетом выполнения прогнозируемых целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также обеспечение минимального размера оплаты труда);
социальные выплаты населению;
оплата коммунальных услуг;
уплата налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Результатом работы по обеспечению сбалансированности республиканского бюджета Республики Марий Эл и местных бюджетов стало отсутствие по состоянию на 1 января 2023 г. просроченной кредиторской задолженности по обязательствам государственных и муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений.
В системе управления государственными финансами одним из ключевых инструментов является долговая политика. Для обеспечения сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета Республики Марий Эл, минимизации рисков невыполнения принятых обязательств при его исполнении необходимо эффективное управление государственным долгом Республики Марий Эл.
В рамках долговой политики Республики Марий Эл вырабатывается и реализуется стратегия управления государственными заимствованиями Республики Марий Эл в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.
Основной целью управления долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств Республики Марий Эл в полном объеме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В бюджетном процессе качество и эффективность управления государственным долгом непосредственно влияют на исполнение расходной части бюджета.
Привлечение заемных финансовых средств в Республике Марий Эл осуществляется в целях погашения долговых обязательств и финансирования дефицита бюджета, имеющего инвестиционную направленность. Заемные средства являются источником финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов Республики Марий Эл (строительство инженерной и транспортной инфраструктур, приобретение подвижного состава).
В качестве инструментов заимствований применяются бюджетные кредиты из федерального бюджета, государственные ценные бумаги Республики Марий Эл и кредиты кредитных организаций.
За прошедшие годы накоплен опыт успешного использования рыночных инструментов заимствований. В 2012, 2014 и 2017 годах успешно и в полном объеме были размещены выпуски государственных облигаций Республики Марий Эл. Размещение облигаций осуществлялось путем открытой подписки с использованием системы торгов публичного акционерного общества "Московская Биржа ММВБ-РТС".
Осуществление заимствований путем привлечения кредитов кредитных организаций проводилось при соблюдении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Отбор кредитных организаций для предоставления кредитов Республике Марий Эл осуществляется по результатам аукционов в электронной форме. Это позволяет добиться существенного снижения стоимости обслуживания привлекаемых кредитов.
Привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета позволяет осуществлять заимствования на наиболее выгодных условиях. Бюджетные кредиты из федерального бюджета привлекались на частичное покрытие дефицита бюджета, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, ликвидацию последствий засухи, поддержку дошкольных образовательных учреждений, финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, а также для замещения рыночных долговых обязательств.
Объем государственного долга Республики Марий Эл на 1 января 2023 г. составил 10 087,4 млн. рублей. По сравнению с началом 2022 года долг сократился на 412,6 млн. рублей. Всего за период с 2017 года долг снижен на 3 426,5 млн. рублей, или на 25,4 процента (на 1 января 2017 г. объем долга составлял 13 513,8 млн. рублей). Снижение долга обеспечено за счет собственных доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл.
В структуре долга на 1 января 2023 г. 90,1 процента составляют бюджетные кредиты из федерального бюджета и 9,9 процента - государственные ценные бумаги. Обязательства по кредитам кредитных организаций в 2022 году полностью замещены бюджетным кредитом, предоставленным на эти цели из федерального бюджета.
Показатель долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл (отношение объема долга к налоговым и неналоговым доходам республиканского бюджета Республики Марий Эл) по состоянию на 1 января 2023 г. составляет 37,4 процента. На 1 января 2017 г. он составлял 100,9 процента. За период с 2017 года обеспечено снижение долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл в 2,7 раза.
Благодаря качественному управлению государственным долгом Республики Марий Эл (сокращение объема долга, изменение его структуры) расходы на обслуживание долга в период с 2017 по 2022 год снижены почти в 4 раза, с 1 032,6 млн. рублей в 2017 году до 270,4 млн. рублей в 2022 году.
Управление государственным долгом Республики Марий Эл осуществляется с соблюдением ограничений, установленных статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также дополнительных ограничений по уровню долга, установленных соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов и соглашениями о реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетным кредитам, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации.
В 2023 году реализуются меры, направленные на экономию бюджетных средств и последовательное снижение долговой нагрузки. Прогнозируется обеспечение сохранения долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл на экономически безопасном уровне и обеспечение своевременного исполнения всех долговых обязательств Республики Марий Эл.
2. Приоритеты и цели в сфере реализации государственной программы "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл на 2014 - 2030 годы"
Приоритеты государственной политики в сфере управления государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл определены ежегодными Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период.
Основным стратегическим приоритетом государственной политики в сфере управления государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл является эффективное использование бюджетных ресурсов Республики Марий Эл для обеспечения динамичного развития экономики, повышения уровня жизни населения и формирования благоприятных условий жизнедеятельности в Республике Марий Эл.
Государственная программа направлена на достижение следующих целей:
повышение бюджетного потенциала, устойчивости и сбалансированности системы государственных финансов Республики Марий Эл;
оптимизация долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл.
Для достижения указанных целей в рамках реализации государственной программы предусматривается:
совершенствование бюджетного процесса, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в управление общественными финансами, повышение качества и социальной направленности бюджетного планирования, развитие программно-целевых принципов формирования бюджета;
повышение эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, обеспечение ориентации бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов, открытости и доступности информации об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл;
развитие межбюджетных отношений, содействие повышению уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований в Республике Марий Эл;
проведение ответственной долговой политики, сохранение репутации добросовестного заемщика, обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств Республики Марий Эл;
оптимизация структуры и объема государственного долга Республики Марий Эл, расходов на его обслуживание, осуществление заимствований в пределах ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, эффективное использование рыночных механизмов заимствований.
3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере управления государственными финансами Республики Марий Эл
Основными задачами государственного управления в сфере управления государственными финансами являются:
развитие бюджетного планирования, формирование республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период;
повышение доходной базы и внесение изменений в закон о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период в ходе его исполнения с учетом поступлений доходов в республиканский бюджет Республики Марий Эл;
осуществление мер финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований в Республике Марий Эл, направленных на обеспечение их сбалансированности и повышение уровня бюджетной обеспеченности;
реализация мер по оптимизации государственного долга Республики Марий Эл и своевременному исполнению долговых обязательств Республики Марий Эл;
обеспечение деятельности Министерства финансов Республики Марий Эл по управлению государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл.
Указанные составляющие формируют единую функциональную основу для достижения предусмотренных государственной программой результатов и показателей сферы управления государственными финансами Республики Марий Эл.
II. Правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам муниципальных образований в Республике Марий Эл в рамках государственной программы "Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Марий Эл на 2014 - 2030 годы"
Правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам муниципальных районов в Республике Марий Эл на формирование объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в Республике Марий Эл представлены в приложении к государственной программе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к государственной программе "Управление
государственными финансами
и государственным долгом
Республики Марий Эл на 2014 - 2030 годы"
(в редакции постановления Правительства
Республики Марий Эл
от 1 августа 2023 г. N 366)
Правила
предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам муниципальных районов в Республике Марий Эл на формирование объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в Республике Марий Эл
Субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам муниципальных районов в Республике Марий Эл на формирование объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в Республике Марий Эл (далее соответственно - субсидии, муниципальный район) предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных районов по выравниванию бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (далее - поселения).
Условиями предоставления субсидии являются:
наличие мероприятий муниципальных программ, на софинансирование которых осуществляется предоставление субсидий;
наличие соглашения о предоставлении субсидии (далее - соглашение), заключаемого Министерством финансов Республики Марий Эл (далее - Министерство) с администрацией муниципального района, являющейся получателем субсидии, до 15 февраля года предоставления субсидии по форме, установленной Министерством.
Критериями отбора муниципальных районов для предоставления субсидий являются наличие на территории муниципального района поселений, оценка расходных потребностей которых превышает суммарный доходный потенциал поселений, расположенных в границах муниципального района, и объем субвенций муниципальному району на осуществление государственных полномочий Республики Марий Эл по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, расположенных в границах муниципального района.
Предельный уровень софинансирования из республиканского бюджета Республики Марий Эл расходных обязательств муниципальных районов определяется в соответствии с Порядком определения и установления предельного уровня софинансирования из республиканского бюджета Республики Марий Эл объема расходного обязательства муниципального образования в Республике Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 11 июля 2018 г. N 306 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл местным бюджетам" (далее - Порядок).
Размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального района на цели, на которые предоставляется субсидия, может быть увеличен муниципальным районом в одностороннем порядке, что не влечет за собой обязательств по увеличению размера предоставляемой субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Объем бюджетных ассигнований бюджета муниципального района на финансирование расходного обязательства муниципального района, софинансируемого за счет субсидии, утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района.
Распределение и общий объем субсидий устанавливаются законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период.
Главным распорядителем субсидий является Министерство.
Субсидия предоставляется бюджетам муниципальных районов из республиканского бюджета Республики Марий Эл в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом выплат в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели.
Перечисление субсидий осуществляется Министерством на основании заявки муниципального района, предоставляемой по форме и в срок, установленные Министерством, на счета Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл.
Субсидии носят целевой характер и не могут быть направлены на цели, не установленные настоящими Правилами.
Размер субсидии i-му муниципальному району рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- размер субсидии i-му муниципальному району на формирование объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
- оценка расходных потребностей поселений, расположенных в границах i-ro муниципального района;
- суммарный доходный потенциал поселений, расположенных в границах i-ro муниципального района;
- субвенция i-му муниципальному району на осуществление государственных полномочий Республики Марий Эл по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, расположенных в границах i-ro муниципального района.
Результатом использования субсидии является увеличение среднего уровня бюджетной обеспеченности поселений после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района по отношению к среднему уровню бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав соответствующего муниципального района, рассчитанному до распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района.
В случае если в отчетном финансовом году муниципальным районом не достигнуты значения результата использования субсидии, установленные соглашением, мера ответственности применяется в соответствии с пунктом 15 Порядка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В Порядке отсутствует пункт 15
Показателем эффективности использования субсидии является степень сокращения различия между наиболее и наименее обеспеченными поселениями до и после выравнивания (), которая определяется по следующей формуле:
где:
- максимальный уровень бюджетной обеспеченности j-ro поселения до распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района;
- минимальный уровень бюджетной обеспеченности j-ro поселения до распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района;
- максимальный уровень бюджетной обеспеченности j-ro поселения после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района;
- минимальный уровень бюджетной обеспеченности j-ro поселения после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района.
Использование субсидии является эффективным в случае, если .
Контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляют Министерство и органы государственного финансового контроля в пределах их компетенции.
Администрация муниципального района направляет в Министерство отчет о достижении показателя эффективности использования субсидии по форме и в срок, установленные Министерством.
Администрации муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за целевое и эффективное использование субсидий, соблюдение требований настоящих Правил, достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых в соответствии с настоящими Правилами.
В случае нецелевого использования субсидий и (или) нарушения муниципальным районом условий ее предоставления, в том числе невозврата муниципальным районом средств в республиканский бюджет Республики Марий Эл в соответствии с пунктом 15 Порядка, соответствующие средства взыскиваются в республиканский бюджет Республики Марий Эл в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В Порядке отсутствует пункт 15
Не использованные на 1 января текущего года остатки субсидий подлежат перечислению в республиканский бюджет Республики Марий Эл органами местного самоуправления муниципального района, за которыми в соответствии с муниципальными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета муниципального района по возврату остатков субсидий.
В случае если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в доход республиканского бюджета Республики Марий Эл, указанные средства подлежат взысканию Министерством в доход республиканского бюджета Республики Марий Эл в порядке, установленном Министерством.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Марий Эл от 1 августа 2023 г. N 366 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.