Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждены приказом управления
кадровой политики и государственной
службы Правительства
Саратовской области
от 31 июля 2023 года N 3
Методические рекомендации
по разработке должностного регламента государственного гражданского служащего Саратовской области
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по разработке должностного регламента государственного гражданского служащего Саратовской области (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) и определяют порядок и принципы разработки и утверждения должностных регламентов государственных гражданских служащих Саратовской области (далее - гражданские служащие, должностные регламенты соответственно).
2. Должностные регламенты разрабатываются на все включенные в штатное расписание исполнительного органа Саратовской области или государственного органа Саратовской области (далее - государственный орган) должности государственной гражданской службы Саратовской области (далее - гражданская служба).
3. Должностной регламент направлен на:
1) рациональное распределение функций между гражданскими служащими структурного подразделения государственного органа, исключение параллелизма и дублирования в работе гражданских служащих и структурных подразделений государственного органа;
2) повышение ответственности гражданского служащего за результаты своей деятельности;
3) обеспечение объективности при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, а также при включении гражданского служащего в кадровый резерв;
4) формирование оценки деятельности гражданского служащего при проведении аттестации, квалификационного экзамена, при поощрении гражданского служащего, а также при наложении на него дисциплинарного взыскания.
4. Должностные регламенты разрабатываются руководителями структурных подразделений государственных органов и утверждаются представителем нанимателя. К каждому должностному регламенту прилагается лист ознакомления гражданских служащих с должностным регламентом. В должностном регламенте проставляется нумерация страниц, за исключением первой страницы.
Должностной регламент разрабатывается и утверждается в одном экземпляре и хранится в структурном подразделении, осуществляющем кадровое обеспечение государственного органа.
5. При изменении организационной структуры государственного органа (новое штатное расписание, создание дополнительного структурного подразделения, изменение законодательства и другое) должностной регламент по введенной в штатное расписание должности гражданской службы разрабатывается в 7-дневный срок.
6. При назначении на должность гражданский служащий знакомится с должностным регламентом и получает его копию, заверенную структурным подразделением, осуществляющим кадровое обеспечение государственного органа.
О том, что гражданский служащий ознакомился с должностным регламентом и получил его заверенную копию, он расписывается в листе ознакомления к должностному регламенту по соответствующей должности.
7. С должностным регламентом может быть ознакомлен гражданский служащий при временном исполнении должностных обязанностей по соответствующей должности под роспись в листе ознакомления.
Должностной регламент может быть использован при проведении конкурсных процедур (конкурса по формированию кадрового резерва, конкурса по замещению вакантной должности).
8. В случае изменения служебных (должностных) обязанностей гражданского служащего без изменения наименования должности, дополнения иных разделов должностного регламента гражданского служащего, соответствующие изменения (дополнения) вносятся в должностной регламент при условии достигнутого соглашения сторон служебного контракта.
В должностные регламенты гражданских служащих, представителем нанимателя которых является Губернатор области, вице-губернатор области - руководитель аппарата Губернатора области, изменения (дополнения) вносятся при условии соглашения сторон служебного контракта на основании письма руководителя государственного органа или структурного подразделения аппарата Губернатора области и проекта соответствующих изменений (дополнений) в должностной регламент, направляемых на имя представителя нанимателя.
Оформление изменений (дополнений) в должностной регламент (по соглашению сторон) осуществляется путем их утверждения в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящих Методических рекомендаций, и подготовки дополнительного соглашения к служебному контракту.
9. Проекты должностных регламентов в целях проверки в части определения соответствия требованиям действующего законодательства указанных в должностном регламенте квалификационных требований к стажу, специальности (направлению подготовки), уровню профессионального образования рекомендуется согласовывать со структурным подразделением, осуществляющим кадровое обеспечение государственного органа.
В случае если указываемые в должностном регламенте квалификационные требования к специальности, направлению подготовки не представлены или не в полной мере отвечают требованиям, определенным в соответствии с областью и видом профессиональной служебной деятельности согласно справочнику квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, (к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки) знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы, с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, предусмотренному частью 8 статьи 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Справочник), к проекту должностного регламента рекомендуется прикладывать пояснительную записку с обоснованием применения положений, не соответствующих Справочнику.
10. Руководитель государственного органа осуществляет контроль и несет персональную ответственность за разработку должностных регламентов по всем включенным в штатное расписание государственного органа штатным должностям, а также персональную ответственность за достоверность показателей, указываемых при заполнении Карты эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего Саратовской области.
11. Перед утверждением представителем нанимателя должностных регламентов непосредственному руководителю рекомендуется оценить полноту и качество проектов должностных регламентов по всем должностям в конкретном структурном подразделении государственного органа (государственном органе). При этом следует проверить, все ли функции, закрепленные за структурным подразделением государственного органа (государственном органе), распределены между гражданскими служащими.
С целью установления полного соответствия обязанностей, определенных в должностном регламенте, реализуемым гражданским служащим полномочиям, руководителю государственного органа рекомендуется не менее чем раз год осуществлять сбор сведений (в форме отчета) об исполнении каждой функции (обязанности), определенной должностным регламентом.
12. Положения должностного регламента гражданского служащего учитываются при проведении аттестации гражданских служащих.
II. Требования, предъявляемые к содержанию должностного регламента
13. Должностной регламент включает в себя следующие разделы:
I. Общие положения.
II. Квалификационные требования для замещения должности государственной гражданской службы области.
III. Должностные обязанности.
IV. Права.
V. Ответственность.
VI. Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий области вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения.
VII. Перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий области вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.
VIII. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений.
IX. Порядок служебного взаимодействия государственного гражданского служащего области в связи с исполнением им должностных обязанностей с государственными гражданскими служащими области того же государственного органа, государственными гражданскими служащими области иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями.
X. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.
XI. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего области.
14. В разделе I "Общие положения" указываются:
14.1. Наименование должности.
Наименование должности гражданской службы указывается в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы Саратовской области, утвержденным постановлением Губернатора Саратовской области от 27 ноября 2006 года N 205 "Об утверждении Реестра должностей государственной гражданской службы Саратовской области", с указанием группы (высшая, главная, ведущая, старшая, младшая) и категории должности (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты).
14.2. Наименование области и вида профессиональной служебной деятельности (далее - область и вид деятельности соответственно) определяются в соответствии с разработанными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации Перечнем областей и видов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - Перечень), Справочником и Методическим инструментарием по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (далее - Методический инструментарий), опубликованными на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/1).
14.2.1. Область профессиональной служебной деятельности - совокупность задач, полномочий и функций федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы), лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, на реализацию которых направлено исполнение должностных обязанностей гражданских служащих.
14.2.2. Вид профессиональной служебной деятельности - специализация на отдельных задачах, полномочиях и функциях государственного органа в пределах области профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Вид деятельности указывается в строгом соответствии с выбранной областью деятельности и в соответствии со Справочником.
14.2.3. Определяя область и вид(ы) деятельности, необходимо проанализировать требования к знаниям, умениям, к специальностям, направлениям подготовки (к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки), которые необходимы для замещения должности гражданской службы, и сопоставить их со знаниями и умениями, а также рекомендуемыми специальностями, направлениями подготовки, представленными в Справочнике.
14.2.4. Согласно Методическому инструментарию в должностных регламентах могут быть указаны все области и виды деятельности, в рамках которых реализуются должностные обязанности гражданского служащего.
В случае если характеристики должностных обязанностей по должности гражданской службы не предусматривают наличия знаний и умений в определенной области (виде) деятельности, в должностном регламенте указывается область деятельности, являющаяся основной для государственного органа, в котором осуществляется профессиональная служебная деятельность гражданского служащего.
В случае если определение вида деятельности невозможно, допускается не указывать его или указать: "включенные в данную область деятельности виды деятельности".
14.3. Порядок назначения и освобождения от должности.
Указывается вид правового акта государственного органа (приказ) или Губернатора области (распоряжение), на основании которого осуществляется назначение и освобождение от должности гражданской службы в порядке, установленном действующим законодательством.
Пример написания в отношении должности "референт отдела организации государственной гражданской службы" |
Референт отдела организации государственной гражданской службы назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом аппарата Губернатора области. |
14.4. Непосредственная подчиненность.
Указывается наименование должности непосредственного руководителя (руководителей) или должностного лица, в оперативном подчинении которого находится гражданский служащий.
14.5. Курируемые подразделения и состав подчиненных.
Указывается перечень структурных подразделений и конкретных должностей гражданской службы, непосредственно подчиненных указанному гражданскому служащему в связи со служебной деятельностью (названный пункт предусмотрен для руководителей, имеющих в своем подчинении гражданских служащих). При изменении организационной структуры государственного органа указанный подраздел подлежит актуализации.
В случае если гражданский служащий курирует деятельность подведомственных государственному органу учреждений, в данном подразделе необходимо указывать информацию об этом.
Пример написания в отношении должности "заместитель министра труда и социальной защиты Саратовской области" |
Заместитель министра курирует следующие структурные подразделения министерства социального труда и социальной защиты Саратовской области: управление государственных закупок и контрактов; управление бюджетного учета. Заместитель министра курирует государственные учреждения области, подведомственные министерству труда и социальной защиты области, указанные в пунктах 78-90 соответствующего Перечня, утвержденного постановлением Правительства области от 18 марта 2020 года N 178-П. В непосредственном подчинении заместителя министра находятся: начальник управления государственных закупок и контрактов и начальник управления бюджетного учета - главный бухгалтер. |
14.6. Порядок делегирования должностных обязанностей.
В названном подразделе указывается должность, по которой гражданский служащий исполняет должностные обязанности в период отсутствия гражданского служащего, замещающего указанную должность. Также указывается должность лица, которому делегируются должностные обязанности гражданского служащего в период его отсутствия.
Если в положении о государственном органе предусмотрено возложение исполнения обязанностей руководителя (иного должностного лица) в случае его отсутствия на первого заместителя руководителя (заместителя руководителя, иное должностное лицо), соответствующие обязанности указанного лица необходимо отразить в его должностном регламенте.
Пример написания в отношении должности "референт отдела" |
Вариант 1 В случае служебной необходимости: по решению непосредственного руководителя референт отдела исполняет должностные обязанности консультанта отдела в период его отсутствия; по решению непосредственного руководителя должностные обязанности референта отдела в период его отсутствия исполняет заместитель начальника отдела. Вариант 2 В случае служебной необходимости: на референта отдела, в случае служебной необходимости и с его согласия по решению непосредственного руководителя может быть возложено исполнение должностных обязанностей по другой должности гражданской службы; в период отсутствия референта отдела, исполнение его должностных обязанностей по решению непосредственного руководителя возлагается на другого гражданского служащего. Вариант 3 В случае служебной необходимости: в период отсутствия референта отдела его должностные обязанности распределяются начальником отдела между другими гражданскими служащими, замещающими должности в отделе; должности, по которым референт отдела может исполнять обязанности во время отсутствия других гражданских служащих, замещающих должности в отделе, определяются начальником отдела. |
15. Раздел II "Квалификационные требования для замещения должности государственной гражданской службы области".
15.1. В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N 79-ФЗ квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. При заполнении раздела рекомендуется использовать Справочник, Методический инструментарий.
15.2. Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.
Указанное квалификационное требование в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не применяется:
1) к гражданам, претендующим на замещение указанных должностей гражданской службы, и гражданским служащим, замещающим указанные должности, получившим высшее профессиональное образование до 29 августа 1996 года;
2) к гражданским служащим, имеющим высшее образование не выше бакалавриата, назначенным на указанные должности до дня вступления в силу Федерального закона от 30 июня 2016 года N 224-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации", в отношении замещаемых ими должностей гражданской службы.
Пример написания в отношении должности "референт отдела" |
Квалификационные требования, предъявляемые к уровню профессионального образования: Наличие высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры по следующим специальностям, направлениям подготовки (укрупненным группам специальностей и направлений подготовки): "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом", "Экономика" либо "Юриспруденция" 1 или иное направление подготовки (специальность), для которого законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным направлениям подготовки (специальностям), содержащееся в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки. |
------------------------------
1 В соответствии с Перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 года N 1061.
------------------------------
15.3. Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)" ведущей группы должностей гражданской службы, категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.
Пример написания в отношении должности "консультант отдела" |
Квалификационные требования, предъявляемые к уровню профессионального образования. На должность консультанта отдела назначается лицо, имеющее высшее образование. |
15.4. Для замещения должностей гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.
15.5. Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки указываются на основании статьи 3 Закона Саратовской области от 2 февраля 2005 года N 15-ЗСО "О государственной гражданской службе Саратовской области" в соответствии с которой гражданам, претендующим на должности гражданской службы, необходимо иметь для замещения:
1) высших должностей государственной гражданской службы области - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
2) главных должностей государственной гражданской службы области - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки. При этом для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома указанные квалификационные требования составляют не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
3) ведущих, старших и младших должностей государственной гражданской службы области - без предъявления требований к стажу.
15.6. При наличии соответствующего решения представителя нанимателя должностным регламентом гражданского служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки (укрупненным группам специальностей и направлений подготовки), которые необходимы для замещения должности гражданской службы.
15.7. Квалификационные требования к знаниям и умениям включают в себя базовые (требования вне зависимости от области и вида деятельности) и профессионально-функциональные требования (требования в зависимости от области и вида деятельности (если они установлены) и должностных обязанностей).
15.8. К базовым квалификационным требованиям относятся требования к:
знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка);
знаниям основ Конституции Российской Федерации, законодательства о гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции;
знаниям и умениям в области информационно-коммуникационных технологий;
умениям (общим и управленческим умениям), свидетельствующим о наличии необходимых профессиональных и личностных качеств (компетенций).
15.9. Состав профессионально-функциональных квалификационных требований рекомендуется определять в соответствии с Методическим инструментарием, Справочником.
15.10. Требования к иным знаниям при разработке профессиональных квалификационных требований предусматривают определение специфических теоретических знаний, которые не содержатся в нормативных правовых актах, но необходимы в рамках области и вида деятельности, с учетом должностных обязанностей гражданского служащего.
15.11. Требования к профессиональным знаниям и умениям определяются с учетом области и вида деятельности в соответствии со Справочником и пунктом 4.3 Методического инструментария, а также должностных обязанностей гражданского служащего.
15.12. В случае если гражданский служащий исполняет должностные обязанности в рамках нескольких областей и видов деятельности, необходимо определять квалификационные требования путем выбора основополагающих знаний, умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
15.13. В отношении руководителей структурных подразделений государственных органов разрабатываются профессиональные квалификационные требования, объединяющие профессиональные квалификационные требования к должностям категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы по всем видам деятельности в рамках области(ей) профессиональной деятельности, реализуемым структурным подразделением.
15.14. Требования к функциональным знаниям и умениям устанавливаются в зависимости от группы функциональных обязанностей гражданских служащих, указанные в Справочнике в разделе "Профессионально-функциональные квалификационные требования".
При определении объема функциональных знаний и умений следует учитывать категорию и группу, к которым относится должность гражданской службы, и объем функциональных обязанностей.
16. Раздел III "Должностные обязанности".
16.1. Раздел разрабатывается в соответствии с задачами и функциями государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы.
16.2. Данный раздел содержит обязанности, установленные законодательством, и функции, выполняемые гражданским служащим.
16.3. В данном разделе недопустимо использование нечетких (расплывчатых) формулировок.
В разделе отражаются функциональные особенности по конкретной должности с подробным перечислением всех видов работ и трудовых функций гражданского служащего с указанием вида(ов) функциональных обязанностей (из Справочника), выделяя приоритетный.
16.4. В случае наличия в структурном подразделении одноименных должностей гражданской службы по возможности необходимо разграничить и конкретизировать должностные обязанности гражданских служащих, замещающих эти должности в соответствии с функциями, фактически исполняемыми указанными гражданскими служащими.
16.5. Не следует, по возможности, допускать изложение одинакового объема и характера должностных обязанностей на гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы разных категорий и групп должностей.
16.6. В целях обеспечения реализации правовых норм о противодействии коррупции в указанный раздел должностного регламента в пункте 3.2 в обязательном порядке включаются следующие должностные обязанности:
уведомление представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений;
принятие мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;
уведомление в письменной форме непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения как только станет об этом известно;
направление представителю нанимателя предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы.
16.6.1. В должностные регламенты гражданских служащих, замещающих должности, включенные в перечень должностей гражданской службы, при замещении которых гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в обязательном порядке включаются следующие должностные обязанности:
представление представителю нанимателя сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
представление сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
16.6.2. В должностные регламенты гражданских служащих, замещающих должности, в служебные обязанности по которым входит обработка персональных данных, в обязательном порядке включается обязанность по соблюдению порядка обеспечения защиты персональных данных от неправомерного их использования или утраты.
16.6.3. В должностной регламент первого заместителя (заместителя) руководителя государственного органа, на которого возложена ответственность за реализацию мероприятий в сфере информатизации, включаются соответствующие обязанности.
16.6.4. В должностном регламенте руководителя государственного органа, руководителей структурных подразделений государственного органа следует предусмотреть обязанность по разработке и утверждению в установленный срок должностных регламентов в отношении штатных должностей государственного органа, структурных подразделений государственного органа соответственно.
17. Раздел IV "Права".
17.1. В разделе определяется совокупность прав, которыми гражданскому служащему необходимо пользоваться для обеспечения исполнения должностных обязанностей в пределах установленной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области компетенции государственного органа.
Как правило, к ним относятся: доступ гражданского служащего к определенной информации, принятие решений, получение данных, необходимых в работе, право визирования определенных видов документов.
17.2. Права гражданского служащего в связи с замещением должности гражданской службы вытекают из функций структурного подразделения и должны быть установлены, исходя из конкретных должностных обязанностей гражданского служащего, а также правового положения (статуса) гражданского служащего.
Пример написания в отношении должности "референт отдела организации государственной гражданской службы" |
Референт отдела организации государственной гражданской службы обладает правами, предусмотренными Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также в пределах своей компетенции имеет право: докладывать первому заместителю начальника Управления - начальнику отдела организации государственной гражданской службы обо всех выявленных недостатках в работе в пределах своей компетенции; вносить предложения первому заместителю начальника Управления - начальнику отдела организации государственной гражданской службы по совершенствованию работы, связанной с выполнением изложенных в настоящем должностном регламенте должностных обязанностей; участвовать в пределах установленных должностных обязанностей в проведении плановых и целевых проверок деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области; принимать участие в подготовке и проведении совещаний, семинаров и других организационных мероприятий Управления по вопросам, отнесенным к компетенции отдела организации государственной гражданской службы; в пределах установленных должностных обязанностей и по поручению руководства представлять интересы отдела и Управления в других орган |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.