г. Краснодар |
|
19 декабря 2018 г. |
Дело N А32-22571/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" (ИНН 2320033802, ОГРН 1022302953947) - Калугиной А.В. (доверенность от 24.11.2018), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Экострит" (ИНН 2320229259, ОГРН 1152366003613), извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2018 (судья Орлова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2018 (судьи Соловьева М.В., Гуденица Т.Г., Филимонова С.С.) по делу N А32-22571/2017, установил следующее.
МУП "СТЭ" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Экострит" (далее - компания) о взыскании 124 943 рублей 73 копеек долга за сверхнормативное потребление горячей воды на общедомовые нужды (далее - ОДН) за июль и сентябрь - декабрь 2016 года, 26 597 рублей 49 копеек неустойки, начисленной с 16.08.2016 по 09.02.2018, а также неустойки, начисленной на сумму долга, начиная с 10.02.2018 по дату фактической его оплаты.
Решением от 21.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.09.2018, в иске отказано. Суды сослались на недоказанность наличия обстоятельств, обосновывающих заявленные требования.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. В обоснование доводов кассационной жалобы предприятие указывает на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, у предприятия и ответчика сложились фактические договорные отношения на поставку сверхнормативного потребления горячей воды. Отсутствие между ресурсоснабжающей организацией и компанией договора в письменном виде не освобождает управляющую организацию от оплаты поставленного сверх установленного норматива объема горячей воды.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как установлено судами, предприятие осуществляет поставку тепловой энергии гражданам, проживающим в многоквартирных домах (далее - МКД), расположенным по адресам: г. Сочи, ул. Дарвина, д. 84; ул. Голубые Дали, д. 69;
пер. Строительный, д. 12.
Ссылаясь на то, что в июле и сентябре - декабре 2016 года в обслуживаемые компанией МКД поставлена горячая вода на ОДН сверх установленного норматива в отсутствие заключенного договора, предприятие обратилось в суд с иском.
Ответчик, оспаривая фактическое управление указанными МКД, указал, что договоры управления заключены с департаментом городского хозяйства администрации города Сочи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирным домом" и протоколом N 2 от 07.06.2017. Данные МКД представляют собой специализированный жилой фонд (общежития). Вместе с тем указанные договоры управления на основании дополнительных соглашений расторгнуты, поскольку до заключения договоров управления компания не имела сведений о фактическом состоянии жилого фонда, об изношенности основных конструктивных элементов зданий и инженерных сетей, о нахождении части жилого фонда в аварийном состоянии. Собственники и наниматели помещений указанных МКД не провели общее собрание и не приняли решения по заключению управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями по поставке коммунальных ресурсов.
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, оценив с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предприятием требований. При этом суды исходили из того, что предприятием не доказано наличие обстоятельств, обосновывающих заявленные требования.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Разделом VII приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении, и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 приложения N 2 Правилам N 354.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Судами, исходя из установленных обстоятельств настоящего дела, указано на отсутствие между предприятием и компанией договорных отношений, фактическое осуществление компанией функций исполнителя коммунальной услуги и необоснованность заявленных требований.
Практика рассмотрения споров об оплате горячей воды сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232; пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
При расчете стоимости горячей воды (в отношениях потребителей и исполнителей, исполнителей и ресурсоснабжающих организаций) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды, а норматив потребления теплоэнергии на подогрев воды.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2018 по делу N А32-22571/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.