Решение Верховного Суда РФ от 11 июля 2023 г. N АКПИ23-388
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Кузьмичева СИ.
при секретаре Буринской А.А.
с участием прокурора Слободина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воронежского регионального общественного движения в защиту прав потребителей "Качество нашей жизни" о признании недействующим пункта 58 Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 2099,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 2099 (далее также - Постановление) утверждены Правила маркировки молочной продукции средствами идентификации (далее также - Правила), которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 1861.
Пунктом 58 Правил установлено, что участник оборота молочной продукции после получения кода маркировки преобразует его в средство идентификации, обеспечивает его нанесение на потребительскую упаковку молочной продукции, групповую упаковку молочной продукции, набор товаров, в том числе на этикетку, стикер, передает в систему мониторинга отчет о нанесении средства идентификации на готовую молочную продукцию в следующем составе: а) идентификационный номер налогоплательщика участника оборота молочной продукции; б) код маркировки потребительской упаковки или код маркировки групповой упаковки или код маркировки набора товаров; в) дата истечения срока годности маркируемой продукции (не передается для наборов товаров); г) альтернативная дата истечения срока годности с указанием условий хранения, указанных при регистрации молочной продукции (при наличии); д) фактический вес маркируемой продукции (в случае если он может различаться у разных единиц молочной продукции с одним кодом товара).
Воронежское региональное общественное движение в защиту прав потребителей "Качество нашей жизни" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 58 Правил, ссылаясь на его несоответствие абзацу первому пункта 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), а также подпунктам 2, 4, 9 пункта 1 части 4 1 статьи 4 технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 881 (далее - Технический регламент).
По мнению административного истца, установленный оспариваемой нормой перечень сведений о молочной продукции в средстве идентификации, наносимом на потребительскую упаковку, не предусматривающий указание состава и пищевой ценности названной продукции, даты и места ее изготовления и упаковки, нарушает права неопределенного круга потребителей на достоверную информацию о товаре, обеспечивающую возможность правильного выбора, вводит в заблуждение относительно его качества, безопасности и допускает реализацию фальсифицированной молочной продукции. Как указал административный истец, его жалобы в органы исполнительной власти и контрольно-надзорные органы в отношении сливочного масла конкретного производителя, реализуемого через торговую сеть г. Воронежа, признанного фальсифицированным по результатам исследований в аккредитованных лабораториях и маркированного QR-кодами "Честный знак", не повлекли надлежащих результатов.
Административный ответчик - Правительство Российской Федерации - поручил представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (поручение от 11 мая 2023 г. N 1912-ШО-ДГ), в письменных возражениях на административный иск указавшему, что Постановление издано полномочным органом, его оспариваемое положение соответствует действующему законодательству, прав административного истца и неопределенного круга потребителей не нарушает.
Административный истец своего представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представители Правительства Российской Федерации Вититнев И.Л. и Носальская А.Н. поддержали изложенную в письменных возражениях правовую позицию и просили отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., изучив доводы административного истца, заслушав пояснения представителей административного ответчика и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Согласно статье 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
Пунктом 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности) установлено, что Правительство Российской Федерации, осуществляя полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности, утверждает в числе прочего перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, правила формирования, нанесения и учета средств идентификации.
Реализуя предоставленные федеральным законом полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением утвердило Правила маркировки молочной продукции средствами идентификации.
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru) 18 декабря 2020 г. и опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 21 декабря 2020 г., N 51, ст. 8482.
Процедура издания, введения в действие и опубликования нормативного правового акта соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие, что не оспаривается административным истцом.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Законом об основах государственного регулирования торговой деятельности, который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (части 1 и 3 статьи 1).
В соответствии с положениями статьи 20 1 названного закона в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости в Российской Федерации функционирует государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее также - информационная система мониторинга) (часть 1).
Порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации информационной системы мониторинга, порядок предоставления информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, и ее отнесения к общедоступной информации, порядок взаимодействия информационной системы мониторинга с государственными информационными системами и информационными системами участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 2).
Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга (часть 5).
Правила маркировки молочной продукции средствами идентификации определяют порядок маркировки молочной продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации (далее - молочная продукция), требования к участникам оборота молочной продукции, порядок информационного обмена участников оборота молочной продукции с государственной информационной системой мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, характеристики средства идентификации, а также порядок представления участниками оборота молочной продукции сведений оператору информационной системы мониторинга о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота молочной продукции (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 Правил участниками оборота молочной продукции признаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства и аккредитованные филиалы иностранных юридических лиц в Российской Федерации, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющие ввод молочной продукции в оборот, и (или) оборот, и (или) вывод из оборота молочной продукции, а также приобретающие молочную продукцию для использования в целях, не связанных с ее последующей реализацией (продажей), в том числе производители молочной продукции, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств и аккредитованных филиалов иностранных юридических лиц в Российской Федерации, оказывающих при продаже товаров по образцам или дистанционным способом услуги почтовой связи в отношении почтовых отправлений с наложенным платежом либо услуги доставки товаров потребителям либо выступающих платежными агентами, не осуществляющими оборот маркированного товара, а также приобретающих либо реализующих (продающих) молочную продукцию по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну (кроме лиц, осуществляющих вывод молочной продукции из оборота по таким сделкам) (абзац сорок восьмой); средство идентификации - код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода, формируемый в соответствии с разделом V Правил, для нанесения на потребительскую упаковку молочной продукции, или на этикетку, или на стикер (абзац сороковой).
Согласно пункту 38 Правил средство идентификации наносится в виде двумерного штрихового кода в формате Data Matrix в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 509-ст и введенного в действие с 1 января 2010 г., с применением символики ЕСС 200 и использованием FNC1 как признака символики (имеющего код 232 в таблице символов ASCII) и соответствия данных типовому формату идентификаторов применения (AI) GS1 в соответствии с пунктом 5.2.4.6 указанного национального стандарта Российской Федерации.
Оспариваемый пункт 58 Правил, расположенный в разделе VI "Порядок формирования средств идентификации", устанавливает последовательность действий участника оборота молочной продукции после получения кода маркировки (его преобразование в средство идентификации с последующим нанесением на упаковку, в том числе на этикетку, стикер, передачу в систему мониторинга отчета о нанесении средства идентификации на готовую молочную продукцию), а также определяет состав сведений в средстве идентификации, наносимом на упаковку (идентификационный номер налогоплательщика участника оборота молочной продукции; код маркировки потребительской упаковки или код маркировки групповой упаковки или код маркировки набора товаров; дату истечения срока годности маркируемой продукции; альтернативную дату истечения срока годности с указанием условий хранения, указанных при регистрации молочной продукции; фактический вес маркируемой продукции).
Доводы административного истца о несоответствии пункта 58 Правил абзацу первому пункта 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей, подпунктами 2, 4, 9 пункта 1 части 4 1 статьи 4 Технического регламента основаны на ошибочном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав (абзац первый); потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абзац третий).
Тем самым потребители молочной продукции - граждане, приобретающие молочную продукцию для собственных нужд, не являются участниками оборота молочной продукции.
Пункт 58 Правил не содержит нормативных положений, регулирующих правоотношения в сфере защиты прав потребителей, определяющих стандарты и порядок предоставления услуг и получения информации о товаре потребителями, поскольку Правила имеют иной предмет правового регулирования. Непосредственно оспариваемая норма регламентирует действия исключительно участников оборота молочной продукции и определяет состав сведений в средстве идентификации - коде маркировки в машиночитаемой форме, представленном в виде штрихового кода, отчет о нанесении которого на готовую молочную продукцию подлежит передаче в систему мониторинга в целях обеспечения контроля за оборотом молочной продукции, позволяющего в числе прочего идентифицировать (достоверно установить) ее производителя.
До преобразования кода маркировки в средство идентификации участник оборота молочной продукции обязан зарегистрировать молочную продукцию в подсистеме национального каталога маркированных товаров, предоставив сведения о регистрируемой молочной продукции согласно перечню, установленному в пункте 34 Правил, содержащему все необходимые данные о маркируемой продукции, в том числе предусмотренные статьей 10 Закона о защите прав потребителей и подпунктами 2, 4, 9 пункта 1 части 4 1 статьи 4 Технического регламента.
При этом пункт 58 Правил не подменяет нормы Закона о защите прав потребителей и не отменяет обязательность предоставления потребителям производителями и продавцами молочной продукции сведений о товаре, предусмотренных названным законом и Техническим регламентом. Доведение до потребителя информации о молочной продукции, включая сведения о ее составе и пищевой ценности, дате и месте ее изготовления и упаковки, обеспечивается изготовителем (исполнителем, продавцом) путем размещения на упаковке приобретаемого товара.
В соответствии с Правилами потребителям помимо информации о молочной продукции, нанесенной на ее упаковку в соответствии с техническими регламентами, предоставляется дополнительная возможность проверить данные о любой маркированной средствами идентификации продукции в формате кода Data Matrix посредством мобильного приложения информационной системы мониторинга, которое доступно для скачивания пользователям, зарегистрированным на территории стран, входящих в состав Евразийского экономического союза. Перечень функциональных возможностей, предоставляемых программным обеспечением, включает: онлайн-проверку Data Matrix кодов маркировки; вывод детализированной информации о товаре; возможность подать жалобу в уполномоченные органы в режиме реального времени в месте приобретения товара (не приобретая его).
В связи с этим пункт 58 Правил нельзя признать ограничивающим права потребителей молочной продукции на получение достоверной информации о товаре, обеспечивающей возможность правильного выбора, напротив, его нормативные положения способствуют идентификации производителей молочной продукции, в том числе установлению недобросовестных производителей с последующим применением к ним предусмотренных действующим законодательством мер ответственности, а также пресечению распространения молочной продукции ненадлежащего качества.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое нормативное положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает и не ограничивает прав административного истца (и неопределенного круга потребителей) в упоминаемых им аспектах.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Воронежского регионального общественного движения в защиту прав потребителей "Качество нашей жизни" о признании недействующим пункта 58 Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 2099, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Н. Нефедов |
|
Н. Александров |
|
С.И. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация по защите прав потребителей попыталась оспорить отдельные положения Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации.
Как указал заявитель, при маркировке используют перечень сведений, наносимых на потребительскую упаковку. Он не предусматривает указание состава и пищевой ценности продукции, дату и место ее изготовления, а также время упаковки. Это нарушает права потребителей на достоверную информацию о товаре.
ВС РФ отклонил такие доводы.
Оспариваемые нормы не подменяют требования Закона о защите прав потребителей, в т. ч. в части обязанности производителей и продавцов предоставлять потребителям сведения о товаре. Информация о молочной продукции, включая сведения о ее составе и пищевой ценности, дате и месте ее изготовления, упаковки, изготовители (исполнители, продавцы) доводят до граждан путем размещения на упаковке.
Оспариваемые положения не ограничивают права потребителей молочной продукции на получение достоверной информации о товаре. Напротив, Правила маркировки способствуют идентификации производителей, позволяют устанавливать среди них недобросовестных хозсубъектов, а также пресекать распространение продукции ненадлежащего качества.
Решение Верховного Суда РФ от 11 июля 2023 г. N АКПИ23-388
Опубликование:
-