Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 июля 2023 г. N 58-КГ23-10-К9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 июля 2023 г. кассационную жалобу Миннигалиева Альберта Фирдависовича на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 5 мая 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 августа 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 октября 2022 г.
по делу N 2-247/2022 Амурского городского суда Хабаровского края по иску Миннигалиева Альберта Фирдависовича к акционерному обществу "Дальневосточная распределительная сетевая компания" в лице филиала "Хабаровские электрические сети", государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о возложении обязанности начислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, предоставить информацию в Пенсионный фонд Российской Федерации, возложении обязанности зачесть в стаж период работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., объяснения представителя акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" по доверенности Желудкова А.П., представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области по доверенности Лесниковой А.В., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Миннигалиев А.Ф. 24 декабря 2021 г. обратился в суд с иском к акционерному обществу "Дальневосточная распределительная сетевая компания" в лице филиала "Хабаровские электрические сети" (далее также - филиал "Хабаровские электрические сети" АО "ДРСК", работодатель), государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее также - ОПФР по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, пенсионный орган) о возложении обязанности начислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, предоставить информацию в Пенсионный фонд Российской Федерации, возложении обязанности зачесть в стаж период работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Миннигалиев А.Ф. указал, что с 14 января 2011 г. работал в структурном подразделении Амурского района электрических сетей "Северные электрические сети" филиала АО "ДРСК" "Хабаровские электрические сети" в должности электрогазосварщика 4 разряда, имеет квалификацию электросварщика ручной сварки, газосварщика, его должностная инструкция предусматривала как обобщённую трудовую функцию - производство ручной, дуговой и газовой сварки средней сложности, так и обязанности по производству ручной газовой сварки, резки, ручной электросварки и резке узлов деталей, труб из различных сталей, чугуна, цветных металлов во всех пространственных положениях сварочного шва в труднодоступных местах, разметке вручную с разделкой кромок под сварку. Сварочные работы производились им на стационарном сварочном посту полный восьмичасовой рабочий день.
Должность, которую занимал Миннигалиев А.Ф., включена в Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (далее также - Список N 2 (раздел XXXIII Общие профессии, позиция 23200000-19756 Электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности).
Согласно карте специальной оценки условий труда от 18 ноября 2014 г. N 02 и карте специальной оценки условий труда от 7 сентября 2020 г. N 309 условия труда электрогазосварщика 4 разряда структурного подразделения Амурского района электрических сетей "Северные электрические сети" филиала АО "ДРСК" "Хабаровские электрические сети" отнесены к вредным - 3 класс, подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени).
22 ноября 2021 г. при обращении в пенсионный орган Миннигалиеву А.Ф. стало известно о том, что весь период его работы электрогазосварщиком в филиале АО "ДРСК" "Хабаровские электрические сети" не учтён для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (работа с тяжёлыми условиями труда), поскольку работодателем не уплачивается предусмотренный статьёй 428 Налогового кодекса Российской Федерации дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
24 ноября 2021 г. Миннигалиев А.Ф. направил в адрес работодателя заявление об устранении нарушения его прав и уплате в пенсионный орган страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учётом дополнительного тарифа. В удовлетворении этого заявления работодателем Миннигалиеву А.Ф. было отказано.
Миннигалиев А.Ф. считает бездействие работодателя по неуплате за период его работы электрогазосварщиком дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование незаконным, нарушающим его право на досрочное назначение в последующем страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем (с учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) просил признать стаж его работы с 14 января 2011 г. по 7 февраля 2022 г. по профессии электрогазосварщика ручной сварки, предусмотренной Списком N 2, специальным стажем, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; обязать работодателя - АО "ДРСК" в лице филиала "Хабаровские электрические сети" произвести уплату дополнительного тарифа в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 1 января 2013 г. по 7 февраля 2022 г. в отношении Миннигалиева А.Ф.; сдать корректирующие сведения персонифицированного учёта в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 14 января 2011 г. по 7 февраля 2022 г. в отношении Миннигалиева А.Ф.; обязать ОПФР по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области зачесть период работы Миннигалиева А.Ф. с 14 января 2011 г. по 7 февраля 2022 г. для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости на индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица.
Представитель АО "ДРСК" Желудков А.П. в суде иск не признал.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 5 мая 2022 г. в удовлетворении исковых требований Миннигалиева А.Ф. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 августа 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 октября 2022 г. решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
С 1 января 2023 г. в результате реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации), соответственно с 1 января 2023 г. правопреемником государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Миннигалиева А.Ф. ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 31 марта 2023 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. от 22 мая 2023 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Миннигалиев А.Ф. и представитель третьего лица по делу - Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Миннигалиев А.Ф. в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, представитель Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области сведений о причинах неявки не представил. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений на неё представителя АО "ДРСК" Желудкова А.П., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций, а также кассационным судом общей юрисдикции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Миннигалиев А.Ф. с 14 января 2011 г. на основании трудового договора работал в филиале "Хабаровские электрические сети" АО "ДРСК" в должности электросварщика ручной сварки 4 разряда.
Трудовой договор являлся для Миннигалиева А.Ф. договором по основному месту работы (пункт 3 трудового договора).
В пункте 5 трудового договора указано, что работодатель настоящим трудовым договором удостоверяет работника в том, что его рабочее место характеризуется по результатам аттестации: вредные условия труда. Перечень фактических и допустимых вредных производственных факторов: сварочные аэрозоли.
Пунктом 11 трудового договора предусмотрен график работы Миннигалиева А.Ф.: понедельник - пятница, суббота - воскресенье - выходной. Продолжительность рабочего дня (смены) - 8 часов (с 8.00 до 17.00, обед с 12.00 до 13.00).
В состав заработной платы Миннигалиева А.Ф. включена доплата за работу во вредных условиях труда в размере 12 процентов должностного оклада (пункт 13 трудового договора).
По условиям соглашения от 4 августа 2015 г. о внесении изменений в трудовой договор с 4 августа 2015 г. Миннигалиеву А.Ф. установлена доплата в размере 8 процентов должностного оклада за работу во вредных условиях труда в соответствии с приказом по специальной оценке условий труда от 17 мая 2015 г. N 315.
Согласно пункту 2.1 должностной инструкции электрогазосварщика 4 разряда филиала "Хабаровские электрические сети" АО "ДРСК" в числе должностных обязанностей электрогазосварщика 4 разряда: подготовка, сборка, сварка и зачистка после сварки сварных швов элементов конструкции (изделий, узлов, деталей), ручная газовая сварка и резка, ручная электросварка и резка, разметка вручную с разделкой кромок под сварку, своевременное проведение работ по устранению неисправностей и дефектов сварочного оборудования.
Электрогазосварщик 4 разряда должен также выполнять отдельные служебные поручения руководства, вытекающие из задач и характера деятельности Амурского района электрических сетей, содержать в чистоте рабочее место и оборудование, работать с использованием спецодежды и требуемых средств защиты, приспособлений и ограждений (пункты 2.3, 2.3 должностной инструкции).
По данным карты специальной оценки условий труда от 18 ноября 2014 г. N 02 и карты специальной оценки условий труда от 7 сентября 2020 г. N 309 условия труда электрогазосварщика 4 разряда структурного подразделения Амурского района электрических сетей "Северные электрические сети" филиала АО "ДРСК" "Хабаровские электрические сети" отнесены к вредным - 3 класс подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени), гарантии и компенсации, предоставляемые работнику: повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, молоко или другие равноценные пищевые продукты, право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии (Список N 2, раздел XXXIII Общие профессии, позиция 23200000-19756), проведение медицинских осмотров.
По сведениям о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица Миннигалиева А.Ф., предоставленным пенсионным органом, филиал АО "ДРСК" "Хабаровские электрические сети" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за периоды работы Миннигалиева А.Ф. не уплачивал, сведения о работе Миннигалиева А.Ф. подавались работодателем без указания особого характера его работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (работа с тяжёлыми условиями труда).
22 ноября 2021 г. при обращении в пенсионный орган Миннигалиеву А.Ф. стало известно о том, что весь период его работы электрогазосварщиком в филиале АО "ДРСК" "Хабаровские электрические сети" не учтён для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (работа с тяжёлыми условиями труда), поскольку работодателем не уплачивается предусмотренный статьёй 428 Налогового кодекса Российской Федерации дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
23 ноября 2021 г. Миннигалиев А.Ф. обратился к работодателю с заявлением, в котором просил предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения о периоде его работы электрогазосварщиком для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Письмом работодателя от 3 декабря 2021 г. Миннигалиеву А.Ф. было разъяснено, что, поскольку он в должности электрогазосварщика, предусмотренной Списком N 2, занят на работах с тяжёлыми условиями труда менее 80 процентов рабочего времени, отчисления в отношении его дополнительных взносов в пенсионный орган не производятся.
В материалы дела работодателем представлена хронология рабочего времени Миннигалиева А.Ф., электросварщика 4 разряда: 8:00-8:25 - проверка технического состояния оборудования и инструмента перед началом работы, 8:25-8:50 - получение задания, инструктаж, 8:50-9:30 - подготовка заготовок для сварочных работ, 9:30-11:45 - сварочные работы, 11:45-12:00 - подготовка к обеду (уборка рабочего места, складывание инструментов), 13:00-13:40 - подготовка заготовок для сварочных работ, 13:40-14:10 - выезд и движение с базы к месту работы (объекты АРЭС), 14:10-16:00 - сварочные работы, 16:00-16:30 - движение на базу АРЭС, 16:30-17:00 - уборка рабочего места, складывание инструмента, сдача рабочего места механику. Подготовительные работы составляют 36,5 процента рабочего времени, выполнение сварочных работ - 51 процент рабочего времени, движение к месту выполнения сварочных работ - 12,5 процента рабочего времени, общее время по показателю "тяжесть трудового процесса электрогазосварщика" - 53,2 процента от общего рабочего времени.
7 февраля 2022 г. Миннигалиев А.Ф. уволен из филиала АО "ДРСК" "Хабаровские электрические сети" по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Миннигалиева А.Ф. о возложении на работодателя (АО "ДРСК) обязанности начислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, сдать корректирующие сведения персонифицированного учёта в Пенсионный фонд Российской Федерации и производных требований о возложении на пенсионный орган обязанности зачесть период работы в филиале АО "ДРСК" "Хабаровские электрические сети" в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, суд первой инстанции сослался на положения статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункта 43 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, и исходил из того, что занятость работников на работах с вредными или тяжёлыми условиями труда менее 80 процентов рабочего времени исключает возможность включения периодов таких работ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Суд первой инстанции указал на то, что в материалах дела отсутствуют документы, достоверно свидетельствующие о занятости Миннигалиева А.Ф. в период его работы в филиале АО "ДРСК" "Хабаровские электрические сети" с 14 января 2011 г. по 7 февраля 2022 г. на работах с вредными, тяжёлыми и опасными условиями труда в течение 80 процентов рабочего времени и более, трудовая книжка, должностная инструкция электрогазосварщика 4 разряда, графики учёта рабочего времени, расчётные листки и справки о доходах Миннигалиева А.Ф. не свидетельствуют в должной мере о занятости Миннигалиева А.Ф. не менее 80 процентов рабочего времени на работах с тяжёлыми условиями труда. Согласно хронологии рабочего времени Миннигалиева А.Ф. его занятость на работах с тяжёлыми условиями труда в течение рабочего времени составляет 51 процент.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметив, что определение того, является ли должность, занимаемая работником, льготной, принадлежит только работодателю.
Кассационный суд общей юрисдикции не установил нарушения либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций, а также кассационного суда общей юрисдикции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
1. В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работающих и работавших по трудовому договору на получение такого обеспечения, предоставляемого в рамках системы обязательного социального страхования.
Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников (абзац пятнадцатый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Этому праву корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами (абзац пятнадцатый части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования").
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребёнка (детей), ухода за ребёнком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (часть 3 статьи 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзац первый пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзац второй пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзац четвёртый пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
В числе видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию - пенсия по старости (подпункт 2 пункта 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
У страхователя (работодателя) отношения по всем видам обязательного страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Страхователи обязаны уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы (подпункт 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования"); представлять страховщику и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта уплаченных страховых взносов (обязательных платежей) (подпункт 3 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования"); вести учёт начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования отчётность по установленной форме (подпункт 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Как следует из материалов дела, Миннигалиев А.Ф., обращаясь в суд с настоящим иском, просил суд возложить на работодателя (АО "ДРСК" в лице филиала "Хабаровские электрические сети") обязанность начислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в отношении Миннигалиева А.Ф., внести корректирующие данные в сведения индивидуального (персонифицированного) учёта с целью дальнейшей оценки пенсионным органом его пенсионных прав при решении вопроса о включении в специальный стаж периода работы в тяжёлых условиях труда и назначения ему в связи с этим досрочной страховой пенсии по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста.
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; нормы данного закона далее приведены в редакции, действовавшей на день обращения Миннигалиева А.Ф. в пенсионный орган с заявлением о предоставлении ему сведений о состоянии его индивидуального счёта - 22 ноября 2021 г.).
В статье 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" приведены основные понятия, используемые в этом федеральном законе, в их числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счёт средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 названного федерального закона).
К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Страхователи обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации 1 и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
------------------------------
1 С 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
------------------------------
Из приведённого правового регулирования следует, что конституционное право на социальное обеспечение включает право лиц, работавших и работающих по трудовому договору, на получение мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения их материального и (или) социального положения, предоставляемых в рамках системы обязательного социального страхования. Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников, которому корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников. Такую обязанность работодатель должен исполнять с момента заключения с работником трудового договора.
Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пенсия по старости, предоставляемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, далее также - Фонд). При этом на страхователей (работодателей) законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы, предоставлять пенсионному органу и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в отношении каждого работника. От надлежащего исполнения работодателем этой обязанности зависит право работника на получение страховой пенсии по старости.
2. До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), согласно которому со дня его вступления в силу.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (здесь и далее нормы Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей на день обращения Миннигалиева А.Ф. в пенсионный орган с заявлением о предоставлении ему сведений о состоянии его индивидуального счёта - 22 ноября 2021 г.).
В числе таких условий, исходя из положений статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", соответствующие возраст гражданина, его страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях") (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в частности мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место после 1 января 1992 г., применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В числе лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию по старости, - электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (код позиции 23200000-19756 раздел XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10).
В силу части 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 названной статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьёй 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 названной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 названной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"; нормы этого закона далее приведены в редакции, действовавшей на день обращения Миннигалиева А.Ф. в пенсионный орган с заявлением о предоставлении ему сведений о состоянии его индивидуального счёта - 22 ноября 2021 г.).
По результатам специальной оценки условий труда устанавливают классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Результаты специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации 2 с учётом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункт 7 части 1 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
------------------------------
2 С 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
------------------------------
Из положений пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 следует, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. С 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В пункте 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78 1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет", утверждённого постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, разъясняется, что под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Пунктом 43 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Статьёй 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования"; здесь и далее нормы названного закона приведены в редакции, действовавшей на дату обращения Миннигалиева А.Ф. в пенсионный орган с заявлением о предоставлении ему сведений о состоянии индивидуального счёта застрахованного лица Миннигалиева А.Ф. - 22 ноября 2021 г.).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации 3 по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
------------------------------
3 С 1 января 2023 г - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
------------------------------
В части 1 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтённых на индивидуальном лицевом счёте, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счёт в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Из приведённых нормативных положений следует, что право граждан на страховую пенсию по старости связано с наличием определённых условий, в числе которых достижение гражданином пенсионного возраста, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30, соответствующий страховой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. С наличием страхового стажа определённой продолжительности и уплаты страховых взносов по тарифам, установленным статьёй 428 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В частности, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются работники, выполняющие работы в тяжёлых условиях труда, чьи профессии и должности, а также производства предусмотрены соответствующим списком производств, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию на льготных условиях в связи с особыми условиями труда. При этом для зачёта в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости таким работникам, принимаются периоды, когда работники не менее 80 процентов рабочего времени, куда включаются подготовительные и вспомогательные работы, выполняют работы в условиях труда, предусмотренных соответствующими списками.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Если работник был принят работодателем на работу на полный рабочий день, осуществляет трудовую функцию у данного работодателя в должности (профессии) и на производстве, указанных в соответствующем списке, и по результатам проведённой специальной оценки условий труда работника на его рабочем месте установлены вредные и (или) опасные условия труда, а работодатель не представлял в Фонд сведения о льготном характере работы работника для отражения таких сведений в данных индивидуального (персонифицированного) учёта и не уплачивал страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работника в порядке и на условиях, которые определены нормативными положениями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона "О страховых пенсиях", Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии спора между работником и работодателем о льготном характере работы работника в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости работодатель должен доказать, что он подавал в Фонд достоверные сведения о страховом стаже такого работника исходя из условий его труда и определённого ему условиями трудового договора рабочего времени, то есть надлежащим образом исполнил установленную положениями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по осуществлению обязательного социального страхования такого работника в порядке, установленном федеральными законами.
По настоящему делу Миннигалиев А.Ф., заявляя требования о возложении на работодателя (АО "ДРСК") обязанности начислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу (статья 428 Налогового кодекса Российской Федерации) в связи с его занятостью в тяжёлых условиях труда в должности, относящейся к Списку N 2, указывал на то, что работодатель представлял в Фонд недостоверные сведения о его страховом стаже, и оспаривал правомерность действий работодателя по передаче в Фонд сведений о характере работы без указания кода льготных условий труда, а также по неуплате страхователем страховых взносов в отношении Миннигалиева А.Ф. по дополнительному тарифу, установленному статьёй 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по требованиям Миннигалиева А.Ф. приведённые нормативные положения к спорным отношениям применили неправильно, вследствие чего неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, а именно факта выполнения Миннигалиевым А.Ф. в спорный период (с 14 января 2011 г. по 7 февраля 2022 г.) в течение полного рабочего дня работы в качестве электрогазосварщика, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и достоверности отражения данных об этом периоде его работы в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованного лица, и не предложили ответчику (АО "ДРСК) представить доказательства, которые опровергали бы утверждение Миннигалиева А.Ф. об осуществлении им в спорный период (с 14 января 2011 г. по 7 февраля 2022 г.) работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (работа с тяжёлыми условиями труда).
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований Миннигалиева А.Ф., сославшись на то, что определение того, является ли должность, занимаемая работником, льготной, принадлежит только работодателю, указали на отсутствие документов, подтверждающих выполнение Миннигалиевым А.Ф. работ в тяжёлых условиях постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов времени), фактически обосновав своё решение теми сведениями (документами), достоверность которых оспаривалась Миннигалиевым А.Ф. При этом суды первой и апелляционной инстанций не дали данным сведениям правовой оценки с учётом подлежащих применению норм материального права, регулирующих спорные отношения, и положений статьей 55, 56, 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о доказательствах и доказывании, неправомерно возложив на работника Миннигалиева А.Ф. (экономически более слабую сторону в трудовых отношениях) обязанность подтвердить факт выполнения им работы в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (работа с тяжёлыми условиями труда), и освободили работодателя от представления доказательств отсутствия факта выполнения Миннигалиевым А.Ф. работы в таких условиях.
Как усматривается из материалов дела, Миннигалиев А.Ф. в судах первой и апелляционной инстанций приводил доводы о том, что выполнение им в филиале АО "ДРСК" "Хабаровские электрические сети" работы с тяжёлыми условиями труда полный рабочий день, то есть более 80 процентов рабочего времени, подтверждено имеющимися в деле письменными доказательствами, в числе которых: трудовой договор, по условиям которого работа электрогазосварщиком в филиале АО "ДРСК" "Хабаровские электрические сети" являлась для Миннигалиева А.Ф. основной работой, занятость Миннигалиева А.Ф. составляет полный восьмичасовой рабочий день; должностные инструкции, в соответствии с которыми на Миннигалиева А.Ф. не возлагалось каких-либо иных должностных обязанностей, кроме сварочных работ; табели учёта рабочего времени, согласно которым Миннигалиев А.Ф. работал в занимаемой должности полный рабочий день - по 8 часов; расчётные листки о выплате Миннигалиеву А.Ф. заработной платы с учётом надбавки за вредность за фактически отработанное время во вредных условиях труда - за полный рабочий день; справка о хронометраже рабочего времени Миннигалиева А.Ф., по которой сварочные, подготовительные и вспомогательные работы составляли более 80 процентов рабочего времени; карты специальной оценки условий труда по должности электрогазосварщика 4 разряда, согласно которым Миннигалиеву А.Ф. установлен класс условий труда по вредным опасным факторам - 3.2, а также предоставлены гарантии и компенсации как работнику, занятому во вредных условиях труда, в том числе право на досрочное назначение страховой пенсии.
Однако суды первой и апелляционной инстанций, изложив в судебных постановлениях доводы Миннигалиева А.Ф., приведённые в исковом заявлении, и обстоятельства, по мнению истца, их подтверждающие, и возражения ответчика (АО "ДРСК") на исковые требования Миннигалиева А.Ф., указали лишь на то, что представленные Миннигалиевым А.Ф. доказательства в должной мере не свидетельствуют о его занятости не менее 80 процентов рабочего времени на работах с тяжёлыми условиями труда. При этом суды первой и апелляционной инстанций не привели круг доказательств, которыми, по их мнению, может быть подтвержден факт выполнения Миннигалиевым А.Ф. работы в тяжелых условиях труда, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Тем самым суды первой и апелляционной инстанций произвольно применили статьи 55, 56 (о доказательствах и доказывании в гражданском процессе), статьи 67 (об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нельзя признать правомерным и утверждение судов первой и апелляционной инстанций (в обоснование вывода о занятости Миннигалиева А.Ф. на работах с тяжёлыми условиями труда менее 80 процентов рабочего времени) о том, что по хронологии рабочего времени Миннигалиева А.Ф. его занятость на работах с тяжёлыми условиями труда в течение рабочего времени составляет 51 процент. Суды первой и апелляционной инстанций не учли Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78 1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет", утверждённые постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, о том, что в 80 процентов рабочего времени включается не только непосредственное время выполнения работ с тяжёлыми условиями труда, но и время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время также может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Между тем по данным хронологии рабочего времени Миннигалиева А.Ф., которая представлена в суд ответчиком - работодателем Миннигалиева А.Ф. (АО "ДРСК"), выполнение Миннигалиевым А.Ф. сварочных работ составляет 51 процент рабочего времени, подготовительные работы - 36,5 процента рабочего времени. Этому обстоятельству суды первой и апелляционной инстанций вследствие неправильного применения норм материального права надлежащей правовой оценки не дали.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Миннигалиева А.Ф. о возложении на работодателя (АО "ДРСК") обязанности начислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в связи с работой в тяжёлых условиях труда, сдать корректирующие сведения персонифицированного учёта в Пенсионный фонд Российской Федерации и производных требований о возложении на пенсионный орган обязанности зачесть в стаж период работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости закону не соответствует.
Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе Миннигалиева А.Ф. законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статей 379 6 и частей 1-3 статьи 379 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из приведённых обстоятельств, решение Амурского городского суда Хабаровского края от 5 мая 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 августа 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 октября 2022 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Миннигалиева А.Ф., что согласно статье 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и требованиями процессуального закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390 14, 390 15, 390 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 5 мая 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 августа 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 октября 2022 г. по делу N 2-247/2022 Амурского городского суда Хабаровского края отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Амурский городской суд Хабаровского края.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Фролкина С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 июля 2023 г. N 58-КГ23-10-К9
Опубликование:
-