Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Д
Подходные каналы шлюзов
Д.1 Размеры и очертание подходов к шлюзам в плане должны обеспечивать расхождение шлюзуемых судов при двухстороннем движении. На период временной эксплуатации шлюза при строительстве гидроузла допускается устройство подходов для одностороннего движения с разъездами или без них при условии обеспечения необходимой пропускной способности.
Д.2 Подходные каналы шлюзов по взаимному расположению их оси и продольной оси шлюза подразделяют:
- на симметричные (рисунок Д.1, а) - оси подходного канала и шлюза совпадают;
- полусимметричные (рисунок Д.1, б) - ось подходного канала смещена относительно оси шлюза таким образом, что расстояние между лицевой гранью устоев головы шлюза и причальной линией находится в пределах от 0,2 расчетной ширины судна до расстояния, соответствующего симметричному подходу;
- несимметричные (рисунок Д.1, в) - ось подходного канала расположена по отношению к оси шлюза так, что причальная линия смещена от лицевой грани устоев головы шлюза на расстояние не более 0,2 расчетной ширины судна.
Д.3 Ширину судового хода подходных участков с прямолинейным движением на уровне расчетной глубины при наинизшем расчетном судоходном уровне следует принимать не менее величины b, определяемой по следующим формулам:
- для однониточных шлюзов
b = 1,3(b s1 + b s2); (Д.1)
- для двухниточных шлюзов
b = 1,3(b s1 + b s2 + b s3), (Д.2)
где b s1, b s2, b s3 - ширины расходящихся расчетных судов.
Ширину судового хода подходных участков двухниточных шлюзов следует принимать не менее расстояния между лицевыми гранями внешних стен камер смежных шлюзов.
В подходном канале двухниточного шлюза при размещении причальной линии на продолжении межкамерного пространства ширина судового хода к каждой нитке определяется как для однониточного шлюза из условия обеспечения расхождения двух судов.
Д.4 Расчетную глубину судового хода подходных каналов при расчетном наинизшем судоходном уровне следует принимать не менее 1,3 статической осадки расчетного судна в полном грузу.
При обосновании допускается учитывать дополнительно запас на заносимость подходов.
Д.5 Длина верхнего (нижнего) участка подхода (рисунок Д.2), в пределах которого предусматривается расхождение встречных судов, должна быть не менее величины l a, определяемой по формуле
l a = l 1 + l 2 + l 3, (Д.3)
где l 1 - длина участка, равная 0,5l s;
l 3 - длина участка, равная ;
l 2 - длина участка, на котором судно при встречном движении переходит с оси шлюза на ось судового хода в канале, определяемая по формуле
, (Д.4)
здесь l s - длина расчетного судна;
r - радиус траектории центра тяжести судна (радиус поворота судна), принимаемый не менее трех длин расчетного судна;
c - смещение оси судового хода в канале относительно оси шлюза при выходе или входе судна.
Величину смещения с определяют по формулам:
- при симметричном подходе
c=0,6b s+0,5b; (Д.5)
- при полусимметричном подходе
c=1,9b s+0,5b-a m (Д.6)
- для подхода, в котором
0,75b s<a m1,3b s+0,25b, (Д.7)
и
c = a m - 0,7b s (Д.8)
для подхода, в котором
1,3b s+0,25b<a m<1,3b s+0,5b;
- при несимметричном подходе
c=1,2b s+0,5b, (Д.9)
где b s - ширина расчетного судна;
b - уширение, определяемое по Д.6;
a m - смещение лицевой грани причала от оси шлюза.
При определении l 1, l 2, l 3 расчетными следует принимать суда и толкаемые составы наибольшей длины.
Д.6 Ширину судового хода на участках l2 и l 3 (рисунок Д.2) при поочередном движении по кривой судов в двух направлениях следует принимать равной b+b. За пределами этих участков при одновременном движении по кривой судов в двух направлениях ширину принимают равной b+2b.
Уширение b определяют по формуле
, (Д.10)
где l s и r - см. Д.5.
Переходный участок l 4 (см. рисунок Д.2) следует принимать длиной не менее 20 уширений в каждую сторону. При сопряжении подходного канала в пределах переходного участка или непосредственно за ним с бьефом или переходным участком подходного канала соседнего шлюза его следует принимать на всем протяжении уширенным (без переходного участка).
Д.7 При проектировании шлюзов, входящих в состав гидроузлов с водосбросными сооружениями, расположенных на сверхмагистральных и магистральных водных путях, условия входа, стоянки, движения и дрейфа судов в подходных каналах определяют по данным лабораторных исследований.
Для шлюзов на водных путях местного значения такие исследования выполняют только при обосновании.
Д.8 Для повышения безаварийности движения судов и сокращения времени, затрачиваемого на расхождение судов в подходных каналах, рекомендуется использовать технические решения по поперечному перемещению судов (см. рисунок Д.3).
Для обеспечения безопасности вывода судна на ось шлюза используют устройство в виде шарнирно-сочлененного параллелограмма. При этом обязательно предусматривают автоматическую швартовку судна к понтону (и снятие швартовых тросов при выводе судна на ось шлюза). С этой целью могут быть использованы как вакуум-присосы, удерживающие судно за подводный борт, так и падающие швартовые тумбы, автоматически сбрасывающие чалочный канат при выводе судна на ось шлюза.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.