Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
Основные положения по определению грузооборота, судооборота и пропускной способности шлюзов
Б.1 Данные по типам расчетных судов, грузо- и судообороту (навигационному и среднесуточному в наиболее напряженный период навигации) в створе гидроузла, определяемые на расчетный перспективный срок, следует устанавливать на основании схемы развития водного транспорта бассейна, а при отсутствии ее на расчетный перспективный срок - на основании экономических исследований.
За расчетный перспективный срок принимают: для шлюзов на сверхмагистральных и магистральных водных путях - 10 лет после начала постоянной эксплуатации; для шлюзов на водных путях местного значения - 5 лет.
Расчетное судно (составы, плот) выбирают по водоизмещению, длине, ширине, осадке, надводному возвышению привального бруса, надводному габариту согласно сетке типов судов, утвержденной федеральным органом исполнительной власти по морскому и речному транспорту.
Б.2 Навигационный судооборот определяют по направлениям вверх и вниз отдельно груженых и порожних судов различных типов: самоходных и несамоходных, пассажирских и грузопассажирских, плотоводов, технического флота, шлюзуемых секций плотов.
Б.3 Среднесуточный судооборот в наиболее напряженный период навигации по каждому виду перевозок определяют как отношение навигационного судооборота к длительности навигации в сутках, умноженное на коэффициент неравномерности подхода судов и плотов к шлюзам, принимаемый по данным анализа проектируемого судооборота. При отсутствии таких данных коэффициент неравномерности допускается принимать: для судов - 1,3; плотов - 1,7.
Длительность навигации (в сутках) устанавливают с учетом ее продления при отрицательных температурах воздуха органами, регулирующими судоходство на внутренних водных путях.
Б.4 Общее число шлюзований в сутки следует определять как сумму шлюзований транспортного флота (включая плоты) с увеличением на две пары шлюзований для сверхмагистральных и магистральных водных путей и одну пару - для водных путей местного значения для учета пропуска технического флота.
Б.5 Пропуск судна проводят через шлюз при одностороннем или двустороннем шлюзовании.
Время цикла одностороннего шлюзования Т 1 определяется продолжительностью следующих операций: ввод судов в шлюз, учалка судов, закрытие ворот, наполнение или опорожнение камеры, открытие ворот, вывод судов из шлюза, закрытие ворот, опорожнение или наполнение камеры, открытие ворот.
T 1 = t вх + 4t в + 2t + t вых. (Б.1)
Время цикла двухстороннего шлюзования Т 2 определяется продолжительностью следующих операций: ввод судов в шлюз, учалка судов, закрытие ворот, наполнение или опорожнение камеры, открытие ворот, вывод судов из шлюза, ввод судов в шлюз, учалка судов, закрытие ворот, наполнение или опорожнение камеры, открытие ворот, вывод судов из шлюза.
T 2 = t вх + 2t в + t + t вых. (Б.2)
Время входа в камеру t вх = l вх / V вх и выхода из нее t вых = l вых / V вых зависит от характеристик расчетного судна или состава, длины пути и средней скорости движения по нему. Длину этого пути при предварительных расчетах допускается принимать равной:
- при одностороннем движении
l вх(вых)=l c,ef(1+ 1); (Б.3)
- при двухстороннем движении
l вх(вых)=l c,ef(1+ 2)+l 2, (Б.4)
где 1 - коэффициент, равный при входе 0,4, а при выходе из камеры 0,1;
2 - коэффициент, принимаемый равным 0,4;
l c,ef - полезная длина камеры, м, определяется в соответствии с приложением Д;
l 2 - длина участка расхождения встречных судов, м, определяется в соответствии с приложением Д.
Для многокамерного шлюза во всех случаях добавляется операция по переводу судов из одной камеры шлюза в другую камеру.
Б.6 Время на учалку судна в шлюзе для всех судов, за исключением скоростных, следует принимать 2 мин, для скоростных судов - 0,5 мин.
Если время учалки t уч судов, принимаемое равным 2 мин, окажется больше t в, то в зависимости (Б.1) следует вместо 4t в принимать 2t в + 2t уч, а в зависимости (Б.2) вместо 2t в принимать 2t уч.
Б.7 Время наполнения и опорожнения камер шлюза следует определять гидравлическими расчетами. Для предварительных расчетов время наполнения и опорожнения камеры шлюза t, мин, допускается определять по формуле
, (Б.5)
где - коэффициент, принимаемый для шлюзов с головной системой питания равным 0,27, с распределительной системой питания - 0,19;
H d - расчетный напор на камеру, м;
b c,ef - полезная ширина камеры, м;
l c,ef - полезная длина камеры, м.
Б.8 Время открытия и закрытия ворот шлюза следует определять на основании конструктивных разработок в зависимости от типа ворот и механизмов, размеров перекрываемого отверстия.
При предварительных расчетах продолжительности открытия и закрытия ворот допускается принимать:
- для плоских ворот - 2 мин при высоте перекрываемого отверстия h h5 м; 2,5 мин при 5<h h10 м и 3 мин при h h > 10 м;
- для двухстворчатых ворот - 2 мин при ширине камеры b c18 м; 2,5 мин при 18<b c30 м и 3 мин при bc 30 м.
Б.9 Время ввода судов в шлюз, вывода из него и перевода из камеры в камеру определяется в зависимости от скорости и длины пути их движения.
Скорость движения необходимо определять расчетом из условия обеспечения безопасности входа, выхода и стоянки судов у причала.
Для предварительных расчетов средние скорости движения судов на внутренних водных путях в шлюзе и на подходах к нему принимают по таблице Б.1.
Таблица Б.1
Шлюзуемый объект |
Средняя скорость движения, м/с |
||
вход |
выход |
переход из одной камеры в другую |
|
Скоростные суда |
2,0 |
3,0 |
1,5 |
Самоходные суда |
1,0 |
1,4 |
0,75 |
Толкаемые составы |
0,9 |
1,2 |
0,75 |
Буксируемые составы |
0,7 |
1,0 |
0,6 |
Плоты |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
Б.10 Длина пути движения судна при входе в шлюз и выходе из него определяется положением его на подходах и в камере.
Начальное расчетное положение на подходе при одностороннем движении судов в каждом из направлений определяется допустимой величиной гидродинамической силы при наполнении (опорожнении) камеры из подходного канала, при боковом заборе и выпуске воды - возможностью открытия ворот перед ним. При двухстороннем движении судов начальное положение судна определяется возможностью расхождения со встречным судном. Во всех случаях расстояние между судном и воротами не должно быть менее 5 м.
Положение последующих судов при выходе определяется: при одностороннем движении - возможностью закрытия ворот за ними, а при двухстороннем движении - расхождением со встречным судном, ожидающим шлюзования.
При одновременном шлюзовании нескольких судов длину пути движения следует определять по судну, которое входит в камеру шлюза и выходит из нее последним.
При переходе из камеры в камеру длину пути движения принимают равной длине камеры и средней головы шлюза.
Б.11 Грузо- и судопропускная способность шлюзов определяется числом шлюзований расчетных судов исходя из полной загрузки шлюза в наиболее напряженные сутки (при работе шлюза, в среднем, в течение 23 ч) при принятых типах расчетных судов и структуре перевозок на установленные расчетные сроки. При определении пропускной способности однониточных шлюзов число шлюзований для всех типов судов следует принимать 25% при одностороннем шлюзовании и 75% при двухстороннем шлюзовании; для плотов принимают только одностороннее шлюзование.
T cp = 0,25T 1 + 0,75T 2. (Б.6)
Б.12 Для комбинаций из самоходных судов и толкаемых составов (или из одних самоходных судов) время шлюзования определяют с учетом того, что при заходе судов в камеру и выходе из нее необходимо учитывать добавочное время, необходимое на преодоление каждым последующим судном интервала между ним и предыдущим судном.
В соответствии с [13] интервал между судами, идущими в кильватер, должен быть не менее 500 м. На подходах к шлюзу и на выходе из него этот интервал обычно сокращается до 100 м (но не менее).
Б.13 Число ниток шлюзов определяют исходя из необходимой пропускной способности их на расчетные сроки.
Следует предусматривать возможность строительства в будущем дополнительной нитки шлюза без перерыва в работе эксплуатируемых судоходных сооружений.
При технико-экономическом обосновании допускается принимать одну из ниток шлюзов с меньшими габаритами камер для пропуска скоростных или малогабаритных судов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.