Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Белгородской области
от 01 августа 2023 г. N 429-пп
II. Анализ текущей ситуации
2.1. Снижение уровня бедности для Белгородской области является важнейшей целью в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Белгородская область является одним из регионов с низким показателем уровня бедности. В 2019 году 7,7 процента от общей численности населения Белгородской области имели доходы ниже величины прожиточного минимума. За 2020 год данный показатель снизился и составил 7,2 процента. За 2021 год значение показателя "Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности" составило 7 процентов.
2.2. Информация о социально-экономическом развитии Белгородской области.
Социально-экономическая политика Правительства Белгородской области проводится на основе целей, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", положений Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 11 июля 2023 года N 371-пп, 47 региональных составляющих 12 национальных проектов, 18 государственных программ Белгородской области, а также приоритетов, определенных Губернатором Белгородской области.
В настоящее время стратегической целью развития Белгородской области является укрепление обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики Белгородской области, сохранение инвестиционной привлекательности, стимулирование инновационной деятельности, развитие малого и среднего бизнеса, цифровой экономики, инфраструктуры, повышение производительности труда, реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики, формирование комфортной среды для жизни и развития человеческого потенциала.
За 2020 - 2022 годы валовой региональный продукт увеличился на 3,1 процента и превысил в 2022 году 1270 млрд рублей. По его объему на душу населения Белгородская область находится на 3 месте в Центральном федеральном округе после г. Москвы и на 18 месте в Российской Федерации. По итогам 2021 года индекс физического объема валового регионального продукта составил 102,8 процента, в Белгородской области обеспечен рост экономики темпами на уровне мировых.
В структуре экономики Белгородской области промышленный комплекс занимает 36,9 процента. Реализация мероприятий по совершенствованию промышленного потенциала Белгородской области, повышению конкурентоспособности и диверсификации производства, а также экономическая активность хозяйствующих субъектов позволили за 2020 - 2022 годы обеспечить рост промышленного производства в сопоставимых условиях на 106,2 процента. Индекс промышленного производства в 2022 году составил 100 процентов. Среди областей Центрального федерального округа по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами на душу населения Белгородская область по итогам 2022 года заняла 1 место по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" и 5 место по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства".
Сдерживающими причинами роста в 2022 году (в основном добывающей отрасли) стали: закрытие существующих рынков сбыта; сокращение импорта и добровольный отказ иностранных партнеров от сотрудничества; перенастройка производственно-логистических цепочек и переход на альтернативных поставщиков. В то же время предприятия Белгородской области смогли адаптироваться к текущим условиям и не отказались от инвестиционных программ, продолжая расширять производства.
Важным для развития экономики Белгородской области и повышения уровня жизни населения является вопрос привлечения инвестиций. Белгородская область - регион высоких возможностей реализации инвестиционных инновационно-технологических проектов любой сложности и направленности. Особое внимание Правительство Белгородской области уделяет мероприятиям по созданию экономических и совершенствованию организационных условий для ведения бизнеса, результатом проведения которых является улучшение инвестиционного климата, формирование инфраструктуры эффективной коммуникации между бизнесом и властью, защита прав инвесторов, реализация инвестиционных проектов на территории Белгородской области, создание новых производств и высокопроизводительных рабочих мест. Белгородская область находится на 7 месте в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. В Белгородской области внедрен инвестиционный стандарт 2.0 и осуществляется предоставление государственных мер поддержки, направленных на реализацию новых инвестиционных проектов.
В результате проводимой системной работы объем инвестиций в основной капитал на развитие экономики и социальной сферы в области за 2020 - 2022 годы составил 531,9 млрд рублей. В 2022 году объем инвестиций в основной капитал составил 193,6 млрд рублей. По данному показателю Белгородская область находится на 6 месте в Центральном федеральном округе.
Перечень основных социально-экономических показателей, предшествующих реализации региональной программы, представлен в таблице.
Наименование показателя |
Единицы измерения |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Валовой региональный продукт |
Млрд рублей |
997,3 |
1354,8 |
1274,6 * |
Валовой региональный продукт (в сопоставимых ценах) |
Процент к предыдущему году |
100,1 |
102,8 |
100,2 * |
Валовой региональный продукт на душу населения |
Тыс. рублей |
645,4 |
881,7 |
837,6 * |
Индекс промышленного производства |
Процент к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,7 |
104,4 |
100,0 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами, в том числе по видам экономической деятельности: |
Млрд рублей |
1001,4 |
1434,6 |
1331,9 |
добыча полезных ископаемых |
Млрд рублей |
189,9 |
369,7 |
243,9 |
обрабатывающие производства |
Млрд рублей |
771,8 |
1019,8 |
1042,6 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
Млрд рублей |
26,9 |
28,6 |
31,3 |
водоснабжение; водоотведение; организация сбора и утилизации отходов; деятельность по ликвидации загрязнений |
Млрд рублей |
12,8 |
16,5 |
14,1 |
Индекс производительности труда |
Процент к предыдущему году |
101,1 |
101,8 |
100,3 * |
Инвестиции в основной капитал (включая субъекты малого предпринимательства и объем инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) |
Млрд рублей |
169,5 |
168,8 |
193,6 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал |
Процент к предыдущему году в сопоставимых ценах |
96,3 |
93,5 |
99,0 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения |
Тыс. рублей |
109,7 |
109,8 |
126,9 |
Основные фонды по полной учетной стоимости на конец года |
Млрд рублей |
2928,6 |
3061,9 |
- |
Оборот розничной торговли |
Млрд рублей |
366,3 |
398,2 |
436,2 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
Процент к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,3 |
100,8 |
94,0 |
Оборот розничной торговли на душу населения |
Тыс. рублей |
237,1 |
259,2 |
286,0 |
Среднегодовая численность населения |
Тыс. человек |
1545,2 |
1538,9 |
1525,5 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
Число лет |
72,37 |
70,67 |
73,05 |
Выпуск продукции сельского хозяйства |
млрд рублей |
288,9 |
343,0 |
360,2 |
Индекс физического объема выпуска продукции сельского хозяйства |
Процент к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,8 |
97,6 |
103,7 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата |
Рублей |
37441,9 |
41774,7 |
47637,8 |
Темп роста |
Процент к предыдущему году |
108,2 |
111,6 |
114,0 |
Просроченная задолженность по заработной плате (на конец года) |
Тыс. рублей |
5109 |
0,0 |
0,0 |
Среднедушевые денежные доходы населения |
Рублей |
32883,6 |
35611,7 |
41009,1 |
Темп роста |
Процент к предыдущему году |
101,5 |
108,3 |
115,2 |
-----------------------------
* Оценочные данные министерства экономического развития и промышленности Белгородской области.
-----------------------------
2.3. Информация о достигнутых показателях в сфере труда и занятости населения. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости Белгородской области, на конец 2020 года составила 9838 человек. В 2021 году удалось снизить численность безработных граждан до 4267 человек. Также тенденция на снижение продолжилась и в 2022 году составила 3458 человек. Снижение численности безработных граждан обусловлена снятием в 2022 году большинства ковидных ограничений. Благодаря мерам государственной поддержки существенных скачков безработицы на протяжении всего 2022 года не наблюдалось.
Уровень регистрируемой безработицы в 2020 году составил 1,5 процента, в 2021 году - 0,67 процента, в 2022 году - 0,42 процента.
В Белгородской области реализуется государственная программа "Содействие занятости населения Белгородской области", утвержденная постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 527-пп. Целью данной государственной программы является создание условий для развития эффективного рынка труда, снижение уровня безработицы и социальная поддержка безработных граждан. Также реализуются мероприятия по активной политике занятости, которые направлены на стимулирование занятости населения.
В рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" в Белгородской области реализуются отдельные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда.
Уровень трудоустройства
N п/п |
Занятость населения |
Единица измерения |
Значение показателя |
||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
|||
1. |
Уровень трудоустройства от числа обратившихся в центры занятости населения |
Процент |
71,6 |
85,5 |
90,9 |
2. |
Количество трудоустроенных граждан |
Тыс. чел. |
36,3 |
31,3 |
57,7 |
Ситуация на рынке труда Белгородской области характеризуется как стабильная.
2.4. Информация о достигнутых показателях в сфере социального развития Белгородской области.
Значительное внимание в Белгородской области уделяется семейной и демографической политике.
Постановлением Правительства Белгородской области от 06 апреля 2020 года N 136-пп утверждены Порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, Порядок учета и исчисления среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, и Порядок расходования и учета средств из областного бюджета ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно
Год |
2019 |
2020 |
2021 |
Численность получателей, чел. |
- |
33215 |
35170 |
Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 года, до достижения ребенком возраста 8 лет.
Увеличение численности получателей ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно связано с увеличением величины прожиточного минимума и изменением расчетного периода для определения права на выплату, а также прибытием граждан из других регионов для дальнейшего проживания на территории Белгородской области.
В Белгородской области проводится системная работа, направленная на социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса.
Ежемесячная денежная выплата в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет
Год |
2019 |
2020 |
2021 |
Численность получателей, чел. |
6632 |
6754 |
6822 |
Нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление на территории Белгородской области ежемесячной денежной выплаты в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (далее - ежемесячная выплата), является постановление Правительства Белгородской области от 25 июня 2012 года N 270-пп "Об утверждении Порядка установления ежемесячной денежной выплаты в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет".
Увеличение численности получателей ежемесячной выплаты связано с увеличением рождаемости третьих и последующих детей, а также прибытием граждан из других регионов для дальнейшего проживания на территории Белгородской области.
Нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление на территории Белгородской области меры социальной поддержки многодетных семей в форме регионального материнского (семейного) капитала (далее - региональный капитал), являются Социальный кодекс Белгородской области и постановление Правительства Белгородской области от 12 января 2015 года N 4-пп "Об утверждении порядка назначения, выплаты и распоряжения средствами регионального материнского (семейного) капитала".
Региональный материнский (семейный) капитал
Год |
2019 |
2020 |
2021 |
Численность получателей, чел. |
972 |
1136 |
1124 |
Средства регионального капитала используются в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
- улучшение жилищных условий (приобретение или строительство жилья);
- проведение капитального, текущего ремонта в жилом помещении по месту проживания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение регионального капитала;
- приобретение строительных материалов для строительства жилого помещения, ремонта жилого помещения по месту проживания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение регионального капитала;
- погашение основного долга и уплата процентов по кредитам и займам на приобретение (строительство) жилья, включая ипотечные кредиты, предоставленные гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией.
Увеличение численности обратившихся с заявлением о назначении регионального капитала частично связано с ежегодной индексацией размера регионального капитала с 55388 рублей в 2019 году до 82152 рублей в 2021 году, а также с достижением третьими и последующими детьми в указанный период трехлетнего возраста, дающего право на подачу заявления.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2330 "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка" с 1 января 2023 года введено единое ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка. Оно заменило некоторые другие виды пособий, в том числе ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, выплаты на детей от 3 до 7 лет и от 8 до 17 лет. Право на него возникает, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания, фактического проживания) заявителя.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия на оплату ЖКУ), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", малоимущим гражданам предоставляется субсидия на оплату ЖКУ.
Численность получателей субсидии на оплату ЖКУ
Год |
2019 |
2020 |
2021 |
Численность получателей, чел. |
8436 |
7631 |
7697 |
Уменьшение количества получателей субсидий на оплату ЖКУ в 2020 году по сравнению с 2019 годом связано с увеличением доходов граждан за счет увеличения размера пенсий, социальных выплат на детей, учета доходов самозанятых граждан.
Незначительное увеличение получателей субсидий на оплату ЖКУ в 2021 году по сравнению с 2020 годом связано с тем, что в условиях коронавирусной инфекции (COVID) предоставление субсидий на оплату ЖКУ в 2020 - 2021 годах осуществлялось беззаявительно по ранее представленным заявлениям, с учетом доходов граждан за 2019 - 2020 годы соответственно, без учета изменившихся доходов.
Ежемесячное пособие на ребенка (далее - пособие) осуществляется в соответствии с Социальным кодексом Белгородской области и постановлением Правительства Белгородской области от 28 января 2005 года N 10-пп "О Порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка гражданам, имеющим детей".
Пособие назначается и выплачивается одному из родителей на каждого рожденного и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом семьи, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения, установленную на территории Белгородской области.
Численность получателей |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Всего: |
27283 |
33029 |
37000 |
пособие на детей одиноких матерей |
5945 |
6752 |
7205 |
пособие на детей военнослужащих по призыву |
24 |
15 |
23 |
пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов |
194 |
249 |
232 |
пособие на детей в базовом размере |
13944 |
17376 |
19968 |
пособие на детей из многодетных семей |
6189 |
7507 |
8349 |
пособие на детей-инвалидов |
751 |
855 |
973 |
пособия на детей-инвалидов одиноких матерей |
236 |
255 |
250 |
С 2021 года в Белгородской области реализуется программа оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В период 2021 - 2022 годов на территории Белгородской области заключено 8577 социальных контрактов на сумму более 1 млрд рублей.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, чей среднедушевой доход/ среднедушевой доход семьи (далее - СДД) не превышает величину прожиточного минимума, установленную по Белгородской области на год осуществления указанной выплаты.
Четыре направления социального контракта (поиск работы, ведение индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации) охватывают все спектры жизнедеятельности семьи и создают платформу для активных действий самого человека по выходу из трудной жизненной ситуации, дают возможность пройти переобучение и освоить новую востребованную на рынке труда профессию, что позволяет трудоустроиться на более престижную и приносящую постоянный доход работу. При наличии дефицита свободных рабочих мест в сельской местности и отдалённых районах появилась возможность работы "на земле" без отрыва от семьи, что особенно важно для многодетных семей, имеющих малолетних детей.
Социальные контракты являются продуктивным инструментом в борьбе с бедностью. Результаты, достигнутые в рамках реализации социальных контрактов, имеют пролонгированный эффект и позволяют преодолеть причины бедности в долгосрочной перспективе, а именно обеспечить в дальнейшем наличие постоянных самостоятельных источников дохода.
В 2021 году на территории Белгородской области заключено 4160 социальных контрактов с 3674 малоимущими семьями и 486 одиноко проживающими гражданами, в том числе: городские жители - 1954, сельские жители - 2206.
Государственной социальной помощью охвачено 15441 человек, в том числе семьи с детьми в возрасте до 18 лет составляют 92,3 процента (14247 человек), из них многодетные семьи - 48,7 процента (6937 человек), семьи, имеющие в своем составе инвалидов, - 8,1 процента (1149 человек).
Социальные контракты с гражданами заключены по следующим направлениям: поиск работы - 1333, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности - 846, ведение личного подсобного хозяйства - 769, осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, - 1212.
По итогам проведения оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта за 2021 год выявлено следующее:
- доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан - 12,7 процента (соглашением с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации предусмотрено 8,7 процента);
- доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, СДД которых (СДД семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении с СДД этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, составила 49,4 процента (соглашением с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации предусмотрено 25,1 процента);
- доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, СДД которых (СДД семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта в сравнении с СДД этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, составила 18,8 процента (соглашением с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации предусмотрено 8,8 процента).
Доля малоимущих граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, по итогам 2021 года составила 57 процентов.
В период действия социального контракта в 2021 году трудоустроено 1175 человек, в том числе 1090 человек, заключивших социальный контракт по направлению "Поиск работы", и 85 человек по направлению "Осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации".
В среднем по Белгородской области размер СДД граждан до заключения социального контракта составлял 5421 рубль, после окончания срока действия социального контракта - 8976 рублей, таким образом СДД увеличился на 66 процентов.
В 2022 году численность граждан, повторно обратившихся за предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта, составила 205 человек.
Помощь в рамках социальных контрактов в 2022 году получили 14343 нуждающихся гражданина из 4417 малообеспеченных семей (одиноко проживающих граждан), в том числе: по поиску работы - 1061, на ведение индивидуальной предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства - 1567 и 855 соответственно, на помощь в трудной жизненной ситуации - 934, 2117 социальных контрактов заключили семьи (одинокие граждане), проживающие в городской местности, 2300 социальных контрактов, проживающие в сельской местности.
Семьи с детьми в возрасте до 18 лет составляют 87,1 процента (12486 человек) от всех граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, из них 40 процентов (4935 человек) - многодетные семьи.
В 2022 году гражданами досрочно расторгнуто 147 социальных контрактов, из них по уважительным причинам - 10, по неуважительным причинам - 137.
В отчетном периоде средний размер СДД граждан до заключения социального контракта составлял 6441 рубль, после окончания срока действия социального контракта - 13677 рублей, таким образом, СДД увеличился на 112 процентов.
Результаты реализации в 2022 году мероприятий по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта составили:
- доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан - 13,2 процента (соглашением с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации предусмотрено 11,6 процента);
- доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, СДД которых (СДД семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении с СДД этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, составила - 70,8 процента (соглашением с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации предусмотрено 27,3 процента);
- доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, СДД которых (СДД семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта в сравнении с СДД этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, составила 33 процента (соглашением с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации предусмотрено 10,2 процента).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Белгородской области стала одной из наиболее востребованных и эффективных мер социальной поддержки малообеспеченных граждан, которая позволяет не только поддержать материально семью на период выплаты, но и преодолеть причины бедности в долгосрочной перспективе, а именно обеспечить в дальнейшем наличие постоянных самостоятельных источников дохода.
Принципиальная разница этого вида помощи от других мер социальной поддержки заключается прежде всего в том, что реализация социального контракта предполагает активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации самого человека и семьи в целом.
По результатам реализации в 2022 году указанных мероприятий среднедушевой доход у каждой третьей семьи после окончания срока действия социального контракта превысил величину прожиточного минимума, установленную в Белгородской области (по итогам 2021 года - у каждой пятой семьи).
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Белгородской области от 1 августа 2023 г. N 429-пп "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.