г. Краснодар |
|
27 декабря 2018 г. |
Дело N А63-23431/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (ИНН 6162051289, ОГРН 1076162005864) - Павлова В.С. (доверенность от 05.02.2018), от заинтересованных лиц - Правительства Ставропольского края (ИНН 2634011856, ОГРН 1022601978607) - Есаян Н.А. (доверенность от 24.09.2018), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (ИНН 2635105024, 1072635017575) - Гурницкой Н.К. (доверенность 25.09.2018), Чубреевой О.А. (доверенность от 20.02.2018), Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (ИНН 2636055305, ОГРН 1082635013450) - Есаян Н.А. (доверенность от 03.07.2018), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Министерства финансов Ставропольского края (ИНН 7708057208, ОГРН 1027700290067) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037339877295), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.06.2018 (судья Жарина Е.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2018 (судьи Жуков Е.В., Бейтуганов З.А., Годило Н.Н.) по делу N А63-23431/201, установил следующее.
Акционерное общество "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Правительству Ставропольского края (далее - правительство) и Министерству финансов Ставропольского края (далее - министерство финансов) о возмещении 127 725 434 рублей потерь, возникших в результате регулирования тарифов при перевозках пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на территории Ставропольского края в период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Решением суда от 22.06.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.10.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием доказательств наличия выпадающих доходов, возникших исключительно в результате государственного регулирования пригородных тарифов. Общество фактически просит взыскать с публично-правового образования все убытки от своей хозяйственной деятельности за 2014 год, что противоречит нормам гражданского законодательства и Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в соответствии с приказом Федеральной тарифной службы Российской Федерации от 28.09.2010 N 235-т/1 "Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации" тариф на 2014 год установлен прогнозным (расчетным) путем на основании данных о перевозках за 2013 год. При этом общество не оспаривает методику расчета тарифа, однако не исключает возможность признания реально осуществленных расходов по итогам 2014 года экономически обоснованными.
ОАО "Российские железные дороги" в отзыве поддержало доводы кассационной жалобы.
Правительство, министерство финансов, министерство дорожного хозяйства и транспорта, региональная тарифная комиссия в отзывах на кассационную жалобу указывают на ее необоснованность, законность и обоснованность принятых судебных актов.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, приказом ФСТ России от 28.12.2010 N 651-т общество внесено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером N 6/1/2.
Общество и правительство заключили договор от 28.09.2014 об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ставропольского края в 2014 году. Согласно условиям договора общество обязалась организовать собственными силами и средствами перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на территории Ставропольского края, обеспечив установленный объем вагонокилометровой работы пригородных поездов на определенных пригородных маршрутах, установленной составностью пригородных поездов, обращающихся на территории Ставропольского края (пункты 1.1, 2.3.1 договора). Объем перевозок и маршруты движения железнодорожных пригородных поездов по территории Ставропольского края на 2014 год установлены в приложении к договору. В пункте 2.1.3 договора общество предусмотрело обязанность заказчика обеспечить включение в закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов" виды расходов, связанных с возмещением перевозчику потерь доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов при перевозках пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на территории Ставропольского края в 2014 году, обеспечить полное возмещение перевозчику потерь доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов при перевозках пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на территории Ставропольского края в 2014 году и производить перевозчику компенсацию вышеназванных потерь, определяемых в соответствии с фактически выполняемым объемом социального заказа в размере 233 983 тыс. рублей.
Правительство подписало договор с протоколом разногласий, в котором исключило пункт 2.1.3. Протокол согласования разногласий, в котором условия пункта 2.1.3 включены в договор, Правительство не подписало.
Постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 23.12.2013 N 80/1 "Об установлении тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ставропольского края" (с учетом постановления от 05.03.2014 N 16/1) с 01.01.2014 установлен согласованный с обществом предельный максимальный уровень тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ставропольского края в размере 18 рублей 09 копеек за зону, на уровне экономически обоснованного тарифа.
В бюджете Ставропольского края сумма компенсаций, возникающая от разницы в установленных тарифах для населения и экономически обоснованном тарифе на 2014 год, не предусмотрена.
Тариф установлен в соответствии с действующим законодательством, в том числе приказами ФСТ России от 28.09.2010 N 235-т/1 "Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации" (далее - Методика) и от 19.08.2011 N 506-т "Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок".
В период с 01.01.2014 по 31.12.2014 общество осуществляло перевозку пассажиров в пригородном сообщении на территории Ставропольского края, взимая плату за проезд в размере тарифа, установленного правительством.
Общая сумма доходов от перевозки пассажиров на территории Ставропольского края за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 составила по расчету общества 195 445 788 рублей.
Для расчета прямых производственных расходов в виде расходов на оплату услуг ОАО "РЖД" общество использовало распределение затрат, а также показатели формы ЦО-39, отражающей фактическую работу подвижного по заказанным субъектами маршрутам, в том числе по Ставропольскому краю. Основой определения расходов являлись договоры с ОАО "РЖД". Для распределения собственных расходов общество использовало показатель доли отправленных пассажиров по всем субъектам Российской Федерации, на территории которых общество осуществляет перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Определенная обществом таким образом общая сумма расходов от перевозки пассажиров на территории Ставропольского края за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 составила 323 171 222 рубля.
В результате потери в доходах, подлежащие, по мнению общества, компенсации, составили 127 725 434 рубля.
Невозмещение указанной суммы послужило основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникающие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Из анализа указанных норм права следует, что требование о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) государственных органов, подлежит удовлетворению в случае, когда доказаны одновременно факт причинения убытков, их размер, незаконность действий (бездействия), повлекших убытки, а также причинная связь между такими действиями и возникшим вредом.
Полно и всесторонне исследовав представленные в материалы дела документы, суды установили, что уполномоченными органами в отношении общества определены экономически обоснованные тарифы. Доказательства отмены указанных тарифов либо признания их в судебном порядке не соответствующими закону, в материалы дела не представлены.
Кроме того, суды установили, что в 2014 году общество в одностороннем порядке и без надлежащего правового обоснования отменило ряд рейсов пригородных пассажирских поездов. С 10.02.2014 общество сняло пары пригородных пассажирских поездов с маршрута в направлении Минеральные Воды - Кисловодск. С 03.03.2014 общество сняло пары в направлении Минеральные Воды - Буденновск, Ставрополь - Темижбекская. С 15.03.2014 общество сняло пары пригородных пассажирских поездов с маршрутов Минеральные Воды - Стародеревская, Бештау - Железноводск, Минеральные Воды - Моздок, Минеральные Воды - Невинномысская, Минеральные Воды - Коноково, Ставрополь - Пелагиада и др.
Отмена обществом рейсов пригородных пассажирских поездов в 2014 году вызвала острую социальную напряженность, спровоцировав многочисленные обращения и жалобы жителей и гостей Ставропольского края. Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края заменило указанные пригородные пассажирские поезда рейсами автомобильного пассажирского транспорта.
Общество не выполнило в полной мере заказ транспортной работы на 2014 год - фактически перевозчиком выполнено 5 318 204 вагонокилометров вместо заказанных 7 477 390 вагонокилометров, фактический пассажирооборот составил 118 202 тыс. пасс/км вместо планируемого 198 495,36 тыс. пасс/км. Таким образом, причиной возникновения у общества потерь в доходах является, в числе прочих, и снижение пассажирооборота в связи с отменой рейсов пригородных пассажирских поездов.
Обществу произведено возмещение понесенных им расходов, вызванных государственным регулированием цен и тарифов на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в пределах рассчитанных по специальной методике и утвержденных в установленном порядке экономически обоснованных тарифов.
Учитывая совокупность изложенных обстоятельств является правильным вывод судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для возмещения обществу дополнительных сумм сверх установленных экономически обоснованных тарифов.
Судебные инстанции исходили также из того, что заявитель не представил достаточные доказательства, свидетельствующие о нерентабельности перевозок именно по основанию необоснованно установленного тарифа, а не по иным организационным причинам.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.06.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2018 по делу N А63-23431/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.