Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Дряхловой Ю.А.,
при секретаре Кох А.Е.,
с участием старшего прокурора прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа Давыдовой Л.А.,
представителя административного ответчика Товмасян Н.А.,
представителя заинтересованного лица Демина Д.А.,
представителя заинтересованного лица Ишметовой К.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Оздиева Адама Хизраевича о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
Постановлением N 1785 от 17.06.2009 Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа принят Закон Ямало-Ненецкого автономного округа N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе", который 19.06.2009 подписан Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа и официально опубликован в газете "Красный Север" 25.06.2009, спецвыпуск N 69/2 (далее - Закон N 39-ЗАО).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 39-ЗАО, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства или садоводства, или огородничества по месту постоянного проживания гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка, и не реализовавшим право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, указанное в части 2 статьи 7-1 настоящего Закона.
Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 25.11.2015 принят Закон Ямало-Ненецкого автономного округа N 122-ЗАО "О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе", который 01.12.2015 подписан Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа и официально опубликован в газете "Красный Север" 08.12.2015, выпуск N 92/1. Указным Законом введена в действие статья 7-3, определяющая порядок снятия заявителей с учета граждан.
Как следует из пункта 4 части 1 статьи 7-3 названного закона в редакции, введенной в действие Законом N 122-ЗАО, основанием для принятия решения о снятии с учета граждан является, в том числе, реализация гражданами права однократного бесплатного получения земельного участка на территории Российской Федерации.
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа N 122-ЗАО "О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе" является нормативным правовым актом, вступил в законную силу 01.01.2016.
Оздиев А.Х. обратился в суд с административным иском о признании пп. 4 п. 1 ст. 7-3 Закона ЯНАО от 19.06.2009 N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе" недействительным в той части, в которой он позволяет отказывать многодетным гражданам в бесплатном предоставлении земельного участка по причине того, что ранее гражданами было переоформлено право на земельный участок в порядке, предусмотренном п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований указал, что 15.05.2019 в отношении Оздиева А.Х. и членов его семьи МУ "ГЦИО" был издан приказ N 414 "О несоответствии заявителей условиям, установленным п. 1 ч. 14 ст. 7-2 Закона ЯНАО и о снятии с учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно". Основанием для снятия административного истца с учета послужило переоформление административным истцом ранее принадлежавшего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в порядке п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Административный истец обратился к губернатору Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о даче разъяснений по вопросу применения п. 4 ч. 1 ст. 7-3 Закона N 39-ЗАО. Из ответа Департамента имущественных отношений ЯНАО от 11.03.2020, рассмотревшего обращение Оздиева А.Х., следует, что переоформление прав на земельный участок в порядке п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является основанием для снятия многодетных граждан с учета на основании п. 4 ч. 1 ст. 7-3 Закона N 39-ЗАО. В связи с чем, административный истец обратился в Новоуренгойски городской суд с исковым заявлением о признании незаконным приказа МУ "Городской центр имущественных отношений" от 15.05.2019 N 414. Решением Новоуренгойского городского суда от 16.03.2020 в удовлетворении исковых требований Оздиева А.Х. было отказано. В решении суд указал, что закрепленное в п. 4 ч. 1 ст. 7-3 Закона N 39-ЗАО право на получение земельного участка включает в себя любые законные основания, по которым произошел переход права собственности на земельный участок бесплатно. Вместе с тем, по мнению административного истца, переоформление права на земельный участок не входит в понятие предоставление земельного участка, поскольку не требуется решения органа местного самоуправления о предоставлении такого земельного участка. Соответственно, случаи, когда собственность на земельный участок перешла в порядке переоформления права, а не предоставления земельного участка, не могут подпадать под действие п. 4 ч. 1 ст. 7-3 Закона N 39-ЗАО. В связи с чем, полагает, что п. 4 ч. 1 ст. 7-3 Закона N 39-ЗАО является недействительным, поскольку допускает неоднозначное толкование и применение указанного акта, то есть не соответствует критерию правовой определенности.
В судебное заседание административный истец Оздиев А.Х., его представитель Климов А.В., не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела по существу.
Представитель административного ответчика Законодательного Собрания ЯНАО Товмасян Н.А. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений ЯНАО Демин Д.А. просил в удовлетворении требований отказать.
В заключении прокурор Давыдова Л.А. полагала, что оспариваемое положение нормативного правового акта не противоречит федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "к" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76).
Согласно ч. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Земельное законодательство (ст. 3 ЗК РФ) регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. 6, 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае: предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно; земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания данной нормы усматривается, что федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации самостоятельно установить случаи и порядок предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В п. 1 ст. 39.19 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 39.19 ЗК РФ).
Согласно предмету правового регулирования Закона Ямало-Ненецкого автономного округа N 39-ЗАО от 19.06.2009 "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе" в редакции закона Ямало-Ненецкого автономного округа N 122-ЗАО от 25.11.2015, определенного в ст. 1, настоящий Закон устанавливает полномочия исполнительных органов автономного округа; формы участия исполнительных органов автономного округа в земельных отношениях; предельные размеры земельных участков; правила предоставления земельных участков в собственность, в пользование граждан или юридических лиц; правила установления и использования отдельных категорий и видов земель; регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при реализации ими прав в сфере земельных отношений.
Таким образом, в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по установлению случаев и порядка предоставления земельных участков, предусмотренных п.п. 6, 7 ст. 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации, в статье 7 Закона N 39-ЗАО установлены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно.
Статьями 7-1, 7-2 предусмотрены порядок предоставления земельных участков, а также порядок постановки заявителей на учет граждан.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 7-3 Закона N 39-ЗАО, основанием для принятия решения о снятии с учета граждан является, в том числе, реализация гражданами права однократного бесплатного получения земельного участка на территории Российской Федерации.
Указанное основание для принятия решения о снятии с учета граждан основано на положениях ст. 39.19 ЗК РФ и нормах Закона N 39-ЗАО. В частности, положение об однократности предоставления земельных участков в собственность бесплатно гражданам в установленных законом случаях закреплено в ч. 5 ст. 7 Закона N 39-ЗАО. Согласно п. 3 ч. 9 ст. 7-2 закона N 39-ЗАО реализация заявителями права на однократное бесплатное получение земельного участка на территории Российской Федерации является основанием для принятия решения об отказе в постановке на учет граждан органом муниципального округа, городского округа.
Учитывая, что предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает в качестве меры социальной поддержки, особенно в отношении многодетных семей, находящихся потенциально в наиболее уязвимом положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства, норма, установленная в п. 4 ч. 1 ст. 7-3 Закона N 39-ЗАО, соответствует правовой природе социальной помощи, исключает злоупотребление правом и обеспечивает принцип равенства иных претендентов на получение в собственность бесплатно земельного участка.
Норма права, установленная п. 4 ч. 1 ст. 7-3 Закона N 39-ЗАО, принята Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа в пределах правотворческих полномочий субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству и не содержит каких-либо ограничений в определении порядка предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно.
Как следует из содержания административного искового заявления Оздиева А.Х., фактически оно направлено на разрешение индивидуального земельного спора, который ранее уже был разрешен Новоуренгойский городским судом при рассмотрении гражданского дела по иску Оздиева А.Х. к МУ "Городской центр имущественных отношений" о признании незаконным приказа об исключении из списка граждан, принятых на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка. Решением суда от 16.03.2020 в удовлетворении исковых требований Оздиева А.Х. было отказано. И именно указанное решение пытается преодолеть Оздиев А.Х., заявляя указанные административные исковые требования.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленного административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд решил:
Административное исковое заявление Оздиева Адама Хизраевича о признании недействующим нормативного правового акта в части - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в апелляционном порядке, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий |
Ю.А. Дряхлова |
Решением Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 января 2023 г. N 3а-9/2023 административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта в части оставлено без удовлетворения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 января 2023 г. N 3а-9/2023 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Закона ЯНАО N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе"
Опубликование:
официальный сайт суда Ямало-Ненецкого автономного округа в Internet (http://oblsud.ynao.sudrf.ru)